Я смотрю на картину Витторе Карпаччо “Видение св. Августину св. Иеронима» в «Календаре искусств», подаренном мне Юлей по случаю последнего Нового года. Я был в отъезде и не переворачивал страниц календаря с 18 января, а сейчас уже 2 февраля. До Карпаччо с его св. Августином, это 25 января, я только что «прошел» Писарро, Э.Мане, Редона, Микеланджело, Донателло… Почему же вдруг мало мне, — да и мало кому не по имени, а по существу — знакомый Карпаччо привлек мое особое внимание?
Казалось бы, ну «видение» — «откровение»… Казалось бы, ну вот и слава богу, ну вот и наконец, ну вот хоть кому-то что-то проЯснилось. Проясняется… Вот-вот прояснится. Настрой должен быть самым что ни на есть оптимистичным, а картина – радовать: хоть кому-то, хоть что-то «открылось». Открыться-то открылось, да вот только взгляд св.Августина почему-то не радостен и не светел. Не просветлен. Скорее он, св. Августин, чем-то поражен и по поводу чего-то недоумевает…
Сам святой окружен предметами, свидетельствующими о его интенсивной научной и искусствоведческой деятельности. Его жилище, действительно, скорее напоминает кабинет или лабораторию ученого, чем келью монаха – резная мебель, астролябия, книги, нотные тетради… Сам он восседает на кресле с высокой точеной спинкой – некоем подобии скорее трона, чем просто кресла, что, по замыслу художника, я так понимаю, должно символизировать то высокое положение, которого св.Августин достиг в области знаний в результате своих многолетних и самозабвенных трудов…
Это человек, презревший мирские радости и целиком и полностью посвятивший себя науке и желанию познать мир, познать истину. Что же такого нового и сокровенного могло привидеться ему после всех его интенсивных и многолетних трудов? Почему взгляд его так недоумен и растерян? Что могло удивить и даже поразить столь умудренного знанием и опытом монаха-ученого, прошедшего все классы эзотерического, теологического и научного знания? И почему я не могу оторвать глаз от этой картины и подобно самому св.Августину хватаюсь за перо, чтобы выразить свои чувства и свои мысли?
Начну с себя. Меня, как никогда, поразила мысль о том, что вот я, человек, не чуждый искусства, давно и в меру возможностей им интересующийся, наталкиваюсь на картину малознакомого мне, разве что по имени, Витторе Карпаччо с изображением, положим, несколько лучше мне знакомого св.Августина, — благо пару месяцев назад я прочел целое исследование, посвященное той революции, которую этот святой произвел в области религиозной и гражданской эстетики,- и этим исчерпываются все мои знания и представления о том, что я вижу на этой картине. Я не знаю, ни кто такой св.Иероним, ни св.Георгий, ни св.Трофим, упоминаемые в комментарии к картине. Что вообще, я или мы, современные россияне, знаем о «житиях» католических святых, да и о самом этом явлении – святых и благословенных, и в чем разница между первыми и вторыми? Что мы знаем о теологии и теософии, определявших жизнь и развитие мысли человеческой на протяжении веков? Что мы знаем об эволюции человеческой мысли в последующие века? В современном нам мире? Нет, что-то мы, конечно же, знаем, но насколько отрывочны эти знания и насколько ходульны эти наши представления! Как много мы еще не знаем из того, что решительно следовало бы знать для того, чтобы строить какие-то суждения и приходить к каким-то выводам! Где то, к чему мы пришли на основании собственного опыта, а где то, что нам внушили и во что заставили поверить? Как теперь отличить одно от другого и отделить истинное от неистинного? Субъективное от объективного? Временное и преходящее от вечного и неизменного? Кто мы и чего мы хотим? В чем состояла наша цель при пришествии в этот мир? И правильно ли мы ее поняли? Стремимся ли мы к ней?
Не этими ли вопросами сражен и св.Августин? Не низринулся ли он неожиданно с вершин познания в эту кромешную тьму вопросов, свидетельствующих о слишком малом, чересчур малом знании, скорее даже о незнании, чем о знании? Не уничтожен ли он этим откровением?
Я смотрю и не могу оторвать глаз от этой картины. Как много всего на ней изображено и как много в ней заложено. И казалось бы… все такое знакомое и в то же время незнакомое. Знакомое – в смысле поверхностном, незнакомое – в смысле глубинном и сущностном. Как поверхностны и мы сами и как фрагментарны в своем знании! И как споры и решительны в суждении! Почаще бы следовало сталкивать нас с вот такими «откровениями» и такими «видениями», чтобы мы знали истинную цену себе и своему скудному знанию, с одной стороны, и истинному знанию, с другой.
А знаете, повешу-ка я, пожалуй, эту картину у себя над письменным столом!
Мысль хорошая, Саша! Повесь! А под ней прекрасные слова мудрого Померанца, так кстати приведенные Левоном в комментарии к «Кружкам».
А мне представляется, что это спокойный взгляд мыслителя. Не радостен, но не недоумевающий…
Не хочется вносить (как всегда) дополнительную путаницу, но история св.Августина и св.Иеронима весьма интересная. Св.Августин, архиепископ и великий мыслитель, основная идея его учения — человек не может спастись собственными силами, и благодать даруется ему не за заслуги (которых ничтожно мало): человек избирается для спасения по непостижимой Божьей воле (достаточно спорно, как мне представляется, и допускает весьма опасные толкования). На картине св.Августин создает одно из своих сочинений, и, видно, ему не пишется, поскольку он обращается за помощью к св.Иерониму (своему современнику между прочим), который был автором канонического латинского текста Библии. Интересно посмотреть на всю картину, где видны лучи, символизирующие св. Иеронима. А вообще мне на картине больше всего нравится собачка.
Ну тогда я тоже немножко усугублю путаницу: мне кажется, что Св. Августин сидит на лавке безо всякой спинки , а «кресло с высокой точеной спинкой – некое подобие скорее трона, чем просто кресла, которое, по замыслу художника, как утверждает Саша, должно символизировать то высокое положение, которого св.Августин достиг в области знаний в результате своих многолетних и самозабвенных трудов», на самом деле никакое не кресло, а шкаф, стоящий в правом углу просторного зала, симметричный такому же шкафу слева, что особенно хорошо заметно по тени на стене. Правда, в этом случае придется пересмотреть замысел автора.
И вот это очень мне напоминает именно то , о чем Саша писал в комментарии к «Кружкам»: когда «автор находит комбинацию линий и цветов» , а «эзотерически настроенный зритель» домысливает остальное.
Саша, не воспринимай это как ерничарье. Все это дает больше пищи для размышлений, чем кажется. Мы не можем претендовать на объективное восприятие художественного произведения, слишко часто мы ищем в нем ответы на стоящие перед нами вопросы и находим, но… Не потому что автор мучился тем же, а потому что очень хотим найти. Нас самих слишком много в нашем восприятии, мы становимся в какой -то мере соавторами. Мне кажется, восприятие произведения искусства — тоже особого рода творчество. Это вид вдохновения (или транса?). Толстой упал без чувств, описав смерть Болконского — это вдохновение или транс? Кому-то для этого вида творчества (для восприятия) нужен Леонардо, кому -то достаточно кружочков и палочек, но работа души, мысли, чувств, думаю, та же.
Надо отметить, как мы все похожи.
Одна среда, воспитание, образование, умонастроение и пр. пр.
В 2001 году довелось мне иллюстрировать британского богослова Ричарда Суинбёрна. Вот результат
По-моему, вам тоже собачка очень понравилась, как и Андрею Казачкову? Действительно, такое «совпадение» (я сейчас о Сашином выборе, не о собачке) и удивительно и закономерно: нет двух одинаковых деревьев в лесу, но все деревья имеют корни, стволы и ветви.
Алла, еще более удивительным представляется тот факт, что еще до поездки Саши во Францию, я начал интересоваться вопросом Первородного греха. Ну, наверно, знаете или теперь догадываетесь, кто этот термин ввел в обиход?..
Всё, что касается Библии всегда столь путано, что не уверен в скорой публикации моих умозаключений по этому вопросу, ну теперь-то уж точно постараюсь закончить.
