ПРЕДИСЛОВИЕ.
На прошлой неделе спасался от московской жары на даче.
Там сейчас проживают стар (родители), млад (Лучик), да дочь Алина с вечно слюнявым Тишей (собачка-теленок).
Здесь надо пояснить откуда эти находки берутся. Так вот, на втором этаже есть такая комната, куда на протяжении 3-х десятилетий свозилось разное барахло, особенно, в связи с моими многочисленными переездами, которое как бы жалко было выбрасывать. Алина же вознамерилась освободить эту комнату в связи с увеличением семейства, ну и в качестве эксперта-товароведа-такелажника подключила меня к этой титанической работе. Треть разобрали.
Больше всего времени заняла разборка книг, я даже не подозревал об их столь огромном количестве. А ведь почти все это было читано-перечитано… КНИГИ.
К примеру, нашлась целая полка книг по критике буржуазного искусства. Такие родные и знакомые, многие из них были настольными, зачитанными до дыр. Как можно сейчас объяснить молодежи про это перевернутое обучение, что если было написано «критика», то значит это было хорошо… А откуда еще можно было узнавать про Дюшанов и Уорхолов?
Вспомнил один случай из своей жизни, Где-то в середине семидесятых к нам в гости пришел наш родственник — генерал, увы, нехорошой конторы. Зайдя ко мне в комнату, он сразу обратил внимание на книжные полки (по-моему, так все делали в то время), быстро пройдясь по ним своим цепким взглядом, как мне показалось чуть более остального задержал его как раз на полке, где в основном стояли именно эти книги.
«Ну-ну…» — только и сказал он и вышел из моей комнаты.
На следующий день папа сообщил мне, что генерал «по-родственному», обратил его партийное внимание, на вредность чтения его сыном подобной литературы. И это не смотря на то, что все книги были советские.
Хотя, по существу, генерал-то был прав…
А эту книгу я приобрел и прочитал от корки до корки в период моих экономических «разногласий» с правоохранительными органами (или их со мной), длящимися чуть не с год. Слава богу, до практики не дошло, спасла перестройка.
ЖУРНАЛЫ.
Практически полные комплекты за 74-75-ый годы журналов Burda и Modes & Travaux (ну, это можно Кулагину — пусть вырезает).
А также, вероятно, в качестве бонуса за работу был обнаружен журнал Playboy за декабрь 1974-го года (помню-помню…)
КАРТИНЫ.
Отыскались две мои картины. Одну я помню хорошо, где окно с книгой (холст, масло, 79-80?), вторую автопотрет с попугаем (гуашь, ватман), так и не смог припомнить, хотя, рука явно моя…
ПЛАСТИНКИ.
Не менее полусотни виниловых пластинок пролежало, вероятно, с 86-го года, когда мы переезжали в Крылатское.
В основном, джаз и классика, преимущественно Бах, очень удручился утратой своей вертушки Торенс, с удовольствием бы все переслушал…
И, среди этой кучи, вдруг находится 45-ка Pink Floyd — «See Emily Play» / «The Scarecrow»!
Как она сюда затесалась непонятно, вроде у меня такой не было. Да и издание странное. По приезде в Москву нашел-таки, что это швейцарская перепечатка 77-го года… А я уж губы раскатал, но все равно приятно.
ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЙ БУКЛЕТ-КОЛЛАЖ НА 29 ЛЕТ.
Увы, к своему стыду не могу вспомнить автора…
И на последней странице явно что-то отклеилось.
Кстати, вспомнил, что на 29-летие Саши Бабкова дарил ему свое фото-коллажное поздравление. Интересно — сохранилось?
ФОТОГРАФИИ-ПОСТЕРЫ.
Нашлась папка с фотографиями большого размера (был у меня период, когда я увлекался большими форматами).
БОБИК.
Бобика подарил мне дядя Лева на первый день рождения.
По-моему, ничего не изменилось, разве что, Бобик похудел…
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ.
После столь тяжелой работы не смогли помешать ни Тиша, чье привычное место по праву сильного занял Лучик, ни сам карапуз, пыхтящий на мне…
Снимок Алины Кононовой (бывшей Бабаян…) УЖИК.
А в это время метрах в трех от качелей шла борьба ни на жизнь, а на смерть…, хотя, для кого-то просто обед…
Снимок Алины Кононовой. Проснулся я спустя некоторое время от истошного крика соседки, панически боящейся змей (я и сам такой, хорошо еще, что дремал в тот момент). ДОМОЙ С ТИШЕЙ.
Или «Перед Москвой не надышишься…»
Кто не понял, в зеркале торчит морда Тиши, а слюни улетают в сторону красной машинки…
Дачное, так дачное, ассорти, так ассорти.
Не знаю, кто поет и что это за ребята, но, по-моему, забавно и созвучно дачным впечатлениям.
И кстати, по политическому моменту очень верно и своевременно…
Мне это представляется таким анти-санкционным рекламным роликом.
Забавно, конечно. Совмещение малосовместимого – это всегда забавно. Это беспроигрышный вариант.
Представленный ролик – из разряда все той же так и неосуществившейся (осуществимой ли?) мечты Некрасова о русском мужике, несущем с базара умную книжку. Или… Левона – о доярке Дуне, исполняющей модный западный шлягер и на пару с трактористом Васей отплясывающей хип-хоп.
На деле же куда чаще мы становимся свидетелями совсем другого явления. Явления, когда уже и прикид фирменный, и авто – иномарка, и отдыхать ездим на Родос, то есть, казалось бы, на лицо все, что дает нам думать, что мы на одной ноге с европейцами и американцами, к слову сказать, обеспечившими нам все эти современные блага… Но вот рыло, рыло по-прежнему – свиное и, что хуже, наша внутренняя сущность все та же – хамская и совковая. События последних месяцев как нельзя нагляднее это продемонстрировали нам и всему миру. И это уже не смешно, точнее, при иных обстоятельствах над этим еще можно было бы поиронизировать и посмеяться. Да что там, еще полгода назад можно было. Но стоило измениться обстоятельствам, и всем от этого стало по-настоящему страшно…
Вот такие две разные стороны медали…
Саша, если ты все время будешь бояться и думать об этом, то последствия могут стать печально-необратимыми, как минимум, лично для тебя, как минимум, человека творческого. Думаю, что никто из нашего круга, несмотря на разность оценок, не находится в эйфории от происходящего, но кого-то в этой ситуации должна спасти «сила духа», а кого-то отвлекает от понимания-непонимания происходящего — творчество или воспоминания…
«Дачное ассорти» как раз и показывает, что и в худшие времена мы жили-не тужили и ничто нас не брало. А ролик мне симпатичен квинтэссенцией русского пофигизма и «авось пронесет» на любые внешние обстоятельства (хотя авторы, наверняка просто стебались, но в связи с моментом появились ассоциативные вариации, несмотря на полную аполитичность текста).
«Давай еще немного попрячемся» — из текста песни…
Бояться мне, Левон, нечего, по крайней мере за себя. Я уже, наверное, свое отбоялся. А вот не думать и не переживать не могу. Это в молодости, как ты правильно говоришь, все по фигу. С возрастом же появляется чувство ответственности, но что еще важнее – чувство собственного достоинства. Вот оно-то и не может никак молчать. Напротив, оно само заставляет молчать многие другие чувства, такие как здравый смысл, логика, страх, инстинкт самосохранения…
Иногда мне кажется, что это чувство – самое главное в нас и что только ради этого чувства, его воспитания в себе мы и родились, что вся наша жизнь это своеобразный тест, или проверка – поднимемся ли до чувства собственного достоинства в себе как высшей ценности или нет?
Вроде сам пишешь… или «всем по-настоящему страшно» кроме тебя?
Видео потрясающее! :-D
Пермский дуэт,
меня расстроил.
Вроде всё ничего, но есть в этом что-то неприятное.
Саша!
Взял книжку-брошюрку в Нескучном саду, на прозрачной полке-библиотеке: Осип Мандельштам. Буддийское лето.
Рассказ «Сухаревка». 1923 г.
«…Я видел тифлисский майдан и черные базары Баку, разгоряченные, лукавые, но в подвижной и страстной выразительности всегда человеческие лица грузинских, армянских и тюркских купцов, — но нигде никогда не видел ничего похожего на ничтожество и однообразие лиц сухаревских торгашей. Это какая-то помесь хорька и человека, подлинно «убогая» славянщина. Словно эти хитрые глазки, эти маленькие уши, эти волчьи лбы, этот кустарный румянец на щеках выдавались им всем поровну в свертках оберточной бумаги.
Муж от долгого сожительства становится похожим на жену. Если присмотреться — и купец похож на свой товар: всех спокойнее и благообразней лобазники: все текуче — один хлеб остается».
Не знаю к месту ли цитата. И все же… Моя оценка увиденного существенно ближе к ответу на твой реплай и мнению по существу автора поста -Левона.
Береги себя. Скоро марафон мудрости. И не проходи мимо прозрачных полок «Библиотеки Парка Горького» у Ротонды.
Классно, Левон!
Очень живо и познавательно. Дача — это кладезь. Точнее не скажешь.
Перефразируя героя фильма «Еще раз про любовь», когда он комментировал выступление начинающего поэта со сцены в молодежном кафе: «..не знаю, что сказать про старые книги и постеры, но вот …девушка (Алина по мужу Кононова) мне очень понравилась». Этот материал весь, как иллюстрация к 5-летию твоего детища и призыв ко всем его участникам реагировать на окружающий мир живее и оптимистичнее.
Постараюсь в качестве поздравления к юбилею и сам что-то предложить.
Твой Ося
Ося, — НАШЕГО детища.
Из буклета «Одно мы с ним! Он с нами неделим»
Была бы у Пришвина такая же активная дочь как у Левона — и не было бы дома-музея в Дунино. Куда наследие будешь перемещать?
В Контрапункт.
Контрапункт -лучшее место для создания музеев: там не будет скапливаться музейная пыль.
Левон, спасибо за размещение архива.
Не соглашусь с Сашей, сколько я помню, доярки Дуни не были твоим идеалом, или я что-то пропустила :-)) ???
Алина — настоящая красавица! Передай ей, пожалуйста.
Внук прелесть, а особенно ты с ним! Для меня это все и есть настоящая жизнь…
Тиша моя давняя любовь… Практически с первого взгляда.
На поздравлении с 29 годами напугала твоя посмертная маска.
Playboy выглядит достаточно невинно в сравнении с твоими фотографиями …. ( не там, где ты с Бобиком)
А теперь об ужике. У меня есть подобная фотография. Но очень драматичная. Однажды во время прогулки мы заметили на дороге ужа, с раздавленной частью тела, ближе к хвосту…. Драматизм ситуации усугублялся тем, что ДТП настигло беднягу, когда он изловил лягушечку и поглощал ее (ой, простите за излишний натурализм). Оба, и завтракающий и его завтрак были еще живы… Я не знала, что делать и надо ли вмешиваться в естественное течение жизни… Сняли напоследок происходящее и хотели было уйти, как вдруг лягушка еще раз сильно дергает лапками и…, вырвавшись из слабеющих, по-видимому, челюстей, совершает прыжок-полет в сторону!
Вот эти две фотографии:
Ну вот, а я-то наивно предполагал, что с нашим ужиком это будет фотография года в номинации страсти-мордасти, придется уступить пьедестал в силу драматичности приложенного описания.
Хотя есть подозрение, что это тот же поправившийся ужик и та же лягушка, хотя, чего им в Финляндии ни ползалось-ни прыгалось, может у нас травки больше неухоженной…
Того уж нет… Почил в бозе…
Алла, а ты знаешь (наверняка), что в бозе — это локатив от Богъ (почить в бозе буквально: уснуть в Боге). Поаккуратней, у нас верующие есть, а ты про гада такое…
Жаль, форум фразеологический закрыли.
Конечно, так называемый, местный падеж, исчезнувший из русского вместе со звательным (боже, старче, отче). Я учила историческую грамматику и старославянский.
Как приятно в обнимку с внуком перебирать полезную «интеллектуальную» литературу.
Актуально.
Лившиц навсегда!
Бобика домой.
Продолжаю разбирать коробки, привезенные с дачи, предназначенные для разборки, вероятнее всего большинство их содержимого вернется обратно доживать свой век на дачу. Но кое с чем хотелось бы поделиться с вами, не претендуя на музейную ценность, лишь любопытства ради.
ЛЕКЦИИ в ГКЭС или опять о советском «королевстве кривых зеркал».
Нашел один из черновиков лекций (по-моему их было четыре), которые я, в качестве обязательной комсомольской общественной нагрузки читал в Государственном комитете внешних экономических связей, где работал по распределению в 77-81 гг. В актовый зал после работы сгоняли до сотни недовольных комсомольцев со всем руководящим комсомольским начальством, не без смотрящего от парткома и Левон Бабаян с трибуны в течение часа рассказывал сотоварищам об «ужасах» буржуазной культуры. После 4-ой лекции, на которой я устроил прослушивание альбома «Wish You Were Here» мне намекнули, что лучше на этом остановиться…
P.S. Пробежав глазами по тексту, подумал, что одному из наших активных авторов эти черновики могут быть созвучны и полезны для дальнейшей работы, особенно про «кризис ценностей, которым сегодня (выделено Л.Б.) охвачен западный мир»…
Или слова секретаря, описываемого Комитета интеллектуалов за Европу свобод, А. Равена «Мы живем в эпоху великой неуверенности, великой тревоги, крайнего смятения».
Бери — не хочу.
Помимо найденного винила, привез в Москву для разборки кучу CD.
Не могу не поделиться с вами 3-мя вещицами из творчества Петра Мамонова, одного из моих любимых персонажей.
Релиз редкий, думаю даже у Кулагина такого нет.
МАМОНОВ и АЛЕКСЕЙ (1992).
1. Восторг (трек 3)
2. Кактус (трек 5)
3. Лень (трек 6) (это, вообще, моя любимая, Л.Б.)
[audio:140812-01.mp3,140812-02.mp3,140812-03.mp3]
Есть некоторые художественные произведения которые казалось бы отвечают всем предъявляемым критериям, в данном случае: музыка, текст, интеллектуальная составляющая, исполнение и пр.
но
скучно мне слушать Мамонова в большом количестве
помню этот винил — Мамонов с братом
я долгое время пытался найти его записи до этой классической сессии на даче у Липницкого, где была этакая панковская гитарная лихость
но видимо автор считает их издание неуместным
(конечно если их возможно издать технически)
я два раза видел Мамонова на концерте
в 90-м году и в 93
незабываемо
ни одна запись не может этого передать
его конечно надо видеть
запись лишь бледная копия
Полностью с тобой согласен, особенно по части концертов.
Это нечто. Помню, когда я его увидел первый раз (наверно, в тех же годах — Звуки Му) и был при этом совершенно не готов ни к такой музыке, ни к такой болезненной манере исполнения, слушал-смотрел не без интереса, но и без экзальтации, тут из зала кто-то зычно выкрикнул: «Петя, танцуй!». И тут начались эти «полиомиелитные» судорожные пляски… Все, я был пленен сразу, как-то все сложилось.
Никогда до, ничего подобного не видел.
Вот нашел клип, но здесь он более-менее спокоен…, тем более, это вероятно попозже уже.
А вот Звуки Му, это уже ближе к тем временам.
К Мамонову я пришел уже в зрелом возрасте. И не через Звуки Му, а через «Такси-блюз» Лунгина, смотрел этот фильм где-то году в 1998-99. На концерт Мамонова ходил в Клуб на Брестской в 2006 году. Незабываемо. «Такси-блюз» и «Пыль» пересмотрел на даче в эти выходные, смотрятся очень актуально и зловеще в наше время, которое Левон называет «время как время».
Анлрей (Казачков), не настаиваю, но по-моему, в этой кучке не хватает «Острова». Лично на меня произвел очень сильное впечатление, по всем параметрам. Потом попробовал перечитать книжку, не тягается с фильмом, хотя первоисточник, есть первоисточник. Значит Мамонов (ну, там, вообще, сильный состав) все перебил…
И еще, ну, с нами-то все понятно, но вот, что порадовало меня однажды. Как-то лет пять назад, звонит мне Никита (сын) и спрашивает: «Папа, а кто такой Мамонов? А то тут зовут на какой-то с ним спектакль, где он один, скучно, наверно». Я как мог объяснил и посоветовал сходить. Поздно вечером (а все знают, что меня в это время лучше не беспокоить) раздается звонок от явно пораженного Ники, которого к театралам причислить уж точно нельзя… А на следующий день он внепланово приехал ко мне с диском спектакля (продавали в театре) и мы с ним оба просмотрели не отрываясь и не закрывая ртов. Не помню, как назывался этот моно спектакль, может и «Шоколадный Пушкин».
«Остров» и Мамонов в нём… Фильм из тех, о котором трудно говорить обычными словами типа «потрясающий», «нравится», «в восторге», ибо все эти словечки кажутся нелепо-неуместными в отношении этого кино. С первого раза до конца не смогла досмотреть, задавило. Но потом смотрела дважды, от и до, и уже улыбаясь. Хотя и тяжесть потом остаётся, и ты не сразу можешь освободиться от увиденного и какое-то время ходишь, погружённым во всё это. Я, конечно, не знаток кино, и многого наверняка не знаю, но лишь один другой фильм когда-то оставил мне такие же чувства. Это Миссия (The Mission)86-го года.
«Остров», и правда, словно в солнечное сплетение бьет…. Я немного смотрю российских фильмов, но после этого поняла: российская кинематография жива. В моих впечатлениях, чем-то перекликается с «Андреем Рублевым» Тарковского.
Божий человек, «в рай ракетой»…
«Плюнь ты на чувства. Нельзя по чувствам жить. Сегодня – солнышко. Завтра – дождичек пошел. Упал, ногу сломал – третье чувство. Жить надо по закону: не «Дай», а «На».
Привыкли жить навыворот. У нас на голове, если пощупать, образовалось плоское местечко, на котором удобно стоять. Так и живем – вверх ногами. Все, что Богу угодно, презираем. Сильный помоги слабому. У нас – задави. Богатый – отдай. У нас – хапани, да охрану поставь, чтоб не украли.
У нас извращенный взгляд на христианство. А это просто. Сколько крови можешь отдать за другого. Потому что написано: «Что сделал одному из малых сих, то ты сделал Мне (Богу)». Сколько можешь у постели матери просиди, которая одурела от старости и болезней. Вот где приходится умирать каждый день.
Как в Чечне: ребятишки стоят, чеку выдернул один придурок, сейчас – взрыв, подполковник, не думая, бросается. Его в куски. Восемь человек живы. Коммунист, некрещеный, никогда в церковь не ходил, о Боге вообще не думал, но он христианин. В рай – ракетой.
