Начало см. комментарий к «Хаос и Космос».
Бердяев.
Ты так часто ссылаешься на него, цитируешь.
Для тебя это безусловный авторитет, чьи суждения имеют (для тебя) значение категорического императива.
Для меня же (как и в случае с Пришвиным), это просто литература.
Моё (мало компетентное мнение) о классической русской философии, что она имеет весьма отдалённое отношение к науке. Это либо публицистика, либо как и в случае с Бердяевым, в разной степени интересная литература.
У меня здесь (в русской философии) тоже есть свои предпочтения — прежде всего Розанов, затем Шестов, а также увлечение юности — «карнавал» Бахтина.
Прежде чем вплотную обратиться к Бердяеву, ещё одно маленькое замечание.
Данный текст является также моим вкладом в вашу с Левоном переписку об играх света и тени.
И так.
Ты заставил меня присмотреться к первоисточнику — Николаю Бердяеву.
У меня нет никакого сомнения в том, что это выдающийся русский мыслитель, гордость русской культуры. Я с огромным уважением отношусь к его литературному наследию.
Но.
Бердяев представляет собой классическую фигуру пророка, не утруждающего себя поисками аргументации. Правильно только то, что говорю я и неправильно, то что говорят другие. При этом внятная научная аргументация у него практически отсутствует.
Поэтому можно либо соглашаться с ним либо нет, но найти убедительных логических конструкций (к сожалению) невозможно.
Далее (заранее прошу извинить меня за многословие) я привожу достаточно большой блок цитат из современной философской литературы.
В этих работах нет критики (или уничижения достоинств) Бердяева. Авторы с большим пиететом относятся к нему, но … (что есть, то есть) это современная профессиональная оценка его наследия.
1. …Бердяев сегодня совершенно не интересен богословам как махровый еретик, погрязший в «самосмышлении», и мало интересен философам как мыслитель профетического типа, пророчествующий (а не анализирующий) о вещах, почти не имеющих отношения к философии в ее современном понимании. И именно поэтому он, как и многие другие русские религиозные мыслители его поколения, интересен именно эстетикам, как один из талантливых авторов одного из ярких направлений современной имплицитной эстетики.
это небольшая цитата из В.В.Бычков. Теургическая эстетика Николая Бердяева
2. далее из Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века
Глава 2
О КРИЗИСЕ КУЛЬТУРЫ И ПОИСКЕ ЕГО АЛЬТЕРНАТИВ (НАЧАЛО ХХ ВЕКА)
Ленин тоже не принимал модернизма. В беседе с Кларой Цеткин он говорил: “Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих “измов” высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости”. Бердяев тоже не испытывал от них никакой радости. В то время многие не испытывали от этого радости.
Адекватно понять и выразить суть кубизма, как и модернизма в целом, это и значит понять и выразить то противоречие, которое в нем заключено. И если мы от этого противоречия абстрагируемся, то есть берем только одну его сторону, “положительную” или “отрицательную”, мы неизбежно впадаем в заблуждение, которое будет выражаться или в телячьем восторге по поводу синих уродов, или в таком же тотальном охаивании этого “нового искусства”.
А у Бердяева ложь и правда часто совмещаются, если и не в одном и том же слове, то, во всяком случае, в одной и той же фразе.
Любое искусство так или иначе анализирует действительность. Но оно анализирует действительность посредством художественной формы. Модернистское “искусство” разлагает и уничтожает самое художественную форму. Поэтому вполне логично получается так, что вместо отражения действительности в художественной форме оно начинает выдавать за произведение искусства самое действительность. Натурализм, если выражаться языком классической диалектики, есть свое иное формализма. Самые банальные бытовые предметы — пустая консервная банка, лопата, писсуар и т. п. — выставляются в галереях современного искусства. Понятно, что красота относительна. Но, во-первых, одно дело, красивый предмет, и совсем другое — его красивое изображение. А во-вторых, красота относительна не настолько, чтобы не было никакой разницы между красотой и безобразием.