Левон, ну умеешь ты создать интригу… Сначала струхнула, подумала неужели это ты «ввел в обиход»?! Но потом поднапрягла размягшие на солнце мозги, и догадалась-таки, что это Св. Августин! Отпустило… Ну вот и опять все то же: восприятие! Ты к Св. Августину обратился в поисках мучившего тебя вопроса о Первородном грехе, а Саша сам утонул в вопросах.
http://my-shop.ru/shop/books/166016.html?partner=01941ok
А книжку и сейчас еще можно купить
Прочитал НАМЕДНИ новую книжку Лимонова “Титаны” – галерею портретов как бы ньюсмекеров прошлого, людей изменивших ход истории или положивших начало новому течению мысли.из аннотации)Сократ – Платон – Ницше – Дарвин – Карл Мордехай Маркс (так у автора) – Бакунин — Ленин –Ганди. Мне представляется, что и св. Августина можно причислить к этому ряду. Я попытался представить, что бы мог написать Лимонов про св. Августина. Надеюсь, не сочтете меня кощунником, просто этот хулиган Лимонов крутится в голове и просит выхода.
Св. Августин, он же Бл.Августин, он же Аврелий Августин – уроженец Северной Африки. Родился во вполне приличной семье. Отец – римлянин, стало быть язычник. Мать –христианка, впоследствии ставшая благодаря сыну Св.Моникой. В детстве Августин благочестием совсем не отличался. Мать подсовывала ему Библию (еще на греческом, Св. Иероним тогда еще только начал заниматься своей Вульгатой). Библия Августина совершенно не привлекла. Его в то время больше интересовали любовные похождения вперемешку с пьянством. В пьяных спорах он учился красноречию, которое ему потом сильно пригодилось в карьере и трудах. В 16 лет мальчишку отправили учиться на юриста в Карфаген. Вот уж подходящее место для учения! В Карфагене у него конечно же появилась первая любовница-наложница-конкубина (а где же еще как не в Карфагене). В скором времени родился сын. Жениться он и не собирался. По всей видимости именно в этот период Августин произнес свое знаменитое: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!». В общем “AchMeinLieberAvgustin” как споет один бродяга через тысячу лет. Несмотря на такие дела учился Августин неплохо, и скоро уже начал преподавать риторику. Увлекся манихейством (модная тогда была тема для Карфагена). Но манихейство скоро ему надоело, он нашел там логические противоречия (как раньше и в Библии) . Уж очень там было много нелепиц. Потом ему наскучила и жизнь в Карфагене и он решил перебраться в Италию. В Риме ему не понравилось и в конце концов он получил должность в Милане (в те времена Медиолане). Между прочим и маму и конкубину с ребенком он всюду таскал за собой. Так бы все и продолжалось, если бы не странное событие, произошедшее с ним в Медиоланском саду. В саду ему явился образ ребенка, который посоветовал ему открыть наугад Послания апостола Павла и перечесть Послание римлянам.
А дальше начинается серьезное, и тут уж нам Лимонов не помощник….
Андрей, и снова скажу: обожаю читать ваши комментарии! Оба эти отклика (и про собачку тоже) вполне заслуживают самостоятельного места. Наш основной автор назвал бы это «Мыслями, навеянными при чтении…»
Не могу с особой гордостью за «современных россиян» не отметить, что и вы, и Андрей, и Левон намеками на свои изыскания являете собой ответ, если не на все, по крайней мере на многие вопросы автора:
Что мы, современные россияне, знаем о «житиях» католических святых, да и о самом этом явлении?
Что мы знаем о теологии и теософии, определявших жизнь и развитие мысли человеческой на протяжении веков?
Что мы знаем об эволюции человеческой мысли в последующие века? В современном нам мире?
Тому же с честью послужат и упомянутые вами и Андреем Кулагиным произведения и грядущие публикации Левона. Надеюсь, все это облегчит боль страдающей души автора и хоть немного «проЯснит» его взгляд на нерадивое человечество, так и не давшего вразумительного ответа на вопрос «Камо грядеши?».
