Новогоднее гадание…
Новогоднее гадание на «ларошфукейной гуще»
У нас на Акрополе есть хороший обычай: под Новый год дарить – да, друг другу подарки, но делать это анонимно. Приносим каждый свой, складываем под елкой, а в момент раздачи подарков один из нас поочередно достает подарок, а другой называет того, кому он предназначен. И тут уж как повезет, но даже не это самое главное: в конце концов это не лотерея, и никто не рассчитывает на сертификат в миллион рублей. Тем более что подарки эти в основном не материального, а духовного или душевного свойства. А главное – с определенным смыслом, который так или иначе перекликается с тем, что мы изучаем. Так что во всем этом присутствует больше элемента некоего гадания, чем везения.
В этом году достался мне малюсенький сверточек с прикрепленной к нему открыткой. В открытке, красочной и подписанной каллиграфическим подчерком, я прочитал следующее: «Дорогой друг! С Новым годом! Чего пожелать тебе? – Наверное, любви. Ведь любовь не только движет светилами, по утверждению великого поэта, но и нами. Хотим мы этого или не хотим. Без любви нет движенья, без нее – застой и деградация… Так что, вечного тебе движенья, мой друг!»
В качестве «бесплатного» приложения к столь ценному совету прилагался малюсенький томик «Максим» Франсуа де Ларошфуко, наугад раскрыв который, я сразу натолкнулся на такую вот мысль: «Счастье любви заключается в том, чтобы любить; люди счастливее, когда сами испытывают страсть, чем когда ее внушают».
Что ж, наверное, это так. Но… учитывается ли при этом фактор взаимности? Ведь отсутствие ответной любви способно перевернуть данную максиму с ног на голову!
Часто говорят, что первое впечатление о чем-то или о ком-то оказывается наиболее верным. Эта истина вспомнилась мне при более близком знакомстве с Ларошфуко. Все сказанное им, несомненно, верно, но… при определенных обстоятельствах, а при обстоятельствах несколько иных может оказаться сомнительным, а то – и просто неверным.
Но все же, в таком подарке я усмотрел некоторый знак и решил немного погадать для всех для нас, участников блога, на этой «ларошфукейной гуще». Получилось довольно любопытно, и результатами этого своего гадания я не могу не поделиться с вами, друзья. Принцип был довольно прост и аналогичен описанному выше для раздачи подарков: определяешь кому, открываешь наугад страницу и выбираешь глазами те или иные строчки и… удивляешься, насколько они подходят выбранному тобою человеку!
Левону:
— Безрассудство сопутствует нам всю жизнь; если кто-нибудь и кажется нам мудрым, то это означает лишь то, что его безрассудства соответствуют его возрасту и положению.
Кулагину:
— Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны.
Юле:
— Счастливые люди неисправимы: судьба не наказывает их за грехи, и поэтому они считают себя безгрешными.
Алле:
— Преувеличивая чужие добродетели, мы отдаем дань не столько им, сколько нашим собственным чувствам; мы ищем похвал себе, делая вид, что хвалим других.
Казачкову:
— Справедливость умеренного судьи свидетельствует лишь о его любви к своему высокому положению.
Леше:
— Только стечение обстоятельств открывает нашу сущность окружающим и, главное, нам самим.
Осе:
— С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует – наслаждаться ею, а когда начинает капризничать – терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам.
Наде:
— По-видимому, природа скрывает в глубинах нашей души способности и дарования, о которых мы и сами не подозреваем; только страсти пробуждают их к жизни и порой сообщают нам такую проницательность и твердость, каких при обычных условиях мы никогда не могли бы достичь.
Сергею Карпову:
— Доброжелательность, с которой люди порою приветствуют тех, кто впервые вступает в свет, обычно бывает вызвана тайной завистью к тем, кто уже давно занимает в нем прочное положение.
Валере Мазо:
— Мудрый человек понимает, что лучше воспретить себе увлечение, чем потом с ним бороться.
Себя я тоже не забыл:
— Как раз те люди, которые во что бы то ни стало хотят всегда быть правыми, чаще всего бывают неправы.
Ну и всем нам – участникам блога «Контапункт»:
— Самолюбие увеличивает или умаляет добродетели наших друзей в зависимости от того, насколько мы довольны этими людьми: об их достоинства мы судим по их отношению к нам.
