Кулагин: Набросок портрета художника
(К Дню рождения)
Насколько не похожи эти два моих друга, Андрей Кулагин и Левон! Левона оставим пока: не его сегодня день рождения – но и о нем можно будет судить, оттолкнувшись от описанного ниже словесного портрета Андрея. От образа, конечно, каким он представляется мне, а не от натуры…
На недавней выставке Фалька до меня вдруг дошла разница между натурой и образом. Мы многое знаем, но не до многого доходим, а когда доходим, то это становится для нас своеобразным откровением. Ведь, вроде, как знал, а поди ж ты… Выходит, имеются различные уровни одного и того же знания… И понимания.
Так вот, образ Андрея – для меня это образ человека, меняющегося на глазах, но никогда не меняющегося по сути своей, то есть внутри. А если и меняющийся, то очень и очень медленно в отличие от тех внешних перемен и изменений, что он претерпевает.
Наверное, таким и должен быть художник и творческий человек вообще. В первую очередь это натура впечатлительная и постоянно ищущая все новых и новых впечатлений. Они необходимы ему как обычному, физиологическому, человеку воздух. Он, художник, живет и питается впечатлениями. А те, в свою очередь, не могут не сказываться на нем и в нем не отражаться. Каждое новое впечатление – это еще одна новая черточка, новый блик или новая тень, новый – извиняюсь за тавтологию – нюанс в его облике. Не всегда и даже редко – в душе, ибо впечатления эти по большей части внешние и моментальные. Они, как бабочки – неожиданно вспорхнут то одна, то другая и уже улетели. А впечатление осталось…
Художник жаден до впечатлений, и это ему немного мешает. Ему трудно мгновение уловить, еще труднее приколоть его к «коллекции», хранящейся в его душе. Там так их уже много и там так мало свободного места, что и так это больше напоминает не столько коллекцию, где все разложено по своим полочкам и все надписано, а – какую-нибудь лавку древностей, где все экзотично и все вперемешку.
В прежние века было не так. Впечатлений было куда меньше, и в своем поиске нового и непривычного художник пытался заглянуть больше вглубь предмета или явления – вглубь натуры. Произведения художников были монументальны. Даже те, что размером десять на десять. А что не монументально, то было просто наброском или эскизом.
Но вот Колесо Сансары – нет, просто жизни закрутилось быстрее, и черты натуры стали размываться все больше и больше. Первое впечатление было ложным: у импрессионистов натура уже начала рассыпаться мелким бисером, обнаружив мозаичность своей структуры, но форма еще оставалась единой и неделимой, в то время как последующие так называемые «авангардные» направления разделили и расчленили натуру на те части и элементы, что в импрессионизме были только намечены.
И здесь уже было не до целостности и полноты картины, в том числе и картины мира.
Трудно склеить разбитую чашку, еще труднее, а точнее просто невозможно – хрустальную вазу. Она разлетается на тысячи осколков – одни меньше других.
Так же и в жизни – картинки мелькают одна за другой, и лишь какой-нибудь 26-й кадр сохранится в памяти. Вот он-то и найдет свое отражение на холсте, а точнее не на холсте даже (что это за пережитки такие!), а на картоне, а то и вовсе белом листе бумаги.
В то время как все предыдущие и последующие кадры останутся, где? – правильно, и извините за очередную тавтологию, «за кадром».
У каждого этот «26-й кадр» свой, но и сам автор не в состоянии трактовать его верно и однозначно в отрыве от всех остальных в серии. Чего уж тут говорить о нас, зрителях! У нас на этот счет вообще свое суждение – в строгом контексте собственных разбитых вдребезги «чашек» и «ваз».
Никогда художник не был так далек от своего зрителя… Кто-то этим кичится и выдает за очередное достижение и даже триумф, но на деле это не так. Художник без зрителя – экзистенциальное ничто. Нонсенс, парадокс. Хотя ныне кое-кто и парадокс готов объявить чуть ли не основным законом универсума.
А что же наш сегодняшний именинник? Он вроде как остался за кадром? На самом деле – нет, он в самом эпицентре. Просто в многообразии красок и многоцветьи образов он тоже распался на части и немного потерял себя. Или просто не нашел. До конца. Себя основного, себя главного…
От всей души пожелаем ему себя найти или обрести!
Не подари я тебе, Андрей, как Левону, “Картинок с выставки”, ты был бы вправе обидеться на меня. В конце концов кто у нас на блоге художник! Пусть даже и в прошлом…
Поэтому дабы этого не произошло, я привез “их” тебе из Питера, где мне довелось побывать на интересной выставке — отца и сына Явленских. “Приключение цвета”…
Отец Явленский с моей легкой руки уже прописан на нашем блоге (см. Мурнау и прочее), в то время как сын, Андреас, не то что на блоге, он и в России-то первый раз выставляется.
Но дарю я тебе “его” не потому, что он раритет, а потому, что чем-то он мне напомнил тебя. Мне почему-то кажется, что при определенных обстоятельствах ты тоже должен был бы писать подобным образом. Есть в вас что-то общее.
Впрочем, почему это “должен был бы”! Ты ведь и писал так в один из своих периодов — в “Период горящих сердец”. Все у тебя было так же: и броско, и ярко, и экспрессивно, и предельно, если не запредельно, витально, и… так же красок не жалел… Ну просто один в один. Не зря я, как видно, старался… Пусть это напомнит тебе те времена и тот период твоей жизни и творчества. Похоже, не самый плохой…
Дорогой Андрей!
Поздравляю тебя с днем рождения!
Мы не успели оглянуться, как еще один годик пролетел. Я желаю тебе только здоровья и здоровья! Мне кажется, что ты счастлив и благополучен! А еще я поздравляю твою маму! Дай ей бог здоровья и всего наилучшего!
Мы всегда пытались подтянуться до твоего высокого уровня знания живописи, музыки, дизайна. Совсем не удивительно, что ты так успешно делишься своими знаниями с талантливой молодежью! Успехов тебе на этом поприще! Ты с ребятами становишься моложе, а мы, общаясь с тобой, пытаемся тоже не стареть, не отставать от вас с Леной.
Саша, спасибо за добрые слова и интерес к моему «творчеству».
«Художник жаден до впечатлений, и это ему немного мешает.»
Вот это абсолютно верно.
Только «новыми впечатлениями» оказалась преподавательская деятельность,
которая оказалась весь интересной и увлекательной, но отнимающей много времени.
И как следствие моя реакция не всегда оперативна.
Итак.
Комментарии.
Саша, мы с Левоном библиотекари.
Нахвататься впечатлений это не для нас.
Учёт и контроль.
Переписать и разложить по полочкам.
Проанализировать и сделать вывод.
Про целостное (или гештальт).
Это мы обсуждаем постоянно, поэтому приведу (близкую мне) цитату из Дональда Джадда.
«Не только избавиться от композиции, но и устранить другой аспект априорности, а именно представление об идее или замысле, предшествующем созданию работы и воспринимаемом как заключенная в объекте внутренняя сущность, которая служит причиной его существования.»
Возможно Беккета и не стоит анализировать, и ждут они не Бога, а Смерть.
За Явленских, спасибо!