Посещение Герасимова

от

В самых первых числах марта небольшая делегация Каунтерпойнта в составе Иосифа и Андрея Казачкова посетила музей В.И. Ленина, в котором проходила выставка советского художника С.И. Герасимова.
Краткие впечатления от посещения.

Встреча нашего Пушкина и его друга Мицкевича.

Полюбовались, как падает свет от Сталина прямиком на Ворошилова.

Знаменитые “Два вождя после дождя”.

Сюрреалистический сюжет. На второй вариант “Двух вождей” Герасимов наложил новый сюжет с доярками.
В наше время часть доярок расчистили и возникла третья реальность, в которой доярки с изумлением взирают на гигантские изображения руководителей. Хорошо еще, что коровы не обернулись…

Товарищ Сталин на охране границ. Кавалерийский отряд и танки не дотягивают размером до подошвы сапога вождя.

Не только образы вождей.

Два не-вождя после не то снега, не то дождя.

Закончилось все в воспетой Надей Жуковой столовой №57 c ромбабами, брусничной настойкой и размышлениями о бренности бытия.

Посещение Герасимова

от | Мар 5, 2016 | Экскурсии

3 комментария

  1. avatar

    Объявляю благодарность Левону за очень приятный дизайн фотоотчета. Сразу же захотелось сделать что-нибудь еще в таком же духе.

    Ответить
  2. avatar

    Да, действительно, я состоял членом немногочисленной экскурсионной группы, посетившей музей В.И. Ленина в прошлый четверг. Мой и Андрея интерес вызвала, подчеркну, выставка работ советского художника А.М. Герасимова — «Веласкеса Сталина». Здесь хочу внести некоторое уточнение, что посетили мы выставку именно А.М. Герасимова. Выдающийся же советский антрополог С.И. Герасимов поразил общественность во второй половине 1960-х годов, когда используя уникальную собственную методику изучения костей черепа человека как врач-патологоанатом и криминалист, он, уже как скульптор, восстанавливал в натуральную величину головы и лица многих исторических личностей, останки которых обнаруживались при археологических раскопках. Я попал на выставку работ С.И. Герасимова вместе с классом в один из солнечных дней весенних мартовских каникул, похоже 1968 года. Эта экскурсия мне памятна еще и потому, что, насмотревшись на «ужастики», я почувствовал себя нехорошо. Меня замутило, и я успел только отпроситься домой у своей классной руководительницы Руфины Васильевны, объяснив ей свое состояние.
    Чувство, подобное описанному выше, я снова испытал примерно пару недель тому назад, когда на «Дожде» увидел репортаж об открытии выставки художника А.М. Герасимова с включенными в него короткими комментариями известных лиц. Свое впечатление о данном событии я написал в комментарии к «Новогоднему телевидению». Добавлю только, что картины А.М. Герасимова, демонстрировавшие значимость для истории и величие Иосифа Сталина и других вождей революции, чуть ли не по личному указанию тогдашнего Первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущова, были убраны из всех музеев в запасники. Произошло это сразу после ХХ съезда КПСС в 1956 году, на котором его усилиями был развенчан культ личности и начался процесс «десталинизации» общественной жизни. Вслед за этим последовала и «оттепель». Однако после известного увольнения Н.С. Хрущова со всех постов в 1964, ни при одном из последующих руководителей советского государства, ни при первом Президенте России Б.Н. Ельцине никто и подумать не мог, что бы открыть выставку А.М. Герасимова. И, вот, чьими-то трудами данное событие состоялось.
    Во время просмотра картин художника в личности А.М. Герасимова угадывается прагматичный человек, который, как я полагаю, оказавшись в сложной жизненной ситуации: «быть или не быть» решил — «быть». Им был найден, видимо, единственно возможный в тех условиях путь к выживанию — стать личным художником вождя. Он не был прост этот путь. Он был, скорее, унизителен и крайне неприятен талантливому художнику знаменитой классической русской школы. В творчестве А.М. Герасимова я увидел и любовь к той, дореволюционной Родине: с ее яблоневыми садами и чудесными полями и цветами и, в то же самое время, саркастическое отношение к личностям героев своих произведений. Чего только стоят, например, «Два вождя после дождя», воспарившие, пусть случайно, над колхозным коровьим стадом; или портрет во весь рост полководца Сталина, вновь вознесшегося, но теперь уже над своим войском да столь высоко, что и войска то не видать: мчащиеся то ли по льду реки (?!), то ли по специально расчищенной полевой дороге, едва угадываемые на общем фоне полотна картины, танки Красной Армии, и многочисленная конница; и непонятный железнодорожный мост, построенный как будто вдоль берега реки, а не поперек, на который влетает паровоз с прицепленными вагонами, мчащийся, видимо, на Запад.
    Обращает на себя внимание и факт весьма высокой самооценки художника, который на одной из картин, рисуя сам себя, кстати, единственный из всех участников сюжета, включая самого Сталина, Ворошилова и одного из коллег Герасимова, курит трубку, тем самым как бы отнимая ее у самого вождя, который, как известно, курил трубку постоянно.
    Категорическое неприятие полотен выставки, личности А.М. Герпасимова, а также самого события в книге отзывов посетителей выставки прозвучало лишь дважды. Подавляющее большинство посетителей – а это десятки людей в основном пенсионного и преклонного возрастов — выразили свое восхищение «настоящему памятнику эпохи». Такова статистика сегодняшнего момента.

    Ответить
  3. avatar

    Мальчики, как приятно вас увидеть в столовой и после снего-дождя! Свет от вас льётся повсюду!:-))
    С радостью составила бы вам компанию!
    Сюрреалистический сюжет напомнил старинный анекдот из той эпохи, когда на собрании кладбищенского партактива самый инициативный член предложил смелое решение: в целях радикальной экономии средств хоронить усопших стоя и по пояс.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *