АВАНГАРД: ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ…

Там верят в жизнь, там воздух чист,
Там ждут уже который век
Всех тех, кто так стремился вниз
По лестнице, ведущей вверх…

Я могу себе представить, какой шум поднялся бы в «стане» моих оппонентов, начни я петь «осанну» большевистскому перевороту 1917 года.

А я бы свое – мол «революция дала шанс России», «она вывела нас из вековой отсталости в самые передовые державы мира», «раздавила гидру фашизма», «заложила основы для успешного развития на многие десятилетия вперед» и т.д. и т.п. из арсенала Проханова и иже с ним…

Моим друзьям не осталось бы ничего другого кроме как сочувственно покрутить указательным пальцем у виска. И они были бы правы.

А теперь скажите мне, чем государственный переворот большевиков в политике, экономике и общественной жизни отличался от переворота, совершенного на рубеже 19-го и 20-го веков недоучками и экспериментаторами от искусства?

Возможно, какие-то отличия и найдутся, но сдается мне, между этими двумя явлениями гораздо больше общего. И главное – это абсолютнейший дилетантизм и безогляднейший авантюризм организаторов и участников этих двух «революций».  И ненависть к достижениям прошлого.

Нельзя по-настоящему ценить то, чего толком не знаешь и не понимаешь. Невежество на протяжении всей истории являлось прекрасным горючим материалом, и этого материала, как показала выставка «Парижская школа» в Москве весною этого года, этого горючего материала в Европе скопилось предостаточно. Все это годами стекалось в Париж, который стал центром «антикультурного переворота» в искусстве 20-го века.

Время было такое – «революционное». Человеческое общество, цивилизация были беременны революцией – ожиданием радикальных перемен, якобы призванных изменить ход развития истории рода человеческого.

Нам свойственно переоценивать роль человека в истории. Нам это в известной мере льстит, нас этот оправдывает, нам это дает определенную надежду. Но скорее всего, прав был Гегель и те из мыслителей, кто основную роль в истории отдает Провидению, пускающему ее, истории, ход по своему, неведомому нам сценарию. Тут уместно было бы вспомнить и отдать должное древнегреческим авторам, в чьих трагедиях люди – лишь марионетки в руках Судьбы.

Двадцатый век сделал попытку  ниспровергнуть  эту истину, до небес вознеся роль самого человека. Миф о Дедале и Икаре напоминает мне эта попытка. И мы все еще падаем с опаленными крыльями.

И раз мы понимаем истинную роль человека в истории, то было бы глупо кого-то судить за происшедшее, за всю эту череду переворотов практически во всех сферах человеческой деятельности. Инициаторов и двигателей этих процессов скорее можно было бы похвалить за столь высокую степень отзывчивости к требованиям времени. Еще бы! Ведь они первыми вспыхнули как спичка и запалили весь тот горючий материал, что в колоссальном количестве скопился в Старом Свете. И особенно — в очень Старом Свете, который представляла Россия. Там так просто рвануло! История не прощает людям нерасторопности и чрезмерного консерватизма. Это то, чего не понимают наши путины, сурковы и иже с ними. Но это так, к слову… Извините за невольное отвлечение.

Так вот, лениным, троцким, бракам, матиссам, пикассо… может быть, и можно было бы отдать должное – они были первыми, они инициировали все эти процессы… Если бы процессы эти не носили… разрушительного характера, а сами они – не были бы столь чрезмерно близоруки и столь морально нетребовательны к себе, чтобы этого не понять. Палач, по сути, тоже выполняет очистительную, оздоровительную общественную функцию, но сами-то вы хотели бы, смогли бы примерить на себя его алый колпак и «ежовые» рукавицы?

И уж точно абсолютным аморализмом страдали все эпигоны – последователи «великих революционеров». Уж они-то по полной воспользовались ситуацией и вдоволь насладились и властью, и всеми теми сомнительными благами, что власть предоставляет. Были, правда, и среди них заблуждающиеся, что свинцом в висок и веревкой на шею наказали себя за предательство идеалов. (Это как Иуда, который, быть может,  тоже первоначально считал, что выполняет спасительную миссию…) Алкоголь и наркотики – это тоже атрибуты и средства  самонаказания в руках предателей. Это только принято считать, что их принимали для стимуляции творческой активности. Нет, это плата за предательство идеалов красоты и совершенства!

Процессы, инициированные на рубеже 19-го и 20-го веков идут до сих пор. Явление это, с одной стороны, безгранично расширилось, с другой – безмерно измельчало. Дьяволы превратились в бесов, бесы – в бесенят и чертенят, которые до сих пор мутят воду и скачут на руинах мраморных дворцов.

Мы — не творцы Истории, и если наши действия не совпадают с планами Провидения, то они порядком тешат Высшие Силы. «Нам не дано предугадать…» Но мы можем и даже должны давать оценку тому, что она, История, вершит. Для оценки текущего момента нам дан нравственный критерий, с помощью которого мы решаем, в чем и на чьей стороне нам участвовать или не участвовать. И нам дан еще более обширный арсенал средств и критериев для оценки тех событий и тех процессов, что стали достоянием недавнего, а тем более отдаленного прошлого. Есть у нас для этого и соответствующее право.  Никто у нас его не отнимал и отнять не может.

Обладаем мы также правом пересматривать ранее сделанные выводы и ранее вынесенные оценки. Возможно даже, это наша обязанность. Тот, кто идентифицировал процессы, начавшиеся в искусстве в конце 19-го века как революционные, а силы, двигавшие их, — как авангард, у того скорее всего были свои определенные резоны. Увиденное вблизи и тем более непосредственно в момент свершения исторического события, это одно. Человек видит от чего и почему он уходит. И видит это в порядком гипертрофированном виде. Он переполнен эмоциями, он в состоянии экзальтации и душевного потрясения. Он не знает, куда он придет и где он окажется в результате своего эмоционального взрыва. По большому счету ему, наверное, это даже все равно.

Вот так, «революционеры» от искусства в начале 20-го века вдребезги разнесли – слава богу, больше на словах, чем на деле – всю предшествовавшую им мировую культуру. Но мы-то с высоты своего исторического положения, должны же мы видеть, что кроме деструктивного начала, кроме злобы и ненависти, кроме извращения истины и экзистенциального ужаса, в искусство они мало чего привнесли  и культуру мало чем обогатили. Деструкции, злобы и ненависти в человеческой истории всегда было более чем достаточно!

Вниз по лестнице, ведущей вверх, направили нас «революционеры» от культуры и от политики сто лет тому назад, присвоив себе гордое имя «авангарда».

Чем дальше и чем активнее мы, сегодняшние, будем поддерживать этот миф, тем быстрее мы окажемся в той пропасти, из которой вековыми усилиями наших предков эта «лестница» взяла начало…