А то в храм пришел, поклоны бьет, свечек понаставил. А сердце – пусто. Христианский поступок? Мимо. Хоть обмолись весь, объезди все Афоны, облобызай мощи. Ничего не будет…
Хоть и трудно, стараюсь по закону жить. Из десяти два раза удается. Зажать свой рот окаянный, чтоб не выскочило обидное слово. Не отпихнуть человека. Не перебить. Выслушать»..
Пётр Мамонов
И еще.
«Любовь — это вымыть посуду вне очереди.»
(из интервью с Натальей Николайчик)
А в чем твой смысл жизни?
— Каждый встречающийся на пути человек — ангел. Он тебе помощник и встретился недаром. Он тебя или испытывает, или любит. Другого не дано. У меня был случай в молодости. Выпивали мы с приятелем, расстались поздно. Утром звоню узнать, как добрался, а мне говорят: он под электричку упал, обе ноги отрезало. Беда невыносимая, правда? Я к нему в больницу пришел, он говорит: «Тебе хорошо, а я вот…» — и одеяло открыл, а там… ужас! Был он человеком гордым. А стал скромнейшим, веселым.
Поставил протезы, жена, четверо детей, детский писатель, счастьем залит по уши. Вот как Господь исцеляет души болезнями физическими! Возможно, не случись с человеком горя, гордился бы дальше — и засох, как корка черствая. Таков труднопереносимый, но самый близкий путь к очищению духовному. Нужно каждую минуту поучаться, каждую минуту думать, что сказать. И созидать, созидать, созидать.
Жизнь порой бьет, но эти удары — лекарство. «Наказание» — от слова «наказ». А наказ — это урок, учение. Господь нас учит, как отец заботливый. Ставит маленького сына в угол, чтобы он в следующий раз не делал плохого. Дитя рвется, а отец держит его за руку, чтобы под трамвай не попал. Так и Бог. Искушения — это экзамен. А экзамен зачем? Чтобы его сдать. В этих испытаниях мы становимся все чище и чище. Золото в огне жгут, чтобы оно стало чистым. Так и души наши. Мы должны переносить скорби безропотно, без вопроса «за что?». Это наш путь.
Подлинный смысл жизни — любить
— Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос — бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни — любить. Это значит жертвовать, а жертвовать — это отдавать. Схема простейшая. Это не означает — ходить в церковь, ставить свечки и молиться. Смотрите: Чечня, 2002 год, восемь солдатиков стоят, один у гранаты случайно выдернул чеку, и вот она крутится. Подполковник, 55 лет, в церковь ни разу не ходил, ни одной свечки не поставил, неверующий, коммунист, четверо детей… брюхом бросился на гранату, его в куски, солдатики все живы, а командир — пулей в рай. Это жертва. Выше, чем отдать свою жизнь за другого, нет ничего на свете.
В войну все проявляется. Там все спрессовано. А в обыденной жизни размыто. Мы думаем: для хороших дел есть еще завтра, послезавтра… А если умрешь уже сегодня ночью? Что ты будешь делать в четверг, если умрешь в среду? Кажется, только вчера сидел рядом Олег Иванович Янковский, вот его курточка лежит, вот трубочка. А где сейчас Олег Иванович? Мы с ним на съемках фильма «Царь» сдружились. Много о жизни беседовали. Я и после его смерти с ним беседую. Молюсь: «Господи, помилуй и спаси его душу!» Вот что проходит туда — молитва. Поэтому, когда буду умирать, мне не надо роскошных дубовых гробов и цветов. Молитесь, ребята, за меня, потому что я прожил очень всякую жизнь.
Молитва важна и при жизни. Слово «спасибо» — «спаси Бог» — это уже молитва. Бывает, не могу очки найти, прошу Творца Вселенной: «Помоги, Господи!» — и нахожу. Отец Небесный любит нас, к нему всегда можно за помощью обратиться. Вы знаете, какое это чудо?! Cидим мы здесь с вами, такие червячки, — и можем напрямую сказать: «Господи, помилуй!» Даже маленькая просьба — запрос во Вселенную. Вот крутняк! Никакой героин рядом не лежал!
Господь не злой дядька с палкой, который, сидя на облаке, считает наши поступки, нет! Он нас любит больше, чем мама, чем все вместе взятые. И если дает какие-то скорбные обстоятельства — значит, нашей душе это надо. Вспомните свою жизнь в моменты, когда было тяжело, трудно, — вот самый кайф, вот где круто! Написалась у меня такая штучка: чем хуже условия, тем лучше коты. Вот так…
Любовь — это вымыть посуду вне очереди.
Видеть хорошее, цепляться за него — единственный продуктивный путь. Другой человек может многое делать не так, но в чем-то он обязательно хорош. Вот за эту ниточку и надо тянуть, а на дрянь не обращать внимания. Любовь — это не чувство, а действие. Не надо пылать африканскими чувствами к старухе, уступая ей место в метро. Твой поступок — тоже любовь. Любовь — это вымыть посуду вне очереди.
