Благовещение
Случайно или нет, совпаденье ли это, но в день Благовещения сложилось у меня нечто подобное.
Среди громад этого большого города, в одном из не очень даже потаенных его уголков лежит драгоценный камень и сверкает всеми своими, девятнадцатью, гранями.
Это Антонелло да Мессина с 19-ю своими картинами на выставке в Палаццо Реале Милана. Не затеряется он ни на фоне Домского собора, ни на фоне Галереи Виктора Эммануила или Театра Ла Скала. И на фоне всех дворцов и соборов Милана не затеряется. Ибо свет от необыкновенных картин мастера доходит до нас не только через толстые стены зданий, но и через века.
Что же сделало его и его работы столь приметными и примечательными? -Не только филигранность техники Антонелло, которая представлена во всех его работах, начиная со Св.Иеронима – картины, соединившей в себе все достоинства миниатюры , в то же время таковой не являющейся, и кончая знаменитым Благовещением, ставшим визитной карточкой и эмблемой этой выставки, да и, думаю, всего творчества мастера в целом.
Не только тонким психологизмом, которым наполнил мастер портреты своих героев и персонажей – они сами по себе многогранны и играют всеми оттенками своей души и своего характера, вселяя в нас сомнения: а так ли мы, стоящие как будто бы куда выше на эволюционной лестнице человечества, совершенны и продвинуты по сравнению с нашими предками? Не это ли заставило меня искать ответ в фотографиях не столько самих картин, сколько посетителей выставки, внимательнейшим образом их рассматривающих и, что редко бывает, внимательнейшим образом в них всматривающихся.?
И, наконец, не только свет, исходящий от этих небольших полотен – свет далеких звезд, по выражению поэта, дошедший до нас через столетия.
Технически это понятно: Антонелло то ли выдумал сам, то ли подсмотрел у голландцев технику масляной краски, а ее возможности в этом плане уникальны и бесконечны, что мы видим в первой же встречающей нас на входе картине – правда, не самого Антонелло, а одного из его учеников и последователей. В чем-чем, а в технике ученики всегда, как правило, превосходят своих учителей и предшественников, особенно первопроходцев…
Но странным образом к картине этой, столь поразившей тебя в начале, не хочется вернуться после осмотра картин мастера их Мессины. К «Св.Иерониму» — да, к «Кондотьеру» — тоже да и даже к наброскам и эскизам к «Распятию» — хочется, а от Марии с «Благовещения» так и вовсе трудно оторваться , а вот к «Беллини, подсматривающему секреты техники Антонелло» — нет, уже нет. Хотя картина тоже по-своему примечательна, а в чем-то и замечательна.
Так в чем же уникальная примечательность Антонелло да Мессина? – Можно долго гадать на этот счет и выдвигать много других версий, но думаю, главное состоит здесь в том, что автор достиг в своем творчестве того, чего каждый художник и творческий человек вообще хоетл бы и пытается достичь – простоты. Той сакраментальной простоты, ради которой мы городим горы и возводим зиккураты, пишем многотомные сочинения и изводим массу красок, мрамора и даже злата и серебра, поднимаемся в космос и опускаемся в глубины океана…
«Be your essence» — вспомнилась мне надпись на бумажном пакете одной парочки совсем неприметных людей на ступеньках памятника Виктору Эммануилу здесь же, на Соборной площади, в двух шагах от Палаццо Реале. Контраст между прозаичностью этой уличной сценки и философичностью высказывания даже заставил меня час назад щелкнуть затвором фотоаппарата, не придавая этому акту никакого значения. А поди ж ты…
Действительно, ведь не только мастеру в его многолетнем творчестве, но и каждому из нас какой долгий и многотрудный путь приходится проделать, чтобы добраться… или все вернуться к своему естеству?
И в итоге каждый ли доходит?
… Выйдя из музея, я без особой цели и намерения побрел по улицам Милана. Случайно нет ли, я набрел на Пинакотеку Брера, которая, по моим представлениям, должна была находиться в несколько другой стороне… Мимо парочки еще других галерей и пинакотек типа Gallerie d’Italia банка Intesa… Настоящих копей и россыпей драгоценных камней и металлов, подобных Антонелло да Мессина. И даже еще более значимых и драгоценных. Но мне даже в голову не пришло бы туда сегодня заходить.
Мне было достаточно одной, что так ярко зажглась на дневном небосклоне Милана. «Антонелло да Мессина… Антонелло… Антонелло… да Мессина» — шел я и бесцельно повторял имя художника, которое уже само по себе звучало для меня как прекрасная музыка…
Среди громад этого большого города, в одном из не очень даже потаенных его уголков лежит драгоценный камень и сверкает всеми своими, девятнадцатью, гранями.
Это Антонелло да Мессина с 19-ю своими картинами на выставке в Палаццо Реале Милана. Не затеряется он ни на фоне Домского собора, ни на фоне Галереи Виктора Эммануила или Театра Ла Скала. И на фоне всех дворцов и соборов Милана не затеряется. Ибо свет от необыкновенных картин мастера доходит до нас не только через толстые стены зданий, но и через века.
Что же сделало его и его работы столь приметными и примечательными? -Не только филигранность техники Антонелло, которая представлена во всех его работах, начиная со Св.Иеронима – картины, соединившей в себе все достоинства миниатюры , в то же время таковой не являющейся, и кончая знаменитым Благовещением, ставшим визитной карточкой и эмблемой этой выставки, да и, думаю, всего творчества мастера в целом.
Не только тонким психологизмом, которым наполнил мастер портреты своих героев и персонажей – они сами по себе многогранны и играют всеми оттенками своей души и своего характера, вселяя в нас сомнения: а так ли мы, стоящие как будто бы куда выше на эволюционной лестнице человечества, совершенны и продвинуты по сравнению с нашими предками? Не это ли заставило меня искать ответ в фотографиях не столько самих картин, сколько посетителей выставки, внимательнейшим образом их рассматривающих и, что редко бывает, внимательнейшим образом в них всматривающихся.?
И, наконец, не только свет, исходящий от этих небольших полотен – свет далеких звезд, по выражению поэта, дошедший до нас через столетия.
Технически это понятно: Антонелло то ли выдумал сам, то ли подсмотрел у голландцев технику масляной краски, а ее возможности в этом плане уникальны и бесконечны, что мы видим в первой же встречающей нас на входе картине – правда, не самого Антонелло, а одного из его учеников и последователей. В чем-чем, а в технике ученики всегда, как правило, превосходят своих учителей и предшественников, особенно первопроходцев…
Но странным образом к картине этой, столь поразившей тебя в начале, не хочется вернуться после осмотра картин мастера их Мессины. К «Св.Иерониму» — да, к «Кондотьеру» — тоже да и даже к наброскам и эскизам к «Распятию» — хочется, а от Марии с «Благовещения» так и вовсе трудно оторваться , а вот к «Беллини, подсматривающему секреты техники Антонелло» — нет, уже нет. Хотя картина тоже по-своему примечательна, а в чем-то и замечательна.
Так в чем же уникальная примечательность Антонелло да Мессина? – Можно долго гадать на этот счет и выдвигать много других версий, но думаю, главное состоит здесь в том, что автор достиг в своем творчестве того, чего каждый художник и творческий человек вообще хоетл бы и пытается достичь – простоты. Той сакраментальной простоты, ради которой мы городим горы и возводим зиккураты, пишем многотомные сочинения и изводим массу красок, мрамора и даже злата и серебра, поднимаемся в космос и опускаемся в глубины океана…
«Be your essence» — вспомнилась мне надпись на бумажном пакете одной парочки совсем неприметных людей на ступеньках памятника Виктору Эммануилу здесь же, на Соборной площади, в двух шагах от Палаццо Реале. Контраст между прозаичностью этой уличной сценки и философичностью высказывания даже заставил меня час назад щелкнуть затвором фотоаппарата, не придавая этому акту никакого значения. А поди ж ты…
Действительно, ведь не только мастеру в его многолетнем творчестве, но и каждому из нас какой долгий и многотрудный путь приходится проделать, чтобы добраться… или все вернуться к своему естеству?
И в итоге каждый ли доходит?
… Выйдя из музея, я без особой цели и намерения побрел по улицам Милана. Случайно нет ли, я набрел на Пинакотеку Брера, которая, по моим представлениям, должна была находиться в несколько другой стороне… Мимо парочки еще других галерей и пинакотек типа Gallerie d’Italia банка Intesa… Настоящих копей и россыпей драгоценных камней и металлов, подобных Антонелло да Мессина. И даже еще более значимых и драгоценных. Но мне даже в голову не пришло бы туда сегодня заходить.
Мне было достаточно одной, что так ярко зажглась на дневном небосклоне Милана. «Антонелло да Мессина… Антонелло… Антонелло… да Мессина» — шел я и бесцельно повторял имя художника, которое уже само по себе звучало для меня как прекрасная музыка…
Картины Антонелло да Мессина, конечно, замечательны, но фотография не в состоянии всю их «замечательность» передать; их вживую, что бы там Левон ни говорил, видеть надо. К тому же все эти картины и даже еще больше картин можно увидеть в Интернете. Вот такое нам ныне чудо привалило. Не было в юности ни «гроша», а вот теперь – «алтын»…
Но лично мне все равно этого мало. Хочется всегда и во все привнести что-то свое. Поделиться впечатлением от увиденного или пережитого или, как вот в этот раз – увидеть художника через призму настоящего или, наоборот, настоящее – через призму оставленных художником картин, и осуществить некую, в чем-то, может быть, мистическую связь между людьми живущими и живших в разные эпохи. Действительно, почему бы не сделать этого на примере художника, приславшего нам весточку из прошлого, и нас самих, зрителей, пытающимися прочесть его послание в дне сегодняшнем?
Я давно уже на художественных выставках смотрю не только картины, но наблюдаю еще и за зрителями. И даже начал делать кое-какие фото… Думаю, с выставки Айвазовского в Москве: уж больно любопытно смотрелись некоторые посетители на фоне бушующих волн или несчастных, терпящих кораблекрушение…
Со временем думаю сделать соответствующую подборку под названием, скажем, «In The Gallery» и под одноименную музыкальную вещь Марка Нопфлера из «Dire Straits». Может быть, Лена Смирнова мне в этом поможет.
Пока же выложу то, что у меня получилось с этой выставки Антонелло да Мессина. Дело это не очень простое: ведь нельзя дать понять, что ты фотографируешь не картину, а зрителя, и от этого трудно подобрать соответствующий и нужный тебе ракурс. Поэтому прошу не судить меня строго за эти первые опыты, а при желании – попробовать и самим: быть может, у вас получится лучше, и тогда я с радостью включу ваши снимки в свою будущую подборку.
Но лично мне все равно этого мало. Хочется всегда и во все привнести что-то свое. Поделиться впечатлением от увиденного или пережитого или, как вот в этот раз – увидеть художника через призму настоящего или, наоборот, настоящее – через призму оставленных художником картин, и осуществить некую, в чем-то, может быть, мистическую связь между людьми живущими и живших в разные эпохи. Действительно, почему бы не сделать этого на примере художника, приславшего нам весточку из прошлого, и нас самих, зрителей, пытающимися прочесть его послание в дне сегодняшнем?
Я давно уже на художественных выставках смотрю не только картины, но наблюдаю еще и за зрителями. И даже начал делать кое-какие фото… Думаю, с выставки Айвазовского в Москве: уж больно любопытно смотрелись некоторые посетители на фоне бушующих волн или несчастных, терпящих кораблекрушение…
Со временем думаю сделать соответствующую подборку под названием, скажем, «In The Gallery» и под одноименную музыкальную вещь Марка Нопфлера из «Dire Straits». Может быть, Лена Смирнова мне в этом поможет.
Пока же выложу то, что у меня получилось с этой выставки Антонелло да Мессина. Дело это не очень простое: ведь нельзя дать понять, что ты фотографируешь не картину, а зрителя, и от этого трудно подобрать соответствующий и нужный тебе ракурс. Поэтому прошу не судить меня строго за эти первые опыты, а при желании – попробовать и самим: быть может, у вас получится лучше, и тогда я с радостью включу ваши снимки в свою будущую подборку.
0 Комментариев