Русская карусель
Дни как этот не часты в нашей жизни. Они отчасти сродни жизни самой: так много им удается в себя вместить. После таких дней тебя не удивляет уже феномен Дж.Джойса , написавшего толстенный роман «Улисс» по следам и итогам одного-единственного дня. После такого дня, как этот, проведенный в Боровске, кажется, что и ты бы мог написать не меньший. Действительно, куда сложнее после такого дня написать не многостраничный роман, а коротенькую заметку. Попытаемся это сделать, особо не надеясь на положительный результат.
РУССКАЯ КАРУСЕЛЬ
Все смешалось…
Л.Толстой. Анна Каренина
Чего только не понамешано в этом русском «пироге»! Это как винегрет, а еще лучше — как «селедка под шубой», где каждый отдельный слой отчасти дополняет соседний, а отчасти противоречит ему и вступает с ним во вкусовой спор… Последующие также находятся в странном сочетании друг с другом.
И все бы оно ничего: в конце концов не нравится, можно есть слой за слоем, меняя при желании последовательность, но пирог или точнее блюдо в нашем случае перевернулось, и все слои его перемешались между собой, так что уж и не разделишь и не разберешь, где одно, где другое, где третье, а где четвертое…
Есть, конечно, можно, временами очень даже ничего, особенно если под водочку, но лучше особо не всматриваться и не внюхиваться, не вникать и не вдумываться – не искать никакой особой логики и никакого особого смысла. Воспринимать, как есть – как некую данность и как некий дар судьбы. И, по возможности, получать удовольствие от отдельных моментов бытия, тем более что некоторые из них, действительно, хороши.
Нам же, русским, часто и все остальное нравится. Мы, русские, ко всему такому привычные, и в отличие от чопорных и стильных иностранцев нам такая мешанина даже по вкусу.
Таковы наши русские ситцы с их абсолютно невообразимым разнообразием форм и расцветок – сочетание абсолютно несочетаемого.
Таковы наши художники – Лентулов, Гончарова, Фальк… пришедшие в абсолютный восторг от новых веяний, доходивших из Европы – всех этих фовизмов, экспрессионизмов, футуризмов и в итоге перещеголявшие самих инициаторов иоснователей всех этих направлений путем порождения собственного — абсолютно оторванного и невообразимого, такого как абстракционизм. Который фактически объединил в себе все предыдущие и поставил жирную точку на дальнейшем движении в этом направлении – обессмыслил, лишил всех и всяческих смыслов это дальнейшее движение.
Таковы, наконец, и русские города типа Боровска, который мы имели удовольствие посетить вчера. Живописнейшие, будто действительно сошедшие с полотен русских – естественно, доавангардного периода – художников. Заливные луга вдоль течения реки Протвы с встречающимис я то здесь, то там перелесками. Даль и воля… Взгляд, а вслед за ним и душа уходят и свободно гуляют по всем этим просторам. Как дух, что веет где хочет… Но стоит опустить фокус, и ты среди… могил — старых и новых. Но день настолько хорош, что о бренности существования не хочется даже задумываться, тем более что и душа твоя все еще витает где-то среди окружающих тебя холмов и ложбин. А над тобой символом надежды и обещания жизни вечной упирает свою голову-маковку в небо древняя церковь.
Тема религии и безбожия постоянно преследует тебя в Боровске. Памятники эпохи Советов то и дело чередуются здесь с памятниками религиозного и духовного свойства. В отличие от других городов и городишек здесь к этой чересполосице примешался еще один мотив – дерзновенной русской мысли в лице К.Циолковского, отправившей нас из города луж и свиней, а посему так и носившего прозвище «свиного» (см. у А.С.Пушкина) прямиком в космос.
