КАК Я ПРОВЕЛ ВОСКРЕСЕНЬЕ: СОЧИНЕНИЕ НА НЕЗАДАННУЮ ТЕМУ
В эту поездку я не посчитал нужным взять ни ручку, ни бумагу. Зачем? Какой-то там Волоколамск, ну что нового может мне сказать Волоколамск? Мне, объездившему полсвета и только несколько месяцев назад вернувшемуся из его второй половины – Западной…
Если честно, то поехал я туда, в Волоколамск, только ради душевного спокойствия – не хотелось сына отпускать одного, в холод и грязь… Тем более, что он чуть ли не ночевать там собирался. А туда нам с дачи на машине — час с небольшим езды. Так что выбор был не моим, ничего особенного от поездки я не ждал и больше заботился о своём душевном покое…
Сейчас принято ездить с туристическими целями за границу. Поездки по родному краю не престижны и считаются пустой тратой времени. Как же, весь мир и все чудеса света перед тобой – выбирай любое! Кому интересно свое отечественное захолустье? У кого нет ни денег, ни машины, тот спину гнёт, чтобы всё это добыть – ему не до поездок; у кого всё это есть, тому и в своём уютном мирке хорошо и уж точно он не променяет его на сомнительные прелести российского захолустья. Вот и я исходил из примерно таких же соображений. Не взял ни ручки, ни бумаги, ни фотоаппарата толкового. Хорошо ещё, что телефон у нас теперь на все случаи жизни…
В музее Волоколамского Кремля рядышком представлены соха и однолемеховый плуг. Двухлезвенная соха была в принципе в состоянии вспахать землю, но крайне малоэффективно по сравнению с плугом. Плуг намного глубже уходил в землю, выворачивая огромные её пласты. Вот так же и эта поездка в Волоколамск — она как плугом взрыхлила глубинные пласты моей души и сердца. Ни одна поездка за границу не в состоянии сделать ничего подобного. Любая поездка за границу — это не то что соха, это даже не грабли.
Моя жена сейчас находится в Китае и каждый день шлёт мне восторженные эсэмэски то о монастыре Шаолинь, то о гротах со 135 тысячами будд, то о терракотовой армии императора Цинь Шихуанди в Сиане… Всё это, конечно, очень любопытно, но способно ли по-настоящему затронуть душу и сердце, заставить вспомнить всё то, что с тобой и «не с тобой было», пережить многочисленные моменты своей жизни и истории своей страны. На мой вопрос «Зачем тебе это?», мой сын, надо отдать ему должное, ответил «Чтобы приобщиться к чему-то высокому». Вопрос был провокационного свойства. Я думал, он скажет: «Ну, так — посмотреть», а я б ему тогда: «А надо бы, чтобы задуматься…»
Сам бы я сегодня на этот вопрос ответил: «Чтобы помнить». Мы все забыли, кто мы и что мы. Мы живём в мире, который называем «глобальным», но глобального в нём на деле лишь то, что относится к «потребительской корзине». Не «глобальным» поэтому следовало бы его называть, конечно, — а «всеобщим», но мы даже терминологию подстраиваем под свой душевный комфорт. Современный человек не терпит ни малейшего неудобства. В советские времена я говорил, что в войне против нас Америка обречена на поражение уже потому только, что американцы избалованы сервисом и комфортом, а у нас тут нет того, ни другого. Т еперь же мы все стали такими – избалованными. И поэтому мы все обречены на поражение в битве с жизнью и в битве со временем. Выживут лишь те, кто помнит или ещё в состоянии вспомнить.
В поле под деревней Нелидово стоят пять огромных истуканов. Такими увидел 28 панфиловцев современный скульптор. Надпись на мемориальном камне заканчивается словами «… и победили»… Поле шириной километра два, и что, спрашивается, были в состоянии противопоставить 28 человек намного превосходившему их численно противнику и тем более механизированной технике. Да те просто объехали бы их, перещелкав при желании как мишени в тире. Мы ушли от одних мифов и благополучно пришли к другим. Мы пребываем в мире «золотых» и сладостных снов. Но как долго длиться им?
Сегодня мы знаем о войне, особенно о её начале гораздо больше, чем в те дни, когда учитель в школе рассказывал нам о героях-панфиловцах. И на фоне этой страшной правды колоссы с суровым взглядом и сжатыми в кулаках гранатами и автоматами, стоящие вдоль дороги, тают и меркнут. Медленно уходят под землю и там вливаются в реки сотен тысяч, миллионов русских солдат, оглушённых и поверженных далеко не экзистенциальным, а более чем реальным ужасом первых месяцев войны. Сгинувших бесследно в бесконечных «котлах», из которых нам ведомы только самые жуткие и бездонные — Белостокский, Смоленский, Вяземский…
Боюсь, что не столько подвиг, сколько плоть и кровь русского солдата остановила наступление. Немцы буквально захлебнулись в крови и не смогли её больше ни терпеть, ни видеть. У человеческой природы есть свои пределы. Были ли они у «отцов» нашего социалистического отечества? А у наших «вождей»? Вот они-то, похоже, не готовы были остановиться ни перед какими жертвами…
Мы выстояли и отстояли право наших супостатов измываться над нами и дальше. Честь нам и хвала!
Я иду улицами Волоколамска. Я проезжаю его окраинами… Господи! И ради этого убожества и ради этой, по Гоголю, «бесприютности» нужно было ложиться костьми и нести столь нечеловеческие жертвы? Закрадывается страшная по своей крамольности мысль: «При немцах было бы лучше! Тем более что так мы сохранили бы цвет нации. Подобно тому, как Кутузов, пожертвовав Москвой, сохранил армию, и благодаря этому со временем освободил и Москву, и все прочие территории… А в итоге дошёл и до Парижа…
А так, что это за нация такая, что это за люди? Как у Платонова: «Так, кормятся друг подле друга»… Ни заводы не работают, ни фабрики… «Одни торгуют, другие охраняют», — делится с нами наш добровольный гид на выставке местного художника. А в своё время женщина эта была главным технологом на местной ткацкой фабрике, славившейся своими ситцами. Ну, а теперь-то хоть так, а то ведь сколько народу опустилось, спилось… Или вот так, «промышляет друг подле друга». У прохожих на улицах ни лиц, ни характеров… Какая-то сплошная серая масса. И нужно остановить, разговорить, чтобы вдруг высветилась искорка живой человеческой души. Глубоко упрятана она в русском человеке. Не сразу и он-то сам её в себе рассмотрит и различит…
Какой там «Стамбул»? – «Волоколамск — город контрастов»!.. Вот уж где действительно все смешалось не на шутку. Рыночные, вернее сказать, «базарные» отношения с повсеместными «улица Социалистическая», «площадь Ленина» или «Советская», «Первым», «вторым» и так далее «Октябрьскими переулками»… Новенькие, с иголочки доходные дома и супермаркеты – с развалюхами даже не доперестроечной, а еще допотопной застройки.
Перлом всему — здание банка на центральной площади, смотрящее прямиком на пожарища через дорогу, сохранившиеся то ли со времён войны, то ли со дня страшного пожара 1905 года, уничтожившего 45 домов в самом центре города. А через день — ещё с пяток, а заодно уж и управа, в придачу… Современные лимузины на фоне ржавеющих у дворов и во дворах, на вечном приколе, Лад и Москвичей. А главное — на фоне всё тех же наших российских нравов. Нет, не прежних — это было бы благо… В прежние времена, хорошие ли, плохие, но нравы были. Сейчас же ни времени, ни нравов. Вот что страшно!
Безвременье — так, по-моему, в истории называются подобные времена.
Невольно ищешь, обо что мог бы опереться дух человеческий, от чего оттолкнулся, чтобы начать новый виток восхождения. Идёшь в церкви – Покровская, Рождества Богородицы на Возмище… Едешь в Иосифо-Волоцкий монастырь — светоч просвещения (действительно ли?) 16-го и последующих столетий на волоколамской земле.
Новым градом Китежем встаёт монастырь, со своими белыми стенами, разноцветными надвратными сооружениями и устремлёнными ввысь крепостными башнями и маковками церквей на берегах Теряевского озера.
Работа здесь кипит нешуточная. Но не столько духовная, сколько работа по восстановлению того, что разрушалось десятилетиями. Вот так и живём: разрушим — восстанавливаем, и восстановить-то толком не успели – вновь разрушаем… В Стране Дураков работе конца не видно.
Священник напутствует молодожёнов. Напутствует на земную любовь, говорит в принципе правильные вещи, но в итоге все сводит к любви к Богу. Уместно ли? До Бога ли им теперь? Пустым звуком звучат в пустом храме слова о «Боге», «вере», «радости», «любви»… Любви как жалости… Оказывается именно такое значение в старославянском имело слово «любовь». Скучно молодожёнам, скучно свидетелям и немногочисленным родственникам и знакомым. Скучно, похоже, и самому священнику. В ходе молитвы у него зазвонил мобильный телефон. Он не сразу нашёлся, долго шарил под фелонью, в подризнике, наконец выключил. А если это ему сам Господь звонил, чтобы сообщить об отставке по причине несоответствия?.. Хотя вряд ли: всё меньше и меньше остается у Господа слуг на этой земле, скоро, похоже, и тех не останется.
«Много ли монахов в обители?» — спросил я у проходящего мимо чернеца. «Где их сейчас много?» — вопросом на вопрос ответил мне тот. «Ну, все же, сколько?» — не унимался я. На этот раз ответом было молчание. Ускорив шаг, будто не расслышав вопроса, монах поспешил по своим делам. Хотя какие дела и тем более какие спешные дела могут быть у посвятившего себя Богу и Вечности человека? Дел, однако, судя по всему, хватает. Работы, как сказано, развернуты нешуточные, а если их, монахов, всего несколько человек? Паствы тоже чувствуется не густо. Тогда для кого отстраиваются хоромы и возводятся башни? Не время ли вновь уходить в катакомбы и там возрождать в душах людей Град Небесный?..
Мы выкатили на Новорижское шоссе уже под вечер. Машина летела восвояси как выпущенная из пращи. Сын задремал, а я явился свидетелем поразительного явления. В закатных лучах не по-осеннему яркого солнца всё окрест озарилось каким-то густым багряным цветом. И без того красноватые клёны и дубы побагровели, жёлтые берёзы и осины стали цвета червонного золота, ели и сосны приобрели буроватый оттенок. Что это — отблески Октября? Социальных бурь и потрясений минувшего века? Следы крови, сполна напитавшей эту землю в годы войн и лихолетий? Предвестники новых пожаров? Цвет новой, возрожденной жизни в соответствии с христианской традицией?
Я не знал ответа. Возможно, мне даст его новый фильм Сергея Урсуляка, поставленный по роману В. Гроссмана «Жизнь и судьба», премьера которого должна была состояться вечером.
Возможно, но полной уверенности не было. Слово… Способно ли Оно, «бывшее в начале», изменить Жизнь и Судьбу? — Отдельно взятого человека, возможно, что да. Целого народа? — Иного, возможно, что тоже да, но вот русского…
Это только в учебнике истории указан год окончания Гражданской войны — 1922-й. На самом деле она так и не прекращалась. А раз так, то слово «любовь» не может ассоциироваться у нас со словом «жалость». Оно всё ещё прочно спаяно со словом «ненависть». Посмотрим, знал ли об этом Гроссман?
Ну вот видишь, Саша, все не так плохо: и неокрепшие молодые души в лице твоего сына не могут не вызвать гордого удивления своей глубиной и жаждой прочувствованного знания; и на смену 28 панфиловцам пришло целое поколение, готовое к ежедневному многолетнему подвигу за выживание, в очередной раз демонстрируя что-то там в «русском характере», и монастырь строится, ничего, что пока некому в нем жить — свято место, как известно, пусто не бывает!
По поводу же Гроссмана, который, как мне кажется, очень должен быть близок тебе и своей метафорической «квашней», и ощущением катастрофичности поворота оси мира, и мальчиком-евреем, на пороге газовой камеры выпускающим на волю жука из коробочки…. Так вот, по поводу Гроссмана, знал он или не знал, скажу запомнившейся фразой из статьи, опубликованной в «Литературной газете» после снятия запрета на публикацию романа: «Он понимал и больше».
Один твой образ заставил меня вернуться к моим давним размышлениям об особенностях российского бытия. То что твоя машина «летела, как выпущеная из пращи» из Волоколамска, где на самом деле не было ничего, чего бы ты не мог увидеть в любом другом городе и даже в Москве, если приглядеться повнимательней, снова заставило меня вспомнить, что моя родина-единственная страна, где хочется быть туристом, чтобы видеть только и исключительно то, что тебе показывают. И еще одно. Куда ты мчался, Саша, с такой скоростью, разве можно от этого убежать? Разве что в свой собственный мир- укрытие? Тщательно охраняемый от враждебного вторжения действительности, он может называться как угодно: дача, загородный дом, башня из слоновой кости, бункер, блог, в конце концов… кто-то старательно окружает себя паутиной рутинных, каждодневных дел-лучше биться в ней, чем о бетонную стену государства. Любой выход из такого убежища грозит как минимум душевным расстройством. Вот и даже взрослого сына ты испугался отпустить, чтобы избежать столкновения с постоянно нам угрожающей родиной.