Дело было давно. Я работал тогда в небольшом филиале одной крупной компании. Заключал договора с другими организациями. Часто мотался по городу, подвозил документы, вел переговоры. Офис был небольшой, а сотрудников так и вовсе можно было по пальцам пересчитать. По плану был визит в офис одной крупной компании. Коллега сразу меня предупредил, что клиент не очень сговорчивый. Как оказалось, это было еще мягко сказано.
В назначенный день и час я прибыл и стал искать контактное лицо. В коридоре офиса мимо меня проносится женщина. Я успеваю представиться и бросить пару слов. На что она, даже не глядя в мою сторону и с некоим вызовом – мол, мне некогда, я занята и что это вы вообще сюда заявились… Явно была не в духе. Затем, так и не глядя в мою сторону, стала подниматься по лестнице. Преодолев первый пролет, сухо, но громко добавила: «Вы свободны». Я так и остался стоять как вкопанный. Возражать было категорически невозможно, поскольку мы уже неоднократно сюда приезжали, а клиент то и дело капризничал и выказывал недовольство. Мол, кто вы такие, что вам от нас надо и вообще сейчас не до вас… У этой женщины было редкое и хорошо запоминающееся отчество и довольно специфичный голос.
Получив от ворот поворот, я, не солоно хлебавши, вернулся в свой офис: не заморачиваться же из-за одного клиента…
Прошел год или что-то около того. Я уже работал на государственной службе, вел переписку с министерствами и ведомствами, осуществлял проверки в некоторых организациях. Меня даже стали называть по имени-отчеству. Как никак деловой этикет. Та предыдущая работа была из совершенно другой сферы и с нынешней ровным счетом ничего общего не имела.
Получив очередную порцию служебных записок и запросов, я начал их обрабатывать, так сказать, в порядке общей очереди. Раздался телефонный звонок. Женщина на том конце провода уважительно представилась, поинтересовалась судьбой своего запроса и попросила по возможности дать скорый ответ. Любезность лилась буквально через край. Для них было дорого время. В процессе разговора я вдруг услышал то самое редкое отчество… Да, да, это звонила именно она. Позже я и голос ее узнал. Она же меня – скорее всего нет. Да ей и невдомек было – так она интересовалась своим запросом.
Повесив трубку, я нашел запрос. Действительно — название той же самой компании и ф.и.о. той женщины как исполнителя. Я не стал затягивать. Запрос был обработан и отправлен в срок. Конечно же, я мог сознательно затянуть с ответом в порядке, так сказать, взаимности, но делать этого не стал. Хотя воспоминания о том коридоре и о том приеме были еще свежи в памяти. Нет, ответ на запрос ушел своевременно.
После же я задумался – вот ведь как может повернуться жизнь. Как говорится – не плюй в колодец…
В завершение этой нехитрой истории хочется привести по случаю одно стихотворение Омара Хайяма:
Не делай зла – вернется бумерангом,
Не плюй в колодец – будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых – не вернешь,
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.
Мысли авторы ясны и понятны. Тим, спасибо за рассказ, тема мне близкая вопросов к автору нет.
Но есть вопрос к Омару Хайяму поводу строчки
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется что-нибудь просить.
Не знаю, может тут неточный перевод, но я бы причину, почему не надо оскорблять сформулировал бы тем, что человек должен просто обладать внутренним достоинством, хорошим воспитанием и порядочностью, подобно автору этого рассказа
Смело… Самому Омару Хайаму… Молодец Андрей — никаких авторитетов! И главное, что по делу. Напрашивается новый материал по аналогии с «Бердяев vs Ницше» — «Казачков vs Хайам»…
Андрей, спасибо за отзыв.
По поводу строчки точно не скажу, нашел в интернете.
Тима, ты конечно поступил достойно ) Но ведь не все такие…) Я за себя не могу такого сказать)) Но это жизнь… и прекрасна разнообразием… Надо менять ее! Стоило бы позвонить ей и напомнить о той ситуации и тогда бы получился урок и для нее…)
Приветствую, Вас Тим!
Обещал, вернувшись из отпуска, написать о своих впечатлениях.
Творчество Ваше видится мне весьма изящным и точным одновременно. Данная история впечатлила своей жизненностью, в первую очередь. У меня самого к сегодняшнему дню накопился большой опыт схожих или отдаленно схожих примеров, но Ваша выдержка при имевшемся соблазне «ответить» вызывает искреннее уважение.
Меня не так давно за некоторую резкость в телефонном разговоре с неизвестным вызвал руководитель организации. Предшествующая тому ситуация была следующей. Незнакомый мне человек, которому я пытался в некорректной, по его мнению форме, объяснить детали программы мероприятия, как потом выяснилось весьма уважаемый специалист, орденоносец, в прошлом гендиректор некоего предприятия, по-видимому, даже в мыслях не мог предположить, что ему ответят как-то не так, как ему крупному начальнику того хотелось бы. В принципе, как казалось мне, имела место безобидная беседа двух взрослых людей, сводившаяся всего лишь к тому, что мой визави просил, правда очень настойчиво и не вполне деликатно, поместить его доклад в самую верхнюю часть программы конференции из-за вечной нехватки времени и какой-то срочной необходимости быть где-то там в тот самый день и час, а я, в ответ, старательно объяснял ему, что программа уже составлена и он сможет попасть «наверх» программы со своим докладом, если хорошо известный мне и ему академик откажется от участия в мероприятии со своим первым «забойным докладом» (так оно и оказалось в итоге). Ему мой голос показался, видимо, очень молодым и нахальным и реакция, то бишь его телефонное право по мою душу, была молниеносной. К счастью, руководитель мой, так же очень уважаемый в нашем профессиональном мире человек, зная меня долгие годы уже не молодым специалистом, был не столь категоричен в принятии мер воздействия. Он лишь попросил меня впредь быть более внимательным в разговорах с незнакомыми людьми, дабы не нарываться на неприятности…
Прошу Вас и читателей извинить меня за то, что утомил профессиональными подробностями.
Иосиф, благодарю за отзыв.
Ваша ситуация мне также знакома. Как говорится — всем не угодишь. Сколько объясняй, не объясняй, иногда человек просто не хочет понимать. Ваш комментарий подсказал мне одну интересную идейку для нового рассказа.
Вот и славненько, дорогой Тим.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.»
А.С. Пушкин