Спаси себя — и хватит с тебя
— Нельзя рассказать про вкус ананаса, если его не попробовать. Нельзя рассказать про то, что такое христианство, не пробуя. Попробуйте уступить, позвонить Людке, с которой не разговаривали пять лет, и сказать: «Люд, давай закончим всю эту историю: я что-то сказала не так, ты сказала… Давай в кино сходим». Вы увидите, как ночью будет хорошо! Все возвращается во сто крат тебе, любимому, но только не тряпками, а состоянием души. Вот подлинное счастье! Но чтобы его достичь, каждую минуту надо думать, что сказать, что сделать. Это все есть созидание.
Посмотрите, что делается вокруг: сколько хороших людей, чистых, удивительных, веселых лиц. Если мы видим гадость — значит, она в нас. Подобное соединяется с подобным. Если я говорю: вот пошел ворюга — значит, я сам стырил если не тысячу долларов, то гвоздь. Не осуждайте людей, взгляните на себя.
Спаси себя — и хватит с тебя. Верни Бога в себя, обрати свой взор, свои глаза не вовне, а вовнутрь. Полюби себя, а потом самолюбие преврати в любовь к ближнему — вот норма. Мы все извращенцы. Вместо того чтобы быть щедрыми — жадничаем. Живем наоборот, на голове ходим. На ноги встать — это отдать. Но если ты отдал десять тысяч долларов, а потом пожалел, подумал, что нужно было отдать пять, — твоего доброго дела, считай, и нет.
Я прожил сегодняшний день — кому-нибудь от этого было хорошо?
Каждую ночь нужно задавать себе простенький вопросик: я прожил сегодняшний день — кому-нибудь от этого было хорошо? Вот я, знаменитый крутой артист, рок-н-ролльщик, — могу с вами разговаривать так, что вы по струнке будете ходить. Но разве мне от этого лучше будет? Или вам? Одно из имен дьявола — «разделяющий». Внутренний дьявол внушает: ты прав, старик, давай всех построй! Я стараюсь таким не быть. Продвигаюсь в своей душевной работе каждый день. Комариными шажочками.
Не хочу ничем гордиться: ни своей ролью в фильме «Остров», ни стихами своими, ни песнями, — хочу с краю глядеть на все это. Мне чудо — каждый день, у меня каждый день небо разное. А один день не похож на другой. Счастье, что стал это замечать. Я очень много пропустил, мне очень жаль. Об этом я плачу, внутренне, конечно. Могло быть все чище и лучше. Один человек сказал: ты такие песни написал, потому что водку пил. Но я их написал не благодаря водке, а вопреки. С высоты своих 60 лет я говорю: нельзя терять в этой жизни ни минуты, времени мало, жизнь коротка, и в ней может быть прекрасен каждый момент. Важно утром встать и убрать вокруг. Если я проснулся в дурном настроении, не портвейн пью, а говорю: «Господи, что-то мне плохо. Я надеюсь на тебя, ничего у меня не получается». Вот это движение самое важное.
Не знаю, удивительно ли это или нет, но я, человек далекий от веры, которого в лучшем случае можно назвать пантеистом, понимаю, чувствую и разделяю каждое приведенное из интервью слово. Это и моя позиция, хотя она никак не связана с Богом. И мне все равно, как точно к таким же, моим, мыслям о смысле человеческих отношений, о любви, о восприятии жизни пришел человек , через Бога или иначе, через обостренное внимание к жизни. Я тоже не верю людям много и до тошноты красиво говорящим о Боге, но не переживающим любовь ежеминутно, или вернее, не живущих в состоянии любви к кому- то, кроме себя. Странно, но их всегда видно, они всегда Посторонние.
Трудно не согласиться с философией Мамонова, — это, правда, не его философия, — но и полностью согласиться с нею представляется чересчур простым делом. А уж жить по ней так и вовсе не возможно. Если только ты не схимник и не похоронил себя заживо в келье или в ските, а живешь среди живых людей. Даже среди тех же монахов.
Не могу я ее, эту философию, еще полностью принять и потому, что в основе ее лежит умаление человека, а человек по природе своей не таков – он к большему стремится и редко когда готов довольствоваться малым. Понятно, что не о материальных ценностях речь, хотя и о них тоже. В целом же я о ценностях духовных, ведь недаром именно они составляют основной предмет гордости и достоинства человека в его историческом развитии.
Победи же философия, проповедуемая Мамоновым, и пиши пропало – человечество постепенно вновь вернулось бы к своим истокам. Не говоря уже о том, что хороша она, эта философия, лишь при условии полного отсутствия зла в мире, а, как известно, это, к сожалению, не так.