А вот и сам дом, где рождались дерзновенные мысли и замыслы, призванные еще более возвеличить дух человеческий. Чуть поодаль непонятное, столпное, сооружение – сарай на каком-то каменном столпе. Абсолютно необычное, бессмысленное и даже безумное в чем-то сооружение. Чуть дальше – не достроенное в 1915, но и до сих пор тоже, хотя работы ведутся, здание старообрядческой церкви. Часовня ее – один в один ракета, или ракетный поезд, как называл ее сам Циолковский, сошедшая с рисунков и чертежей этого гениального то ли ученого, то ли мечтателя. Сам же дом-музей стоит в окружении полуразвалившихся изб, и ты понимаешь, что и в годы жизни ученого эти избы были не в лучшем, чем сейчас состоянии. Как, наверное, ему действительно хотелось вырваться из объятий этого свиного городка! В этом своем порыве он смог преодолеть даже земное притяжение!
Эта карусель, эта круговерть эпох, режимов, стилей, вех и деяний вконец утомила нас и вместо отведенных по плану 5 часов мы решили ограничиться тремя с половиной. «Почему так быстро?» — спросила нас по телефону Лена, жена Андрея Казачкова. Как объяснить нам ей, остававшейся в это время на даче в окружении берез, кустов цветущего жасмина и прелестей небольшого японского садика… Среди шелеста листвы, пения птиц и жужжания пчел и комаров… Среди несказанных ароматов… Среди всего этого благолепия – цветов, звуков и ароматов живой природы… Как объяснить ей, что мы, городские жители, лишь сегодня утром вырвались из суеты большого города, привычной нам и понятной, и тут же попали в суету времен, пространств и людей городка пусть и малого, но все в ту же суету, тем более новую и непривычную нам.
Не объяснить! Пусть лучше почитает Экклезиаста, пока мы знакомой теперь дорогой добираемся из Боровска в эту тихую заводь, именуемую Глашино. Это действительно райский уголок, и не понимать этого могут лишь те, кто там постоянно живет и мечтает поэтому о большом мире.
Вот так и живем, думая о том, что хорошо там, где нас нет. Это в привычке человека, это в конце концов нормально. Главное, чтобы мысли и мечты не уносили нас слишком далеко – в космос, в бонапартизм, в ядерный армагеддон… Наметки всего этого, к сожалению, встретились нам и в Боровске. О Циолковском и его ракетном поезде я уже сказал. Бонапарт тоже оставил здесь свой след. Дом, в котором он провел ночь, а вместе с ним его сын – король неаполетанский, два фельдмаршала и несчитанное количество просто маршалов, в неприглядном, правда, виде, но все еще стоит. Как все так же стоит перед ним памятник Владимиру Ильичу – этому чем не «бонапарту 17-го года»! А в киосках и, уверен, в чиновничьих кабинетах висят портреты нынешнего «спасителя Отечества», плачевные результаты деятельности которого, уверен, затмят печальные результаты тех двух, о которых выше.
На центральной же площади патриотические песни наряду с другими, приблатненными, распевают даже не парни уже, а мужики небритые в тельняшках и в голубых беретах набекрень. Раньше в подворотнях и по подъездам, а ныне — на центральных площадях! Раньше с «перьями» в кармане, а ныне с ядерной боеголовкой за пазухой! И с угрозами не как раньше — в темном переулке, — а на самой что ни на есть международной арене…
Но к черту сумрачные мысли! Мы возвращаемся назад, в Глашино!
Есть некоторый диссонанс в неизбывном трагизме описания и вполне себе жизнерадостных фотографиях. Особенно остро чувствуешь это несоответствие, когда видишь автора, уплетающего монастырский пирожок :-)) Мне казалось, с такими горестными мыслями и кусок в горло не идет, а здесь все с аппетитом хорошо, что не может не радовать :-))
Саша с плугом и Андрей в роли Коняги — маленький шедевр. Второй шедевр — Андрей Казачков впряженный в телегу: вот он, удел российской интеллигенции (Саша, как ты мог обойти молчанием такой кадр?!:-)
Особенное почтение и восторг Лене за чудный садик- бордюр! Я знаю, что такое ухоженный садик рядом с постоянно наступающим лесом ( я в этой борьбе постепенно сдаю позиции). Огурцы и вовсе — мне на зависть!
А вообще очень рада за вас, за чудесно проведенный день, за восхитительное братство, за прекраснейшие виды, один краше другого. И даже дед Ленин не испортил их, ну в конце концов, стоит же в Берлине безобразный памятник Марксу и Энгельсу, именуемый в народе «пиджакко и жакетти» . А этого в кустиках на задворках и не видно. Зато какой простор и вместе с тем родной уют в видах Боровска и его окрестностей. А за название Глашино можно душу продать.
Одним словом, с удачным вас выездом!
А какие вы красавцы! :-))
Алла,
возможно ты и права по поводу несоответствия текстового и изобразительного материалов, но эту смысловую оплошность скорее надо отнести не столько к автору текста (А. Бабков), сколько к небрежности редактора, которому, вероятно, надо было разместить фотогалерею отдельным постом. В защиту Саши надо сказать, что он и не видел, собранную от каждого понемногу фотоиллюстративную часть в момент написания текста.
Более того, фотографии продолжают поступать. Вчера свои варианты прислал А. Кулагин, из которых две могут дополнить общую картину.
Затрудняюсь с приличным названием к данному снимку, — что-то ассоциируется с бородатым анекдотом про папу и сына глистов и родину…
Здесь, выползающая фигура Казачкова хорошо подчеркнула сюрреалистичность данного места, вообще. Тому, кто не в теме: памятник вождю стоит в трех метрах от полуразрушенного на данный момент «Дома Наполеона», собственно, который и входил в нашу экскурсионную программу. Увидеть здесь продырявленного со всех сторон Лукича оказалось, лично для меня, сколь неожиданно, столь и абсурдно…
Ну и чтобы дополнить впечатления от Боровска, не вошедшие в фотоотчет, необходимо упомянуть о еще одной местной достопримечательности — художнике Владимире Овчинникове, чьи картины на фасадах домов, наверно можно считать визитной карточкой города.
Комментариев у меня много, поэтому последовательно по порядку.
Начну с конца. У Овчинникова есть еще в Боровске одна уличная фреска, прямо на нашу тему про огурцы.
К вопросу «Композиция без смысла №1». Cмысл как раз есть, и глубокий. Четыре года назад при посещении музея Льва Толстого все в той же компании наша троица была сфотографирована на фоне домика прислуги, где была табличка «Здесь жили кучер и два дворника». А нынешняя фотография на фоне дома, где когда-то переночевали император и два короля (неаполитанский и шведский). Так что прогресс есть, непонятно, правда, в какую сторону.
По поводу фотографии «Саша, Ленин и Казачков». Саша тут то ли в роли Франциска Ассизского, то ли Игнасио Лойолы. Выбирай на вкус. А я просто выхожу из-за памятника, не подумайте чего плохого.
Отличный выезд. И природа русских вещей)))!!!
Молодцы! Спасибо за отчет! Дальнейших достижений!!!!
Я собиралась поехать с ребятами в Боровск, готовность была №1, но , увы, подвели обстоятельства. Очень жаль, смотрю на фотографии ребят, немного завидую. Перед Андреем и Леной неудобно… Но с другой стороны, мальчикам очень хорошо было и без меня… Они прекрасно провели время и легко перемещались в одной машине. Со мной им было бы тесновато… Теперь встречаемся в Липках…
Юля, мы тебя с Леной, конечно, ждали, но всякое случается. Еще встретимся!
Внучка Ира побаивалась встречи с чужими дядьками, и действительность не обманула ее ожидания. Приехали три небрито-бородатых не то дядьки, не то дедушки, хотя вроде и улыбаются, но как-то не так. Один сразу обозвал «армяночкой» и не поймешь, комплимент это или нет. Потом стали какие-то непонятные речи вести, дядька-обзывалка в спартаковской кепке все время какой-то непонятный вопрос задавал про спасение души, а другой ему невпопад отвечал и все советовал какого-то Хокинга почитать. А третий, вроде бы добрый, только улыбался. В общем убежала наверх, и там стала сама с собой тихо играть как белочка. Потом дядьки уехали, но, вот беда, через пару часов вернулись, опять пришлось наверх спасаться. Но вот только через какое-то время стали слышаться запахи волшебные, похоже налюбимый шашлык, почти такой же, как папа делает. Подумала и потихоньку вниз спустилась, а там тот дядька, который обзывался, действительно шашлык делает. Ну пришлось остаться, вроде дядьки действительно нестрашные оказались, потом еще и в игру все вместе поиграли. Теперь Ира уже третий день подряд в дядек играет, правда не поймешь кто там кого изображает. Хотя, судя по снимку с бутылкой, вроде бы понятно, кто такой Дядя Миньон. Ира ждет очередного нашествия дядек, может и еще какой-нибудь новый небритый приедет.
