В качестве ответа на комментарий Аллы, ибо он, по-моему, выходит за рамки обсуждений лирики Левона Бабаяна, возвращаясь к многочисленным спорам всех со всеми (а может только меня со всеми) по вопросам музыки, поэзии. фотографии и пр., соотношений профессионализма и добротного (и не очень) любительства в творческих вопросах.
Комментарий Аллы.
Левон, хотела было про жанровые особенности сейчас:-)) и прочие аспекты теории, но вот о чем подумала: ну что это изменит? И какой в этом смысл?
Когда поэт, художник, композитор выносят себя на суд публики, разве эта публика должна быть подкована теоретически? Тогда искусство создавалось бы для искусствоведов, но ведь именно признание обычных читателей, зрителей и слушателей ценится особенно высоко. Почему? Да потому что если нравится, трогает, а то и в восторг приводит без всяких теоретических выкладок, то это и есть подлинный успех. Что, оттого что ты пиррихием объяснил ритмический спотыкач, строка сразу лучше зазвучала? Или читатель скажет: «ААА ! Ну что же! Тут пиррихий! Теперь полегчало.» И этого ли ты ждешь? Ты ведь ждешь впечатления, ответного состояния души, в идеале — потрясения. И если это случится, то читатель не заметит никаких «шероховатостей» и «огрехов», просто задохнется от восторга. И если это случится, ты ведь не станешь спрашивать, насколько он владеет теорией стихосложения?
Таблицу умножения начинают учить с дважды два.
Достаточно сложный предмет — теорию вероятности обычно начинают объяснять с простого примера: если монетку подкинуть десять раз, то вероятность выпадания орла или решки составит 6 на 4, а то и 7 на 3, если подбросить тысячу раз, то вероятней выпадет 498 на 502 и т.д. (при 100000 выбрасываниях появляется и вероятность попадания на ребро). На этом, собственно, строится, к примеру, стратегия беспроигрышности казино.
Может ли левоновско-казачковский Спартак выиграть у кулагинского Манчестер Юнайтед в одном матче? Наверно, да, при благоприятном расположении звезд, раз в десять лет такая вероятность существует, но, если они сыграют подряд 10 матчей, в 9 из 10 выиграет увы, не Спартак (из истории: как-то Спартак выиграл у лондонского Арсенала 4-1, а затем не выигрывал в 22-х матчах подряд…).
К чему эти примеры?
Смею предположить, что элементарная безграмотность какого-либо автора в любом жанре любого творчества вероятней всего не позволит ему решить задачи привлечения даже узкого круга почитателей (разве что, такого же уровня грамотности), независимо от смысла и тематики. Также как незнание основ теории, к примеру, стихосложения с большей долей вероятности не позволит автору донести свои самые искренние чувства до широкого круга читателей. Ну, а игнорирование истории стихосложения, текстовых анализов разных поэтов, отсутствие более глубоких теоретических основ вероятней всего приведет к цифре 0 в попытках достижения внутрицеховой признательности.
Тоже и с фотографией.
Развитие цифровой фотографии позволило «заниматься» ею гораздо более широкому составу фотолюбителей, даже не знающих таких слов, как диафрагма, выдержка, глубина резкости, линейная перспектива, проявитель, закрепитель, зерно и пр. и пр.. Дало ли это в сумме больше хороших снимков, наверно, это можно предположить, ориентируясь только на элементарную статистику.
Из миллиона цифровых снимков усредненного фотолюбителя (снимающего не телефоном), возможно можно отобрать сотню, из которых с помощью последующей фотошопии можно привести к достойному, с точки зрения теории виду. В дофотошопные же времена, удачной съемкой считалось получение, как минимум, 2-3 кадров с пленки. Т.е. 1:10000 против 1:18.
К чему все эти вероятностно-статистические выкладки.
Ну хотя бы только потому, что миром правит математика. И искусством тоже. И это особенно стало понятно, именно, с развитием цифровых технологий.
Наверно, можно на все это закрыть глаза, ориентироваться исключительно только на свои эмоции и чувственность, и даже возможно с позиции теории вероятности «забить гол в ворота сб. Бразилии в финале ЧМ», т.е. найти своего единственного зрителя, читателя, настроенного на ту же эмоциональную волну и не сильно «озадаченного» вопросами аберрации в фотографии или дактиля в поэзии (вот иллюстрирующий наглядный пример, сначала написал по памяти абберации, спасибо, добрый гугл подчеркнул, нормально бы я выглядел, рассуждая с умным видом о предмете, сделав в слове две ошибки…).
