Up & Down

Up & Down

«Книжный маршрут», о котором пишет Андрей, был бы он возможен в наше время?
Очередное совпадение: Братья Лимбурги, которых Алла, как выясняется, знала еще с незапамятных времен, а я при всей своей любви к живописи узнал лишь сейчас – из книги «Северное Возрождение», где Братья значатся в числе одних их самых ранних представителей этого явления в истории мировой культуры.
Книгу эту я приобрел с лотка у метро Октябрьская. Не скрою, нынешний способ продажи книг «с лотка» привлекает меня. В первую очередь, постоянной сменой ассортимента и, во вторую, – более чем приемлемыми ценами. Получается, что не ты идешь к книге, а книга — к тебе и настигает она тебя не у одного, так у другого входа в метро, не в одном, так в другом месте… Да, книга приходит к тебе, и ты попадаешь в книжный мир, пусть небольшой, как бы случайно и невзначай… Так что «книжный маршрут», о котором пишет Андрей, в наше время утрачивает смысл, в том числе и потому, что в любом крупном магазине можно приобрести все, что душа пожелает и даже больше. Кроме того, ты не располагаешь более всем тем временем, о котором пишет Андрей, особенно на работе. Нет у тебя и особого настроения – масса других дел и забот в наше суматошное время. Особое же, «книжное», настроение охватывает тебя лишь в дни книжных выставок или когда ты оказываешься в книжном мире случайно, попутно с другими какими-то мероприятиями: либо подарок нужно кому-то приобрести, либо – как у меня в последний раз в магазине «Москва» на Рождественке – там проводится какое-то иное мероприятие, скажем, встреча с любимым писателем или поэтом. Тут уж действительно трудно удержаться, чтобы что-то не приобрести. В то время как при встрече «случайной», у лотка, всегда есть повод отказать себе в этом удовольствии: мол, некогда толком рассмотреть и вчитаться, некуда положить, неохота полдня таскаться… и т.д. и т.п.
Дело в том, что лично у меня этап приобретательства уже благополучно завершился, и я раз и навсегда строго дал себе зарок: покупать лишь ту книгу, которую, точно знаю, что приду и тут же прочту или начну читать, а не ту, что вот, мол, сейчас, куплю и отложу в надежде когда-то там, пусть даже в самое ближайшее время прочитать. Сколько книг поэтому подержишь-подержишь в руках, полистаешь, погладишь и… вернешь на прилавок! Только в последнее время – «Учебник рисования» Максима Кантора, «Дневник писателя» Ф.Достоевского, «Трилогия» Дм.Мережковского, «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд… На ум приходит «Россия, вставшая с колен»…
Или еще вариант – в последнее время я пристрастился дарить книги. Но опять-таки лишь те и лишь тому, кому я точно знаю, это будет интересно и «в тему», так что одариваемый точно ее прочтет. Тем самым я как бы помогаю книге и человеку найти друг друга.
В этом смысле альбом «Северное Возрождение» явился счастливым исключением: я его никому не подарил, но и читать тут же не бросился, а положил на тумбочку рядом с кроватью и нет-нет возьму и полистаю, а то и продвинусь чуть дальше по тексту. Что меня подкупило в этом альбоме? В первую очередь, наверно, это-то и подкупило, что в нем больше картинок, чем текста. Ну, а если совсем серьезно, то, наверное, то, что с Северным собратом Ренессанса я хуже знаком, чем с Итальянским. Так, знаю, конечно, художников по именам, видел немало их картин и репродукций, но в целом этот пласт культуры как-то улизнул от моего внимания, и это при том, что сам стиль художников Северного Возрождения всегда мне импонировал и меня привлекал. «Ну вот, – подумал я, – и прекрасный повод, чтобы восполнить этот пробел!»
И я не ошибся: уже с первых страниц я узнал для себя целый ряд интересных вещей. Что у Северного и Итальянского Ренессанса, например, разные гносеологические корни… Что Северное Возрождение, в отличие от Итальянского, ограничилось лишь живописью и не затронуло остальные области искусства, такие как скульптура, архитектура, художественное слово… Что кто-то даже считает, что Северное Возрождение – понятие натянутое, что его в общем-то и не было, а было лишь «Высокое Средневековье»… И т.д. и т.д.
Но особенно интересной показалась мне мысль о том, что, согласно «Новому благочестию» (Devotio moderna) – этой духовной основе Северного Возрождения, Бог пребывает во всех вещах, даже в самых простых. Что сказка, чудо спустилось как будто бы в дом каждого из нас, или то, что это, по крайней мере, стало вполне возможным. Это рождает целый букет чувств, не так ли? От чувства веры в приближение и возможность каждодневного чуда до желания соответствовать ему и быть каждый день наготове и содержать себя и дом свой в состоянии постоянной чистоты и порядка…
И, наконец, и самое главное. Что такое Возрождение? С одной стороны – да, это «открытие Мира и Человека. Но с другой, – это постепенное и последовательное нисхождение, точнее низведение с Небес того, что ранее было призвано считать божественным и недостижимым, перед чем преклонялись и чему молились поколения и поколения наших предков. Вплоть до полного развенчания и опошления уже в наше время.
Но ход истории – это синусоида. Мир идет вверх с сознанием того, что так будет не всегда и что рано или поздно путь пойдет вниз. И наоборот, идя вниз, скатываясь по наклонной плоскости, знаешь, что где-то там впереди, внизу, дорога изменит направление и снова пойдет наверх. Up&Down…
Вот так же и здесь. Мой жизненный оптимизм подпитывается мыслью о том, что деградационная тенденция в столь милого моему сердцу искусстве и не только в нем не будет длиться вечно. Как сказал Лао-Цзы: « Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день». Более того, что-то мне подсказывает, что уже скоро, очень скоро векторы развернутся, и пленка начнет раскручиваться в обратную сторону. Лазарь не мертв, и найдется сила, которая вернет его к жизни…

