К написанию этих воспоминаний, помимо Юлиных «Детских рассказов» и Сашиных очерков, меня подвигло, удивительным образом совпавшее по времени поездка в Тбилиси моего двоюродного брата Арика с женой и двумя маленькими детьми, проживающими в Ереване, с целью посетить места, где жил его папа. Более того Арик выполнил то, о чем я не успел попросить Сашу, а именно, сфотографировать тот наш старый тбилисский двор и дом на улице Горького.
Левон, читала с большим трепетом… Твое посвящение меня тронуло до глубины души, ну а на последней странице просто разрыдалась… Все — от безошибочно выбранного тобой стиля повествования, чудных иллюстраций до композиционного построения — для меня абсолютно безукоризненно…. Так бывает, когда пишешь сердцем, когда пером водит любовь….
Вот и еще одно значение воспоминаний: Воспоминания — наш глубочайший поклон прошлому за то, что было, и людям, уже ушедшим, но живущим в нас звучащим до сих пор словом, сохранившимся теплом от любящего взгляда, чувством уверенности, рожденным их поддержкой. Они живут в чертах нашего характера, оставшихся от общения с ними.
Спасибо тебе, Левон за прозрачную ясность изложения, за чувство благоговения, которое пережила вместе с тобой, вообще за чувства! Спасибо!!!
“Абсолютно безукоризненно” — от Аллы…
Это буквально, — “Ай, да Пушкин, ай, да сукин сын” и ура!
И приятно и не стыдно, потому что до этой “пятерки”, сколько двоек-то было или “угрюмого молчания” (из Бабкова)…
Думал тоже придаться воспоминаниям, но стало жалко Аллу. Она такая чувствительная…
Хочу кое-что прояснить. Мне искренне жаль, что мой комментарий был понят неверно. И тобой, Левон, тоже.
Левон, если помнишь, я даже о технических изменениях не стала здесь писать. Посчитала неуместным. А ты ввязался в пошлую перепалку с Сашей, комментарии которого не были связаны с текстом. То есть, закрываешь Страницу памяти и окунаешься сразу в язвительность, раздражение и ерничанье, никакого отношения к твоим воспоминаниям не имеющим. Зачем?
Я никому не ставлю оценок, даже объяснять это странно и неприятно.
Есть темы, глубоко меня трогающие, на мой взгляд, много говорящие о самом человеке: это трепетное, благодарное, благоговейное отношение к тем, кто нас любил, кого любили мы, к местам, где ты был счастлив, не только к членам семьи, но и к людям значимым для тебя в той или иной степени. Уважение и благодарная память, любовь — это для меня и есть духовность. И когда сталкиваюсь с этим, переживаю те же чувства до слез (хотя, как всем ясно, слезы в моем возрасте… Но из песни слова не выкинешь).
Я не претендую на избранничество и гениальность. Надеюсь, у нас достаточно здравого смысла, чтобы не претендовать на лавры писателей, пастырей и пр.
Мои впечатления могут быть спорными, но одно несомненно, я чувствую искренность, так же остро как чувствую фальшь.
И в этом смысле, твои воспоминания, очень искренние, безукоризненны.
И в смысле языка тоже, раз все свои чувства ты до читателя донес.
Алла, ты как всегда права.
Извини, если я тебя задел своей необязательной “перепалкой”.
Однако, мне показалось, что на моих глазах обижают (не важно почему) женщину. Кроме “язвительного” слова, увы, в кармане в данный момент ничего не оказалось. Согласен, что место неудачное, надо было куда-то отойти (хотя мы это тоже потом сделали…).
Причем все понимают, что это никому не нужно, лишне и неприятно.
Видимо, у всех свои формы “недержания” и болевые пороги чувствительности.
Что же касается “ерничанья” по поводу профессиональной деятельности, к которой я как раз отношусь весьма уважительно и, действительно, жду твоих (любых) “оценок” с большим интересом, то, — постарайся проявить здесь свой педагогический талант и терпение к “расшалившимся школярам”.