Но вряд ли тогда можно говорить о «признании обычных читателей» даже в минимальном обьеме, хотя бы небольшой читательской аудитории…
Очень мала вероятность того, что потенциального читателя, зрителя и пр. «тронет, приведет в восторг» творческий продукт, не обладающий внутренней, незаметной, теоретически обоснованной формообразующей составляющей.
Поставил я подножием искусству:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп.
Поверил Я алгеброй гармонию.
Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты
Ну, если я «книжник и фарисей», то, естественно, Сальери мне ближе, нежели Моцарт (кроме ярлыка убийцы, конечно). Хотя бы по степени одаренности.
Такие, как Моцарт и Пушкин родятся по одному на сто лет, согласно счастливой вероятности попадания монетки на ребро…
Спасибо, Андрей! Это именно то, о чем я думала, когда читала размышления Левона. Это во-первых.
Во-вторых, я не об авторе, я об осведомленности читателя говорила. Ты можешь виртуозно владеть теорией и объяснять все в своем произведении, но если твоего читателя не зацепило, то твои рассуждения пропадут втуне, а если зацепило, то теория и тобой не вспомнится: зачем? И еще одна важная для меня вещь. Профессионализм для меня сродни старательности. Это стадия ученичества. Там, где мастерство и вдохновение, не чувствуешь ни старания, ни профессиональных умений и не думаешь о них. Не смотришь на размер, не рассчитываешь пиррихий — просто наслаждаешься!
Алла, если честно, я не понял, почему профессионализм, если считать профессионализмом владение навыками профессии, ты определяешь, как ученичество. И правильно ли я понял, что профессионализму ты отказываешь во вдохновении и мастерстве?
Ну, а насчет пресловутых пиррихий, мне кажется, мы говорим об одном и том же, но разными словами.
Я утверждаю, что мастерство (профессионализм) автора, который в силу своего умения сам считает пиррихии (или не считает, но расставляет правильно), тем самым избавляя читателя от ощущений шероховатостей (необходимости своего подсчета) в пользу других чувств, о которых, ты, собственно, и говоришь.
Левон, мне это трудно объяснить. Тебе доводилось бывать на концерте выпускников консерватории? Все с профессиональной точки зрения делается правильно: дыхание, диафрагма, паузы, интонации — одним словом, все до мелочей по правилам, комар носу не подточит! А полета нет! Тебя не уносиТ, слезу не пробивает и мороза по коже нет. Почему? Чрезмерное, старательное следование правилам, теориям, нормам как канаты у воздушного шара. Не будь их, шар невозможно было бы наполнить горячим воздухом, но когда он уже полон, надо рубить канат, чтобы лететь. Понятна моя аналогия?
Весьма тонкая и хрупкая аналогия, но придираться не буду, поскольку на концертах выпускников консерватории не бывал. Более того, вряд ли отличил бы один симфонический оркестр от другого по «полету», в силу своего «читательского» невежества в этом вопросе.
Кстати, раз уж зашла речь о музыке, совсем недавно приставал к нашим экспертам Бабкову и Кулагину, чтобы они разъяснили на словах разницу между Pavarotti и Bocell в исполнении “Una Furtiva Lacrima”. Это два полета и вкусовые различия или нет?
И еще о музыке. По-моему, ты весьма положительно (или это была вежливость) оценила мое «Бабье лето», работу исключительно ученическую и старательную…
Возвращаясь к первой строчке «Переосмыслений». Ты меня все-таки запутала.
Если бы я не пропустил один ударный слог и все бы было бы с «профессиональной точки зрения правильно», тогда я «на канате». Сделав же маленький авторский шажок в сторону (ты же, все-таки, наверно, имела в виду недостаточность индивидуальной авторской интонации и смелости в ученичестве) натыкаю читателя (как минимум, тебя) на шероховатость…
Алла, поверь, я не стараюсь насильно отправить тебя в «полет» (раз с ходу не получилось) по конкретному стихотворению с помощью нашей дискуссии, в которую сам же тебя и втянул. Но теоретические аспекты и тонкости любого дела, мне всегда будут любопытны и познавательны.