Но там, где Бердяев пытается дать какой-то ответ на вопрос, чем порождено такое явление в искусстве, его ответ по своему уровню совершенно не соответствует его яркой и в целом адекватной характеристике модернистского искусства. Здесь мы имеем дело с чем-то надуманным, худосочным, жалким. Ответ Бердяева заключается в том, что классическое искусство невозможно в век технической цивилизации, в век аэропланов и электричества. И ответ этот по существу тот же самый, какой дают сами представители и апологеты модернизма в искусстве.
Разница между Бердяевым и футуристами, однако, в том, что они отрицают настоящее во имя будущего. Бердяев, наоборот, “светлое будущее” видит в прошлом. Это “новое средневековье” с его синтетическим единством веры и науки, чувства и разума. Бердяев только не понимает того, что если средневековье, то тут не обойтись без инквизиции…
Но самое интересное заключается в том, что и Бердяев не может создать целостной философии. Он постоянно бьется в тисках раздирающего его противоречия. С одной стороны — стремление сохранить культуру и, в то же время, с другой — желание изолировать от участия в ней широкие народные массы. Это реакция на “восстание масс”, это либеральное стремление придать российскому обществу более европейский, более цивилизованный характер и, вместе с тем, сохранить привилегии господствующих классов под предлогом сохранения высокой культуры. Отсюда удивительная непоследовательность Бердяева, которая проявляется в его текстах. “В литературной манере Бердяева, — писал в связи с этим В.В.Зеньковский, — есть некоторые трудности, — часто читателю трудно уловить, отчего данная фраза следует за предыдущей: порой кажется, что отдельные фразы можно было бы легко передвигать с места на место — настолько неясной остается связь двух рядом стоящих фраз”.
И, вместе с тем, для Бердяева характерен колоссальный напор, который завораживает читателя и заставляет его верить каждому пророческому слову, произносимому этим оракулом. В этом Бердяев близок своему учителю Ницше.
Сам о себе он заявляет в “Автобиографии”: “Мое мышление интуитивное и афористическое, в нем нет дискурсивного развития мысли. Я ничего не могу толком развить и доказать”. Бердяев часто непосредственно отождествляет противоположности, не опосредствуя их никаким дискурсивным процессом, поэтому его диалектика часто вырождается в софистику.
Но главный ключ к “недоразвитости” критики модернизма Бердяевым лежит в его недопонимании сущности свободы и творчества. Здесь мы имеем непосредственное отождествление свободы с необходимостью, которое не опосредовано ясным осознанием самой необходимости. Философии просто не может быть без такой рефлексии. Без нее невозможна и наука. Но для Бердяева самый страшный враг человечества— “наука”. От нее Бердяев бежит, как черт от ладана. И это, пожалуй, главное.
Читатель, который открывает “Философию свободы” Бердяева, совершенно напрасно ожидает встретить здесь не то что ясное и четкое, но хотя бы какое-то определение свободы. Бердяев здесь пишет о самых разных вещах — о реальности, о “гносеологии”, о религии, о вере, о “науке”, которая враг свободы, и о многом другом. В общем, что встречается на его пути, о том он и поет. И только прочитав добрых две трети текста, мы, наконец, встречаем у Бердяева нечто более или менее вразумительное относительно того, что такое свобода. Свобода, пишет он, утеряна человеком в грехопадении. “Человечество, а за ним и весь мир, — читаем мы, — порабощены злом, попали во власть необходимости, находятся в плену у диавола. Свобода была создана творением не как норма бытия, а как произвол, как нечто безразличное и беспредметное; свобода почуялась тварью как свобода “от”, а не свобода “для” и попала в сети лжи, растворилась в необходимости. После грехопадения человек не может уже свободно, своими естественными человеческими силами спастись, вернуться к первоисточнику бытия, так как не свободен уже: природа его испорчена, порабощена стихией зла, наполовину перешла в сферу небытия. Свобода должна быть возвращена человечеству и миру актом божественной благодати, вмешательством самого Бога в судьбы мировой истории”.
В этом пассаже уже все сказано. Он требует лишь некоторых комментариев. И самое главное здесь заключается в том, что человек не только не свободен, но он и не может освободиться сам. Иначе говоря, человек вообще не свободен. А дальше у Бердяева начинается “мистическая диалектика Троичности, соединяющей Творца и творение, преодолевающей трагедию свободы греха”.
“Свобода греха”, это и есть произвол, на который обрек человека Бог. Но если человек не свободен, он и не отвечает за себя, за свой произвол, в том числе и за то, что у человека четыре оранжевых уха. В ответ на критику модернизма он мог бы сказать Бердяеву, что ему так хочется, вот и все. Произвол потому и произвол, что он не имеет под собой никакого разумного основания. А потому все тирады Бердяева в адрес модернистов подобны той морали, которую читает повар коту Ваське в известной басне Ивана Крылова.
Произвол есть по сути проявление естественно-природной необходимости. В соответствии с такой необходимостью кот Васька и уплетал цыпленка. Кот по своей кошачьей природе должен есть цыпленка. Упрекать его в этом все равно, что упрекать рыбу в том, что она дышит жабрами. У Бердяева выходит, что творчество модернистов в идеале подобно естественно-природной неуправляемой стихии. А потому, сводя свободу к произволу, он по сути оправдывает модернистское “творчество”. Ведь для произвола есть только один “резон”: моя левая нога так хочет. И потому “живописцу”, который изображает человека с тремя глазами на затылке, возразить нечего, как и коту Ваське. И надо сказать, что Бердяев здесь ничего и не возражает, а выражает моральное и эстетическое неприятие данного факта, которое в обычном случае оснований и не требует.
Но все это возможно только в случае, если мы не претендуем на философско-теоретический анализ. А Бердяев в этом вопросе, как и во многих других, противоречив. С одной стороны, он философствует, а с другой стороны — его философия не может быть инструментом теоретического анализа, а она, как выражается Бердяев, является “эротическим искусством”. Но разве можно от искусства апеллировать к искусству, тем более “эротическому”? Здесь, чтобы не оказаться в порочном круге, нужна какая-то иная инстанция.
Философия Бердяева — типичный волюнтаризм, хотя и не такой циничный и откровенный, как у Шопенгауэра и Ницше. А волюнтаризм отнюдь не безобиден для окружающих. Ведь произвол одного есть ограничение свободы другого. Поэтому философия произвола самым закономерным образом переходит в философию неравенства. В результате “Философию неравенства”, написанную Бердяевым в 1918 году и опубликованную в 1923 году в Берлине, книгу, в которой он оправдывает социальное неравенство, можно считать апофеозом всей его философии.
По поводу бердяевского волюнтаризма уже достаточно сказано. На его богоборчество указал еще Зеньковский в своей “Истории русской философии”. Заметим только, что противоречивость понимания свободы у Бердяева проявляется как раз в том, что он, как сказал поэт, для себя лишь хочет воли. Но воля одного, как уже говорилось, всегда оборачивается неволей для другого. И этого противоречия не разрешает даже теория “разумного эгоизма” Н.Г.Чернышевского. Свободными и счастливыми люди могут быть только вместе. Но Бердяев как раз и не желает быть ни с кем вместе. Авраам Линкольн говорил, что волк и овца понимают свободу по-разному. Бердяев как раз абстрагируется от этой разницы и рассуждает о свободе “вообще”, не исторически, а антропологически. Но от этого его понимание свободы не перестает быть пониманием свободы волком.
В характере Бердяева нет даже намека на то, что называется христианским смирением. Во всем он проявляет то, что сродни сатанинской гордости. И ему прямо можно приписать то, что Флоровский приписывает Скрябину: “Острым эротизмом пронизано все творчество Скрябина. И чувствуется у него эта люциферическая воля властвовать, магически и заклинательно овладевать”. Но ведь это буквально о Бердяеве, который в Скрябине усматривал черты “упадочничества”.
