Диалог… Между кем и кем? Между этим убеленным сединами мафусаиловым старцем и этой на голову выше его красоткой из Crazy Horse? Лошадки эти только-только проскакали по Москве, и что же, одна из них осталась?
«Мафусаила» я знаю уже не первый год и ценю его выше любого другого барда, из числа тех что слышал. Ценю как человека, подобравшего ключи к моему сердцу и к моему сознанию и входящего в них без особого труда каждые два-три года, что я хожу на его концерты. Это Юрий Лорес.
Она же – неизвестная мне доселе Макеева, Ольга. Приехавшая с берегов Невы – города, в котором как ни в каком другом ощущается трагедия русской истории – подававшей надежды, вознесшейся и изнасилованной матросней и солдатней. Вот так и доживает теперь она, наша история, свой век – напуганной, униженной, с потухшим взором. Но с поразительными звуками, нет-нет да выходящими из ее иссохшейся груди. Эти пронзительные звуки – песни и стихи Ольги Макеевой. Без особой надежды, полные горечи, но неизменно пронзительные и берущие за душу. Голос поруганной птицы, подбитой – да, но не сломленной и время от времени подающей голос…
Взгляд тоже выдает характер. Ироничный и насмешливый. Но скорее с целью самозащиты, чем нападения. В компании Лореса он неуместен. Лорес – человек мягкий и понимающий. Мудрый по жизни человек. Вставший над жизнью, увидевший ее всю разом и понявший ее. Как и вот теперь певицу Макееву. И она, Ольга, это тут же понимает и гасит свой распалившийся было к началу концерта накал. Взгляд ее умягчается, настороженность уходит, голос обретает твердость и уверенность… Струна звучит меньшей болью.
Лорес верен себе. Ему нет необходимости меняться. Ни со временем, ни в зависимости от места или обстоятельств. Он говорит и поет о вечном, а вечное актуально всегда. И всегда ко двору. Особенно в такой понимающей компании. А в других он и не поет. Истина – удел немногих.
Макеева еще не может до конца успокоиться. Она живет днем сегодняшним и вчерашним, даже больше вчерашним. Прежние обиды и печали еще стучат в ее сердце. И вырываются протяжной струной. Лорес гасит эту пронзительность и боль.
Со стороны посмотреть – это старик и внучка, прибежавшая к деду, чтобы пожаловаться на несправедливости жизни. И она находит в нем понимание. Но и совет – подняться выше всего этого и заглянуть в другие эмпиреи. Она и сама об этом догадывалась и интуитивно так временами и делала – когда было уж совсем не в моготу. И теперь, из этого диалога, она выходит с подтверждением правильности избранного пути.
Так внешне невозможный диалог между представителями двух разных поколений, двух национальностей и, наверное, конфессий; двух полов, двух противостоящих и всю жизнь соперничающих между собой городов; двух культур и мировоззрений… становится вдруг абсолютно возможным, более того крайне значимым и главное – абсолютно естественным …
Данный материал написан под впечатлением от «Концерта-диалога Ольги Макеевой и Юрия Лореса», который прошел 24 февраля 2013 года в Москве. В принципе, полностью или частично этот концерт можно посмотреть в Интернете по ссылке … Или же достаточно набрать «Лорес и Макеева», ну а там сориентируетесь. Честно говоря, я бы очень рекомендовал, но, конечно, эффект присутствия есть эффект присутствия. В Интернет-версии исполнение и исполнители порядком теряют…