Новые книжные маршруты

Новые книжные маршруты

О, пожелтевшие листы,
Шагреневые переплеты!
Н.Гумилев

Сам того, как видно, не подозревая, Андрей поднял довольно скользкую и неоднозначную тему.
То есть самому-то ему, она наверняка показалась выигрышной, равно как и большинству его читателей и продолжателей этой темы. Но давайте рассмотрим ее под несколько иным углом.
Книжные маршруты, прочерченные Андреем и остальными, делают им, конечно, честь. Но все это осталось в прошлом, и не хотелось бы уподобляться тому старому аксакалу из анекдота, что, вспоминая былые дни и заслуги, то и дело приговаривал: «Да-а-а, молодой был – джигит был… Теперь старый стал – совсем… кто-то или что-то там… стал…»
Сегодня, чтобы проделать «книжный маршрут», не надо ходить по улицам и по переулкам города. Достаточно зайти в любой крупный книжный магазин, и вы потеряетесь там навсегда.
Раньше, действительно, нужно было не одну пару обуви стоптать, чтобы найти хорошую книгу. Книги эти, хорошие, мы знали наперечет, хотя бы по названиям или по именам авторов. А если к нам приходили книги и авторы новые и незнакомые, то это было настоящим событием.
Попробуйте-ка сейчас зайти в крупный книжный магазин и пройтись его «маршрутами». Вы обнаружите себя в абсолютно незнакомой стране, где известные вам маршруты составляют непропорционально малую долю по сравнению с тем, что вы о себе как о библиографе и книгочее мнили.
Основную же, львиную, долю составят книги, которые вы уже никогда не прочтете. Это книги из далекого и не очень далекого прошлого – тех авторов, которых в годы исторического материализма не напечатали бы ни при каких обстоятельствах, настолько чуждыми они «материализму», а, следовательно, и нам были. С каким интересом и какой, наверное, пользой для себя вы бы в свое время их прочли! Но теперь уже все: поезд ушел – то ли они для вас устарели, то ли вы для них. Вам не остается ничего другого, как разочарованно пройтись по ним взглядом или рукой — по их корешкам.
Современная литература тоже не очень интересна вам. Что они, эти наши с вами ровесники, могут сказать вам… нам нового? А если и могут, то мы с этим никогда не согласимся, хотя бы из соображений ложной гордости и отнюдь не ложного самомнения.
Маршруты и маршруты беллетристики и откровенного «бульвара», которых вы сторонитесь, а случайно забредя туда, испуганно оглядываетесь по сторонам – не дай бог, кто из знакомых заметит вас там!
В лабиринтах бесконечных тематик, языков, авторов, названий, о существовании которых вы в лучшем случае слышали, в худшем – даже не подозревали… в этих лабиринтах вы окончательно теряетесь и чувствуете себя уже не завзятым библиофилом, каким вошли сюда, а жалким профаном и школяром, только-только ступившим на путь познания. Каким, наверное, я себя чувствовал в 3-м или 4-м классе, когда вдруг почувствовал странную тягу к книжному миру и часами просиживал в школьной библиотеке, помогая библиотекарше Тамаре Ивановне, а в основном просматривая все новые и новые для себя фолианты в завалах книгохранилища. Наверное, это было вскоре после переезда нашей школы с Бакунинской на Кирпичную, и книги лежали стопками, а то и навалом, требуя упорядочения и возвращения на полки. Я же чувствовал себя археологом, не столько упорядочивая все эти тома, сколько выискивая среди них те, что отвечали моим тогдашним интересам и моей тогдашней страсти – истории Древнего Мира.