Насчет непоследовательности и противоречивости творчества Бердяева тоже говорили многие. На это указывали Г.Флоровский, Л.Шестов, П.Гайденко и некоторые другие менее известные авторы.
Однако вернемся к проблеме культуры. И первая, и вторая мировые войны с обеих сторон оправдывались “спасением культуры”. То же самое и у Бердяева: империалистическая война у него повышает культурный уровень, гражданская — понижает. “Революционные демократические и социалистические движения, — пишет он, — отбрасывают назад в сфере культуры, понижают количественный уровень культуры и ослабляют интерес к проблеме культуры”. Отсюда необходимость сохранения неравенства: “Культура — дело расы и расового подбора”.
Бердяев потому и не понимает подлинных причин кризиса культуры, что он выражение и причину этого кризиса, а именно разрыв между “некультурной” массой и “культурными” верхами, хочет выдать за необходимое условие всякой культуры. “Кризис культуры, — пишет он, — и искание нового бытия, превышающего культуру, совершается в том избранном меньшинстве, которое познало культуру до конца и изжило пути культуры в высшем культурном слое. Этот процесс познали такие люди, как Ницше и Ибсен, как Гюисманс и Л.Блуа, как Достоевский и Толстой. Для огромного большинства никакого кризиса культуры не существует”.
Но если кризис культуры существует только для верхов, то это значит, что он существует во всем обществе. Ведь культура и есть то, что делает из толпы двуногих и без перьев общество, нацию, народ. Бердяев, наоборот, пытается вывести культуру и ее кризис из “распыления” общества, нации, народа. Таким образом, индивидуализм и “пустую свободу” модернизма Бердяев отрицает от имени того же индивидуализма и ницшеанства, которые характерны для творцов “нового” искусства. И когда Бердяев критикует модернистов, то это тот случай, когда “своя своих не познаша”. Как заметил протоиерей Георгий Флоровский, и Андрей Белый, и Бердяев по сути связывают себя с Ницше.
В чем же видит Бердяев радикальный разрыв с этим миром зла, с этим “упадническим” искусством? В появлении особого “теургического искусства”, которое, по Бердяеву, должно вывести человека в трансцендентное. “Новое искусство, — пишет он, — будет творить уже не в образах физической плоти, а в образах иной, более тонкой плоти, оно перейдет от тел материальных к телам одушевленным”. “Выходом, — продолжает он, — … может быть лишь тот переход в новый мировой зон, в котором всякое творчество будет уже продолжением Божьего творения мира”.
Таким образом, у Бердяева все, в конечном счете, сводится к христианской эсхатологии. И самое главное — это означает, что, по Бердяеву, и на том свете будут “искусство” и “культура”. Но если необходимым условием “расцвета культуры” является социальное неравенство, то оно, если следовать логике Бердяева, должно сохраниться и на том свете. И тогда возникает подозрение, что весь “тот свет” придуман только затем, чтобы оправдать этот, т. е. оправдать зло в этом мире.
А судьи кто?
Андрей, с каких это пор тебя потянуло на марксистско-ленинскую апологетику? Откуда ты вытащил этих замшелых историков философии? Не иначе как со свалки истории…
Таким нафталином вдруг пахнуло! Уже одно это говорит об их «актуальности» и «высоком профессионализме». Да Бердяеву только за честь такая критика!
Мареев закончил Философский факультет МГУ аж в 1969 году. Это значит, что к моменту опубликования его «Истории философии» в 2004 году ему было за 80, из которых 22 года он верой и правдой служил идеологии развитого социализма. Может ли философ, да и не философ вовсе, а идеолог с 22-летним стажем служения одной фило… то бишь идеологии вдруг разом перекраситься в другую? Я лично таких примеров не знаю.
Мне эта «история философа» напомнила историю Богословского и «жуков», рассказанную на днях Левоном на блоге «Рокология». Там Богословский — хоть с чувством юмора: оправдался тем, что в момент написания памфлета был пьян. Эти же «философы» так и прожили всю жизнь в состоянии идеологического дурмана. Не приходя в себя.
Не убедил, Андрей. Неправедные судьи и предвзятые ангажированные критики способны не столько навредить репутации предмета своего суда и своей критики, сколько напротив – поспособствовать ее укреплению. Хотя, безусловно, Бердяев в такой услуге со стороны бычковых, мареевых и арслановых никак не нуждается….
Слышу улюлюканье и вижу стрелы, летящие в меня с моей же маркировкой: «А сам-то ты кто, чтобы судить авангардистов, какой никакой, но оставивших свой след в истории искусства?»
Я частное лицо и высказываю свое частное мнение. Которое, кстати сказать, еще до конца не оформилось, а находится в стадии развития и оформления. Я никем и ничем не ангажирован, делаю это строго на добровольной основе и своего мнения никому не навязываю, а делюсь и выношу его на обсуждение лишь близким мне людям… По-моему разница все же есть. В чем-то прав – хорошо, в чем-то или даже во всем не прав – никому от этого хуже не будет. В крайнем случае, если критикуемое мною есть золото, то оно, как сказано выше, заблестит от этого лишь ярче!
Не знаю к теме или «так просто», из недавно где-то вычитанного:
«Мы любим соглашаться с людьми, которые соглашаются с нами.
Нам неприятны отдельные личности или группы людей, которые заставляют нас сомневаться в собственной правоте – психолог Б. Скиннер называл это явление «когнитивным диссонансом».
Эта избирательность и приводит к «предвзятости подтверждения» – мы часто подсознательно воспринимаем только ту информацию, которая «подпитывают» наши уже существующие суждения, игнорируя или отвергая всё, что с ними конфликтует и угрожает разрушить привычный для нас образ мира.»
И если «предвзятость подтверждения», как прием, Саша использует повсеместно и постоянно, о чем сам многократно утверждал, то, мне кажется, Андрей употребил невольно, используя хорошо сформулированные мнения «товарищей», не вдаваясь в их идеологическую окраску. Мне тоже иногда лень формулировать сложные мысли, легче сослаться на чьи-то готовые, как я это сделал с верхней цитатой, даже не зная ее автора. Вполне возможно, что ее авторство принадлежит кому при встрече и руки-то не подашь.
Зачем придираться к какому-то марееву, про которого, наверно, никто до этого и не слышал и которого использовали контекстно в виде back vocal, вместо того, чтобы ответить (подумать вместе, развить тему) на то (и, мне кажется, главное о чем хотел сказать Андрей), что у него написано без кавычек:
«Бердяев представляет собой классическую фигуру пророка, не утруждающего себя поисками аргументации. Правильно только то, что говорю я и неправильно, то что говорят другие. При этом внятная научная аргументация у него практически отсутствует.
Поэтому можно либо соглашаться с ним либо нет, но найти убедительных логических конструкций (к сожалению) невозможно.»
Не вижу здесь, кстати, ничего обидного или уничижительного. По-моему, здесь опять речь идет о разных подходах (идеальном и материальном) в познании мира.
Ты, Саша, сам в «открытом» письме призывал к серъезности обсуждения серъезных тем, тем не менее, иногда отвлекаешься по незначительным пустякам, да еще используя лексику «убедил — не убедил». Неужели, ты правда полагаешь, что Андрей (или я) хотят тебя в чем-то убедить. Наоборот, отвечу только за себя, я с любопытством и интересом наблюдаю, как ты пытаешься выстроить свою «башню» (дай-то бог!). Но не надо сверху кидать строительным материалом в тех, кто снизу иногда пытается высказать свое суждение о ходе строительства…
Резюме в виде лозунга.
Долой «когнитивный диссонанс», да здравствует корпоративная этика «строителей башен»!
