Полоцк? А где это?..

И в капле воды можно увидеть море…

В очередной раз убеждаюсь, что даже в самых малоизвестных и захолустных местах и местечках можно встретить и узнать массу интересного, нового для себя и поучительного. Способного объяснить или дополнить общеизвестные факты и явления. А то и заставить несколько по-иному и по-новому взглянуть на них…
Ну, кто, например, знает что-то о Полоцке? Уверен, что даже местоположение его мало кто способен сходу угадать. Или усомнится и попросит повторить попытку. Не говоря уже о месте этого города в истории нашей страны. А поди ж ты…
Вот лишь некоторые из тех курьезных фактов, что нам удалось узнать о Полоцке за два дня пребывания в нем. Уверяю, что это далеко не полный список. Просто я побоялся вам наскучить. А так, можно было бы продолжать и продолжать…
• До революции в население Полоцка насчитывало 25 тысяч человек, а фабрик и заводов было общим числом 18. Сейчас же на 85 тысяч человек приходится… Сколько-сколько? 100? 80? 50? Нет, ни за что не угадаете. Всего два завода…
• До 1936 года в БССР было 4 государственных языка – ну, естественно, белорусский; ну, естественно, русский; ну, допустим, польский, и тут уж в очередной раз ни за что не угадаете… Идиш… Государственный язык!..
• На самой заре своего существования БССР пережила два этапа т.н. «укрупнения»: в 1924 и 1926 годах Белоруссии были переданы из состава в основном РСФСР значительные территории, называемые уездами, в частности, такие как Витебский, Гомельский, Могилевский и др. Так что, как и в случае с Украиной, всегда имеется повод напомнить об этом «батьке» Лукашенко, а если что, так и потребовать восстановления «исторической справедливости»…
• Орден иезуитов широко известен – только не у нас – своей активной просветительской деятельностью в истории европейских стран-государств. Которая, в частности, проявлялась в создании и организации университетов. А не только, значит, заговорами, интригами, двурушнической политикой и «целями, которые оправдывают средства»… Как мы привыкли думать.
• Николаевский собор на центральной площади Полоцка благополучно пережил «богоборческие» 30-е годы и просуществовал до 1961 года. Правда, в несколько, как бы это сказать, кастриро… нет, пожалуй, лучше – обезглавленном виде. Две башни его фасада были порядком укорочены, а между ними натянут плакат с традиционным портретом «Советской Троицы» – Марксом-Энгельсом-Лениным. Но даже и в этом своем унизительном качестве, качестве мольберта или подставки под икону советского режима, в какой-то момент он не устроил власти, и в 1961 году его снесли уже полностью…
• В Софийском соборе, которому повезло больше, чего только не было в советские годы! Вплоть до зернохранилища. Вот уж действительно буйная фантазия была у комиссаров! Но и ее не хватило, чтобы снести действительно все и до полного основания. Вот бы сейчас было весело. Ведь все, что мы, туристы, ездим смотреть в другие места, все это, как правило, было создано до революции 17-го года. Так что комиссаров не ругать надо, а благодарить за то, что не все свои идеи и установки они реализовали полностью и до полного и логического конца…
• Местная святая Ефросинья Полоцкая отправилась с паломнической целью в Иерусалим в возрасте уже 72 лет. Не самолетом отправилась и даже не поездом или там пароходом. Интересно, что она все таки добралась туда, но на обратный путь уже не решилась и просила у Г-да упокоить ее в Святой Земле. Что и было Г-дом исполнено в течение 3-х недель. Было это в 1167 году от Рождества Христова. Обратно она… точнее мощи ее вернулись уже в 1910 году. Правда, не в Полоцк, а сначала в Киев. В Полоцк же, на родину, они были возвращены 33 года спустя, в 1943 году, то есть при… немцах!
• Абсолютное большинство костелов в тех землях, что отошли к России в результате трех разделов Речи Посполитой, было переосвящено в православные храмы и церкви. А в самих этих землях было введено крепостное право…
• На территории Полоцка был найден самый крупный клад… арабских монет – серебряных дерхамов. Общим весом 24 кг чистого серебра…
• Один из двух сохранившихся в Полоцке памятников Ленину стоит на центральном Проспекте Ф.Скорины. Прямиком напротив него – куда более скромный памятник Симону Полоцкому – великому просветителю белорусского народа. Но на самом проспекте места ему не нашлось. Памятник Скорине скромно стоит в небольшом дворике между двумя домами. «Вождь» чуть презрительно и свысока смотрит на этого «попа». Пальма первенства все же осталась за ним… Воистину «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жив!»
• Так называемая «укороченная буква «у», якобы не имеющая аналогов ни в одном другом языке, кроме белорусского, пользуется у белорусов, очевидно, по этой причине, большим уважением и даже славой. На одном из центральных проспектов Полоцка слава эта овеществлена и в прямом смысле отлита в бронзе. Интересно, что буква эта не гласная, как можно было бы предположить, а согласная…