Андрей! Это же готовый рассказ! :-))
Алла, мне только сейчас пришло в голову, что я в этой зарисовке невольно скопировал фабулу (или как это называется) с твоей «Деревни». Вот что значит сила искусства!
…А еще дядька-обзывалка в спартаковской кепке зачем-то подарил какую-то старую большую монету, а другие дядьки сразу заверещали, что тоже такие хотят. Тогда дядькя в кепке сказал им, что она не настоящая, ну, те и успокоились. На всякий случай Ирка спрятала монетку в коробку, а вдруг все-таки настоящая и тогда на нее можно будет купить себе настоящую собачку, а дядьки-то ничего и не понимают…
P.S. Кстати, Андрей, еще во время подготовки фотоотчета, подумалось, что отсутствие в нем кадров с Леной и Иркой как-то его обедняет.
Монетку Ира хранит в своем ящичке среди прочих девичьих ценностей.
Хороший выезд, хороший фотоотчет. Мрачноватое описание и «светлые» фотографии не очень соответствуют друг другу. Но смотря на фото, забываешь о плохом, и понимаешь, что поездка прошла на высшем уровне. Поглощение монастырского пирожка прошло успешно. Александр и Андрей (Кулагин), взявшиеся за плуг — очень необычно. Здесь Алла меня опередила (видимо опять) с комментарием. Левон снова дразнит шашлыками…
А вот, что касается «композиции без смысла №4″… Я сразу вспомнил одну картину, причем в общих чертах. Не помню как называется, не помню кто написал, не помню даже кто изображен. Но помню то настроение и эмоции, которые она (картина) передавала. Андрей (Казачков), Вы очень хорошо получились. Этот снимок нужно обязательно в коллекцию. Мне представилась следующая ситуация, наш богатырь (в его роли Андрей Казачков), работая на поле с любимой телегой, совершенно внезапно встречает неприятеля, точнее неприятельское войско. «Ни шагу назад!» Андрей уже готов просто взглядом испепелить врага. (Наверное, из той картины, которая мне вспомнилась в общих чертах, я помню примерно такой же взгляд. ) Он встал как вкопанный, грудью защищая родную землю, всё крепче сжимая кулаки. Он уже готов закатать рукава, и одной левой уложить многочисленного неприятеля. Такой взгляд не снился даже боксерам, когда они стоят друг перед другом накануне матча. «… и взгляд его стал суров…»Кто сказал, что один в поле не воин? Вспоминается урок литературы, не помню какой точно класс, но начальный. Читали про богатырей, что богатыри были не только именно военными, а еще были как раз такие, которые могли один как за десять человек и тяжелый плуг использовать, и телегу поднять, и помнится были еще кожемяки, которые мяли кожу просто пачками.
Согласен с Аллой, тянет на шедевр. Или даже на отдельный пост. Фотография сильная.
Тим, справедливости ради надо сказать, что эта фотография была сделана во время моего предыдущего посещения Боровска, еще в мае. А что касается неприятельского войска, то есть одна задумка, меня на нее навели ваш комментарий, а также комментарий Иосифа про путь по Калужской дороге.
Сегодняшняя передача Б.Гребенщикова «Аэростат» была посвящена как раз теме путешествий. Путешествовать или сидеть дома? Этот вопрос неоднократно становился предметом дискуссии и в нашей компании: на блоге и за его кулисами.
Понятно, что Б.Гребенщиков приводил доводы в пользу одного и другого образа жизни. А также, как водится, афоризмы разных знаменитых людей от Сенеки и Лао-цзы до Генри Миллера и Честертона.
