Медицинские корни славянофильства
Это было бы смешно, если бы не было так грустно…
Совершенно удивительный и неожиданный очерк об Алексее Хомякове – одном из основателей и теоретиков славянофильства – в «Ex-Libris» от «Независимой газеты». И, главное, мне, столь люто недолюбливающему это течение мысли, — в строку и в руку. И в доказательство абсолютнейшего вреда и утопичности славянофильства.
Речь в очерке не столько о философских и историософских взглядах и потугах Хомякова, сколько о его псевдомедицинской, а точнее – откровенно знахарской практике в стремлении изобрести средство от холеры. Практике, которая скорее напоминает опыты и советы «адепта народной медицины и целителя уриной» Геннадия Малахова, чем истинно научные и медицинские изыскания и рекомендации. Что не удивительно, ведь, по признанию самого Хомякова, черпал он их в основном в «эмпиризме крестьян» и затем увлеченно скрещивал с собственными фантазиями, в основном поэтического и философского свойства.
Это как если бы некий «юноша бледный со взором горящим» какого-нибудь Брюсова решил вдруг изучить доморощенные рецепты Малахова, усовершить (выражение Хомякова) их примесью масла и начать пропагандировать посредством своего высоко литературного и поэтического слова.
Рецепты от Хомякова против холеры воистину умиляют: «Полрюмки (десертной или ликерной) чистого дегтя и столько же конопляного масла», например. Это, по словам Хомякова-Малахова, «останавливает холеру почти мгновенно и производит сильный пот». Как правило, даже повтора не требуется. Видимо, потому, что средство это чудодейственное останавливает не только холеру, но и самою жизнь пациента. Ну а если тот все же выжил, можно попробовать завершить лечение «кислотным морфием (morphii acetici) с лавровишневой водкой и в то же время клистирами из крахмала с опиумом». Такого «ерша», думаю, и сам Веничка Ерофеев не пробовал.
Среди прочих популярных у «доктора» Хомякова ингредиентов – камфара, крапива и парное молоко. Категорически не рекомендует он холодного кваса, что может, в принципе, и неплохо, хотя вряд ли способно намного усугубить состояние холерного больного. А вот с точки зрения патриотизма эта последняя рекомендация крайне сомнительна и к тому же находится в прямом противоречии с философскими взглядами историософа.
Удивительно другое: как много, должно быть, померло люда на глазах «доктора» Хомякова, а он так и не разуверился в своих методах и с не меньшим энтузиазмом продолжал свои опыты, пока в 1860 году сам не помер от холеры сам. Боюсь, что, позабыв собственные предостережения, все же хлебнул холодного кваса…
Как видим, специфическая сила его лечения, его особый путь в медицинской науке, не помогли ни самому славянофилу, ни другим русским людям. Ровным счетом ничего не имея в виду, просто напомним, что истинно действенное средство от холеры и других смертельных на тот момент болезней нашли Роберт Кох и другие, в основном западные, врачи и ученые.
Нет, не люблю я славянофилов, равно как и нынешних горе-патриотов и часто вступаю с ними в яростные споры, потому что верю, что специфические их рецепты по выходу России из многовекового исторического кризиса столь же беспомощны, вредны и даже губительны, как вредны и губительны были медицинские от Хомякова для его крестьян и для него самого.
Так же, как опасна и вредоносна поднятая тем же Хомяковым на щит идея соборности в период эпидемии. Здесь нужна, напротив, строжайшая самоизоляция и карантин.
Так же и в историческом смысле – не славянофильство способно спасти Россию, а западничество. В одном был прав Хомяков: принимать это сильнодействующее средство лучше десертными, или ликерными рюмками, а не так, как у нас, русских, принято – стаканами… И как показывает недавний печальный опыт, ни в коем случае не мешать ни с morphii acetici, ни с кокаином…
0 Комментариев