Соглашусь, форма моей первой реакции была “детской” и не адекватной твоим чувствам, которые я сам и вызвал.
«Конечно, понравилось…» — скажу я, толком еще даже не дочитав. А что, кто-то решится сказать, что не понравилось с учетом столь глубоких кавказских корней автора? Но еще больше мне понравилась реакция Аллы…
Не ревнуй, двоечник, будет и на твоей улице праздник.
Так ты потому и отличник, что я двоечник! Еще вчера было наоборот. Ты просто тактики учителей не знаешь.
А ты не знаешь тактики, как стать любимчиком (хе-хе).
…Вообще-то, хотелось, чтобы ты прочитал толком.
Знаю, но не считаю нужным… У меня принципы имеются…
Тем временем прочитал толком. Понравилось, но эпитетов… и десятой доли не наберу сравнительно с теми, в которых рассыпалась Алла. Дам свою объективную оценку, если хочешь, но не сейчас, не в полвторого ночи…
Всегда с трепетом и вниманием отношусь к мнению своих читателей.
Действительно, утро вечера мудренее.
С отношением к Алле, надеюсь уже все всё поняли, наверно, нет необходимости упоминать в каждом предложении о каких-то ваших внутренних творческих разногласиях. Полагаю, моя работа здесь не причём.
Ну что сказать, прочитал с огромным интересом. Пытался найти аналогии с собственным детством. Не нашел. Был на «югах» в детстве только один раз — Сочи 1959-ый год. Колорит не тот, конечно, хотя помню многое.
Левон, ты ничего не написал про футбол. За кого болели — Спартак, Арарат, тбилисское Динамо? Слушали по радио? Был ли у кого телевизор? Или ты тогда был далек от этого?
Андрей, спасибо за проявленный интерес.
У меня складывается впечатление, что я был самый «выездной» из вас в то время.
Если первый летний месяц у меня был лагерь под Рузой, второй, как правило или Тбилиси, или Мелужи (под Ригой), где у бабушки (по маме) был свой дом, то третий с родителями, помнится и Сочи, и Агудзера, и Сухуми. И это все после Вьетнама с Китаем.
До сих пор помню фамилию товарища папы, у которого мы останавливались в Сухуми — Квиквисквири.
Вот Крым почему-то не запомнился, хотя был наверняка, — у моего лучшего школьного друга с первого класса Андрея Лицкевича, дедушка был директором Никитского Ботанического сада.
Что же касается футбола, то действительно болеть я стал чуть позже, году в 65-м, и особенно, после чемпионата мира 66-го года, когда Херст забивал немцам один за другим. Кстати, после этого Англия так ничего и не выиграла, удивительно.
Помню еще один любопытный случай, произошедший спустя четыре года во время мексиканского чемпионата.
Жили мы в то время у наших родственников на даче в Кратово. Телевизор там был плохенький и я на велосипеде «Украина», рванул в Москву в Выхино, где у нас в то время была городская квартира.
Вообще-то, я сейчас посмотрел по карте, это было минимум километров сорок (Саша с Аллой должны оценить).
Как сейчас помню, что я опоздал минут на 15 к началу матча и включив телевизор сразу увидел гол Пеле в ворота итальянцев.
Посмотрев триумф бразильцев, а им, кстати, тогда за третью победу Кубок Жюля Риме отдали навечно, я рванул обратно в Кратово, но уже, не буду врать с велосипедом на электричке.
Что касается футбола в Тбилиси в то время — не помню. Все-таки был мал.
А вот в Ереване где-то в середине 70-х ходил с дядей Лёвой на красавец Раздан как раз, когда приезжал Спартак, был, наверно, единственным болельщиком Спартака на всём стадионе (Арарат выиграл 2-1) .
Кстати, к сведению, помимо красоты Раздана, ереванцы еще гордились сроками строительства стадиона, который был построен меньше, чем за год…
Но про наши футбольные воспоминания давай лучше на Дыхании времени.
Повезло тебе, Левон, Иштояна видел (помнишь, замечательно тонкий эпизод из «Мимино», когда шофер Хачикян в кабине КраЗА успокаивал летчика Мизандари по случаю его неудавшегося свидания с стюардессой Ларисой Ивановной).
