Вход
ГУП “Ритуал” предупреждает
Французская часть кладбища. Юридически принадлежит Франции. Памятник погибшим в 1812 году. Ограда стилизована под дула пушек, закопанных дулами вниз.
Рядом – французы эскадрильи “Нормандия -Неман”. Парадокс истории: французы-противники рядом с французами-союзниками.
Немецкая часть. Неказистая с виду часовня мукомольных королей Эрлангеров. Но архитектор – Шехтель, а внутри мозаика Петрова-Водкина “Христос-сеятель”. Часовня бывает открыта только несколько раз в году. Эрлангеры создали более 800 мукомольных предприятий, в том числе существующий и ныне Сокольнический хлебозавод, работающих на электричестве. В том числе и от турбин Сименса. Сименсов на кладбище нет, но немецкая часть самая большая. Кстати во время войны немцы кладбище не бомбили и в часовнях, да и просто на этой территории прятались москвичи.
Часовня Авера.
Доктор Гааз. Открыл целебность Боржоми! Отдал все состояние на лечение бедных. На ограде стилизованные кандалы и не спроста. Гааз разработал и пробил (думаю, было нелегко) облегченный вариант кандалов для заключенных. Сейчас идет процесс его канонизации в католической церкви. Думаю хороший пример для православной церкви, каких людей нужно канонизировать. Эта могила – место поклонения безвинно пострадавших, поэтому здесь всегда лежат цветы.
б/н
Железнодорожный генерал Мейн. Памятник выполнен из рельсов, сцепок, колес и частей паровозов!
Лютеранская кирха. Интересно, что год открытия написан с ошибкой. Не может быть по латыни четырех повторяемых букв в числе.
Склеп Вогау (по другой версии Кноппов) в виде античной руины. Руина дважды руинизирована, первый раз по задумке архитектора, второй раз сама собой. Здесь когда-то была статуя Христа итальянского скульптора Романелли с целебными свойствами воды, стекающей с ладони. Cюда за водой приходила даже девочка, помогавшая Матроне. В 1949 году статуя исчезла и объявилась в Троице-Сергиевой Лавре, где стоит и поныне.
Вот и русские могилы. Птица Сирин Коненкова на могиле Михаила Пришвина.
Виктор Васнецов
Знаменитый Оливье. Могила была найдена всего 8 лет назад! Теперь за ней ухаживают студенты кулинарных техникумов.
б/н
Предание этой могилы связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, красавица жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды Леону показалось, что София тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Дама когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы. После чего в руке женщины стала время от времени появляться живая роза, иногда белая, ингда желтая.
Захоронение Барделот. Сидящая женщина вдыхает невидимый аромат. Это место упокоения семьи французских парфюмеров, основавших известную московскую фабрику, которая ныне называется “Рассвет”
б/н
б/н
Вот и все
Да, здесь тебе определенно оказалось вдохновеннее, чем на Серебряковой. ))) Обязательно еще отпишусь, а пока особое тебе спасибо за фото могилы и памятника Пришвину. И за информацию о том, что он там похоронен. Обязательно в следующий раз, как там будем, навещу и, помимо цветов, свои заметки о нем, Пришвине, на могилу положу… Он страстно мечтал о читателе, способном понять и разделить его мировоззрение и его мироощущение. Во мне он определенно его нашел.
У меня на Введенском кладбище могилы моей бабушки, дедушки, мамы, трех тетей и дяди. Похоже, что там будет и место для меня. Я с двух лет посещаю это кладбище. Увы, теперь приходится посещать и другие могилы на других кладбищах…
Юля, если бы я знал, я бы нашел могилы. А какие там фамилии на памятниках?
По техническим причинам из текста выпало послесловие, которое, собственно, и объясняет название материала «Мосты».
…вот и все. Выходя с кладбища нельзя не задуматься, какую огромную роль сыграла Европа в становлении России по всем направлениям – промышленность, медицина, образование, культура. В этом плане Немецкое кладбище является таким же символом моста между Европой и Азией как и Казанский вокзал, несмотря на то, что не все задуманное (в том числе и росписи Серебряковой) было вотворено в жизнь. Мосты ломать относительно легко, а возводить невероятно сложно. Задача нашим внукам предстоит не из легких.
Ну хорошо, что все разъяснилось, а то мне все как-то неловко было спросить: мол, все поняли, а ты один, такой несмышленый, не понял. Почему мосты? Какие мосты? К чему тут мосты? Строил разные гипотезы, и вроде как даже что-то удавалось объяснить. А здесь, оказывается, все проще — цензууура. И сюда, подлая, проникла. Молодец, Андрей. что удалось отстоять основной тезис!
Хороша иллюстрация, которая сразу же напомнила мне две вещи: 1) «Конец Контрапункта» — помните? и 2) Строки из Проперция:
Sunt aliquid manes: letum
Non omnia finit
Luridaque evictos effugit
Umbra rogos
Души усопших — не призрак; смертью
не все оканчивается;
бледная тень ускользает,
победив костер.
… И стихи Батюшкова на этот счет. Советую почитать.
И еще подумалось по поводу «Вот и все», что неплохо бы было Андрею в качестве эпиграфа к этому своему материалу взять строчки японского поэта — естественно, не вспомню какого — из Юлиных «Снов», а именно:
Мир – только сон…
А я – то думал явь,
Я думал – это жизнь, а это – снится!..
Андрей, по кладбищам хожу всегда с интересом, на этом не был.
Любопытно и познавательно.
Жаль только, что к фотографической составляющей относишься небрежно (и по съемке и по пост-обработке).
Левон, ты безусловно прав, но если бы я отходил всю Серебрякову и кладбище (12 км по шагомеру) с 500 граммами Canon на шее, то упал где-нибудь на границе между Францией и Германией и памятник бы мне там точно не поставили.
Андрей, спасибо, я не столь строга, мне фотографии очень понравились. А рассказ твой заставил вспомнить юность: в студенческие годы нас привёл на Введенское кладбище наш однокурсник Юра Пирятинский, какой-то весьма и весьма отдаленный отпрыск фон Эйнема, основателя фабрики «Красный Октябрь».
Юра пугал нас рассказами о привидении и подземном тайном городе под кладбищенским холмом.
Второе мое посещение Немецкого кладбища было почти перед самым отъездом, повезла туда мужа осенью 96 года. Кладбище было в ужасающем состоянии (сейчас смотрела на твои фотографии и радовалась), но неповторимая прелесть даже тогда была.
А последняя моя встреча с Введенским кладбищем случилась уже в Финляндии: здесь я посмотрела фильм о бабушке, выросшей в детском доме, которая на милостыню восстановила «руинизированую» усыпальницу Шехтеля с мозаикой Петрова-Водкина на могиле Эрлангеров и построила трогательно-наивную часовню в честь старца Зосимы.
По поводу С.Коненкова: здесь ещё один мостик можно найти — жена скульптура, Маргарита, довольно продолжительное время была любовницей Эйнштейна и советской разведчицей.
P. S. О мистической цензуре: как же в других нас возмущает то, что мы с лёгкостью оправдываем в себе!
P. P. S.
Нашла фильм. Он 2001 года, можно сравнить с днём сегодняшним. Фильм длинный, но там есть аннотация.
http://www.tradicii.info/ru/kinematograf.html
Алла, могилу фон Эйнема видел, строгий черный памятник. Про привидения нам рассказывали, были времена, когда на кладбище зачастили готы и через один из склепов (по-моему четвертый снимок) проникали в тартарары. Сейчас готов разогнали. Но в Хэллоуин они все же сюда приходят. Спасибо за фильм, посмотрел целиком, много знакомых мест. Кладбище неплохо почистили за последние годы. Часовню старца Зосимы я тоже видел, про старушку Тамару нам рассказывали, но без подробностей.
Андрей, спасибо
был в этом месте один раз, лет в 18
не помню ничего
ты как всегда информативен, точен и лаконичен
идти самому уже нет смысла
два маленьких соображения
первый
двусмысленность Конёнкова
что хотел сказать
второе
не похоже что София Пло крадётся на свидание
Понравилось «идти самому нет смысла»… На кладбище… Логично… По поводу же Коненкова желательно бы, конечно, у него самого спросить. Может, спиритический сеанс устроим?.. Сам-то тон где похоронен? Тогда и смысл появится… идти… на кладбище…
По поводу Пришвина с Коненковым нашел следующее: «Как-то, в разговоре с женой, Пришвин, уже серьёзно больной человек,видимо, предчувствуя скорый конец, выразил желание, чтобы Конёнков создал на его могиле памятник. Когда писателя не стало, его вдова рассказала об этом разговоре Сергею Тимофеевичу. Конёнков воспринял эти слова как последнюю волю покойного, и вскоре для могилы Пришвина был им изваян в камне памятник «Птица Сирин». «Птица Сирин в древней русской мифологии — птица счастья. Когда я думал о памятнике поэту природы, то ясно представлял себе: ведь каждая строка Пришвина вечно будет дарить людям счастье», — так объяснял Конёнков причину, побудившую его обратиться к этому символу создания намогильного памятника».
Ай да Коненков, ай да сукин сын! И ведь дарит же… счастье… И Андрей Казачков тоже молодец!
Звонок в дверь. Мужик немного с бодуна открывает. На пороге Смерть. С косой, как положено. Смотрят друг на друга. Мужик: «Ну, так что?» Та, что с косой, ему в ответ: «Ну так все!»
Вчера по радио слышал и не удержался, чтобы не привести. Это к твоему слогану «Вот и все!»