По завершению гадания я понял, мсье Ларошфуко не самый добрый человек на этом свете и что, скорее всего, для гадания друзьям следовало бы взять кого-то другого – более доброго или хотя бы менее циничного. Но что сделано, то сделано, и, кроме того, мы не можем не принимать определенные знаки судьбы, а скальпель и клещи-зубодеры при всем своем ужасающем виде, как правило, в итоге приносят нам облегчение. Чрезмерная же лесть и неумеренные комплименты способны лишь усладить наше тщеславие, а значит умерить наш пыл в желании превзойти самих себя. Поэтому еще неизвестно, что лучше. А лучше, наверное, чтобы всего было в меру и в правильной пропорции.
Легко сказать, но сделать, ох, как трудно. Ну что ж, будем пытаться, а там как говорит Ларошфуко, время покажет: те ли это луковицы, из которых способны вырасти тюльпаны. Но сажать и делать это именно совместными усилиями надо. Или как утверждает тот же Ларошфуко: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее».
Спасибо, Саша за поздравления! Но мне кажется, лукавый Ларошфуко не столько сказал о нас, сколько о том, что ты о нас думаешь. Не было чистоты эксперимента: это я как специалист по гаданиям сужу. Следовало бы каждому самостоятельно открывать книгу, и странички и строчки загадывать самостоятельно. Но главное при таком гадании держать книгу в собственных руках.
Да, нет, Алла, и так хорошо. Я, например, не против, чтобы из Сашиных рук получить такую точную характеристику собственного мироощущения. В существенной степени, все, как Саша определил, так оно — про меня, подчеркиваю, и есть.
Скорее меня несколько озадачило изречение все того же де Ларош…: «люди счастливее, когда сами испытывают страсть, чем когда ее внушают». Я к тому, что не понял, как это можно «внушать страсть», а? Вот, если б «внушать страх»… Наверное это недоработка переводчика или мы не в той стране живем — одно из двух.
Вот вношу коррективы. Загадала максиму 154 и получила следующее:
«Судьба исправляет такие наши недостатки, каких не мог бы исправить даже разум.»
У меня нет Ларошфуко под рукой, поэтому пришлось открыть наугад том Монтеня, мысли которого, хоть и не так изящны, как у Ларошфуко, но оказались не менее любопытны:
«Я гораздо больше горжусь победой, которую одерживаю над самим собою, когда в пылу спора заставляю склониться перед доводами противника, чем радуюсь, одолевая его из-за его слабости».
«Я готов принимать и парировать все удары, которые мне наносят по правилам даже самые неумелые, но не переношу ударов неправильных».
«Когда спор превращается в беспорядочную свару, я отхожу от сути дела и увлекаюсь формой, злюсь, раздражаюсь и начинаю проявлять в споре упрямство, недобросовестность, высокомерие, а потом мне приходится за все это краснеть».
(Открыл наугад, клянусь).
Там дальше у Монтеня еще похлеще и пришлось мне использовать возложенные обязанности арбитра и слегка его подцензурировать, ввиду явного заступа на всю нашу территорию.
Позволю себе в данном случае не согласиться с мсье Ларошфуко. Гадание — слишком ответственное дело, чтобы можно было поручить его целиком и полностью Судьбе.
Опаньки, кто это у нас занялся гаданием..?!
Я ожидал продолжение рассказа или новый рассказ от Аллы, но никак не от Александра)
Согласен с фразой из последнего предложения.
Книга в собственных руках вполне может быть метафорой известной истины «каждый хозяин своей судьбы». Я доверюсь больше своей Судьбе, чем любому , даже самому благородному человеку, который пытается возложить на себя ее роль.
«Мы истощаем наши души в поисках скрытого смысла…»
Душа неистощима и бессмертна. При одном условии. Процитирую тебе, Ося, столь любящему цитировать английские высказывания, пословицы и поговорки, небольшой отрывочек на этот счет. Из Роберта Браунинга. Я, правда, его уже цитировал как-то, но все же: repetitium est mater studiorum. Итак. The soul, doubtless, is immortal — Where a soul can be discerned. Трудно не согласиться. Работающая, особенно в правильном и плодотворном направлении душа не только, думаю, не истощается, но, напротив, еще более прибывает…
Саша глубоко уверен, что я совершенно счастливый человек. Или так считает Ларошфуко?
Так или иначе, счастье — очень относительное понятие. Я скорее соглашусь с Сашей, что я счастливый человек, чем с тем, что я несчастный. И всем вам, мои друзья, желаю, чтобы вас тоже считали абсолютно счастливыми людьми, глядишь, и вы с этим ощущением согласитесь….
И, кто не считал себя ранее счастливым — да станет им!
С Новым счастьем!
Лайк!
Эмпириокритицизм: урок Левону Бабаяну от Франсуа Ларошфуко
(К дню рождения Левона Бабаяна)
Каким-то невообразимым образом Ларошфуко прознал о том, что у Левона день рождения. Ну а о том, что я гадал на его «гуще», в том числе и Левону, об этом он уже и раньше знал.
«Не хочешь ли погадать этому своему Левону еще по случаю его дня рождения?» — спросил меня Франсуа. — «Да нет, пожалуй, там меня и так обвиняют в подтасовке результатов гадания и в том, что я собой подменяю саму судьбу…»
— Кто обвиняет?
— Да есть там… люди. Из числа тех, кто Судьбе верит и доверяет больше, чем самому себе.
— На Бога надейся, а сам…
— Ну, нет, Франсуа, это уже плагиат.
— А все остальное, думаешь, нет?
— ?!!
— Да шучу, шучу, но в каждой шутке…
— Опять?
— Нет, это уже точно мое. Из неопубликованного… Хорошо забытое старое. Ну, так что с другом твоим будем делать? Будем ему гадать?
— Вряд ли стоит. Он человек сугубо рациональный и верит только эмпирике.
— Чему, чему?
— Да своему личному эмпирическому опыту. Тому, что сам познал. На своем собственном опыте. А остальному — нет.
— Так вот мы сейчас такой опыт ему и устроим!
— Как это?
— Тут и гадать нечего. Знаю я этого твоего друга. Как облупленного. И в доказательство этого выдам вам, тебе и ему, сразу дюжину максим и афоризмов – никогда не знал разницы между ними, — и вы сами решите, подходят они ему или нет. И если подойдут, будет ли это вполне эмпирическим опытом или нет?
— Полагаю, что да. Так значит, ты знаешь Левона?
— Эмпирически нет, а… Вот вам и будет доказательство, что не только в эмпирике дело и что, помимо эмпирики, есть еще и другие способы познания действительности. Как кто-то… а, нет, это я сам как-то сказал: «Наш разум, по своей лености и косности, занят обычно лишь тем, что ему легко или приятно; эта привычка ограничивает наши познания, и никто еще не дал себе труда обогатить и расширить свой разум до пределов возможного».
— Что ж, один – ноль…
— А вот тебе и еще несколько… неберущихся…
И Франсуа четко и ясно, без малейшей запинки и, как по написанному, выдал мне еще несколько характеристик именинника. Я едва успевал записывать, ну а если что и не успел или немного исказил, то в том исключительно моя вина… Но никак не Франсуа.
— Сила и слабость духа – это просто неправильные выражения: в действительности же существует лишь хорошее или плохое состояние органов тела.
— Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры.
— Чтобы постичь окружающий нас мир, нужно знать его во всех подробностях, а так как этих подробностей почти бесчисленное множество, то и знания наши всегда поверхностны и несовершенны.
— Когда пороки покидают нас, мы стараемся уверить себя в том, что это мы покинули их.
— Безрассудство сопутствует нам всю жизнь; если кто-нибудь и кажется нам мудрым, то это значит лишь, что его безрассудства соответствуют его возрасту и положению.
— Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора.
— Равнодушие старости не более способствуем спасению души, чем пылкость юности.
— Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные.
— Старые безумцы еще безумнее молодых.
— Наш ум ленивее, чем тело.
— Леность – это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага.
Сопоставив эти высказывания с тем, что я сам знал и знаю о Левоне на основании своего эмпирического опыта, я вынужден был признать, что неэмпирический метод познания от Ф. Ларошфуко тоже совсем не плох и способен выдавать вполне приемлемые результаты. Но только-только, едва оправившись от неожиданности, хотел я расспросить Франсуа поподробнее об этом новом для меня и загадочном методе, как обнаружил, что того и след простыл. А был ли вообще маль… то бишь Ларошфуко? Достаточно убедительного доказательства у меня. Эмпирика здесь пасует… Возможно, все это и пригрезилось мне: ведь час довольно поздний – 03:15… Так что, хотите верьте, хотите – нет…