Это дало мне еще один повод задуматься, почему я стал так тяжел на подъем и хорошему путешествию иной раз предпочту хорошее сидение на даче. И вот что мне подумалось.
В чем смысл путешествий? За чем в итоге устремляется человек в новые края? – Ответ прост. За новыми впечатлениями, знанием, опытом… За теми соками, что питают наш разум и нашу душу… Но то же самое можно обрести и дома: из книг, посещений выставок и музеев, лекций, встреч с интересными людьми, Интернета в конце концов… Не в тех, возможно, объемах, но в итоге нужны ли мне теперь «те объемы»?
Порой я кажусь себе зрелым, если не перезрелым плодом, который, надрежь его или надави, и тут же брызнет струя сока. А повези этот плод куда-нибудь по городам и весям – побьется, подавится, расквасится и закиснет… Новые впечатления и знания в том объеме, в котором дают их путешествия, вредны уже для меня – я боюсь расплескать чашу прежних и уже имеющихся во мне.
«Чтобы путешествовать, необязательно менять место пребывания», — процитировал чье-то мнение Б.Гребенщиков, и я не могу не согласиться с ним. Мое путешествие никогда не прекращалось и не прекращается. Полагаю, об этом, в частности, свидетельствуют все мои очерки и заметки.
Сразу следом за передачей Б.Гребенщикова дали песню «Mr. Jones» группы «Counting Crows», о которой мне уже приходилось писать на блоге. И это было очень символично. Ибо в прошлом году с этой группой и ее музыкой я пережил одно из самых чудесных путешествий в моей жизни. Не удаляясь и на сотню километров от своего дома…
Читаю, глазам не верю.
Теплее.
Ну, а если уж совсем невмоготу, то «Путешествуй только с теми, кого любишь.» Э. Хемингуэй.
На Боровск! И И горе тому, кто встанет на нашем пути!
Удивительное дело, но наше короткое путешествие в Боровск во многом совпало географически с отступлением армии Наполеона из Москвы. Начал, правда Бонапарт свой путь от Кремля, а мы от станции метро Ленинский проспект, но первый след Наполеона на Калужской улице обнаруживается уже на этой картинке.
Первое пересечение. Наполеон в окрестностях школы №44 и Минералогического Музея
Это, конечно, не фотография живого Наполеона, а кадр из фильма, снятого в 1912 году к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Но документально подтверждено, что именно в этих местах Бонапарт осматривал свои войска, когда покидал Москву. Слева картинки в будущем появится наша школа, справа – помещения манежа графа Орлова , в которых через годы расположится Минералогический Музей, в стенах которого мы совсем недавно побывали. На этом плацу мы занимались физкультурой и играли в футбол.
Второе пересечение
Наша четверка встретилась для продолжения вместе около бывшего магазина “Cпартак” как раз в районе бывшей Калужской Заставы, где когда то стояли ее верстовые столбы. Вот прямо в этом месте мы и встретились
Третье пересечение
Проехав Калужскую заставу Наполеон свернул немного направо, чтобы подъехать к обрыву, чтобы посмотреть с кручи Воробьевых гор на пылающую Москву. Стоял он аккурат над Андреевским монастырем, но на картинке монастыря не видно, виден только Новодевичи. О чем размышлял император, стоя над обрывом, можно только предположить. Возможно, он думал “Эх, надоела мне Москва, гори она огнем”.
