Заметка эта, написанная под впечатлением сиенских фресок и приведенного ниже комментария к ним Андрея, не предполагалась мною к публикации на страницах блога. Заметки такого рода находят здесь неизменно, мягко выражаясь, неласковый прием…
Андрею же я предполагал дать лишь коротенькую реплику по поводу чрезмерно якобы упрощенного и прямолинейного взгляда автора фресок на нашу якобы такую многосложную и запутанную жизнь.
И не опубликовал бы: зачем понапрасну копья ломать и народ дразнить? – если бы не третья часть Аллиной – теперь уже, наверное, не рассказа даже, – а повести и не та трогательная сценка, в которой и мал и стар придаются неожиданному приступу «тоски по простоте и ясности жизни».
Я и себя вдруг увидел – третьим на той же скамье и за тем же столом, рядом с Авдотьей и ее правнучкой, и… тут же решил: «Буду публиковать!»

МИФЫ ПРОТИВ «МИФОВ»

…их обеих охватила тоска по простоте и ясности жизни…
А.Лаппала «Деревня»

«Cаша, – написал мне Андрей, – «Аллегория дурного правления» конечно хороша, но мне представляется, что ее недостаток в том, что она слишком бьет в лоб и позволяет только два противоположных толкования по поводу того, кто же олицетворяет в нашем мире дурное и справедливое правление.
Действительно забавно. И в то же время наводит на определенные мысли. Мысли о том, что в первую очередь тебя, Андрей, «насторожило» в отношении сиенских фресок, а именно их простота и очевидность, дабы не сказать банальность.
Да, все это так, но это-то и… хорошо на самом деле. Это то, чего нам сейчас, как мне кажется, как раз и не хватает. Мы, современная цивилизация, ушли от простых и очевидных истин. Мы слишком увлеклись игрой в безмерное иной раз усложнение окружающей нас действительности и нас самих, в усложнение связей, существующих между нами и этой окружающей действительностью. Мы окончательно запутались в этих связях и отношениях… Мы заигрались…
Мы играли, казалось бы, лишь словами и понятиями, но вместе с этим меняли фундаментальные принципы, на которых испокон века строились государства и целые общественные системы и благодаря которым эти государства и системы стояли не столетия даже, а целые тысячелетия! То же самое и с общественной моралью…
Мы размыли эти базовые и фундаментальные понятия, и на их осколках ныне появляются, как грибы, все новые и новые общества и формации… Но и век их крайне недолог: лишь некоторые из них переживают столетия, в основном же пара-тройка десятков лет и поминай как звали…
Многовековая твердь общественной морали, этики и эстетики существования, государственного и общественного устройства – все это разлетелось на мириады кусочков, и теперь мы забавляемся тем, что из кусочков этих силимся собрать что-то путное. Каламбур – в строку!
Теперь это уже не забава даже. Мы осознали опасность такого положения вещей и всерьез уже стремимся получить какой-то результат. По крайне мере — самые ответственные из нас. Но мало что получается: все схемы и все комбинации рушатся при первой же проверке политической и общественной практикой.
Поэтому я не устаю повторять, и к месту и не к месту, про так называемые «простые истины», про необходимость возврата к ним. Через тонны и тонны нечистот, что их покрыли за прошедшие столетия. Это просто Авгиевы конюшни какие-то, и нужен герой подобный Гераклу, чтобы по-настоящему очистить их. Но когда он придет и придет ли вообще? В ожидании его мы тоже не должны сидеть, сложа руки, а должны пытаться докопаться, nel nostro piccolo – в пределах наших скромных сил и возможностей, хотя бы до отдельных, хотя бы до самых небольших истин.
Это и просто и не просто одновременно. Все зависит от выбранной стратегии. Начни мы искать скрытые смыслы в творениях типа не раз упоминавшегося и цитировавшегося мною Неклессы, и мы уйдем еще дальше от истины. Начни мы читать и слушать правильных авторов и разумных людей, и через какое-то время у нас накопится достаточное количество ниточек, из которых можно будет уже свить некую нить, и она поведет нас в правильном направлении.
Но проще всего и правильнее всего, как мне кажется, искать в прошлом, поскольку в прошлом все это существовало уже в достаточно цельном и незамутненном виде. Это века лукавых мудрствований и многоглаголаний замутили этот чистый источник и разбили его на множество грязных ручейков, прямиком устремляющихся в наше сознание.
Поэтому, наверное, я так люблю древних. Они были чисты и наивны, а вместе с тем – возвышенны и мудры. От одного общения с ними становишься и сам чище и проще. И тебе кажется, что ты начинаешь прозревать какие-никакие истины, которых раньше не замечал, а если и замечал, то в каком-то искаженном и малопонятном виде. Кривые зеркала множественности смыслов и многовариантности понятий искажали их смысл.
В последнее время мы так и вовсе договорились до того, что чистая правда стала откровенной ложью, а откровенная ложь чистой правдой. И ничего – все охотно с этим мирятся и верят в «истинность» такой интерпретации действительности! Надеюсь, что это уже апогей, то есть высшая точка этого адского цикла и что дальше все пойдет уже по нисходящей…
Вот видите, еще один пример извращенного сознания! Следовало бы сказать «низшая точка»: ад, он ведь – внизу! – а также «все пойдет по восходящей», а получилось, по Фрейду, причем с точностью до наоборот…
Цикличность цикличностью, неизбежность неизбежностью, смена вех сменой вех, но мы и сами не должны участвовать в мороке – заморачивании головы себе и другим и, напротив, должны активно участвовать в распутывании хитросплетений слов и понятий и в разгадывании за ними истинных смыслов. Мы также должны, – по крайне мере я ставлю перед собой такую цель, – предельно упрощать формы мыслей и слов и складывать из них такие простые и ясные конструкции, которые бы предельно легко читались и воспринимались людьми, которым интересен ход наших мыслей. Ведь именно так поступали древние, и посмотрите на их творения: дворцы, храмы, предметы быта и украшения, мистерии и поэмы, верования и мифы, государственное и политическое устройство, своды законов… Все этот и по сей день гармонично и прекрасно, действенно и эффективно… Рано или поздно мы просто вынуждены будем вернуться к этому единству формы и содержания!
Я возвращаюсь к фрескам «Войны» и «Мира» из Зала Девяти сиенского Палаццо Пубблико. Приложите их как некий шаблон, как некое лекало к нашему сегодняшнему обществу и государственному устройству, и вы тут же увидите, как в зеркале, все недостатки одного и другого. Равно как – и рецепт того, что необходимо сделать для того, чтобы привести их, по крайней мере, в норму. И избежать хотя бы некоторых, хотя бы самых страшных последствий того, что несет с собой Дурное правление.
Мифы и мифология – это не сказочки и не «небывальщина». Не развлечение для детей и не побасенки для взрослых. Это идеальная картинка того, каким миру и нам следует быть, и того, к каким последствиям ведет ее искажение. Мы думаем, что мифы это в прошлом. А на самом деле мифы это путь в будущее. Я имею в виду настоящие древние мифы, а не те ложные и лицемерные, что наша власть, наша пропагандистская машина, да и мы сами творим изо дня в день и что уводят нас все дальше и дальше от реального положения дел в стране и в мире.
Современные «мифы» это тоже путь, но путь уже даже не в прошлое, как это было до сегодняшнего дня, а просто… Нет, не в никуда… Это было бы полбеды! Это путь в позор, в бесчестье и в забвение…