И последнее.
Наверно, ты лучше меня знаешь, что ученические работы, в которых правила, вообще, не соблюдены — это самый ужасный ужас.
ООО! Это надолго! Пытливый ты наш, давай все же не упрощать с двоечниками, они даже до выпускного концерта не доходят. Был бы у меня полет после Переосмыслений, если бы не было ошибок, не знаю. Ты сделал «шажок в сторону», нарушив правила, возник спотыкач. Когда мастер делает такой «шажок» — это становится художественной особенностью. Разницу между Паваротти и Бочелли попытаюсь объяснить на кулинарных предпочтениях, для меня Паваротти — стейк с кровью, а Бочелли — «мидиум». Я же эту вещь предпочитаю в исполнении Карузо ( запись 1904 года, Венский оркестр) — это оссобукко (но в моем приготовлении, то что в Сиене ела — это было Стасом Михайловым:-) Извини, что шутливо, но очень мудрствовать не хочется. Но если это вопрос жизни и смерти — я перестроюсь, обещаю.
С вопроса о творчестве и профессионализме и начинался «Контрапункт».
Позиция Левона не изменилась, как наверное и моя и Сашина.
Несколько разрозненных мыслей.
1 Детские рисунки замечательны всегда (хотя профессионализма в них нет), есть искренность, удивительная наблюдательность, раскрепощённость и пр. пр. пр.
2 Знаю по себе, делаешь дизайнерскую работу (творишь), делаешь профессионально, грамотно и всё как-то не так. Против правил изменишь какой-нибудь элемент и вдруг получилось.
Это старая мудрость. Если хочешь сделать, что-то новое, интересное, оригинальное — забудь всё чему тебя учили.
Стань ребёнком.
3 Профессионализм, профессионал, профессия.
Если ты не зарабатываешь этим средства к существованию, то ты любитель.
4 Баския и Кит Харинг не получили профессионального образования, зато получили профессиональное признание (посмотрите на стоимость их работ).
В чём профессионализм Ротко и Поллока.
итд
5 В глобальной деревне (по Маршаллу Маклюэну) идут глобальные изменения.
Мы со своими представлениями (убеждениями) скорее являемся представителями 19-го века и их не видим (мне как и Левону, тоже ближе 60-ые).
Если я не ошибаюсь (можно проверить), количество всей условной литературы (любое условное печатное слово) выпущенной до 1980 года, за последующий период с 1980 до наших дней превышено в несколько раз.
С фотографией уверен дела ещё лучше (хуже).
Если вы посмотрите ресурс Серёжи Фатеева Gallerix, то увидите какое количество любителей рисовать в нашей стране.
Уверен, что поэтов не меньше (вы обратили внимание сколько медийных персонажей пишут стихи). И пишут и пишут.
Подводя итоги.
Думаю, что заложенный в человеке творческий потенциал должен проявляться в любом виде.
Огромное количество этой творческой деятельности (как мне кажется) явление положительное и даст (даёт) положительный результат.
Двигаемся дальше.
Подпишусь под каждым словом. Действительно, надо идти дальше и не надо никакой рефлексии, никакого самоедства, копания! Возникает потребность что то сказать — надо говорить.
Андрею.
1. Детские рисунки замечательны, как и сами дети, хотя, в большинстве своем, только для своих родителей, коих умиление отодвигает на второй план прочие эстетические потребности.
Можно привести пример еще более искренних работ (кстати, не для всех детей правдивость обязательное приложение), тоже весьма любопытных — пациентов психбольниц.
Может это те случаи, когда только искренности с одной стороны, умиления, любопытства или врачебного интереса с другой, не хватает, чтобы дотянуть до ПИ (простите за использование старого доморощенного термина, но другого не подберу)?
Меня больше «уносит в полет», когда детская искренняя непосредственность соединяясь с профессиональными талантливыми возможностями пытается вылезти из детских штанишек «наскальных рисунков»:
Слезу девочку выжала, уж почище Далиды.
Только режиссера вместе с танцорами в газовую…
2. Для того, чтобы забыть все чему тебя учили, сначала это все надо выучить.
3. Путаница с терминами — общее место.