В более узком смысле философия Мамонова — это философия человека демонического начала, вознесшегося сначала в своей гордыне до небес, а затем рухнувшего наземь — философия падшего ангела, Оскара Уайлда, приятеля Мамонова и самого Мамонова. Ведь мы знаем, каким он был по молодости, да и сам он этого не скрывает. Все же, прежде чем умалиться, все они должны были возвыситься, в хорошем — в плохом ли, и тем самым выполнить какое-то свое предназначение.
Дело в том, что нет одного общего закона для всех, равно как и на все времена нет одного закона. Каждое время требует от человека то смирения, то бунта, то жалости, то жестокости, то любви, то ненависти, то… ну и т.д. То же самое и жизнь человека. Он, человек, разный во все периоды своей жизни, и, слава Богу что это так, не то была бы не жизнь, а скука смертная.
Задача же человека – разобраться в своем времени и в самом себе, в том, какие требования предъявляет ему время, и найти в себе силы, чтобы повести себя в соответствии с этими требованиями. Сегодня, например, не время быть мягкотелым и толерантным. Такая позиция грешит индифферентностью, и люди, ее практикующие и пропагандирующие, это люди в высшей степени равнодушные к тому, что происходит в мире и в их собственной стране. Для меня именно они являются «посторонними»… Алла, наверное, нашла не совсем удачное определение тем, другим, людям…
Саша, почему-то знала, что ты не оставишь мой комментарий без ответа…
Давай по пунктам.
Никто не говорит о «философии Мамонова», смысл моего комментария был в том, что кому-то требуется Бог, чтобы прийти к ценностям, которые принято считать «христианскими», а кто-то находит опору внутри себя. Ты же не станешь отрицать, что и среди атеистов есть люди духовные, раз уж тебе так полюбилось это слово, то есть, нравственные . Я во всяком случае таких знаю немало, поэтому для меня это ценности общечеловеческие.
Жить по чьей-то философии? В нашем-то возрасте? Пустое, Саша! Мы давно переплавили все прочитанные философские труды в горниле собственной жизни, характеров, генетики, в конце концов. В основе, да, те самые 10 заповедей, все остальное у каждого свое: ощущение мира и взаимоотношения с ним и людьми. Это касается и отношения к различным философским системам — у каждого свои пристрастия. Поэтому ты в воскресенье бегал, а Левон на диване лежал. Можно ли по этому определить, кто из вас духовнее? Состояние сосудов определить можно, да, но духовность?
Мамонов не проповедник, здесь он тебе не конкурент. Ты можешь не принимать взгляды Мамонова, концепцию ЕГО жизни — это твое дело: системе ценностей Мамонова это урона не нанесет. И напротив, нежелание уважать чужую (не свою) жизненную концепцию может сделать ущербным тебя.
Да, мне кажется наивным теизм Мамонова, верящего что «божество глубоко вовлечено в людские деяния», слышит его просьбы и отвечает на них, знает его мысли. Но какая угроза для человечества может в этом таиться, в толк не возьму. Ты в каждой церкви это услышишь, и не только православной. Тебе кажется это умаляет человека? А теисту кажется, что такая online связь с Богом делает его более значимым, возвышает его.
Не совсем поняла, что общего между Уайльдом и Мамоновым, хотя о Мамонове знаю мало. Но не стоит путать писателя с его героями: даже в «Саломее» Уайльд восстанавливает этические нормы в правах, а развитие линии главного героя и заключительный аккорд «Портрета Дориана Грея» говорят сами за себя. Поэтому написанная в тюрьме De profundis, если ты это имел в виду, была итогом поиска всей жизни, подготовленным финалом, а не кардинальным разворотом.
Задачи же, Саша, каждый человек ставит перед собой сам и решает их сам. И решая, каким ему быть, каждый человек следует своим взглядам, жизненным обстоятельствам и типу характера. Поэтому мы с тобой по-разному определяем посторонних. Лично мне гораздо симпатичней человек, живущий своей, а не общественной жизнью. Прости, Саша, за сравнение, но ты своими призывами следовать времени очень напомнил мою коллегу, тоже призывавшую на каждом педсовете следовать времени и ему соответствовать. Так увлеклась этим, бедолага, что упустила обоих сыновей. Для меня посторонние — это те, кому гораздо легче оказывается слышать свое время, чем своих близких.
После таких пространных цитат и даже интервью, считаю, Мамонову можно оказать честь и принять его в ряды наших авторов. Но лучше, наверное, помещать такие материалы в рубрику — где-то она у нас была! — под названием «Не одни мы такие умные»… Нет?
Долго искал, где у нас был разговор о Мамонове, нашел почему-то здесь.
Не смог пройти мимо того, как Петя проехался по одному из моих бывших приятелей (хотя лет семь назад пересеклись)…
Продолжая разбирать CD-диски, обнаружил два самиздатовских релиза.
Оба с авторским дизайном.
Первый КУ-КУ — от народных дизайнеров Андрея Кулагина и Кузьмина (Рыжего).