• Витгенштейн – один из первых российских полководцев, нанесших поражение непобедимым дотоле войскам Наполеона в местечке Клястицы, к северу от Полоцка. Не пустив тем самым французов к С.-Петербургу. Он же – освободитель Полоцка и других белорусских городов. А кто этого Витгенштейна нынче помнит? Интеллектуал же какой скорее всего перепутает с австрийским логиком и философом под той же фамилией…
• Остался за рамками главный вопрос: а когда, собственно, образовалась белорусская нация? И был ли вообще до революции белорусский народ?
• На пути к Софийскому собору, на небольшой площадке, стоит ряд плоских каменных изваяний, которые по аналогии я окрестил «Белорусским Стоунхенджем». В верхней части каждого из «истуканов» – круглое отверстие величиной с кулак. Мы долго гадали о назначении этого отверстия, выдвигая предположения одно фантастичнее другого.
В конце концов, мы все же докопались до истины, и истина эта, как часто бывает, оказалась курьезной. В первую очередь в силу своей чрезмерной простоты. «Культовое» сооружение это – не что иное, как произведение одного из местных умельцев – нашего современника! Ну а отверстие-то зачем? – А это, мол, так: творческая находка, творческий каприз автора…
• Чувство национального унижения испытываешь сразу же по приезде: белорусский рубль ныне в 30 раз больше российского! В порядке компенсации – какое удовольствие наблюдать за тем, как, особенно пожилые и подслеповатые белорусы, высчитывают вновь обретенные и мельчайшие по размеру копейки. «Удовольствие» – до тех пор, пока сам не начинаешь высчитывать…
• Особенностью маленьких городов и городков является то, что достаточно побыть в них два-три дня, и ты уже способен начать понимать их душу, а значит – влюбляться в них. Как в простого и пусть не очень замысловатого, но душевного человека…
Что представляет собой, например, Нижне-Покровская улочка в Полоцке, что идет по-над Западной Двиной? С километр длиной, местами в своем историческом виде, т.е. с чуть покосившимися от времени, но наново выкрашенными и все еще ладными домами; местами же – уже современной застройки: от 3-4-х этажных конца 50-х – начала 60-х годов до еще недостроенных даже, но активно строящихся шикарных коттеджей. Т.н. «Домик Петра», где тот останавливался на пару дней во время Северной войны. Парочка церквей – в начале и ближе к середине улицы с Мзеем книгопечатания от Франциска Скорины в бывшем коллегиуме бенедиктинцев (или францисканцев?). Бывшая лютеранская кирха, затем кинотеатр «Родина», а ныне Краеведческий музей. Ну а в самом уже конце, на возвышении, детинце – красавец Софийский собор. Вот такая «дорога к храму»…
Пройдись по ней раз – пожмешь плечами: ну, улочка как улочка – прошелся и тут же забыл. Но пройдешься ею два-три раза – а больше в этих городишках особо и негде ходить! – и вот ты уже влюбился в нее, и тебе хочется пройтись ею и в четвертый и в пятый раз… Да, собственно, ты готов по ней и каждый божий день уже ходить…
• Лютеран в Полоцке осталось совсем немного: несколько десятков человек, – но и они, подобно суннитам и шиитам или православным и католикам или Яблоку и Парнасу… никак не могут ужиться между собой. Распались на две общины по 20-25 человек в каждой и люто ненавидят друг друга. И если бы не милиция (кстати, в Беларуси все еще милиция!) наверное, рано или поздно дело бы кончилось Варфоломеевой ночью…
• Нет, хорошо все же, что хоть что-то из предшествовавшего наследия оставили коммунисты, а нынешние русские и белорусские национал-патриоты что-то восстановили. Иначе, даже представить себе трудно, что было бы во всех наших городах и городишках смотреть: серые силикатного кирпича типовые дома, грязно-желтого цвета обшарпанные дома культуры, безликие памятники вождям, куцые общипанные скверы, огромные не просыхающие даже летом лужи… Дело внутреннего туризма завяло бы, даже не начавшись…

Полоцк

от | Мар 4, 2017 | Экскурсии

1 Комментарий

  1. avatar

    А я знаю, где находится Полоцк. Совсем недалеко от Витебска, откуда родом мои бабушка и дедушка по отцу. Можно даже на маршрутке за пару часов доехать. Это все за чертой оседлости, откуда, если верить одному нашему политику, они и выскочили с наганами после революции. Хотя наганов они в руках не держали (впрочем кто знает), но, судя по воспоминаниям моего дяди, революцию приветствовали. Хотя бы потому, что после революции был запрещен детский труд и они смогли беспрепятственно посещать школу.
    А вообще хочется попутешествовать по маленьким белорусским городкам, в них есть своя прелесть, которую так точно описал Саша.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *