Будучи в этом году в горах, я не ограничивался катанием с гор и дружескими посиделками. Две недели в горах – это чудесная и редкая возможность погрузиться в серьезного автора из числа тех, кого ты себе уже давно наметил, но все как-то не удосуживался начать.
В позапрошлом году в Ла Плани я провел отпуск в компании Тома Стоппарда, прочитав его толстенный «Берег утопии», в этом году в Менуире – в компании Джона Рёскина, прочитавшего мне свои «Лекции об искусстве».
Серьезных авторов я всегда читаю с карандашом в руке – отмечаю понравившиеся мне мысли или даже просто удачные выражения. Иногда у меня даже появляется время, чтобы перенести эти «подчеркивания» на компьютер, и так появляются «цитатники» для рубрики «Не одни мы такие умные». Ранее я уже публиковал на блоге некоторые из этих сборников – цитаты из Муратова, Улицкой, Рильке…
Но хороший, умный писатель действует на меня и другим образом – каталитически. Начинаю его читать, и собственная творческая энергия начинает бурлить во мне – рука сама «тянется к перу, перо к бумаге». Это может быть сродни тому, что говорит автор, но чаще это что-то свое, ранее думанное-передуманное, в силу непонятных или понятных ассоциаций всплывающее из глубины памяти и души и просящееся на бумагу.
Вот так и в этот раз с Рёскиным. Я нашел у него много мыслей, так или иначе пересекающихся с моими, и мне было бы жаль не изложить их, особенно с подкреплением авторитета «самого Рёскина», человека и искусствоведа, которого я вслед за нашим А.Кулагиным я не просто уважаю, а очень уважаю.
Мысли наши, что идут в унисон с мыслями великих и тем самым подкрепляются и освящаются ими, становятся нам особенно значительны и близки, а то и вовсе превращаются в устойчивые убеждения. Это прочный материал, а потому и особенно ценный в деле возведения той «горы», что с годами растет в нашей душе и в нашем сердце.
Желающим предлагаю ознакомится ниже с мыслями, рожденными во мне в процессе чтения «Лекций об искусстве» пера Дж.Рёскина. Не все они, как всегда, бесспорны, но что уж родилось, то родилось. Иные заблуждения в долгосрочной перспективе поважнее аксиом и прочих бесспорных истин оказаться могут…
ЧИТАЯ ДЖОНА РЁСКИНА
- 1. Совершенно правильно поступает Дж.Рёскин, когда подразделяет искусство на категории и выделяет возвышенное искусство в отдельный род искусства, в особую категорию. Это единственная возможность выйти из того заколдованного круга, который очертил наш А.Кулагин, договорившись до того, что в итоге что ни возьми, все – является искусством…
Да, при желании, конечно, можно и так сказать, но никто не вправе отказать мне, наряду с Дж.Рёскиным и, наверное, другими серьезными критиками, в желании это понимаемое в широком смысле искусство поделить на искусства различного рода – от низкого до возвышенного.
Как просто, в очередной раз, открывался ларчик! Черт ловко расставляет свои сети, но каждый раз Провидение вручает ищущему и алчущему на удивление простое средство, чтобы эти сети разрушить или обойти.
Кроме этого, Дж.Рёскин подразделяет искусство на различные периоды в зависимости от времени и стадии его, искусства, развития. Так, декоративное искусство он относит к ранним формам развития и не стесняется сказать, что особо преуспели и продолжают преуспевать в нем народы полуварварские и полудикие. Это искусство символа, символ же достаточно глубок – архетипичен, из чего вовсе не следует, что это та глубина, к которой следует стремиться автору цивилизованному и современному. Для него это будет возвратом к давно пройденному этапу – едва ли не полуварварскому состоянию.
А тем временем именно этим путем пошли художники-авангардисты конца 19-го – начала 20-го веков, восторженно воспринявшие примитивное искусство народов Африки и Востока и взявшие его на вооружение в своем творчестве. Отсюда было уже буквально два шага до абстракции, которая тоже являет собой набор определенных символов. Но символов уже не архетипичных, не тех, что закрепились памяти людей, а новых и притом чисто субъективного характера, то есть явившихся предметом мысли и чувства самого художника. Не удивительно поэтому, что символы эти, без дополнительных разъяснений стороны художника, не могут быть восприняты и поняты до конца, а то и вовсе, зрителями. Отсюда и, в лучшем случае, теоретические труды Кандинского и Малевича как попытка вербально, то есть средствами выражения иной природы пояснить свои художественные образы. В худшем же случае зритель попросту игнорируется художником: «Пусть, мол, сам доходит до моих экспрессивно-эмоциональных выводов и умозаключений!» При этом символы, как правило, извлекаются на свет божий из глубоко личного прошлого художника, со дна его сугубо индивидуальной интеллектуальной и эмоциональной памяти. Не исключено, что иной раз он и сам не в состоянии объяснить их изначального смысла и исконного значения. Но ему, наверное, этого и не надо; напротив, чем таинственнее и непонятнее значение символа, тем более глубокомысленным и многозначительным он кажется. Это задача, не имеющая решения, но мало кто об этом догадывается. Мы ищем у художника откровений, пророчеств и не верим, что их попросту может и не быть у тех, кого искусствоведческая наука и критика возвели на пьедестал.
- 2. «Откровения» говоришь?» — с иронией отзывается Алла на одно из моих заявлений. – «Откровения» говорю!» — с вызовом подтверждаю я, спеша развеять любые сомнения в том, что поторопился или не совсем точно высказал свою мысль. И добавляю – «В самом что ни на есть метафизическом смысле этого слова».
Мы все закоснели в материалистическом мировоззрении, мы прониклись им до глубины сознания и даже не подозреваем, насколько далеко ушли от небес и вросли в нашу грешную землю. Это делает нас неповоротливыми и близорукими, это до крайности сужает нам горизонты и заставляет нас узко мыслить и чувствовать.
Достаточно взять работу, не скажу любого, а впрочем – да, любого автора 19-го века (хоть бы и того же Дж.Рёскина), когда люди еще глубоко и естественно верили в Бога, чтобы увидеть разницу между ними и нами – насколько глубоко и органично они воспринимали все окружающее и насколько мы стали механистичны и догматичны. Мы живем лишь стереотипами, внушенными нам с детства; мы не можем мыслить оригинально и нестандартно. Нам нужно этому заново учиться. И писатели, и авторы 19-го и предшествующих веков в этом нам большие учителя, а их работы — несомненное подспорье.
- 3. В соответствие со сложившимися в 20-м веке стереотипами, Дж. Рёскина, несомненно, следовало бы назвать «расистом». Он до небес превозносит англосаксонскую расу и оправдывает ее право на управление делами в мире и на господство над другими народами, в первую очередь народами из колониальных владений Великобритании. Он также решительно делит ту же английскую нацию на» элиту» и на «чернь», оставляя за первой несомненное право на господство. Освящая это право вековыми традициями и не оставляя людям неблагородным никакого шанса: Качества, не воспитанные веками, — утверждает он, — невозможно приобрести сразу и вдруг – за одно-два поколения, даже благодаря образованию. Чернь, даже образованная, все равно останется чернью.
- 4. Опасение Дж.Рёскина в другом – что благородство, накопленное веками, может растаять и исчезнуть в одночасье. Сохранением и умножением этого национального достояния – вот чем озабочен Дж.Рёскин в первую очередь. Удастся это сделать, и «локомотив» — национальная элита — рано или поздно вытащит из грязи и остальную часть нации, и Англия будет править миром. Не удастся, и национальное достояние – благородство и честь, воспитание и образованность, культура и нравственность – все это будет пущено по ветру, и Англия увязнет во всеобщем болоте.
Ну что же, с этим трудно не согласиться, сколь ни обидно за собственную нацию и страну, по классификации Дж.Рёскина, явно относящимся к «полуварварским и полудиким»…
- 5. Пример Дж.Рёскина – это ярчайший пример того, что искусство есть производное от общего мировоззрения, но производное такого свойства, что способно и само оказывать прямое и мощное влияние на это самое общее мировоззрение. Не обладая общим мировоззрением или, точнее, обладая мировоззрением, зиждящимся на том соображении, что любое мировоззрение имеет право на существование и что все мировоззрения в одинаковой мере верны и правомерны, кроме, быть может, уж самых человеконенавистнических, трудно чего бы то ни было достичь и в чем бы то ни было усовершенствоваться. Это явный путь к прозябанию и деградации. Нет ничего вреднее такого упаднического и пораженческого «мировоззрения»!
- 6. Не публику нужно ругать и порицать за ее низкие и распущенные нравы, а тех «пастырей», которым предопределено вести за собой и просвещать паству, но которые на деле сами идут на поводу у низких и распущенных нравов публики и вместо того, чтобы исправлять, в еще большей мере усугубляют и развращают их. Во избежание недоразумений и неверных интерпретаций: под «пастырями» я имею в виду культурную элиту — деятелей науки и искусства.
- 7. Чего-то добившись в жизни и кем-то став, мы даже представить себе не можем, не говоря уже о том, чтобы допустить, чтобы нам кто-то указывал или в чем-то нас поучал. Ни из близких, ни из дальних нам, во времени или пространстве, людей. А зря! Такое положение вещей имеет лишь одну положительную сторону: оно дает нам право прозябать в собственном невежестве и самоуверенности и при этом быть довольными, а то и счастливыми.
- 8. Концепция так называемой «мультикультуры» не достигла ни одной из ожидаемых целей и не решила ни одной из поставленных перед нею задач. Она не привела ни к слиянию или взаимному обогащению культур – как правило, культур низких и высоких, ни к росту и развитию культур низких. Она привела лишь к опрощению и увяданию культур высоких, которые оказались лишены возможности к дальнейшему развитию, развитию, возможному в случае их обращения к другим источникам и к иным образцам. Или даже захоти они развиваться из своих собственных корней и собственных соков.
- 9. Вслед за Дж.Рёскиным с удовольствием повторяю следующее. Ко всему, что я пишу и говорю на страницах блога «вы должны относиться просто как к рассуждениям, хотя – и вы должны были это заметить, — по некоторым моментам я имею прочные убеждения. И есть то, что я знаю безусловно и что мне очень бы хотелось внушить своим читателям, особенно молодым, только вступающим в жизнь. Главная радость и сила жизни – в благоговении; в благоговении перед всем чистым и светлым в вашей собственной юности, перед всем верным и испытанным в зрелости другими, перед всем, что есть прекрасного среди живущих, великого среди умерших и чудесного среди бессмертных Сил».
- 10. Искусство, по Дж.Рёскину, – «не коротание досуга и не приятное развлечение». Цель искусства, добавлю от себя, сродни цели религии – это поддержка и возвышение жизни. Идея искусства, по Дж.Рёскину, насколько я ее понял, это не воспевание и не иллюстрация различных образов и идей, а поиск высшего начала в окружающем нас мире. Искусство же — это свидетельство о Боге на основании того, что мы видим и находим в окружающем нас мире: в самом человеке, в его деяниях, в природе и даже в отдельных вещах. Благоговение это чувство, испытываемое человеком при нахождении в предметах и явлениях окружающего нас мира прекрасного и благородного – этих искорок, как я их назвал, Божьих, этих отсветов и отблесков Горнего мира. При жизни мы не можем войти в него, мы не можем вполне приобщиться этого света, но мы должны, мы обязаны улавливать его отдельные проявления, его лучи. Мы должны, мы просто обязаны это делать и к этому стремиться. Абсолютный идеал недостижим, но это не значит, что мы не можем и не должны стараться к нему приблизиться. В этом смысле искусство – это ориентир и путь к Свету, и надо постараться как можно дальше пройти по этому пути.
- 11. Указанным выше характеристикам отвечает только Высокое искусство, но есть, как сказано выше, и другое искусство или, я бы сказал, другие виды искусства – искусства с маленькой и с очень маленькой буквы. Это в первую очередь искусство для досуга и развлечения и искусство для потрафления нашим низким помыслам, устремлениям и привычкам. Это суррогатные виды искусства, придуманные человеком в обоснование своего нежелания идти по пути Света и обоснования своей лени, своей косности и своей пошлости.
- 12. Религия есть не что иное, как осознание собственного несовершенства и ограниченности, а также – наличия Высшего Идеала или Абсолюта, которые действительно совершенны и лишены каких бы то ни было ограничений. Религиозная практика в этом смысле – это не что иное, как стремление к совершенству, как попытка не достичь, — что невозможно, — но максимально приблизиться к этому Идеалу.
Я думаю, к пониманию этого пришел в конечном итоге и Гоголь, в какой-то момент радикально пересмотревший свои взгляды, отказавшийся от своих прежних работ и навлекший этим на себя гнев Белинского и других демократов. Предшествовавший этому поворотному моменту жизненный и творческий путь Гоголя был целиком и полностью посвящен бичеванию недостатков современного ему общества с целью наставления его, общества, на путь истинный, на исправление общества, на искоренение недостатков и привитие нравственных ценностей, то есть Гоголь верил в осуществимость социальных преобразований, и талант его был направлен на приближение этих преобразований. Но что-то произошло, и Гоголь развернулся в своем сознании на 180 градусов.
Он осознал утопичность своей идеи социального преобразования общества и встал на путь собственного нравственного очищения и совершенствования. Через себя и через свой собственный опыт решил он явить тому же обществу пример. А скорее всего к этому времени он уже и не мыслил социальными категориями. Он решительно понял, что должен духовно развиваться и совершенствоваться сам. Для него это стало внутренней потребностью, и с этого момента никакие внешние силы, даже такие как Белинский, не могли столкнуть его с того пути, который представлялся ему единственно правильным.
Это наивысший уровень понимания своей жизненной цели и своего предназначения. Ты не винишь среду и других людей в невозможности чего-то в этой жизни достичь, в том числе и с целью самому стать вывше. Нет, ты осознаешь свое собственное несовершенство и стремишься к его минимизации. И именно это ведет к тому, что ты становишься выше, а не то ложное чувство самовозвышения, когда ты принижаешь само общество и других людей.
Белинский и иже с ним этого не поняли и продолжали расти в собственных глазах, критикуя общество и его отдельных представителей, теперь уже включая и своего бывшего соратника – Гоголя.
Белинский не понял Гоголя, а вот Гоголь понял…
Социальные задачи неразрешимы, социальная справедливость неосуществима, всеобщее счастье недостижимо. Задача человеческой жизни исключительно индивидуальна, и каждый решает ее для себя сам. Кто-то через других, кто-то через самого себя. С учетом начальной максимы правилен этот второй вариант.
- 13. Каждый человек совершенен и способен добиться максимума. Но для этого ему нужно все свои силы и средства направить не вовне, а внутрь себя, не на общество и не на других людей, а на себя самого.
- 14. Представление о Боге должно быть, но не более и не менее того, что оно есть в душе человека. Художник не должен изображать духовные силы, а зритель им верить. В противном случае идет прямое опошление идеи Верховного Существа, как это, собственно говоря, уже и произошло. Разве не представляется нам с ранних лет «Боженька» в образе доброго старичка на облачке? «Спасибо» Жану Эффелю и иже с ним! Возможно, нечто подобное предчувствовалось уже во время Дж.Рёскина, который упорно стремится не употреблять имя «Бог», а старается прибегать к другим эпитетам, таким как «Дух», «Духовное, или Верховное существо» и т.д.. Неспроста, наверное, у древних евреев имя Бога было под строжайшим запретом.
Я бы пошел даже еще дальше и сделал все, чтобы даже в помыслах наших мы апеллировали не к Богу, а в лучшем случае – к «Магомету» — к посреднику или посредникам между нами и Высшей Силой. Кто мы такие, чтобы говорить или даже мысленно обращаться к Ней напрямую? Какое мы имеем право, особенно в нашем нынешнем состоянии? Мы должны сначала вырасти до такого права, подняться до него, а уж затем… Да и «затем» тоже должны подумать и, возможно, — отказаться. Под ростом я понимаю рост культурный и рост духовный. И в этом только искусство и только религия являются нам подспорьем. Но только не наука. Наука – это гордыня. Наука только сбила нас с пути истинного, с пути, который, в частности, предначертывал нам Дж.Рёскин. Наука -это тот Великий Инквизитор, который дал нам кусок хлеба и рассказал нам пару баек, уведя тем самым от Бога и от духовного бытования.
Но вернемся к Дж.Рёскину. Вот почему он был против «реального» вторжения в сферу Высших Сил, «реального» Их изображения. Нет, только через символичное, только через опосредованное изображение, только через аллюзии, намеки, символы и аллегории!..
- 15. В душе каждого, несомненно, живет идея Бога как некоей объективной силы, что послужила всему началом и, безусловно, властвует надо всем в мире. И нужно быть полным тупицей или заклятым гордецом и завзятым упрямцем, чтобы этого не понимать и это отрицать. В этом смысле мы все – верующие. Но идея Бога и веры опошлена и низведена до бытового уровня нашими попытками представить Бога своим жалким умом и жалким воображением. От чего нас как раз и предупреждает Дж.Рёскин. Не следует, ни в коем случае не следует «олицетворять» Бога и низводить Его до нашего жалкого понимания и восприятия. Ибо… Ибо Бог – это идея в самом чистом и самом нетронутом виде. Идея, которую нельзя ни назвать, ни увидеть, ни тем более познать. Да и в смысле даже представления – лучше даже и не представлять вовсе. Все это, малейшая даже попытка этого способно повредить… нет, самой идее, конечно же, это не повредит, как не повредит вершине Монблана наше мнение о нем, но это повредит нам самим, не возвышая, а лишь опуская нас даже ниже того уровня, на котором мы находимся…
- 16. Наука по своему образу и подобию изменила наш мир и наше представление о нем. На основании своих законов и представлений о мире она, наука, а следом за ней и мы сами стали искать доказательств существованию Бога. Фактов, артефактов, логических доказательств… Глупее ничего не придумаешь! Как будто сам мир, в целом и в каждой своей частице, как будто бы наше внутреннее чувство, чувство интуиции, вызвавшее к жизни средствами искусства образ второго мира, второй реальности – не есть достаточное свидетельство того, что, что Бог есть и что Он управляет миром и нами, вдохновляя нас на великие дела, важнейшим и величайшим из которых является создание этой второй или вторичной реальности – искусства.
- 17. «Искажение нравственной природы» — хорошо сказано!
- 18. Как хорошо бы было прочитать умного автора, хотя бы того же Дж.Рёскина, и разом перенять всю его мудрость, все его знания и весь опыт! «Хорошо бы» – да, но, к сожалению, невозможно. Ибо речь и писания мудреца – это концентрированная суть его жизненного и научного опыта. Это вершина, зиждящаяся на прочном и массивном основании, которое не соответствует тому, что имеешь и творишь для себя ты. И плюс ко всему у тебя уже имеются зачатки собственной вершины. У каждого в жизни своя «гора», и вместо «своей горы» невозможно воздвигнуть чужую. Твое естество первым же возмутится против такой попытки.
Поэтому от каждого мудреца ты должен взять лишь то и лишь столько, что и насколько, а также поскольку совпадает и сочетается с тем, что ты уже построил в своей душе и в своей голове.
Не переживай. Пусть это будет не так много, но зато идеально впишется в твое собственное произведение – укрепит и гармонизирует его. Остальное найдешь у других. В жизни и в истории много умных людей. Да и башня твоя, она не строится разом; в ней, как в хорошем и ладном доме необходимо, чтобы все устоялось и осело. В этом залог ее прочности и долговечности. А также надежности.
- 19. Можно, конечно, сказать, что Дж.Рёскин писал и читал свои лекции сто с лишним лет назад и в условиях иного мира и что лекции его поэтому безнадежно устарели… Сказать вообще всегда все что угодно можно… Но, по мне, они актуальны как никогда, и в компании Дж.Рёскина я ничуточки не боюсь прослыть отсталым человеком…
- 20. Лишний раз убеждаюсь я в том, что нам в наших спорах и в наших разговорах на блоге следует почаще прибегать к власти авторитета. В принципе мы все равны и поэтому все в равной степени имеем право доверять, а чаще не доверять сказанному друг другу. Более того, чем лучше что-то сказано одним, тем больше искушение у другого возразить ему. Нам трудно уступить друг другу. В уступке и согласии мы не совсем справедливо видим как бы принижение самих себя.
В этих условиях, дабы не прекращалась наша совместная дорога к истине, как никогда полезна сила авторитета, который и скажет правильнее и яснее, и с которым не особо хочется спорить. Это тем более верно, и тем более действенно, когда один из собеседников уже приводит в пример того, кто, по его мнению, является авторитетом.
Вот, например, Левон привел в качестве своеобразного аргумента комикс пера некоего Манары, являющегося, по мнению Левона, авторитетом. Пример эволюции в различные исторические эпохи чувства плотской — язык не поворачивается сказать — любви. Кончилось все небольшим, локального масштаба скандалом. Некоторые, в частности, и я сам излили по этому поводу известное количество желчи. Не более того.
Правильнее бы было, — и я это делаю сейчас, — противопоставить эволюционной лестнице Манары «лестницу» Дж.Рёскина – историческую лестницу отношения полов «от Рёскина» — «Чтобы уяснить для себя природу нравственной силы воображения, просто сравните отношения полов, начиная с самых низших форм, моли и моллюска, и через творения высших классов, у которых существует подобие семьи и ее законов, дойдя до любви чистых женщин и мужчин, наконец, до идеальной любви, вдохновлявшей рыцарство. Параллельно этой огромной восходящей лестнице идет возрастание способности воображения, которая возвышает и расширяет власть страсти, пока, наконец, у вершины не превращается в оплот терпения, в хранителя чести и в достойное совершеннейшее свойство».
Последний абзац, кстати, можно было бы в полной мере отнести и к нашему давнишнему спору с Аллой по поводу «Века невинности» Мартина Скорсезе.