Саша,
я не хочу защищать автора которого цитирую (тем более, что не очень и даже совсем некомпетентен).
Но не могу не обратить внимание на приводимую тобой аргументацию — читать (и обращать внимание) не буду, потому что это замшелые марксисты-ленинисты.
И так.
Если марксизм это полноценное научное философское учение, то марксизм-ленинизм это его маленькая часть посвящённая только борьбе пролетариата и построению коммунизма (!).
Это дальние родственники.
У марксизма-ленинизма близкие родственники — маоизм и чучхе.
Марксистами являются такие философы как
Жан Поль Сартр, Жан Бодрийяр (могу дать тебе его книгу «Соблазн», не оторвешься), Луи Альтюссер, Эрнст Блох, Вильгелельм Райх, Дьёрдь Лукач и пр.
И вся франкфуртская школа — Герберт Маркузе, Теодор Адорно, Эрих Фромм, Юрген Хабермас и пр.
То, чему нас учили в институте, к этому не имеет ни малейшего отношения.
Саша, попробуй не отвергать с плеча.
Прочитай.
Не ряди волка, причем такого матерого, Андрей, в овечью шкуру!
При этом должен тебя успокоить, твоих замшелых макрсистов я прочел. Преодолевая острое чувство отвращения. Но по второму кругу «прельщения марксизмом», даже в его «неомарксистском» оьличии, я не пойду. Тем более, что он мне не внове. Еще в 80-е годы свой долг «еврокоммунизму» я отдал, благо был доступ к соответствующей литературе и знание языков.
Нет, Андрей, для меня это навсегда закрытая страница. К сожалению, для мира еще нет, но, к счастью, это уже проблема мира, а не моя!
Я вон даже Толстого — и даже по настоянию Аллы — всего, от корки до корки, читать не намерен, а ты мне Маркузе с Хоркхаймером и Левинталем…
Как написал в дневнике один писатель: «Вчера полночи писал про любовь… Закрыл этот вопрос!» Так вот и я про марксизм с ленинизмом. О последствиях еще могу иногда порассуждать, но о выведении и распространении новых видов этого сорняка — ни за что!
?????? Саша, ты утратил чувство юмора? Или просто передергиваешь? Я вообще далека от каких бы то ни было призывов! А уж тем более читать кого-то от корки до корки? Круг чтения для меня — вещь личная, почти интимная. Вторгаться же в сферу интимной жизни взрослого человека считаю верхом неприличия. В личной переписке в ответ на твое предложение поспорить о Толстом в марте я шутливо выразила тебе сомнения на счет того, что вряд ли ты управишься с Толстым к этому времени, сопроводила смайликом, чтобы вообще сомнений никаких не осталось… И где же тут призыв?!
Просто передергиваю, Алла.
Саша, я ни в коей мере не пытаюсь тебя в чём-то переубедить.
Твоя позиция для меня как миниум интересна, хотя бы потому,
что она заставляет меня ещё раз обратиться к своей
и проверить насколько она состоятельна
(логична, подкреплена доводами и пр.).
К сожалению твоя позиция часто не подкреплена никакими аргументами.
Это просто проповедь.
С отсылка к «авторитету» — Бердяев.
Если судить по обилию цитат, его ты перечитываешь постоянно,
в нём источник твоей позиции.
Этим и вызвано моё обращение к Бердяеву (бить по штабам).
Меня (кроме естественного ученического периода) он никогда не интересовал.
Тот тип философии, представителем которого является Бердяев, для меня
совсем не представляет интереса — это литература, а не наука.
А как литератор, мракобес Розанов много интереснее.
В философии я дилетант, но то что последнее время попадалось мне и вызвало мой интерес,
Уиллард Ван Орман Куайн «Слово и объект» и Нельсон Гудмен «Способы создания миров» — это другой тип философии.
Наверное это вызвано тем, что мы с Левоном по образованию технари, а ты гуманитарий.