Помню заслушивался роллингами с этого диска.
[audio:140812-04.mp3]
Второй от меня, это был мой первый опыт подобного рода, который в итоге воплотился в Рокологию.
Оба издания раздаривались друзьям, товарищам и родственникам (в данном случае, мое было адресовано дочери Алине на ее совершеннолетие).
Надо признаться, что издание КУ-КУ вышло на четыре года раньше моего в 1998-м.
Алина просто восхитительна! Пыталась подобрать слова к этой фотографии… Тёплая.. Спокойная.. Сочная.. Мадонна!
По поводу Бобика..) А Вы в курсе, что нынче очень модно делать так сказать ремейки старых фотографий? Ну, то есть, в том же месте, в той же позе, в похожей одежде, с теми же домашними питомцами, если они ещё живы… Так что, Вы в тренде! :)
Архив впечатляет.. Я вот тоже иногда задумываюсь о том, чтобы влезть на чердак нашего деревенского дома, который был построен, между прочим, в 1924-м.. Правда, я в деревне уже года 2-3 вообще не была.
Надежда!
Спасибо за внимание и теплые слова.
По-поводу чердака, могу предложить тебе свои логистические услуги. Обязательно надо съездить, довоенные чердаки — это клондайк. Я очень хорошо помню чердак в Кратово, где часто бывал во все 60-е у своих двоюродных бабушек, — это был для меня целый мир — таинственный, пугающий и привлекательный.
Вот бы сейчас меня туда…
Про Бобика, Мамонова и все остальное.
Бобиком Левон меня очаровал. Интересно, а твои дети им играли? Дай его Лучику потискать, интересно, признает ли. Но надолго не давай, может еще Бобик до Лукича или Лукиничны доживет. В прошедшие выходные решил и я поискать на даче артефакты ушедшего времени. Был и у меня свой Бобик — Лиса из театра кукол. Сохранилась в отличном состоянии. Играл ей когда-то мой сын, а потом и внучка еще в прошлом году. В этом году внучка с Лисой не играет и она теперь скучает рядом с еще одним персонажем ушедшего детства. Этот кувшин — мой абсолютный ровесник и скоро будет праздновать вместе со мной юбилей. Этот кувшин купил отец ровно в день моего рождения.
Нет, Андрей, Бобик попал на дачу до рождения детишек, что, собственно, и спасло ему жизнь…
А эту часть комментария я написал до того, как увидел в почте, присланные тобой фотографии.
«Давай свою Лису и кувшин фотографируй.
Да, и, вообще, музей, так музей, особенно, будет интересно, если попадутся одинаковые вещицы.»
И сразу попадание, кувшин такой у нас тоже был, абсолютно точь-в точь. Может еще и попадется при следующих разборах.
Так что теперь ищи в семейных альбомах зафиксированные подтверждения принадлежности (про Лису и кувшин), раз по словам Нади — это тренд.
А внучка озорна, небось, глазастенькая, справляешься? Как звать-то?
Внучку Ира зовут. Это позапрошлогоднее фото. Справляемся пока
Внучка Ира выучила этим летом слова «чувак» и «Ешкин кот» и теперь их употребляет, причем в основном к месту
Еще бы! Чья школа! Я даже примерно представляю программу следующего года обучения, и мне уже не по себе…
Гибель Лисы
С прискорбием сообщаю, что в прошедшее воскресенье на 60-м году жизни погибла моя лиса. Та самая моя ровесница, с которой я всех недавно познакомил. Кончина была ужасной и быстрой. Лису съели. Виновником смерти оказалось существо, беззаботно ухмыляющееся с фотографии. Да, теперь мои правнуки с лисой не поиграют. Кувшин и Пушкин слава богу уцелели, хотя находились рядом. В честь лисы дома ярким цветом зацвел рябинник.
Левон, береги своего Бобика!
О ужас! Светлая ей память!
Мои соболезнования поводу утраты старого друга.
Может внучку лучше кормить надо?..
Да уж, в связи с этим трагическим обстоятельством музейная ценность Бобика, как минимум, удвоилась.
Но через год его может постичь та же участь. Подрастает еще один поедатель плющевых игрушек. А пока с собственным паспортом по Италиям…
Левон, это не внучка, а собачка съела!
Извини, не понял -сообщение появилось раньше, чем пришли фотографии.
Ну, это на здоровье.
Очень вы меня все сильно напугали, господа!
Потом, разобравшись, я вспомнил давно утерянного мною славного плюшевого Мишу, которого неоднократно «оперировал», мечтая вылечить играя в больницу. Светлая память и ему.
Похожего Лиса «загрыз насмерть» мой добрейшей души пудель Джой в 198..году. Пороллон-набивка летал по всему дачному домику в форме почти что снежинок.
Светлая память и им тоже.
a9yk1s