Воображение Манары плоское и одномерное, оно опускается до уровня самого низкого и самого примитивного человека. Воображение Дж.Рёскина – высоко и благородно, оно возвышает человека.
Вот заметка, которая может быть хорошей иллюстрацией Сашиного Манифеста
http://lenta.ru/news/2014/02/20/cleaning/
Андрей, во-первых, это не манифест, а так, некоторые мысли, что пришли мне в голову в ходе прочтения «Лекций об искусстве». Манифест — еще впереди. Не торопи события.
Во-вторых, не совсем понял, почему найденная тобою заметка является «иллюстрацией» к сказанному мною и отчасти Рёскиным. Что конкретно она там иллюстрирует? Я бы еще согласился, если бы ты разместил ее в качестве иллюстрации к тому, что пишет Андрей Кулагин про Бойса, Дюшана и иже с ними… Вот там, действительно, работы непочатый край для работников из гильдии мусорщиков… Если же и мусорщикам внушить мысль Андрея о том, что «в жизни все — искусство», боюсь, человечество очень скоро погибнет под завалами мусора и нечистот!
Неужели и она Рёскина начиталась?! Вот что такое мощь таланта! Менеджера по клинингу и того встав… ой, проняло!
А если серьезно, это вполне тянет на метафору: история, время и зритель сами определят, чему быть, а о чем забыть, чему остаться в музеях и частных коллекциях, чему оказаться на свалке забвения. Без запретов, без устрашений, без постоянного изрыгания проклятий, без руководства свыше или сбоку! Так что отнесемся к уборщице как к символу времени.
Забавный случай.
Вполне символичный.
Надо только понять,
символ чего.
Символ (уже как 100 лет) изменившейся формы как самого предмета искусства,
так и его демонстрации.
Художник (не каждый и не всегда) может принимать на себя роль учёного, социолога, общественного деятеля пр.
Мусор на улице — это просто мусор, мусор в картинной галлереи — художественный жест (насколько оправданный и интересный надо судить конкретно).
Но одним из ранних представителей «помоечного» направления — Курт Швиттерс, я искренне восторгаюсь.
Здесь главное понять для себя.
Интересует ли тебя это «искусство» или нет.
Если нет, то не надо мучиться.
Недавно случайно познакомился с одним художником.
Саша возможно это искусство тебе понравиться http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=1274.
В застольном разговоре, его супруга отстаивала точку зрения не отличимую от твоей.
Главное определиться с приоритетами.
У нас (в России) сразу становится легче жить.
У одних художников одна жизнь (выставки, пресса, покупатели, награды и пр.),
у других всё тоже самое, но параллельно.
И они ни как и никогда не пересекаются.
И даже, зачастую, не знают о существовании друг друга.
Возвращаясь к ссылке Андрея.
Я помню ещё два случая.
Рабочие закрасили дверь Марселя Дюшана (приняли за обычную и подновили).
Убрали «мусор» Дэмиана Хёрста в 2001.
Нет, Андрей, искусство этого художника мне совсем не понравилось. А вот супруга его, скорее всего, мне бы понравилась… По идеологическим соображениям, как ты понимаешь…
К вопросу о параллельности… Любопытно, что примерно в то же время что и Андрей я писал следующее:
В детстве и отрочестве мы размышляем о причудливости мирового пространства, о далеких галактиках и параллельных нам вселенных. Мы не можем представить себе ни бесконечности, ни вечности и мечтаем об альтернативных источниках жизни и встрече с братьями по разуму…
Некоторые не утрачивают этой привычки мечтать о бесконечно далеком и по мере взросления и со временем они становятся астрономами.
Наивные! Они не понимают одной простой истины – параллельные миры и альтернативные вселенные давно живут с нами бок о бок и в не меньшей степени, чем те, что за пределами нашей Земли, ждут своих исследователей.
Это иллюзия, что все мы одинаковы и сделаны из одного теста. Тесто, оно, может, и одно, и набор хромосом тоже, может быть, один. Но этим сходство и родство и ограничивается – набором чисто формальных признаков.
Расходимся же мы в главном — в своем мироощущении и в своем мировосприятии…
И БЫЛО ЕМУ ОТКРОВЕНИЕ…
Обращение Н. В. Гоголя к автору Манифеста.
”Вы очень односторонни, и стали недавно так односторонни; и оттого стали односторонни, что, находясь на той точке состоянья душевного, на которой теперь стоите вы, нельзя не сделаться односторонним всякому человеку. Вы помышляете только об одном душевном спасенье вашем и, не найдя еще той именно дороги, которою вам предназначено достигнуть его, почитаете все, что ни есть в мире, соблазном и препятствием к спасенью.”
“Односторонние люди и притом фанатики — язва для общества, беда той земле и государству, где в руках таких людей очутится какая-либо власть. У них нет никакого смиренья христианского и сомненья в себе; они уверены, что весь свет врет и одни они только говорят правду.
Друг мой! смотрите за собой покрепче. Вы теперь именно находитесь в этом опасном состоянии. Хорошо, что покуда вы вне всякой должности и вам не вверено никакого управления; иначе вы, которого я знаю как наиспособнейшего к отправлению самых трудных и сложных должностей, могли бы наделать больше зла и беспорядков, чем самый неспособный из неспособнейших. Берегитесь и в самих сужденьях своих обо всем! Не будьте похожи на тех святошей, которые желали бы разом уничтожить все, что ни есть в свете, видя во всем одно бесовское. Их удел — впадать в самые грубые ошибки.”
“Друг мой, храни вас бог от односторонности: с нею всюду человек произведет зло: в литературе, на службе, в семье, в свете, словом — везде. Односторонний человек самоуверен; односторонний человек дерзок; односторонний человек всех вооружит против себя. Односторонний человек ни в чем не может найти середины. Односторонний человек не может быть истинным христианином: он может быть только фанатиком. Односторонность в мыслях показывает только то, что человек еще на дороге к христианству, но не достигнул его, потому что христианство дает уже многосторонность уму.
Словом, храни вас бог от односторонности! Глядите разумно на всякую вещь и помните, что в ней могут быть две совершенно противуположные стороны, из которых одна до времени вам не открыта.”
”Публично выставлять нехристианином человека и даже противником Христа, основываясь на некоторых несовершенствах его души и на том, что он увлекался светом так же, как и всяк из нас им увлекался, — разве это христианское дело? Да и кто же из нас тогда христианин? Этак я могу обвинить самого критика в его нехристианстве. Я могу сказать, что христианин не возымеет такой уверенности в уме своем, чтобы решать такое темное дело, которое известно одному богу, зная, что ум наш вполне проясняется и может обнимать со всех сторон предмет только от святости нашей жизни, а жизнь его еще не так, может быть, свята.”
”Он (христианин) скажет и то: в поэзии многое есть еще тайна, да и вся поэзия есть тайна; трудно и над простым человеком произнести суд свой; произнести же суд окончательный и полный над поэтом может один тот, кто заключил в себе самом поэтическое существо и есть сам уже почти равный ему поэт, — как и во всяком даже простом мастерстве понемногу может судить всяк, но вполне судить может только сам мастер того мастерства. Словом, христианин покажет прежде всего смирение, свое первое знамя, по которому можно узнать, что он христианин.”
“Очнитесь! Куриная слепота на глазах ваших! Не залучить вам любви к себе в душу. Не полюбить вам людей по тех пор, пока не послужите им. Какой слуга может привязаться к своему господину, который от него вдали и на которого еще не поработал он лично?”
“Уверяю вас, что придет время, когда многие у нас на Руси из чистеньких горько заплачут, закрыв руками лицо свое, именно оттого, что считали себя слишком чистыми, что хвалились чистотой своей и всякими возвышенными стремленьями куда-то, считая себя чрез это лучшими других.”
”Все мысли твои направлены к тому, чтобы избегнуть чего-то угрожающего в будущем. Не будущего, но настоящего опасайся. О настоящем велит нам заботиться бог. Кто омрачается боязнью от будущего, от того, значит, уже отступилась святая сила. Кто с богом, тот глядит светло вперед и есть уже в настоящем творец блистающего будущего. А ты горд: ты и теперь уже ничего не хочешь видеть; ты самоуверен: ты думаешь, что уже все знаешь..”
”Тебе нужно или какое-нибудь несчастие, или потрясение. Моли бога о том, чтобы случилось это потрясенье, чтобы встретилась тебе какая-нибудь невыносимейшая неприятность на службе, чтобы нашелся такой человек, который сильно оскорбил бы тебя и опозорил так в виду всех, что от стыда не знал бы ты, куда сокрыться, и разорвал бы за одним разом все чувствительнейшие струны твоего самолюбья. Он будет твой истинный брат и избавитель. О, как нам бывает нужна публичная, данная в виду всех, оплеуха!”
Н. В. Гоголь
из Эмпиреев с христианской любовью
О, Николай Василич! Собственной персоной… Какая честь для меня! Премного вам благодарен. Непременно учту все ваши пожелания…
… Но имейте в виду, вам не следует так горячиться, вам в вашем нынешнем состоянии это никак не на пользу! Ваша душевная … ваш, так сказать, душевный дискомфорт…
Ну, опять вы за свое! Я уже с первых пяти раз вас понял… и даже кое-что уже учел. Я уже десять раз сменил тему и… музыку, а вы все… нельзя вам, голубчик, нельзя вам так… зацикливаться на одном… Это дурной признак… Врачам это не понравится, они вам опять укол вколют… да, больно… И рубашку наденут… Нет, не расшитую, не типа рушника. Да, и душ… Не Шапиро – Шарко… Мало не покажется. Надо вам это?
Да, похоже, что уже надо. Доктор, доктор!.. Санитары!
Сейчас, Николай Василич, сейчас все будет хорошо… Вылечат вас, вылечат. И Аллу вылечат… И меня тоже, бог даст, вылечат…
Это хорошо, что ты сам о недуге Гоголя заговорил, я все боялась, что отрицать кинешься и будешь утверждать, что это бесовские происки. Так, возвращаясь к твоему «манифесту», следует ли твоим читателям понимать, что «развернуться в своем сознании на 180 градусов «, чтобы достичь полного с тобой взаимопонимания, им, читателям, надо хотя бы на время лишиться рассудка?
Нет, справка от психиатра о наличии душевного расстройства не обязательна…
Тот же Николай Васильевич, буквально через минуту, «Христианке из Эмпиреев»:
… Публично выставлять нехристианином человека и даже противником Христа, основываясь на некоторых несовершенствах его души и на том, что он увлекался светом так же, как и всяк из нас им увлекался, — разве это христианское дело? Да и кто же из нас тогда христианин? Этак я могу обвинить самого критика в его нехристианстве. Я могу сказать, что христианин не возымеет такой уверенности в уме своем, чтобы решать такое темное дело, которое известно одному Богу, зная, что ум наш вполне проясняется и может обнимать со всех сторон предмет только от святости нашей жизни, а жизнь его еще не так, может быть, свята. Христианин (не «из эмпиреев» – прим. от А.Б) перед тем, чтобы обвинить кого-либо в таком уголовном преступлении, каково есть непризнанье Бога в том виде, в каком повелел признавать его Сам Божий Сын, сходивший на землю, задумается, потому что дело это страшное. Он скажет и то: в поэзии многое есть еще тайна, да и вся поэзия есть тайна; трудно и над простым человеком произнести суд свой; произнести же суд окончательный и полный над поэтом … Словом, христианин (не из эмпиреев – от А.Б.) покажет прежде всего смирение, свое первое знамя, по которому можно узнать, что он христианин (не из эмпиреев – от А.Б.) Христианин, наместо того, чтобы говорить о тех местах в … ну, скажем, в А.Бабкове (прим. от цитирующего), которых смысл еще темен и может быть истолкован на две стороны, станет говорить о том, что ясно… (а А.Б. об этом не только говорит, но еще и специально подчеркивает — пусть даже и словами Рескина – прим. от цитирующего.)…
… Вот … тогда критика его получит смысл и сделает добро: она еще сильней укрепит самое дело, показавши, как даже и тот человек, который заключал в себе все разнородные верованья и вопросы своего времени, так сбивчивые, так отдаляющие нас от Христа, как даже и тот человек, в лучшие и светлейшие минуты своего поэтического ясновидения, исповедал выше всего высоту христианскую. Но какой теперь смысл критики? -спрашиваю я. Какая польза смутить людей, поселивши в них сомнение и подозрение в… А.Бабкове, скажем (прим. от цитирующего)? Безделица — выставить наиумнейшего человека… не признающим христианства! (Ну это, допустим об А.Б. довольно сильно сказано – прим. от цитирующего)
… Хорошо еще, что критик был бесталантлив и не мог пустить в ход подобную ложь и что сам А.Бабков, скажем, оставил тому опровержение в своих же работах; но будь иначе — что другое, кроме безверья наместо веры, мог бы распространить он?
Глядите разумно на всякую вещь и помните, что в ней могут быть две совершенно противуположные стороны, из которых одна до времени вам не открыта.
Друг мой! мы призваны в мир не затем, чтобы истреблять и разрушать, но, подобно Самому Богу, все направлять к добру, — даже и то, что уже испортил человек и обратил во зло.