Стихи из телефона
Не читалось и тем более не писалось. Да и как могло читаться или писаться в компании симпатичной незнакомки, сидящей в соседнем кресле! Скоростной поезд С.-Петербург-Москва нес их по живописнейшим просторам Северо-запада России. Его – домой, ее же… Он попытался определить, москвичка ли она или из Санкт-Петербурга. Он ненавидел это название, украденное у другой эпохи и другого народа, но применительно к этой незнакомке ему вдруг захотелось применить именно это название Северной столицы.
«Наверное, потому, – подумал он про себя, – что вот она-то, похоже, как раз из «той эпохи» и принадлежит «тому народу». Ему вообще было свойственно романтизировать женщин, а если действительность пыталась убедить его в обратном, то тем хуже было для действительности. Он закрывал глаза и затыкал уши и ничего не хотел знать из того, что способно было поколебать его стойкие романтические убеждения.
Он покосился на незнакомку, но из того, что увидел, ничто не выдавало в ней обитательницу той или иной столицы. Довольно строгий деловой стиль, ухоженные руки, одну из которых обрамляли, возможно, чуть более чем следовало массивные часы (но такова нынешняя мода!), а другую, напротив — тонкая и очень необычная и элегантная браслетка… Узкие брюки и лакированные, тоже, быть может, немного чересчур массивные – и это по последней моде – полуботинки… Слово-то какое! Сейчас даже про мужские туфли так не говорят… Пришло на ум откуда-то из 60-х, но ведь соответствует!..
Сочетание плохо сочетаемого – постмодернизм даже в одежде! Что ж, по крайней мере, это логично, а если разобраться, то, в общем-то, не так уж и плохо. При соблюдении чувства меры. В данном случае чувство меры было соблюдено самым восхитительным образом.
Продолжая свои мысли и неожиданно для самого себя он уже вслух произнес: «Нет, плохой из меня Шерлок Холмс. Пытался было определить, домой вы возвращаетесь или, наоборот, едете в командировку или в гости, но вынужден признаться в полном отсутствии у меня дедуктивных способностей…»
— Но вы-то уж точно москвич.
— Что, по говору слышно?
-Да нет, просто вы чуть более утомлены и… помяты, я имею в виду одежду, чем когда едешь из дома.
— Ну, если следовать этому принципу, то тогда вы – из дома и в гости…
— Нет, не угадали.
— Тогда мои вам комплименты…
— Напросилась!
Она оказалась приятной и открытой к разговору собеседницей, и ко второму часу поездки он знал о ней так много, как не знал ни об одной из своих коллег по работе. Что ей под сорок, что она – мать двух взрослых дочерей, что работает в выставочном бизнесе, но в Питер ездила не по основной работе, а по делам какого-то благотворительного фонда, в создании и работе которого принимает самое деятельное участие.
На его удивленный взгляд она ответила пятиминутным монологом, из которого он не понял главного – что побуждает молодую востребованную деловую и семейную женщину заниматься еще и делами какого-то фонда.
— Да знаете ли, как-то взялась друзьям помочь и незаметно для себя втянулась, а теперь настолько во все это погрузилась, что хоть основную работу бросай…
— Ну а семья?
— Девочки мои во мне не особо нуждаются – самостоятельные не по годам и самодостаточные очень. Муж… В основном на работе пропадает. Довольно успешный бизнесмен. И девочки, похоже, в него. Даже мужчинами не особо интересуются… А вы, чем вы занимаетесь?
Ему было скучно рассказывать ей о своей работе и после первых общих и малозначащих фраз он предпочел перейти на темы культурологического характера, тем более что в Питере ему в этот раз удалось сходить и в Мариинку, и в БДТ. Далее разговор уже шел о культурных пристрастиях и о том, кому и где удалось в последнее время побывать и что посмотреть.
В какой-то момент, среди прочего, он упомянул и блог, в котором активно сотрудничал наряду со своими друзьями. «А вы случаем не пишете, не рисуете? Не страдаете никакими иными творческими наклонностями?» Он был уверен, что ответ будет отрицательным – уж больно по-деловому выглядела Светлана. Таково, как выяснилось по ходу разговора, было имя его попутчицы. Каково же было его удивление, когда она после секундного замешательства ответила, что, мол, да – рифмоплетствую… – «Слово-то какое! Уверен, что вы себя недооцениваете и на себя наговариваете!»
— Нет, я действительно не высоко ставлю свое рифмование… Стихами не могу их назвать – слишком люблю настоящую поэзию. Но и не писать не могу. И если уж найдет, то – прекрасное все же изобретение! – набиваю их в телефон. Благо всегда под рукой.
Он выразительно посмотрел на лежащий перед нею на столике блестящий айфон. Она поняла намек и чуть-чуть поморщилась.
— Да нет, не подумайте, я понимаю, это довольно личное. Но если есть что-то… нейтральное, то я бы с удовольствием почитал. Я с интересом и с пиететом даже отношусь к творчеству своих знакомых. Можно мне считать вас своей знакомой? И потом… я тоже люблю поэзию.
— Поэзию! Но это не поэзия, это, как я уже сказала, просто рифмование. А сейчас я так и вовсе решила больше не писать. Стихи у меня, как правило, грустные все выходят, и это не прибавляет радости жизни…
— Так что же вы думаете: если не писать, так жизнь веселее станет? Нет, это все-таки диагноз… Извините, это я в свое время поставил всем нам, русским, диагноз – нарушение причинно-следственных связей…
— Нет, это скорее наша, так называемая женская логика. Конечно, стихи не причина, а следствие, но следствие такое, что в свою очередь способно усугублять причину, а значит и являться частью ее…
— Логично! — И они рассмеялись. – Тогда это уж точно личное, и я не смею настаивать.
— Отчего же? Мне вдруг захотелось дать вам кое-что почитать. Из последнего. Но опять-таки не судите строго!
— Дилетант не может позволить себе такой роскоши…
Она наугад вывела на экран стихотворение. Сначала одно:
Это как наваждение.
Так от обиды
Рыдают дети.
Просто берешь листок бумаги –
И тишина, ни строчки, ни буквы.
Это как наказанье.
Так, спотыкаясь,
Роняешь сумку
И рассыпаешь весь мусор жизни –
Флакончик духов, блокнот и ручку.
Что происходит?
Летят минуты,
И немота не становится словом.
Звуки роятся и бьют по горлу,
Не выходя, не слагаясь в строки.
Потом еще одно:
Как же я без тебя?
Как?
Как же с тобой?
Как?
Что же мне так?
За что же мне так?
Просто просила я!
Я просила сначала редко,
А потом каждый день просила,
Чтобы жизнь,
Как волна, приносила
Камешек, стекло и ракушку —
Драгоценности детской жизни.
Я просила.
И получила —
Камешек, стекло и ракушку.
Солнце, улыбку, радость.
Песню, печаль и волю.
Все драгоценности жизни,
Что загадала в детстве,
Все, о которых не знала.
Стихи были незамысловатые, но зато – и это сразу чувствовалось и подкупало – шли от самого сердца. Никакой показушной витиеватости и надуманной замысловатости, никакого желания что-то приукрасить и что-то задним умом переосмыслить. Нет, как получилось, так и получилось, как родилось, так и родилось. Как дыхание и как эмоция: чистая и ничем не замутненная. Естественная.
Но как не похожи они были, как не шли, как не соответствовали они облику этой элегантной и такой, казалось бы, уверенной в себе женщины. Первому впечатлению от нее. Женщины, у которой мало того, что по работе и в семейных делах все хорошо, так еще и благотворительностью какой-то она умудрялась заниматься…
В целом же стихи ему что-то напомнили, но он сразу не понял что… Он, правда, и позже не понял… Не смог вспомнить.
— А не хотите на нашем блоге разместить? Мне кажется, это настроение, эти мысли и эти чувства могут быть созвучны многим женщинам. А то – и мужчинам…
И вновь она удивила его: «А почему, собственно, и нет? Но только инкогнито или под каким вымышленным именем. Никаких географически-факсимильных деталей…»
— Можете не сомневаться. Спасибо. Вот мой электронный адрес, а вот название нашего блога. Вы тоже посмотрите, насколько он созвучен вашим вкусам и вашим стихам. Хотелось бы взаимности…
Она посмотрела на него. Он смущенно улыбнулся и отвел взгляд. В окно, за которым было темным-темно, а затем – на часы. «Ну вот, один лишь час остался». Про себя же подумал: «Кто же этот счастливец, что удостоился таких стихов и таких настроений? Везет же некоторым…
Мне бы только дотянуться
До небесной синевы
Мне бы только не проснуться
И лететь туда, где ты
Где для тела нет преграды
Взмах — и звезды подо мной
Где всегда с тобой я рядом
И ты мой
Мой
Током крови, стуком сердца,
Вздохом, радости дождем
Мне тобою не согреться
Мы с тобою не вдвоем
Но во сне я все умею
Нет законов для меня
Я во сне смелей и злее
И во сне я – это Я.
— Вы, наверное, подумали…
— Откуда вы знаете? Да, подумал…
— Ну и напрасно. Я — прекрасный семьянин и верная жена…
— Да я и не… Я немного о другом. Вся эта история мне что-то ужасно напоминает. Что-то уже было в моей или в чьей-то еще жизни подобное. Такая же тоска по чему-то неразделенному, чему-то если и живому и сущему, но где-то не здесь, а в мечтах… И в то же время настолько реальному и выстраданному, что все действительно реальное и сущностное разбивается от столкновения с ним и уходит куда-то в небытие. А фантазии остаются, и более того – увлекают собою и других…
— А вот это еще посмотрите! – Он бегло просматривал, так как приходилось еще слушать и собеседницу. – У моих родителей была большая библиотека, и я с детства жила иллюзиями и фантазиями других людей. Писателей, поэтов, художников, не говоря уже о музыкантах…
Что-то постепенно начинало проясняться в его мыслях, что-то они начал припоминать, и казалось, вот-вот вспомнит. Что за напасть, что за дежавю? «И все эти годы я жила как бы в двух измерениях, в двух реальностях, одна из которых общая со всеми, а другая – моя и только моя. И порою мне даже непонятно было, какая из них более реальная, более настоящая?»
Тем временем он вплотную подошел к заветной разгадке, и теперь стоял буквально в нескольких миллиметрах (или мгновениях?) от нее. Но понимал всю хрупкость этого состояния: любой пустяк мог вновь отбросить его во мглу беспамятства. Так и случилось. Неожиданно включилась громкая связь, и диктор объявил, что до прибытия на Ленинградский вокзал осталось десять минут. И все – сизифов труд оказался опять втуне. Сознание, подступившее было к самому порогу осознания чего-то важного – оставалось лишь руку протянуть – вновь ушло от искомого предмета. Невод вновь на поверку оказался пустым.
— Вы меня слушаете?
— Ой, извините, я буквально зациклился на попытке вспомнить, что же все это мне напоминает. И почти вспомнил, но тут этот голос из микрофона… Напомнил, что мы подъезжаем. Я же… я же, уже почти вспомнив, снова вдруг упустил мысль… Я, как и вы, потерялся в двух реальностях. Похоже, это заразительно… Или заразно?..
Они засобирались. Равно как и все вокруг. Как будто бы поезд прибывал не на конечную станцию, а на полустанок с остановкой в пару минут…
В начавшейся суматохе они потерялись на минуту. Он и эта странная незнакомка. «Незнакомка… Незнакомка… Незнакомка!» — Он вспомнил! «Письма к неизвестному» Марианны Веревкиной! Господи, как же это он сразу не понял? Целый том писем, и не писем в обычном смысле этого слова, потому что они никуда и никому не отправлялись… а дневниковых записей – мыслей, высказываний, чувств, обращенных Марианной то ли к своему романтическому идеалу, то ли к Алексею Явленскому, то ли к самой себе, то ли к своим будущим читателям. Нет, на этих последних она вряд ли могла надеяться. Удивительное по форме и по содержанию произведение, которое, конечно же, достойно большего к себе внимания и более серьезного к себе отношения. Незаслуженно, трагически незаслуженно забытое…
— Мариа… Светлана, Светлана – да где же она? Я вспомнил!
Она уже сходила с подножки поезда, а он… А он запутался в чужих баулах, спинах, плечах, ногах…. Извините, извините…
Уже в тамбуре он увидел ее на перроне, делающей шаг куда-то в сторону и протягивающей кому-то руку. Легкий туман, сиреневый привокзальный туман не давал ему ясно увидеть – кому. Мужу? Но вроде бы она говорила, что он тоже в отъезде. Любовни…? Нет, он сразу и беспрекословно поверил ее словам о верности. Так кому же? Сердце тоскливо и безнадежно заныло, но тут же успокоилось. Конечно же – ему… неизвестному. Частью которого, как ему хотелось думать, стал теперь и он сам…
Я тебя не просила
Тебя не ждала
Не звала
И ещё не- не- не-
Не придумала встречу
На неё не пришла
Обернулась на улице —
Нет тебя, нет…
Саша, я, наверное, первый, кто прочитал… «Не читается и не пишется» по причине разных событий вокруг, но иногда такие мимолетные встречи, знакомства, быть может, с личностями не столь одаренными, а просто по-житейски мудрыми, приятными, оставляют след в душе надолго. В творческом плане такая встреча, если она в реальности произошла или даже представлена в мыслях или в воображении (почему бы и нет?), подтолкнула автора на создание очень тонкого, замечательно лиричного по тональности рассказа. Мои поздравления: к нескольким последним очень, на мой взгляд, удачным произведениям ты шел очень долгой дорогой поисков и сомнений… Очень интересно наблюдать за таким творческим процессом. Спасибо.
Спасибо, Ося. Вдохновляет. Но сам-то ты не должен цитировать моего героя: у него более чем уважительная причина была не писать. Если и у тебя нечто в этом роде, то тогда простительно. Но заметь: вслед за этой 4-х часовой паузой герой мой выдал, что называется, на горА. Так что и от твоей куда более продолжительной паузы ждем как минимум романа!
А что за «разные события вокруг»? Казалось бы наоборот — чем больше событий, тем лучше, тем больше поводов для вдохновения. Иные в отсутствие реальных событий вынуждены сами себе их придумывать. Так что «события вокруг» в качестве извинительной причины тебе не засчитываются…
ОК, message получил. Я сейчас больше за других радуюсь — годы берут свое. Накапливаю творческую энергию. Правда, давненько нигде не был — вот и нету вдохновения.
Электронная почта всем хороша, кроме того, что не способна достаточно надежно хранить секреты. Хакерам, как в свое время заправским медвежатникам, подвластны любые коды и запоры. Даже на международном уровне то и дело вскрывают и проникают в почтовые ящики первых людей и в архивы, хранящие секреты государственной важности.
Что уж тут говорить о почтовых ящиках и архивах обычных людей! Вот и телефон моей героини оказался не за семью запорами, и кому-то удалось выудить оттуда еще несколько лирических откровений Светланы. Не сегодня – завтра они появятся на нашем блоге.
Также и в будущем мы надеемся время от времени проникать в святая святых Светиного телефона и выуживать оттуда последние стихотворные новинки нашей героини.
Думаю, нам всем на пользу пойдет некоторая лирическая нотка на нашем блоге: разнообразие жанров никогда еще не мешало ни одному литературному сообществу. А то в прозе мы представлены самыми разнообразными жанрами вплоть до критических заметок и даже драм, а вот с лирикой у нас обстоят не так хорошо. Левон в последнее время ценит свое слово на вес золота, Андрей Казачков — чуть более щедр, но тоже особо не балует. Леша Алаев… Эххх! Тим делает только первые пробы пера…
В общем, снова приходится констатировать, что женщины перещеголяли мужчин. Ну, к этому мы вроде уже привыкли… Или нет, что скажете, мужчины?
Вопросов море, но море теплее.
Но — дальше. Особенно теплое море в это время года. А вопросов к кому? Ко мне, к моему герою, к Светлане, к автору стихов, к неизвестному, к Марианне Веревкиной?.. Если к этой последней, то привожу ниже несколько выдержек из ее «Писем». Не думаю, правда, что они что-то прояснят конкретно тебе, Левон. Ты — немного из другого теста замешан. А кому-то, может, что-то и прояснят…
Итак, Марианна Веревкина «Письма к неизвестному»:
Дорогой, дражайший неизвестный, не надо больше глядеть на меня такими человеческими глазами. Я слишком страдаю от этого. Превратитесь снова в чистую абстракцию, чтобы мы могли говорить друг с другом. Сейчас мне не хватает слов. Ваш взгляд притягивает меня. Я часами гляжу, согреваясь в лучах его теплого света. Пусть даже только духовно, обреченная на одиночество своего рассудка, я создала Вас, чтобы мы с Вами были вдвоем, а поскольку Вы все же есть я, мы с Вами станем единым целым. Ваши глаза наделяют Вас жизнью. Ваш голос уже перестал быть моим голосом. Вы хотите существовать, Вам это не удастся. Сами видите: действительность жизни восстает против Вас. У Вас нет никаких прав на существование. Оставайтесь тем, кем Вы были, — вдохновением для меня, неким я, неизвестным никому, кроме меня самой.
