Продолжение дискуссий после поездки в Астафьево, объединенных под общим названием «Черный квадрат».
Как известно, после Астафьево, уже в Липках в конце долгих прений о природе творчества, собравшиеся особенно сильно разошлись во мнениях в оценках современного искусства. Наибольшие споры возникли вокруг «Черного квадрата» Малевича. Видимо не удовлетворившись непроясненностью позиций, участники собрания продолжают высказывать свои мнения в эпистолярном жанре.
Итак, в порядке поступления материалов:
1. Первым, как водится, прислал свои «мысли навеянные…» Александр Бабков. Полный отчет о поездке в Астафьево вместе с «мыслями навеянными…» можно посмотреть здесь.
2. Практически на следующий день, что для него нехарактерно, Андрей Кулагин прислал свои заметки «Итоги выездного заседания (Астафьево)» (см. ниже) .
3. И почти одновременно с Кулагиным прислал свою статью “Изгнание” бога из жизни и искусства» Александр Бабков. Со статьей можно ознакомиться в «Заметках по поводу и без» на персональной странице автора.
Поскольку оппоненты частенько привлекают в качестве «свидетелей» весьма значительных персонажей редактором была создана новая страница «Источники», где закладывается возможность публикации материалов любых авторов, заочно участвующих в спорах. Или просто любимых авторов и произведений.
3. Первой публикацией, помещенной в «Источники» оказалась статья «Медитация на темы Малевича» некоего Эммануила Нирмала. На данную статью указал Андрей Кулагин, а Левон Бабаян безжалостно откорректировал ее, убрав астрологические выводы автора.
Следующей публикацией явились работы Йозефа Бойса, на которого ссылается Андрей Кулагин в своих заметках.
Итоги выездного заседания (Астафьево), Андрей Кулагин.
1. Живое общение выявляет некорые различия в отношении к окружающему. При этом собственная позиция (такая казалось бы верная) оказывается на поверку не такой уж убедительной, и это подвигает к поиску «правильных» аргументов.
2. Обсуждаемые темы у нас постоянные. Сегодня: авангард (чёрный квадрат и пр.) и богатство, демократия и опять богатство.
3. Позволю высказать своё понимание художественного развития, в котором отсутствует прогресс, но присутствует перманентная смена художественного языка. Для меня так называемый авангард (т.е. искусство начиная с импрессионизма и до сего дня) по своим задачам, отношению к творчеству, уникальности получаемого результата и пр. пр. пр. ничем не отличается ни от искусства Возрождения, ни от античности, ни от любого другого периода описанного в истории искусств. Он (авангард) не лучше и не хуже. Ars longa какую бы личину оно не принимало. И Чайковский и Шнитке, и Гомер и Джеймс Джойс, и Брунеллески и Ренцо Пиано, и Леонардо и Малевич — просто настоящие художники.
4. В новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что существует всего четыре сюжета: о штурме и обороне укреплённого города (Троя), о долгом возвращении (Одиссей), о поиске (Ясон), о самоубийстве бога (Христос, Один, Атис). Исчерпываются ли этим перечнем все сюжеты или есть и другие в принципе неважно, главное, что то, что хотели сказать разные художники в разное время и в разных культурах не многим отличается от борхесовского перечня. Вопросы у всех одни, отличаются ответы. Леонардо, Хокусаи, Малевич и далее (список бесконечен). Ответы могут не удовлетворить одних и быть откровением для других, но я отказываюсь предполагать, что у одних ответы искренние, а другие шарлатаны (хотя значительное количество последних набирается всегда). И различаются они не по формально-стилистическим характеристикам иначе картины Леонардо не отличались бы от картин Шилова. Но они ведь отличаются.
5. Не берусь утверждать, что у меня есть рецепт правильного понимания чего-либо, просто расскажу о своём.
6. Цитата из Лао Цзы («Дао Дэ Дзин») — 11. Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]…. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты.
7. Понимание не лежит на поверхности и его зачастую невозможно объяснить. Хотя это может казаться самым простым способом уйти от дискуссии, заявив, я так чувствую (понимаю), но объяснить не могу, а вы если не понимаете, то это ваши проблемы. Дискуссия закончена.
8. Но всё таки продолжим. Читая (в начале 80-х) повесть Хаймито фон Додерера «Последнее приключение» (http://lib.ru/INPROZ/DODERER/last_adv.txt) (издана в 1981), я вдруг неожиданно для себя открыл (почувствовал) какие-то едва уловимые смыслы, за сюжетом стали проглядывать какие-то неожиданные связи (что-то похожее бывает, когда смотришь магические картинки и тебе вдруг открываются изображения в другой плоскости). Сам автор сформулировал это так : Произведение повествовательного искусства имеет тем большее значение, чем меньше можно составить себе о нём представление по его содержанию».
Возможно здесь кроется смысл выражения «читать между строк».
Возможно я это придумал для себя, но со временем я в это поверил.
9. Если вспомнить роман Саймака «Город», то понимание «смысла» было передано человечеству через картинки детского калейдоскопа.
10. С чего бы это вдруг?
Всё начиналось в юности с интереса ко всему запретному, коим в то время было: современная музыка (прежде всего рок, но и не только), литература (проще перечислить разрешенную к прочтению), философия, религия, история, театр, кино и пр. и конечно изобразительное искусство. Интерес был, но понимания было не много. И пришло оно не сразу. Этому надо было учиться, учиться и учиться, как и вообще всему. Знаю по себе, что без определенного накопленного багажа, трудно понять что-либо (даже знакомые с детства сказки, хотя уж здесь точно нет гарантий, что понял правильно и до конца).
Как изучать естественные науки внешне понятнее. Законы, формулы, уравнения — запоминай, решай, учи и учи.
Что делать с искусством? — Пытаться понять, почувствовать, влезть в душу и мозги, сопереживать, радоваться и страдать, и вообще чёрт его знает что (недаром так много проданных душ). И вдруг тебе откроется что-то, что словами описать очень трудно, ты начинаешь чувствовать, что в этом клочке бумаги находится весь необъятный мир. Почему? А хрен его знает, но ждёшь этого снова и снова. Иногда он появляется.
Музыка, книги, картинки, природа, человек — это открывается во всём.
11. Репродукция не может заменить оригинал. Иначе будет как в анекдоте про Карузо, который не нравится. А где ты его слышал? Мне вчера Ванька напел.
12. Сейчас про Йозефа Бойса. Увидев его каляки на выставке в Пушкинском музее я воспринял их как послание лично мне. Похожее чувство у меня появляется от детских рисунков.
Здесь важно сосредоточить своё внимание целиком на послании, только тогда можно его получить как с уже упомянутыми магическими картинками. Без приложенных усилий в голове и душе не появится ничего.
13. Черный квадрат.
Интерпретаций того, что изображено на картине, множество — от чистой провокации, простой геометрической фигуры, через символ крушения старого мира и ужасы ада, концентрация негатива, еврейский тфилин, икона, победа творческого начала, синтез, путешествие в себя, концентрация внимания на себя и пр. пр. Каждый выбирает своё.
14. О богатстве и движении вперед.
Богатое государство не означает богатого народа. Народ может быть бедным, а государство богатым. Сумма частной собственности есть богатство народа. Государство может быть бедным, а народ богатым. Между богатством и демократией нет линейной зависимости. Одно не вытекает из другого. Необходимо присутствие третьей составляющей связывающей их жестко между собой. Этим звеном является культура (набор ценностей общих для всех), чем она выше, тем больше демократии и соответственно богатства для каждого. Следовательно логично предположить, что искусство являясь частью культурной матрицы влияет на рост благосостояния общества.
15. Квантовая физика и философия.
Все теории высказываемые современными физиками (и имеющие экспериментальное подтверждение) превращают окружающий нас мир (такой ещё вчера устойчиво-знакомый) в мир даже не НФ, а фэнтези. «Шнуровочная» философия природы Джеффри Чу, гипотеза множественности миров, теорема Джона Белла и пр. Не об этом ли у Лао Цзы (и не у него одного) и далее следует всё, что я написал выше. Искусство и наука равноценные способы познания мира.
16. Стихи и прочее.
Хотя реалии непознаваемы, стихи передают чувства, настроения и пр. Пример — музыка, где нет определённого визуально-событийного ряда. И так ли уж важны эти реалии?