Воспоминания о Тбилиси не прочитал пока. Как-только, так сразу. В Тбилиси никогда не был, но желание — побывать там очень большое имеется.
Вчера вечером позвонил папа и сказал, что прочитал мои воспоминания.
В целом оценил положительно.
Указал на некоторые неточности.
Самолет — летел не 6, а 8 часов («Перелеты Москва-Тбилиси в одиночку»).
Уточнил детали про туалет, о наличии всего двух «посадочных мест», при приблизительно, ста проживающих во дворе — существенно («Двор»).
Рассказал про Донару («Двор»).
Была не Ляля Черная, а Рая Удовикова — существенно («Дядя Лёва»).
Рассказал про Нону (наверно, всё-таки Нонну) («Как мой дедушка не доехал до войны»).
Ну и так по мелочам.
Решил кое что подправить, так что сегодня пере-публикуется второе издание — дополненное и исправленное.
Левон-джан,
удивило время полета в Тбилиси — 8 часов. Да еще и с двумя посадками. Сам то я летел в 1959 гоу в Сочи не более трех часов без посадок. Точно помню. Но это был один из первых полетов Ил-18, полеты этого самолета начались в апреле 1959 года. А ты на Ил-12 что-ли летал? Стал копаться в своих архивах (Алла, архивы в этом случае действительно мои). Нашел вот это:
Но это все таки 1939 год
Андрей, любопытный ты мой.
В своей книжонке я попытался собрать «разрозненные детские воспоминания», практически всё, что помнил. Плюс уточнения Владимира Арутюновича.
А ты меня про «Динамо» Тбилиси и про Илы…
Левон-джан в то время был слишком мал и не смышлён.
Однако, вот нашел картинку 1955-го года.
Предполагая, что до Тбилиси и Бухареста, приблизительно расстояние одно и тоже, то с двумя пересадками до Бухареста, как видно из расписания лететь было 7,5 часов, если я правильно понял.
Андрей, в продолжение самолетной темы.
Передаю тебе устные комментарии моего папы по поводу твоего усомнения.
Во-первых, со старшими не спорят, раз сказал восемь, значит восемь.
Во-вторых, он вспомнил города, в которых были посадки: Сухуми, Ростов, Харьков (из Тбилиси).
Самолет помнит неточно, но скорее всего ИЛ-12.
Вопрос исчерпан. Спасибо папе за хорошую память. Самолет мог быть либо Ил-12 либо Ил-14. Кстати, мы тоже на обратном пути из Адлера в Москву в 1959 году сели в Ростове, но вынужденно. Разыгралась сильнейшая гроза, самолет болтало, кругом молнии, пассажиры в ужасе, один я был в восторге.
Нашел марку, на которой, если приглядеться, можно увидеть Левона, летящего на Ил-14 над Кавказом в Тбилиси
Как там было? Самолет летит, мотор работает…
Жаль, что поздно увидел этот пост Левона и комментарии Саши и Андрея к нему. Я, ведь, еще молодой блоггер, да?
Если раньше прочитать…,, то про самолетики» не стал бы писать, а что-нибудь еще вспомнил. Шучу, конечно. Каждому посту — свое время, не так ли?
Еще из тбилисских фотографий, год 59-60-ый.
Ма-асковский мальчик в окружении грузинских дворовых «красавиц», а никто и не говорил. что сразу надо начинать с красивых…
Хотя и сорок лет спустя ситуация не улучилась…
У египетской пирамиды.
С настоящими красавицами, а не в кавычках, в это время, но у другой грани пирамиды снимался я, но Левон зажал это фото.
Саша, я вспомнил (кто старое помянет…), что ты как-то в язвительно-уважительной форме писал о победах Левона на «женском фронте» и с некоторой завистью отмечал, что так и не понял, как ему удается такое, понимаешь, творить, что ой-ей-ей!!!
Теперь, я думаю, стало понятно всем, как ему это удается: надо просто родиться настоящим джигитом!!!