… в реальной жизни мы не можем существовать друг для друга. Однако в мире абстракции, чувств нам хорошо друг с другом. Наша любовь может длиться до бесконечности. Мы можем искать друг друга, минуя пространство, а главное, можем вновь и вновь вспоминать друг друга. Превратить воспоминание в чистую поэзию – это в нашей власти. Создадим себе прекрасную и поэтическую страницу любви, вне пространства и времени, вне всяких условностей, нечто такое, что заставило бы нас улыбаться даже в глубокой старости, где все было бы прекрасно, целомудренно и чисто, в согласии с двумя поэтами, двумя людьми, соединенными нежной привязанностью.
Да, я люблю то, чего нет. Я люблю в тех, кого люблю, все, что вне реальности, вне Бога, который живет во всяком существе, ищущем добры и красоты.
Я страдаю от малейшего проступка против чувства прекрасного, я не осуждаю преступлений, в которых есть красота. Я люблю прекрасное во всем и ничего кроме прекрасного. Любя, я всегда восхищаюсь. Любовь моя – это не любовь чистая, я люблю всякое существо, однако это любовь, которая касается прежде всего души и которая воспринимает тело как нечто, без чего не обойтись.
Неизвестный не может ошибаться, неизвестный – всегда настоящий. Неизвестный – всегда лучше всех. Он велик в своих чувствах, он благороден в поступках. Это великое притяжение. Я никогда не чувствую в нем отвратительной мелочности, пошлой лжи жизни. Он прежде всего джентльмен, доблестный рыцарь. Он твердый, сильный, справедливый и к тому же нежный и любящий. Его часто описывали таким, но поскольку никогда не видели, он остается неподражаем. Он такой сильный, что может быть любящим, и его любовь – это отдохновение, потому что с ним нет мест сомнениям и страхам…
Кстати, действительно благодарен Андрею Казачкову, который в свое время подарил мне эту книгу. Читать ее, как книгу обычную — от начала и до конца, — практически невозможно. А вот так, взять время от времени и по настроению, наугад, открыть и что-то выбрать для прочтения — просто восторг! Читается как поэзия и как искусствоведческое или даже философское эссе одновременно. Очень, очень близка мне по духу. И вдохновляет! Так и лежит у меня на прикроватной тумбочке. Наряду с Евангелием и томиком чьих-нибудь стихов… Чего бы мне такого подарить тебе, Андрей?
Мне понравился рассказ. И фабула, и интрига, сохраняющаяся до конца повествования, и диалоги, и авторские ремарки, и стихи Светланы. Понравилось, как автор интеллигентно и непринужденно выудил из героини откровения. Не каждому это дано. Из этого рассказа можно было бы сделать небольшую одноактную пьесу. Все действие происходит в одном месте, два участника, мужчина и женщина, актеров можно подобрать.
Я и сам люблю эти интерьеры скоростного поезда и конечное время действия. Был тоже случай в прошлом году, ехал на Сапсане с молодой женщиной, чем-то напоминающей Сашину героиню. Ехали тоже из Питера в Москву. Может быть она тоже писала стихи, но мне не хватило интуиции и смелости ее об этом спросить.
Дорогой Cаша!
Похоже наступила уже настоящая весна! Ты, молодец, написал романтическую весеннюю историю.
Постепенно твои очерки превращаются в рассказы. Я этому очень рада.
Вперед!
Да, Саша, рассказ сильный. Такие вещи у тебя получаются просто очень хорошо. Я бы сказал — это один из лучших твоих рассказов. Однако, вдохновиться писать самому после этого, как ты советуешь, — не получается — я на такой уровень не потяну.