Согласен с определением — профессионал, прежде всего зарабатывает деньги, тем самым вынуждаясь постигать секреты профессии, находясь в жесткой конкурентной среде и практически не имея права на ошибки.
Любители тоже могут постигать секреты, но отсутствие необходимости участия в каждодневном творческом ремесленном процессе, позволяет без полной доученности в большей степени заниматься экспериментами, хотя чаще всего все сводится к компилированию.
…
«Качественно, профессионально и с настроением.» (А. Кулагин по поводу «Бабьего лета»)
Спасибо, конечно, но сам-то не путаешься в определениях?
4. Ребро тоже выпадает…
Гораздо больше художников достигло (и достигнет) признательности, постигших тонкости ремесла и развивающихся внутри цеховых правил.
Харинг, кстати, по-моему, немного учился на дизайнера.
Про Ротко и Поллока могу говорить бесконечно, думаю вопрос был задан риторически в дискуссионном запале. Захочешь вернусь к этому.
5. Да уж, за временем мы явно не поспеваем, но меня это уже не сильно беспокоит в силу отсутствия необходимости внутрицеховой профессиональной толкотни. Тебе сложней.
Алле.
Лучше рефлексия, чем модничанье.
Лучше самоедство, чем людоедство.
Лучше копание вглубь ради самопознания, чем копание вдаль ради бесцельного движения.
Несомненно! Но зачем такие шарахания? Без крайностей никак? А нельзя ли просто жить, просто делать то, что нравится, и получать от этого удовольствие? Нельзя в нашем возрасте принять и себя, и жизнь, и отпущенную нам меру таланта такими, какими есть?
Про самопознание прозвучало излишне патетично. Если к своим годам еще с собой не познакомился, то это безнадежно…
Без крайностей это все из Life style, салонной живописи, домашних спектаклей и прочей атрибутики «скромного очарования буржуазии», что само по себе весьма самодостаточно и привлекательно.
Но мне кажется, что мы пытаемся говорить немного о другом и чуть глубже, а значит без крайностей, хотя бы в дискуссиях не обойтись.
Левон, ну ты дал вчера на конференции.
Этот несчастный ребёнок, которого как мартышку научили бездумно голосить текст, который он не понимает:
Я больше не мечтаю,
Я больше не курю,
Мне больше нечего рассказать.
Я грязна без тебя,
Я уродлива без тебя,
Я, как сирота, в общей спальне …
итд
и что это по твоему?
Исполнитель должен чувствовать, что он исполняет.
Детские рисунки всегда вызывают умиление у любящих родителей.
Есть одно маленькое дополнение к моему предыдущему тексту.
Рисунок для ребёнка является инструментом познания. Он пытается воссоздать окружающий его мир, не только зрительные образы, но и сенсорные впечатления. Дао и квантовая механика.
Эстетика для ребёнка не является приоритетом.
Эстетику ему навязывают родители и учителя. Одни чтобы умиляться, другие чтобы навязать свои представления.
Вопрос с профессионализмом и обучении, а также с тем, как появляется искусство (если оно искусство), не имеет простого ответа (если вообще его имеет).
Мои замечания не являются категорическим ответом знающего человека, это вопросы обращённые прежде всего самому себе.
Вопрос.
Почему большинству надо учиться, учиться, учиться и со временем научиться хоть что-то понимать в отдельных образцах искусства.
А другим, как Баския (без образования и умершего в 27 лет), ничего этого не потребовалось.
Угу, я почитал потом комментарии к этому клипу, — распространенная точка зрения о несочетаемости текста и возраста, а значит и недостаточной прочувствованности исполнения этой, как оказалось, румынской девочкой.
Ну, во-первых, я только мог догадываться о «взрослости» содержания, не владея французским.
Во-вторых, перед публикацией я решил послушать оригинал, — ноль эмоций…
Я грязна без тебя,
Я уродлива без тебя и пр.
Из уст холоднющей красавицы. эдакой «снежной королевы» Далиды это должно восприниматься правдивей?
И, в-третьих, реакция жюри и зала (не состоящего только из любящих родителей), которой я оказался live-«стадно» подвержен, видимо, тоже сыграло свою роль. Хотя Надежда считает, что там хлопают по сигналу на мониторах…
P.S.
В-четвертых, и в качестве гипотезы.
Может она пела, имея в виду по тексту взаимоотношения Румынии и ЕС?..