Ах, как легко мы впадаем в экзальтацию! Как легко впадаем в патриотический, я бы даже сказал, раж! Так и подмывало на протяжении всей этой здравицы то и дело «грянуть громкое «Ура!» И потом еще несколько раз «Ура!.. Ура!.. Ура!» А по завершении — «Позор! Позор! Позор!» Неужели так подействовал вчерашний репортаж о церемонии открытия Олимпийских игр в исполнении Губерниева и его не менее эмоциональной соведущей? Послушать их, так мы уже победили и причем с феноменальным результатом! А по сути, ведь и не начинали еще… Вот и Аллу послушать тоже… «С особой гордостью… изыскания… являете собой… с честью послужат… грядущие публикации…» Особенно про грядущие — в тему. У нас только в «грядущем» все и получается… Просто фантастически хорошо получается. Вот только «грядущее» подлое почему-то все не наступает и не наступает: ни оптом, ни в розницу. Нам уж помирать скоро, а мы все грядущим даем себя потчевать… Но я рад за вас, ребята, что так у вас все здорово и что бОльшую часть мучающих меня вопросов вы для себя сняли, кликнув пару раз клавишей в Интернете… Меньшей же — даже не заморачивались… В который раз чувствую себя отщепенцем…
Саша, во-первых, тон мой был шутливым, а в отношении Левона — откровенно ироничным, а оттолкнулась я от патетики твоего поста. Думаю, это поняли все, кто захотел понять . Во-вторых, я намного дальше от состояния экзальтации, чем мне хотелось бы, и здесь тебе нет равных. Подозреваю, именно это не позволило тебе рассмотреть очевидного и воссадить привскочившего на лавке Св. Августина на трон. Обвинения же в адрес всех сразу в поверхностных знаниях «одним кликом» оставляю на твоей совести.
Р.S. Открытие Олимпиады смотрела по финскому каналу, где комментатором был Вилле Хаапосало. Нераскрытое пятое кольцо лишило меня даже небольших способностей к патетике и экзальтации.
Ох, уж эти мне, в смысле Алле, агностики и маловеры в торжество человеческого знания и скрытые возможности человеческого гения! Не успела с одним разобраться – с Сашей, — как тут уж и другие изо всех щелей лезут. Вон-вон, еще один! – Рецензию на книгу Дм.Блавильского «До востребования: Беседы с современными композиторами» написал. Ну и радовался бы, что закрыли еще одно белое пятно современного знания. Нет ведь, в конце, под занавес, обязательно надо было приписать: «Остается только посоветовать Бавильскому написать книгу о современных художниках – о них мы тоже, по сути, ничего не знаем». За язык его, что ли, кто тянул? Ну, не знаешь и не знаешь. Сам, в смысле. Зачем про всех-то так? Да у нас, может, каждая кухарка…
В отношении же иронии… Сначала я действительно было подумал, что ты иронизируешь. Но по здравом размышлении — «Нет, чтобы сразу по поводу всех! Нет, это невозможно, у Аллы максимум одна, ну, две излюбленные мишени… А потом, где же смайлики? Алла когда шутит, она непременно смайлики вставляет, а тут ни одного. А тут еще эти наши комментаторы…Нет, святое и ирония — вещи несопоставимые. А потом, как ведь говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Это в смысле пафоса и экзальтации.»
Саша, ты начал заниматься исследованием моего творчества? Польщена. Но помнится у тебя были проблемы с определением жанра…. :-)) (даю подсказку: смайлик у меня не всегда синоним шутки)
И почему у меня стойкое ощущение, что ты, прежде чем что-либо писать, какими-то особыми упражнениями чуть ли не до исступления себя доводишь?
Право, не стоит! Ничто не стоит твоего праведного гнева, Саша! Поверь, и жизнь и искусство — всего лишь прелестная игра! Не стоит так серьезно ополчаться против них! Вот и в твоем Августине гораздо больше человеческого, чем демонстративной святости: немного нелепая поза, несмотря на какое-то видение и важность момента, плотно сжатые, чтобы сдержать крик, губы, чуть ли не выпученные глаза, наконец эта милая собачка — все это делает его человеком прежде всего.
Так, может, и тебе, Саша, с трона на лавку пересесть?
Ой, вот отправила комментарий и сама испугалась: сейчас ведь Саша заподозрит меня в том, что это я на освободившийся трон мечу!
Так и не понял, в чем ты усмотрела мой «гнев», Алла. Не скрою, читая твои несправедливые по отношению ко мне комментарии, испытываю определенный спектр чувств, среди которых гнева уж точно нет…
Есть же… Есть у меня цикл т.н. «ненаписанных рассказов», а среди них один с условным названием «Тихая». Рассказ несколько герметичен — вне времени и вне пространства, героиня — девушка — сирота не сирота, но в силу каких-то обстоятельств, оказывающаяся на пороге одного дома. Хозяева, добрые люди, не считают возможным отказать ей в крове, и девушка остается. Скромная и нерешительная, даже чересчур, вначале, мало-помалу она начинает приобретать все большую власть в доме и над своими незадачливыми хозяевами. Пользуясь их мягкостью и интеллигентностью, а также рядом их недостатков — а у кого их нет? — постепенно, тихой, так сказать, сапой, она сама становится чуть ли не хозяйкой, в то время как прежние хозяева — чуть ли не приживальщиками. Умело используя их слабые стороны, «Тихая» то и дело ставит их на место, указывает им на него…
Спасибо Алле за эту последнюю фразу насчет трона и лавки. Возможно, ее-то мне и не хватало в рассказе, который теперь уж наверное будет написан.
Саша, я уже не раз становилась героиней твоих снов, набросков и пр., пережила разные ипостаси: от княгини Марьи Алексеевны, разбитной пассажирки в поезде, страшненькой, но свеженькой любительницы гламурных журналов, до провинциальной чухонской учительницы. Да что там! Даже Порфирием Петровичем была! Теперь вот и до рассказа доросла. Саша, твоя Муза — это я?!
Саша, для того, чтобы не чувствовать себя «отщепенцем» (если беспокоит), то прежде надо разобраться: это чувство, что тебя «отщепили» от коллектива (не похоже на правду) или, что ты его «отщепил» сам (не хотелось бы). Во всех случаях надеюсь, что это временное и не стойкое ощущение.
Насчет Олимпиады ничего сказать не могу, мы в это время занимались дегустацией вин на Винзаводе (совпало), что-то там на экране мелькало, но без звука.
Кстати, тебе Саша привет от Волкова и его пожелания по поводу ветеранского матча.
Возвращаясь к Олимпиаде, лучше Булгакова по поводу советских газет уже не скажешь (а Губерниева в топку сразу).
Про экзальтацию, грядущее и интернет не понял, поэтому без комментариев.
Вот мои источники: Вадим Рабинович — Исповедь книгочея. Про Алкуина, Августина, Абеляра, Франциска. Давно лежит книга, солидный труд, признаюсь читал не все, но по крайней мере помнил, что про Св.Августина глава есть.
Лимонов — не источник, конечно, а вдохновитель.
Ну и не без клавиш разумеется.
Левон! Надеюсь, тебе тоже есть что предъявить!
Взгляд растерян? Мне представляется совсем наоборот. Взгляд сосредоточенный и углубленный. Углубленный в свои мысли. Цепочка повествований, сосредоточенность и полное погружение в себя. Этот взгляд и не должен быть ни печальным, ни радостным. Человек увлечен работой, ничто и никто его не отвлекают. Он, проникшийся своей идеей, пытается донести ее до других. Порой, чтобы лучше сформулировать фразу, поднимает голову и смотрит в окно. Смотрит на солнце, на верхушки деревьев, или просто на линию горизонта, да на что угодно, только бы найти подходящее описание своей мысли. А может быть нашло озарение? Еще не понявший, что ответ на вопрос уже есть, но с готовностью воспринимающий информацию: та же суть, но под другим углом.
Вспоминается такой прием как «творческая пауза» или просто «пауза». В поисках решения какого либо вопроса, да даже написания нового рассказа, иногда полезно делать остановку, перерыв. Дав себе немного передохнуть, и приступить к поиску решений с новыми силами. (Эдвард де Боно «Серьезное творческое мышление»). Возможно, на картине как раз кульминация этого приема. Новая идея только что промелькнула как луч света. Но он еще не осознал этого.
Обращая внимание на картины (фото, изображения), иногда бывает сложно сразу понять, что именно понравилось. Одни точно нравятся, другие не нравятся. Но есть некоторые, в которых что-то привлекает. С первого взгляда, это сложно понять. Но можно почувствовать. Может это подсознание уже подсказывает, пока еще мозг пытается обработать. Приходит мысль «в этой картине что-то есть». Неизвестно что, но оно точно есть. Неважно, что изображено, пейзаж, портрет, действие и т.д. И не обязательно, что это будет вся картина целиком. Это может быть всего лишь одна деталь. Одна деталь, способная удержать наш взгляд.
Александр, может это в какой-то мере и есть способность не переставать удивляться, о которой Вы говорили ранее?
Ну вот, пожалуйста, еще одно вИдение, которое сформировалось под влиянием недавно прочитанного. В связи с этим мне вспоминается разговор моей дочери, долго бившейся над решением проблемы и, наконец, получившей невероятно красивый результат, с ее руководителем: «Анна, эти результаты так хороши сами по себе или потому, что ты очень этого хотела?»
Ну, впрочем, повторяться не буду: я писала об этом в предыдущих комментариях.