Здесь как в споре физиков и лириков. Истины не найти.
Без убедительных логических построений и строгих фактов принять твою точку зрения
мы не готовы.
А для тебя поиск аргументов излишен,
для тебя важна собственная внутренняя убеждённость.
Поэтому периодически и возникают наши споры,
и будут возникать и дальше.
И я этому только рад.
Значит мы неравнодушны друг к другу, и мнение каждого из нас интересно другому.
Продолжим.
Саша, извини, но не могу отказать себе в маленькой цитате.
Уже не из нелюбимых тобою марксистов, а из бердяевских соратников.
Бердяев несомненно человек очень даровитый, и в нашей литературе найдутся немногие, которые владели бы его искусством опорочивать здравый смысл и возвеличивать Глупость. Одно только нехорошо. Бердяев часто повторяет общепринятые, распространенные, привычные, так сказать, глупости. Это, по-моему, бесцельно. Ведь привычные глупости как две капли воды похожи на умные вещи. Так стоит ли с ними возиться? Всегда следует стараться выдумывать совершенно новые глупости, а если это не удается, то откапывать хоть и бывшие в употреблении, но мало кому известные или забытые, словом, непривычные.
Это Лев Шестов.
Все это хорошо, Андрей, но хотелось бы уже понять, в чем состоит твоя позиция? А то пока, кроме того, что она «логична, состоятельна и подкреплена аргументами» не только другим читателям блога, но даже мне, знающему тебя почти сорок лет, боюсь, мало что известно. Будь любезен, проясни, пожалуйста.
В том же что касается Шестова — да, в отличие от Мареева с Бычковым, это человек уважаемый, но где теперь Шестов, я имею в виду кто и что он в философии, и где теперь Бердяев?
Цитата, вырванная из контекста, сама по себе мало что дает. С Шестовым я куда хуже знаком, чем с Бердяевым, но насколько я помню, в частности, по «Апофеозу беспочвенности», у Шестова можно найти цитаты по любому поводу и в поддержку любых позиций, вплоть до прямо противоположных… В то время модно было, в подражание Ницше, все ниспровергать, и я так понимаю, Шестов в этом преуспел. Гораздо хуже обстояло дело с собственной философией. В противном случае он был бы сейчас там же, где Бердяев. Я имею в виду место в истории философской мысли.
Саша,
сравнивать Бердяева и Шестова (кто круче)
напоминает юношеские споры кто круче Битлз или Роллинг Стоунз.
Оба круты. Каждый по своему.
Экзистенциализм мне не близок, поэтому что касается философии они для меня равны. Но как Шестов излагает.
К тому же Шестов представитель не только русской, но и западной философии.
Связывающее звено. Возможно здесь сказалось происхождение
(Бердяев очень гордился своим).
И последнее, это философ для внутреннего употребления,
мало заботивщийся о широком читателе,
но растасканный по кусочкам в профессиональном сообществе.
Позиция.
(если она не видна в картинках).
Мы можем её обсудить.
Но прежде я хочу обратить внимание
на моё понимание твоей позиции.
При всём своём декларируемом отрицательном отношении к марксизму,
ты стоишь (как мне видится) на его позиции: первична — общественная жизнь,
экономика, социология, философия, наука, техника и пр. пр. пр.,
а искусство лишь отражение окружающей действительности.
Твой любимый предмет — чёрный квадрат — отражение социального кризиса
(закат европы и всего остального).
Моя позиции
(основа на которой она строится).
Искусство не отражает ничего.
Никому ничего не должно.
Никому ничего не обязано показывать доказывать убеждать учить отражать и пр.
Искусство живёт по своим законам, ставит свои задачи и решает свои проблемы.
Вот базис на котором она (позиция) строится.
Всё остальное это право художника —
вторгаться в окружающую жизнь или играть в свои игрушки.
Игра в бисер.
Чем мы все здесь и занимаемся.
И дай нам Бог заниматься и дальше.