«Так что же делать Арджуне?»
65. Все страданья его исчезают при ясности духа / Ибо при ясном сознании укрепляется разум.
Бхагавадгита
Такой или почти такой вопрос задала вчера нашей аудитории ведущая курса по философии в рамках «Студии целостного человека» при «Новом Акрополе».
— «И что, как вы думаете, сделал Арджуна?»
За минуту до этого она, экономя наше драгоценное время, вкратце пересказала нам «Бхагавадгиту» и ввела в курс древнеиндийского эпоса «Махабхараты», насчитывающей ни много ни мало сто тысяч двустиший, что, для сравнения, в восемь с половиной раз превышает «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые.
Да, экономия времени существенная! Представляете, сколько телепередач можно посмотреть, сколько сайтов в Интернете!
Арджуна в древнеиндийском эпосе символизирует человека с его слабыми и сильными сторонами, с его несомненными достоинствами, но также и недостатками – скажем, страхами и сомнениями, как, например, в этом случае. Арджуна стоит посреди бранного поля Куру, символизирующего душу человека, накануне начала великой и решающей битвы, эдакого древнеиндийского Армагеддона, между силами самого Арджуны и его братьев из рода Пандава, символизирующих мировое Добро, и силами рода Каурава, воплощающими мировое Зло. По иронии судьбы Пандавы и Кауравы – близкие родственники, что и порождает неожиданно в душе Арджуны ужас и смятение. Ведь как можно биться насмерть с тем, что есть плоть от плоти твоей?
Так и в жизни, — поясняет нам повествующая Ольга Владимировна. – Мы сжились со своими недостатками – ленью, раздражительностью, нерешительностью, скупостью… Они стали частью нас, и нам по-своему жаль их. Как жаль самих себя. К тому же мы всегда рады спасовать и отложить эту борьбу – сами же наши недостатки нас к этому и побуждают: та же лень, та же нерешительность, та же трусость…
— «Так что же делать Арджуне?»
Нерешительные предположения из аудитории: «Сложить оружие»… «Не противиться злу»… «Самоустраниться, пусть сами разбираются между собой»… «Надо более философски смотреть на вещи»… и т.д. вплоть до совсем уж, казалось бы, абсурдных – «Покончить с собой»…
«Нет, нет, нет…» — обрывает нас Ольга Владимировна. И вдруг: «Да, правильно! Вступить в решительный бой! Вы, наверное, читали…»
Силы Добра, Пандавы, вступают в битву с силами Зла, Кауравами, и в результате долгой, кровавой и жестокой сечи все же побеждают. Справедливость и Закон торжествуют. Город Хастинапура, символизирующий Мудрость и Счастье, достается достойному.
Вот без малого основная мудрость Древней Индии, пришедшая к нам через тысячелетия: по некоторым сведениям, Махабхарата написана еще 7 тысяч лет назад. Причем записана она была лишь две тысячи лет назад, а до этого передавалась из поколения в поколение изустно…
Все это, конечно, поражает воображение, но что-то меня все-таки не убеждает окончательно, что-то шевелится и порождает сомнение в универсальности подхода и конечности данной истины. Я гоню от себя эти сомнения в абсолютном авторитете вековой мудрости, я гоню от себя еретические мысли.
Пока вдруг, сегодня, они не отливаются в четкую и ясную форму. Мысли о наших спорах на блоге определенно помогли мне в этом. Вся история политической борьбы в мире помогла мне. Кто и когда боролся с врагом внутренним – ведь всегда был и есть враг внешний! Кто осудит, кто подвергнет порицанию себя любимого, будь он даже трижды неправ и виноват? Быть может, в определенных обстоятельствах он бы так и поступил, но благо всегда есть некто на стороне, на кого всегда можно навесить всех собак. Это тот наш пресловутый «ближний», которого можно всегда обвинить во всем: во всех наших неудачах, проблемах и неурядицах. Для России это всегда была Европа, а теперь вот и Америка; для жителей с периферии – москвичи, а для москвичей — инородцы; для моих оппонентов на блоге – наверное, я сам…
Вот так и Арджуна. Наверное, постоял-постоял со своим войском напротив войска своих ближайших родственников – эдакий вариант нашего «Стояния на Угре» — развернулся да и пошел против каких-нибудь там гуннов или иных каких «неариев». Да, такой поворот событий куда более правдив и вероятен. Так оно, как правило, и случается в жизни – и личной, и общественной, и межгосударственной.
Так что же, тысячелетняя мудрость – промашка некоторая вышла? Надо будет на следующем занятии теперь уже мне Ольге Владимировне этот вопрос задать: «Не нашел ли себе Арджуна другого врага, на стороне?»
Человеку, предложившему «более философски смотреть на вещи» — мой респект.
Вторичность поиска автора в выборе врага вовне или внутри себя — это борьба со следствиями.
Не говоря уже о том, что для автора всегда определенно ясно, где добро, где зло.
Философская или историческая двоичность — это и есть разновидность лени, оберегающей мозг от выстраивания более сложных конструкций, а душу от каждодневности нравственных терзаний и проблем выбора.
Красные и белые столетней давности, «бандеровцы» и «януковцы» сейчас — автор, видимо, всегда может точно определить: где Пандава, где Каурава…
Впрочем, некоторые из методик для определения можно почерпнуть из про-рёскинского манифеста.