Четвертое пересечение
Дальше наши с императором пути на какое-то время разошлись. Мы отправились по Ленинскому проспекту, который частично был проложен л по Калужскому шоссе, а дальше был прорублен напрямую к Внуково уже в советское время. А Калужское шоссе вместе с армией Наполеона (а народу то было почти 100.000 человек вместе с обозами и добром) свернула где-то на пересечении с Ломоносовским проспектом налево и двигалась по старому Калужскому шоссе. На Калужском в районе Коньково стоит церковь, которую видно из окна моей квартиры. Как написано в историческом путеводителе французы во время своего прохода мимо палили из пушки по этой церкви, и вплоть до семидесятых годов прощлого века на ней оставались следы снарядов. Я правда этого не запомнил, не видно следов и на фото, сделанном мамой из окна чуть ли не на первый день нашего перезда на новую квартиру из Андреевского монастыря в 1968 году
Пятое пересечение
Так бы и шел дальше Наполеон по Калужскому шоссе, если бы ему не пришла мысль сделать маневр и свернуть с нее на Боровскую дорогу. Боровская дорога сейчас сохранилась только фрагментами, в Москве это Боровское шоссе, а за Москвой остатки, идущие параллельно Киевскому шоссе, по которому мы двигались в Боровск. Пересек Наполеон будущую трассу Киеского шоссе в районе Фоминского, где и заночевал. Фоминское это нынешний город Наро-Фоминск, где мы остановились, чтобы зайти в “Перекресток”, чтобы купить торт (жаль, что не “Наполеон”).
Шестое пересечение.
Дальше Наполеон шел по Боровской дороге, дошел до дома,о котором довольно подробно написано Сашей Бабковым в Русской Карусели и там заночевал. Вот фото этого дома в лучшие времена. Ленин еще белый, чистенький.
Шел Наполеон со своей армией из Москвы до Боровска неделю, а мы добрались за три часа, да еще заезжали к нам в Глашино.
И еще. Наполеон и его войско вывезли из Москвы бесценные сокровища, которые по пути постепенно исчезали и поиски ведутся до сих пор. Так может часть из них находится где-то в одном из этих пересечений? А может даже под памятником Владимиру Ильичу?
Андрей, оригинальность твоего мышления, кроме восхищения начинает вызывать ревностные ощущения и отвратные чувства собственной нормальности.
Сначала человек у реки с открытки вдруг оказывается сыном Герасима, теперь пересечения с Наполеоном…
Нравится.
Левон, это, видимо, все таки сказывается галюциногенное влияние огурцов. Может привезти тебе парочку со следующего моего заезда в Глашино?
Да, такое предположение у меня тоже было.
Раз ты его сканировал на расстоянии, значит они (огурцы) еще оказывают проницательное, а может даже и прорицательное влияние.
Давай проверим на завтрашнем Спартаке. Я без всяких огурцов, к примеру, ставлю 3-1.
А ты откушай алюминиевого и сразу вещай.
Если твоя возьмет, сразу начинаем играть на бирже по-крупному.
P.S.
Хотя у нас этих вещателей медвежьего тренда на Контрапункте и так пруд пруди…
У меня нет алюминиевого под рукой и тоже хочется сказать 3-1, но для разнообразия 1-0.
Спешил-опаздывал к началу матча, но проезжая мимо Ваганьковского не преминул остановиться, чтобы зайти к нашему деду.
Может поможет?
Кому-то Карелия, а нам сегодня Уфа будет снится. «Спартак» старался. Видно, что игра стала другой, но должен хотя бы год пройти, чтобы пережить тот кошмар, который вы, дорогие, испытали в предыдущие сколько там лет? Правильно. Не меньше 10-ти. Но, в общем, начало положено. А огурец, который слева, подрос на пару миллиметров…
Упоминание о парадоксальности ума вынудило меня опубликовать небольшой очерк о Дмитрии Быкове, написанный после нашего, опять-таки с Андреем, похода на его лекцию о Бродском пару недель назад. Вот уж кто парадоксалист так парадоксалист! Завзятый! Не у него ли и Андрей учится? Знаю, что несколько дней назад Андрей вновь побывал на лекции Быкова, теперь уже по поводу Стругацких. Андрей, не было ли и там высказано каких-то парадоксальных идей и мыслей?»
Развалились в беспорядке
На своей перине-грядке
Сто зелёных медвежат,
С сосками во рту лежат,
Беспрерывно сок сосут
И растут.
Я длинный и зелёный,
вкусен я солёный,
Вкусен и сырой.
Кто же я такой?
Источник: http://riddle.su/pro_oguretc.html
— там много еще такого. Веселогоооо!!!