Вот и теперь на бесконечных маршрутах этого безумного лабиринта лишь одна спасает тебя путеводная нить – те имена и те названия, которые знаешь и которые никогда не затеряются в растущих день ото дня литературных джунглях.
Но все равно это вам не по знакомым улочкам ходить и заходить в книжные магазины и лавки, где и без того уже все знаешь – где какой раздел и даже где какие книги стоят и пылятся годами, а то и десятилетиями. Прав Андрей и правы все остальные: с ностальгией и легкой грустью можно вспомнить те времена. Королями и интеллектуалами чувствовали мы себя тогда!
Но те времена бесследно прошли, и, заходя в современный книжный магазин, мы в лучшем случае чувствуем себя снобами, сразу же, уже на пороге, напуская на себя вид скучающего и разочарованного жизнью книгочея. Не поможет! В какой-то момент эта библиолавина, эта библиоцунами все равно настигнет вас, закрутит, раздавит, сметет и вынесет вновь на порог – морально подавленным и внутренне опустошенным. С мыслью о том, что нет, этот мир уже не твой и принадлежит он уже не тебе. А новым и, как правило, мало читающим, а если и читающим, то в основном для собственного развлечения и времяпрепровождения поколениям. Сколько их, из этого «племени нового и незнакомого» «библифилов» и «библиоманов» ты видел в стенах магазина? Это ты с серьезностью тучного шмеля пробивался через все эти новые и старые дебри. Они же… Они легко и беззаботно, словно бабочки и пчелки, перелетающие с цветка на цветок, перемещались от полки к полке, бегло просматривая то одну, то другую произвольно взятую с полки книгу и так же легко, как взяли, тут же возвращали ее обратно, устремляясь за новой… Благо разнотравья и разноцветья хватает! Другие времена, другие нравы! Ничего с этим не поделаешь, а все остальное было бы лишь старческим брюзжаньем…
Да, нелегко ныне книгочею старой закалки! Не говоря уже о том, что дома на полках его ждут, терпеливо ждут, но все с меньшей надеждой во взоре десятки и десятки, если не сотни книг – купленных, но еще не прочитанных и даже не пролистанных. Как там, у поэта Унгаретти? Правда, у него про цветы, но все же… «Ничем не выразимое ничто меж книгой купленной и той, что прочитали…»
Но все же в сто крат, неизмеримо даже, хуже человеку не только читающему, но еще и пишущему. По этой причине я практически вообще перестал заходить в книжные магазины. Пишешь-пишешь, а потом зайдешь в один такой магазин, а там тысячи и тысячи авторов, книг, названий! Контора пишет… Всё пишет и пишет, и я туда же! А читателей-то, где на всех напасешься! Вот, сам посмотри — лишь два человека. А, нет, вон там еще один… и там…