Я давно уже горько усмехаюсь про себя, когда пожилой зритель находит фильм скучным ввиду недостатка, как он выражается, действия, а молодой – восхищается фильмом, ставя в заслугу режиссеру т.н. «спецэффекты». Но в одном и другом случае речь идет об определенном жанре, который и не претендует ни на что большее, чем развлекательность и пустое времяпрепровождение. Режиссер работает на потребу публике, режиссер зарабатывает деньги для себя и для своего продюсера. Это бизнес, а не искусство. И жалко здесь не столько режиссера, сколько зрителя, испытывающего потребность в мишуре и мишурой удовлетворяющегося. Убитое время, нереализованная душа!
Особенность характера, особенность жанра, особенность времени… И в конце концов каждому свое, как было верно не верно, но отмечено еще полвека назад.
Попытки потеснить содержание формой делались уже давно. Для этого брались классические, хрестоматийные произведения и помещались в нашу или совсем недавнюю, у всех еще на памяти, эпоху. «Электра», например, опера Рихарда Штрауса, начинающаяся в женской бане… Ну и так далее – примеров не счесть. Глупо, конечно, сквозь слезы смешно, эпатажно, безвкусно, но зато, вроде как, исходя из лучших побуждений, в частности, мол, актуализировать классику, приблизить ее ко дню сегодняшнему, сделать доступной для нынешнего зрителя, страдающего недостатком воображения.
В конце концов, не хочешь – не смотри. Я, в общем-то, и стараюсь не смотреть. Здесь же не удержался. Все же Толстой, все же «Анна Каренина», все же Стоппард… Первое впечатление – положительное. Не перенесли действие на улицы и вокзалы современной Москвы и Ленинграда – уже хорошо. Не сделали Каренина главой думского комитета по вопросам сексуальных меньшинств, а Левина – председателем колхоза – прекрасно! Сохранили интерьеры и костюмы, кстати сказать, просто великолепные, XIX века, пусть даже все это в форме театрализованного представления – за все это тоже можно лишь поблагодарить создателей фильма.
Вкус лишь частично изменил им – лубок и венециановская пастораль то и дело вступают здесь в борьбу с модерном и ар-деко, несколько коробят глаз русского зрителя, но только русского, потому что, зарубежный, западный зритель так, наверное, нас себе и представляет. Ну что ж, у нас ведь тоже есть свои стереотипы в отношении его, западного зрителя, реалий. Так что здесь мы должны быть квиты.
Вопрос в другом. Насколько красивая, с элементами экзотики картинка вытеснила то содержание, что заложено в романе, считающемся все 150 лет своего существования великим.
Толстой наряду с Пушкиным и Достоевским считается по-прежнему «нашим всем», и мы крайне ревностно относимся к их литературному наследию, примеряемому на себя западными «деятелями культуры», да и отечественными тоже. Я, к примеру, не очень люблю, когда вообще ворошат без особой нужды прах классиков, а тем более, когда их произведения перелицовывают в угоду сегодняшнему дню и сегодняшней, ох, какой скоротечной моде. Во всем этом я нахожу лишь один извинительный момент – скудоумие нашего века.
Но все же вернемся к фильму Джо Райта по произведению Толстого-Стоппарда. Говорю это без иронии. Стоппард уважительно отнесся к роману Толстого и близко к тексту передал все его основные моменты. Немного чересчур лаконично, прагматично, а от того – суховато, но что поделаешь, таково наше время! Мы все прагматичны и суховаты, все самодостаточны и равнодушны друг к другу. Но при этом в литературе, да и в кино тоже, по крайней мере, мы, русские по привычке ищем чего-то другого. Более теплого и человечного.
Стоппард – слишком рационален и прагматичен. Я не первый раз замечаю – при всем его несомненном мастерстве, изобретательности, остроумии ему не хватает души. Своих героев он любит скорее умом, чем сердцем. Он слишком театрален, он работает на публику – наверное, поэтому он и пишет в основном пьесы, а не романы, скажем.
Не менее остроумна постановка – постановочные решения. Это театр и не театр, это кино и не кино, это реальная жизнь и вроде как не совсем реальная. Все это постоянно переходит из одного в другое иной раз просто мгновенно. Отдергивается занавеска, и все – ты уже в другом мире! Изобретательности и остроумию создателей фильма не перестаешь удивляться.
Я, может быть, смотрю не так много фильмов в последнее время, но нечто подобное я видел только у Гринуэя. Декорации, костюмы, я уже сказал, исключительно красивы и даже изысканны – это ар-деко самой высшей пробы. Лаконизм, временами предельный и при предельный же эстетизм. Где-то, возможно, переходящий в эстетство. Но вкуса не портящее, а только развивающее.
Скажу честно, при просмотре этого фильма меня впервые за многие годы неоднократно охватывало чувство гордости за Россию, за то, что я – русский. Спасибо авторам за это.
Но вот погасли огни рампы. И мы снова в дне сегодняшнем. Насколько далек он от того времени, когда Толстой писал свой роман; насколько далеко современное общество от того, что он столь зло и даже яростно критиковал; насколько далеки, волновавшие автора проблемы от тех, что волнуют нас сегодня.
История Анны Карениной действительно превратилось в историю, стало историей. Сегодня ее просто не могло бы произойти, настолько все изменилось в нашей жизни. Наверное, еще и поэтому авторы фильма не прибегли к приему переноса сюжета в наше время. Где ныне то общество, для которого правила даже в большей степени важны, чем законы? Где та общественная мораль, что способна осудить супружескую неверность и сделать изгоем нарушившего брачные узы? Где та любовь, что способна поставить на кон все – вплоть до самоей жизни и самоей судьбы? Где те философские вопросы, что ставит перед нами или хотя бы перед лучшими из нас время?
Все, буквально все – общество, мораль, философия – все разлетелось на мелкие кусочки, из которых мало кто пытается что-то сложить. Я даже не говорю – сложить слово «любовь», а даже хоть какое, но более-менее высокое.
Все, что нас окружает, конечно, очень красиво, временами – даже очень, как, скажем, этот фильм; как, скажем, проспекты современных городов и прилавки их магазинов. Внешняя сторона жизни почти полностью затмила собой внутреннюю, форма почти повсеместно вытеснила содержание. Теперь вот уже и в искусстве. Теперь вот уже даже в том, что, казалось бы, было и навсегда должно было остаться «milestone» – вехой – литературы, искусства, культуры. Как, например, это казавшееся бессмертным произведение Толстого.
Изысканный, по-настоящему тонкий ход эта экранизация «Анны Карениной». Ухищренный, мастерский удар в самое сердце Толстого и его произведения. Как удар изящным стилетом, который сам по себе является произведением искусства. Без лишней крови, без шума и без слез. Напротив, все чинно, пристойно, красиво и стильно. Вот уж чего действительно не отнять у нашего века, так это красоты и стиля.
Мало кого волнует, что будет тогда, когда декорации разберут, погаснет свет, а занавес закроется. Но хуже всего даже не это, а то, что мне самому все это неожиданно понравилось….
Бердяев назвал бы это «прельщением и рабством эстетическим»…
Тебе понравилось, потому что не могло не понравиться…
И «прельщение» здесь ни при чем.
Я шла на январскую премьеру фильма с большим предубеждением: во-первых, видела уже катастрофическую экранизацию ВВС в конце 90-ых по финскому ТВ, во-вторых, относилась с величайшим предубеждением к Кире Найтли, она мне казалась слишком декоративной для Анны, в-третьих, очень боялась что будут подчеркивать «русскость» какими-нибудь нелепыми способами.
Кроме того, я перечитала «Каренину» этим летом, отдавая память своему профессору по зарубежке В.Н. Богословскому, взявшего с нас, студентов 3-го курса, клятву перечитывать Толстого и Достоевского каждые 10-15 лет.
Так что в этот раз трагедия Карениной разыгрывалась для меня еще и в декорациях лигурийского ПортовЕнере (видишь, Саша, я помню!). И это не помешало моему восприятию, и снова, в который уже раз, я удивлялась прозорливости своего профессора, обещавшего, что каждый раз будет открываться нам новая глубина и новая точка зрения.
Но мне было интересно восприятие моего мужа и финнов вообще. Эта цель была забыта мною с первых же кадров фильма.
Форма-да, хороша! Нo почему она так завораживает? Да потому, что исполнена смысла, потому что все здесь метафорично от начала до конца! От основного приема зажать некоторые сцены тисками театральной роли, расписанными театральными мизансценами, не оставляющих человеку свободы слова и движения, до символических, нарочито «балетизированных»танцев, и того самого лубка, так ранившего твой вкус, я бы даже сказала некоторого кича, но тоже нарочитого, — все исполнено глубокого смысла, несет в себе художественную задачу. Здесь много символики, много обращений к чувству и интеллекту зрителя.
Этот фильм не для того, чтобы кто-то потом захотел прочесть, это фильм — для тех, кто читал, пережил и понял. Именно этим объясняется лаконизм многих сцен: и Райт и Стоппарт с уважением отнеслись не только к тексту Толстого, но и к зрителю, веря, что зритель равен им и открыт к пониманию.
Знаешь, несколько лет тому назад я посмотрела балет «Чайка» в постановке Нормайера в Гамбурге. Шла со снобистским чувством: ну что уж там такого нового я могу увидеть,- и устыдилась! Я старое увидела по-новому, в одном небольшом балетном спектакле мне открылось то, что было близко Нормаейру, какие рассказы Чехова он читал, пока готовил постановку, что чувствовал, думал, и это все такими деликатными намеками, такими лаконичными , но емкими образами! И это он МНЕ рассказывал, со МНОЙ делился, зная, что Я пойму.
Вот и в фильме так же!
Я плохо переношу стенания о русской духовности, о загадочной русской душе, очень плохо. Еще хуже гордость за то, что русский. Надо сказать, типично русская тема!
Сегодня утром читаю в Хельсингин Саномат историю о русском туристе, забывшем в туалете портмоне с …..15 000 (!) евро; подросток(!) -финн обнаружил потерю и ждал(!) возле туалета, когда незадачливый турист прибежит искать потерянное, справедливо полагая со свойственным европейцам прагматизмом, что долго ждать не придется.
Спрашиваю мужа: «Ты горд, что ты финн?» Он испытующе смотрит на меня, ожидая подвоха. Поняв, что я серьезна, смеется…
А ведь поводов для гордости здесь, казалось бы, немало. Я могу спросить, что сделали бы 90 % из «нас, русских, … ищущих теплого и человечного»?
Саша, Толстой, в отличие от Пушкина, давно уже НАШЕ ВСЕ для всей мировой культуры. И надо сказать, и Райт и Стоппарт удивительно бережно отнеслись к идее Толстого. Все, что связано с Левиным, -это жизнь, настоящая, не всегда красивая, но всегда прекрасная! С болями и болезнями, с трудами и радостями, с состраданием, не знающим брезгливости,- все это вынесено за рамки театрального действа с красивыми, на первый взгляд , но обветшалыми декорациями.
Не так много изменилось в нашей жизни, и вопросы все те же. Ты спрашиваешь: «Где ныне то общество, для которого правила даже в большей степени важны, чем законы?» Да ты до сих пор живешь в таком обществе!
Что же касается, любви, то на мой взгляд, к Анне это не имеет никакого отношения. Была страсть, безумная и всепоглощающая страсть. А страсти кипят и по сей день, особенно у подростков и мужчин в возрасте между 40 -45. И поверь, чего они только на карту не ставят!!!
Вопросы в фильме те же, что и в романе. Насколько наша жизнь принадлежит нам? Мы играем роль или наша роль играет нами? Что лучше, потихоньку изменять своему мужу, соблюдая приличия, или открыто заявить о своих чувствах, поставив под удар благополучие свое и всех, кто рядом? Не обольщайся, Саша, не факт супружеской измены сделал Каренину изгоем, а нежелание скрывать этот факт. Так что нравственность и мораль здесь не при чем.
И образ Каренина здесь как никогда близок толстовскому замыслу.
В общем, с коварным замыслом «уязвить Толстого в самое сердце изящным стилетом» мне кажется ты переборщил.
И вот еще что. Помнится, Левон любимый мной натюрморт записал в «низкий» жанр, теперь ты- драматургию. То есть ты снисходительно относишься к драме как роду литературы? Стоппарт -драматург, поэтому он работает на публику? А писатель -романист на кого работает?
Думаю, что твое противоречивое заключение, сводящееся к фразе : «Ребята, мне понравилось, но это нечистый попутал, а так все плохо, потому что не может быть хорошо» как -то стереотипами подправлено или катастрофичным мышлением, или недоверием своему эстетическому чувству? А ведь сам говоришь, мудрствование от лукавого! Так что доверься своему чувству!
Странное дело! С мужчинами спорить – хлебом меня не корми! С женщинами же – неизменно хочется во всем соглашаться, или почти во всем. Женщины глубже, тоньше и мудрее нас. Сердцем мудрее…
Особенно же хочется мне соглашаться с Аллой и по поводу романа, который она перечитывает каждые 10-15 лет, а сам я, к своему стыду, в молодости не осилил, а в зрелом возрасте так уже и не вернулся. Может быть, сейчас? Нет, скорее всего, уже нет – «чукча – писатель!»
Со всем согласен, все принимаю, кроме следующих моментов:
— Нарочитость лубка и кича – это еще я отметил
— От ссылок на т.н. «специфику» русского и российского меня и самого тошнит, а от того, что «умом Россию не понять», так и вовсе. Поэтому я и написал: «впервые за многие годы». Но все-таки где-то глубоко-глубоко в нас это, Алла, сидит. И в тебе тоже…
— Общество, частью которого я являюсь, живет не по «правилам», а по понятиям. Правила же, о которых упоминается в фильме, это другое, это кастовые предрассудки, причем предрассудки элиты, действительной элиты…
— Ни в коей мере не хотел принизить драматургию, которую, особенно в высшей форме ее проявления, уважаю ничуть не меньше, чем литературу. И все же литература рассчитана в большей степени на вдумчивого и глубокого читателя, а драматургия – на того, у кого некоторый дефицит с воображением. Пьесы я больше люблю читать, чем смотреть. Я больше люблю сам все представлять, чем чтобы мне все это представляли, тем более что зачастую мое представление и то, как это мне представлено, расходятся. И потом думаю, ты не будешь отрицать, что пьеса все же в большей степени, чем роман использует то, что называется «эффект»! Зрительный, слуховой, т.н. эффект присутствия…
И, наконец, совершенно не согласен с приписываемыми мне тобою в конце словами: «…а так все плохо»! Было бы плохо, стал бы я писать всю эту рецензию! Написал бы на заборе то же, что уже давеча говорил Левону по поводу авангардистов, и поставил бы жирный восклицательный знак…
Саша, даже не знаю, с чего начать….
По-твоему, «изысканный, по-настоящему тонкий ход эта экранизация «Анны Карениной». Ухищренный, мастерский удар в самое сердце Толстого и его произведения. Как удар изящным стилетом, который сам по себе является произведением искусства. Без лишней крови, без шума и без слез»- это еще не ТАК плохо? А что же хуже-то тогда?
Спасибо за обескураживающую откровенность о том, что романа ты не читал, -не ты первый , не ты последний,- но как ты, не читая романа, можешь судить о достоинствах фильма? Как я говорила в первом комментарии, он для тех, кто читал, пережил и продумал. Правда жаль, что так угадала с первой частью: фильм не для того, чтобы кто-то захотел прочитать роман, раз ты так и не захотел.
Как ты можешь говорить о Толстом, что это наше ВСЕ, если твое знакомство с его творчеством (не с биографией) ограничивается, видимо, школьным периодом? Это либо расхожая фраза, либо стереотипы, либо, пустое сотрясание воздуха.
Что же касается предрассудков (они же стереотипы), то про элиту не знаю, поскольку к ней не принадлежу, но даже и не у элиты их немало. И всегда были, есть и будут. И не надо лукавить и утверждать обратное.
Много лет тому назад, когда дочь моя была подростком, к ней часто в гости приезжал одноклассник- сомалиец. Все было вполне невинно: дети были всегда на глазах, играли с собакой на лужайке, болтали, смеялись, сплетничали про одноклассников, пили кофе…
Но Финляндия — страна, в которой расизм имеет место быть, поэтому я решила выяснить, как воспринимает мой муж эти визиты, да и в себе мне хотелось большей ясности. «Мы ведь не расисты?» — как бы шутя обращаюсь я к мужу.
-Я?!- возмущенно смотрит на меня муж, оскорбленный предположением, что его, женатого на русской, можно в этом заподозрить.
Но я гну свое:
— А если Анна через пару лет нам скажет, что выходит замуж за Али?
Муж цепенеет, но не может сдержать уже вылетающего:
— Нееет, вряд ли я к этому готов…
— Итак, — подвожу я итог, определив границы нашей толерантности, — мы расисты.
Согласись, Саша, наше отношение к человеку весьма и весьма мутирует, по мере того как мы узнаем, в каком районе он живет, из какой он семьи, какой пост занимает. И если это не предрассудки, то что это?
Но вот как выясняется, у меня не только дефицит толерантности, но еще и дефицит воображения… Потому что я страстно люблю театр!
Что ты называешь эффектами, Саша? Вот я слышу шарканье ног в начале спектакля «А дальше тишина…», я еще не вижу ни Раневской, ни Плята, играющих роль стариков, а сердце уже сжимается от боли и предчувствия дурного, непоправимого… Это эффект?!
А вот вернемся к «Анне Карениной». Заметил ли ты, где Каренина признается мужу в любви к Вронскому? И без того ограниченное театральной сценой пространство, сужается до размера обитой черным бархатом кареты. Во весь экран чернота ящика, в котором едут супруги. И нашему внутреннему взору открывается, что это и не карета вовсе, это гроб, в котором заживо похоронены двое. Это тоже эффект?!
Тогда я — за такие эффекты, правда, я привыкла это называть иначе.
Я не сортирую искусство по роду и жанрам, исключительно по таланту и выразительности и значимости для меня лично.
Так что, Саша, название твоего эссе «Торжество формы над содержанием» — это, скорее, о твоем личном восприятии фильма, а не о нем самом.
И, возвращаясь к моему первому комментарию, тебе не кажется, что твоя роль Сокрушающегося (об измельчании искусства, людей, нравов ) в данном случае (я исключительно о рецензии) сыграла тобой?
И опять-таки соглашусь с тобой, Алла. В известной степени это так, роль в данном случае отчасти сыграла мною. Иной раз ситуация позволяет и хвосту вертеть собакой. Не вижу в этом ничего плохого, покуда речь идет о создании своей философской картины мира, или «башни», образ которой я как-то использовал, а Левон, молодец, не забыл и так же использовал в своем последнем комментарии.
Ясно, что для строительства своей философской «башни» человек будет использовать только тот материал, который соответствует его замыслу и плану. На деле это означает определенный круг чтения, интересов, источников информации, знакомых… Всеядность здесь неуместна, хотя бы уже потому, что наше пребывания здесь, на земле, не бессрочно. Мы просто вынуждены быть предельно аналитичными и селективными. И от многого вынуждены отказываться. Потом, ведь это только на первых порах, в детстве, количество имеет принципиальное значение: «А вот я это видел, а ты нет!» «А вот я это читал, а ты нет!» «А вот у меня это есть, а у тебя…» и т.д. На более позднем этапе мы понимаем, что «объять необъятное» невозможно и начинаем искать другие критерии. См. выше.
Поэтому мне ни чуточки не стыдно, что я не читал «Анну Каренину», как тебе, Алла, наверняка не будет стыдно за то, что ты не прочитала многого из того, что прочитал я. Просто это по тем или иным критериям не вписалось в круг интересующих и волнующих тебя тем, а в конечном итоге и в создаваемую тобою концепцию мира.
Гораздо хуже, — а с этим сталкиваешься буквально на каждом шагу, — когда человек вроде бы и читает много и всем вроде бы интересуется, но как-то все это бессистемно и не нацелено на определенный результат, а поэтому цельной натурой этого человека никак не назовешь. С чем предстанет это человек пред Всевышним? Зачем жил? К каким выводам пришел? Какую лепту внес в развитие общества?
Да, «Анна Каренина» даже не сама по себе, а экранизация этого романа в данном случае послужила мне поводом к тому, чтобы провести определенную мысль в защиту развиваемой мною концепции. Ну и что? Трудно предположить, что все вы, отстаивая свою точку зрения, исходите из других соображений и что, увлекшись, не даете роли сыграть, плохую хорошую ли, шутку с вами. Ничего ужасного я в этом не вижу, коль скоро есть определенная роль, есть определенное амплуа и есть цель – высокая и благородная.
Да и в целом, неужели кто-то будет отрицать, что у каждого из нас есть своя роль в жизни, да и в каждой отдельной среде, пусть даже на этом блоге? И что есть кто-то, кто ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не даст своей роли сыграть им? Или будет после этого сильно расстраиваться?
Однако, наверное, пора сменить тему. В ходе всех этих дискуссий об Анне Карениной, ее всепоглощающей страсти и трагических последствиях оной мне не раз вспоминался другой фильм на тему аналогичную: любовь, страсть и общественные отношения, — но рассмотренные авторами в чуть ли не диаметрально противоположном ключе. Многое здесь схоже: герои – аристократы, общество то же – высшее, с теми же предрассудками и стереотипами, примерно то же и время – вторая половина XIXвека. Действие, правда, происходит не в России,а в Америке.
Фильм снял в 1993 году Мартин Скорсезе по роману мало кому известной, по крайне мере у нас, Эдит Уортен. Фильм и роман интересны для нас, участников дискуссии, уже тем, что все здесь практически от противного по сравнению с романом Толстого.
Всем участникам дискуссии настоятельно бы рекомендовал посмотреть, а потом, возможно, и поговорить. Лично мне тема, затронутая Уортен и Скорсезе, даже более интересна, чем тема все сокрушающей на своем пути страсти. В которую, собственно говоря, не очень-то и веришь в наш сухой и рациональный век. Подростки и мужчины в возрасте 40-45 лет не в счет, равно как не в счет люди, не обремененные особой культурой и интеллектом, коих большинство и кои действуют в основном по наитию, подчиняясь инстинктам.
Мне хотелось бы ориентироваться на лучших представителей общества, о стремительном сокращении числа которых я, как правильно заметила Алла, я не перестаю Сокрушаться…
Итак, «Век невинности» или «Эпоха невинности» (AgeOfInnocence) Мартина Скорсезе… У меня «в кустах» совершенно случайно оказался «рояль», который сейчас, по определению Аллы, на мне сыграет… Фильм этот, повторно, я посмотрел пару месяцев назад и не удержался – взялся за перо. Однако в отсутствие достойного предлога не решился публиковать написанное.
Так что, как понимаете, пришлось всю эту историю с Анной Карениной затеять, чтобы данный предлог получить… Шучу, конечно. Контекст заметки, в котором я рассматривал отношения между героями фильма, был в социальном смысле куда более масштабным. Равно как и выводы, к которым я приходил. Здесь я тоже, — каюсь, — коварно воспользовался фильмом как поводом для протаскивания своих сомнительных мыслей и концепций. Но не волнуйтесь. Дабы остаться в рамках дискуссии о взаимоотношениях полов между собой и между полами и обществом я даю свою заметку в сокращенном виде.
Век невинности (см. здесь)
Боюсь, Саша, ты не совсем понял смысл моих комментариев.
Во-первых, я тебя не стыдила, ты видимо, просто со мной связал возникшее чувство неловкости.
В моем комментарии отчетливо сказано: «не ты первый, не ты последний». И здесь никакой оценки нет. Это совершенно спокойная констатация факта. А вот то, что ты стал оценивать и не прочитанный тобой роман, и фильм, якобы нанесший удар Толстому, у меня действительно вызвало недоумение. В этом контексте любая твоя фраза о «величии и бессмертии» утратила всякое содержание и оказалась пустым звуком. Это относится и к твоей оценке фильма, которого, видимо, ты не понял, если говоришь о блистательных художественных приемах авторов фильма, о тончайших метафорах и неординарной символике как об «остроумии и изобретательности».
Конечно, я прочла гораздо меньше, и конечно, мне не стыдно в этом признаться. Здесь ты прав: многознание уму не научает. Но о предмете, в котором я не сильна, я никогда не позволю себе говорить свысока или пользуясь расхожими фразами, -художественный свист не самое любимое мое занятие.
Теперь о романе Толстого. «Лично мне тема, затронутая Уортен и Скорсезе, даже более интересна, чем тема все сокрушающей на своем пути страсти. В которую, собственно говоря, не очень-то и веришь в наш сухой и рациональный век», — ну за что же ты так «наше все»?
Историю Карениной и Вронского сам Лев Толстой считал рамой для своего основного повествования, для главной мысли, связанной прежде всего с Левиным. Именно его жизнь, его духовное подвижничество, его любовь и должны были оттенить Стива и Анна с Вронским. И философия жизни и любви самого Толстого в романе связаны именно с этим образом.
Но фильм Скорсезе посмотрю, вдруг Уортен и правда Льва Николаевича переплюнула, хотя, судя по твоей ссылке, вряд ли: калибр не тот…
Что касается выбора роли и строительства:
«Иной раз ситуация позволяет и хвосту вертеть собакой. Не вижу в этом ничего плохого, покуда речь идет о создании своей философской картины мира, или «башни»
Ясно, что для строительства своей философской «башни» человек будет использовать только тот материал, который соответствует его замыслу и плану».
То есть, ты сначала выбрал себе роль Сокрушающегося, а потом стал подбирать материал, к ней подходящий? Звучит более чем двусмысленно…
И вопрос не в том, насколько собака ПОЗВОЛИТ хвосту собой вертеть, вопрос в том, в состоянии ли она НЕ ПОЗВОЛИТЬ ему этого.
Вообще же, мне очень хочется уяснить для самой себя, как ты умудряешься совместить свой восторг жизнью, людьми с ролью Сокрушающегося о той же жизни и людях и пр. ?
Я бы, конечно, порекомендовал тебе, дабы понять это, перечитать меня лет через эдак 10-15, но все же томить не буду и отвечу сразу. Тем более что все просто, и мне даже удивительно: разгодав все мои куда более трудные ребусы, ты вдруг пасуешь перед столь простым. Наверное, и впрямь на каждого мудреца… Заведомо прошу извинить за излагаемые банальности.
Жизнь не есть монолит, и люди не есть однородная масса. Жизнь разнообразна в своих проявлениях, а люди и того более – в каждую минуту они уже разные. И как же тут не восторгаться одними проявлениями жизни и не сетовать по поводу других? Более того, букет чувств, испытываемых по поводу различных проявлений жизни и по поводу разных людей, крайне разнообразен уже сам по себе и не ограничивается двумя упомянутыми тобою состояниями души – «восторгом» и «сокрушением».
«Сокрушение» в отношении меня вообще слишком сильно сказано. Я давно уже не сокрушаюсь ни по какому поводу, да и в молодости не помню – сокрушался ли.
Я заметил одну особенность: «горючим материалом», «маслом» в споре часто оказывается подобная гиперболизация. Один из спорщиков, как видно, с целью большей доходчивости и лучшего разъяснения другому своей позиции подыскивает возможно более яркие примеры, образы, метафоры и… добивается обратного эффекта. Подобного рода гиперболы и усиления встречают лишь раздражение у оппонента. Который, уже в свою очередь, начинает перегибать палку. И вот уже истина не столько обретается, сколько все больше искажается и утрачивается. Просто делящийся своими мыслями и наблюдениями, верными не верными — другое дело, превращается в «Сокрушающего»… А его откровения – в «художественный свист». С другой стороны, неплохой и в чем-то оригинальный фильм превращается в едва ли не шедевр всех времен и народов. Я имею, Алла, в виду твои щедрые эпитеты фильму, такие как «блистательный», «тонкий», «неординарный». Налицо явно завышенная оценка художественных достоинств фильма, о котором уже через полгода мало кто вспомнит.
При этом стороны как ходили, так и продолжают ходить вокруг трех сосен. Как в данном случае: Левин, страсть, наше все — не наше все, – и за этими тремя деревьями практически перестал быть виден лес.
Более того, не ровен час перейдем на личности. Спор – это воронка, спор – это смерч, который затягивает в себя все подряд: что к месту и что не к месту.
Предлагаю перешагнуть через эту, по выражению Ленина, «глыбу» — Льва Николаевича Толстого, оставить уже в покое этого «матерого человечища» и двигаться дальше. Читать новые книги, смотреть новые фильмы, писать новые отзывы, проходить новые маршруты… Лыжные и велосипедные. И сидя у камина или у костра, просто читать стихи или тихо смотреть на звезды…
Я с интересом читал эту «полемику» Саши и Аллы но не мог вставить ничего не посмотрев этот фильм сам. Наконец я его посмотрел и могу согласиться полностью с Сашиной рецензией, которая как мне кажется почти со 100 процентной точностью отражает достоинства и недостатки фильма. Даже Оскаровсая комиссия согласна с Сашей, присудив фильму первую премию только за костюмы, а не за что другое, что безусловно отражает в основном форму а не содержание.
Некоторые аргументы Аллы мне показались довольно глубокими, хотя, по моему мнению, эти аргументы больше о том что человек хочет увидеть в фильме а не о том, что в нем действительно есть.
Точность передачи содержания произведения Толстого почему-то не делают фильм для меня убедительным, а элементы клоунады лишь усиливают мое неудовлетворение, и в целом я отношу этот фильм к неудачным (моя субъективная классификация).
Сашину же рецензию, повторюсь, считаю очень точной и талантливо написанной — очень правильно подмечены достоинства и очень тонко описаны недостатки, так что для иных эти недостатки могут быть оценены как достоинства.