Девяностыми годами ныне пугают детей и друг друга. Девяностые ныне, с легкой руки то ли Медведева, то ли Путина, получили прозвище «лихих». А нынешние, нулевые, значит это такая тихая гавань, где «потерпевшие кораблекрушение», но чудом выжившие, могут насладиться долгожданным покоем?..
Две аналогии возникают у меня в этой связи.
Во-первых, это только что прочитанная мною пьеса-трилогия Тома Стоппарда «Берег утопии», где все три части так и называются: «Voyage» (Путешествие), «Shipwreck» (Кораблекрушение) и «Salvage» (Спасенные). По-моему, названия эти даны по довольно формальному признаку, как и многое у Стоппарда… Особенно мне нравятся «Спасенные» – как раз накануне Апокалипсиса – революции 17-го года… Такой формальный подход и вольная трактовка исторических событий и фактов сближает фантазера Стоппарда и мифотворца Путина.
Вторая аналогия лежит совсем в другой области – в области рока. Сюжет культовой песни группы «Procol Harum» под названием «Salty Dog», в котором корабль, потерпевший кораблекрушение, совершенно неожиданно оказывается в тихой гавани. Неописуемая радость команды, еще не осознавшей, что это уже «вечный прикол»…
Есть и третья аналогия – поэзия Серебряного века так, как она преподнесена в антологии «Кипарисовый ларец» смоленского издательства «Русич» под редакцией В.В.Кудрявцева. Под одной обложкой собраны произведения 412 поэтов конца 19-го – начала 20-го веков. Широко известные имена соседствуют здесь с мало-, а то и вовсе неизвестными. Очарование – недаром эта эпоха получила название «серебряной», – и постепенно из глубины этого очарования проступающие темы беспокойства, как у Метерлинка, а затем и страха перед некоей таинственной, а, главное, неотвратимой силой, которая грядет и не предвещает ничего хорошего. Ни стране – России, ни ее народу. Не знаю, подборка ли тенденциозна (не думаю) или это действительно так… Гнетущее впечатление оказала на меня эта книга. Ничуть не в меньшей степени, чем в свое время «Философические письма» Чаадаева. Еще один канун, еще один рубеж двух веков…
Суть, однако, меняется мало. И вот мы опять в этой тихой – нет, не гавани, – а заводи, омута, из которого нет выхода… Еще несколько лет назад написал бы «на столбовую дорогу прогресса», но с учетом опыта последних лет поостерегусь. Но и здесь, в этом колдовском болоте – лишь дальнейшее прозябание и смерть. Бесславная и неминуемая…
И на фоне этой беспросветности, этих замшелых коряг и болотной тины, девяностые годы представляются временем ожиданий и надежд, временем отчаянной попытки вырваться из цепких объятий прошлых веков. И устремиться вдогонку за всем цивилизованным человечеством.
Не беда, что в очередной раз не получилось. Притяжение веками складывавшегося уклада посильнее будет земного притяжения – ведь в космос-то мы все-таки вырвались… А тут, из века в век, и все никак не можем… Но по крайней мере будет о чем вспомнить. И с гордостью сказать вслед за героем фильма М.Формана «Пролетая над гнездом кукушки»: «Но все же я попытался!»
Но даже этой гордости пытаются нас лишить, даже эти, такие немногочисленные строки вымарать, а страницы вырвать из нашей несчастной, из раза в раз перекраиваемой и перекраиваемой истории. Светлое – очернить, а черное – обелить.
«Королевство кривых зеркал»… Своему внуку пару недель назад я цитировал эту сказку и этот фильм. Я уже и забыл об этом, как вдруг вчера (мы с ним не так уж часто видимся) он меня спрашивает: «Дедушка, а что там дальше, в этой Стране Наоборот?» Я даже сразу и не понял, о чем это он. А, поняв, подумал про себя: «Эх, дорогой, теперь это я у тебя уже должен спрашивать «А что там дальше?»
Со своей стороны, мы, наше поколение, попытались развернуть это «наоборот». Но не только не преуспели – мы даже не поняли, что в этом был наш единственный шанс, и вот теперь только что не крестимся и, подобно Андрею Казачкову, не вздыхаем с облегчением: «Слава Богу – пронесло…»
Про октябрьский переворот хочу опять привести стихи Зинаиды Гиппиус (на этот раз уже переведенные мной на английский), написанные по горячим следам тех событий в конце Октября 1917.
ВЕСЕЛЬЕ
Блевотина войны – октябрьское веселье!
От этого зловонного вина
Как было омерзительно твоё похмелье,
О бедная, о грешная страна!
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянный сном,
Народ безумствуя убил свою свободу,
И даже не убил – засек кнутом?
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,
Смеются пушки, разевая рты…
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ не уважающий святынь!
CELEBRATION
The vomit of the war – October celebration!
From this unpleasant stinking wine
Hangover and disgust took over our nation,
O poor, sinful country in decline!
What dog to please, what devil’s twisted wisdom,
What dreadful dream’s uncomfortable grip,
The senseless people killed their own freedom,
And did not even kill – flogged with a whip?
All devils and all dogs are laughing at these slavish scrambles
And guns are opening their mouths with the smiles…
And with a stick you’ll soon be driven back to stables,
The people who do not respect their shrines!
Наверное мы все с вами смотрели в начале 1970х фильм Александра Тарковского «Андрей Рублев». Я никогда не забуду этот фильм, который как выразился бы Левон является «топом» в моем «листе». А проще говлря — фильм, который произвел на меня самое неизгладимое впечатление из всем мною виденных и определил все мои дальнейшие взгляды на Россию, которые не поменялись до сих пор. Правда, живя за границей, я утратил право на критику современного положения вещей, однако надеюсь что мое мнение о России до 1990 года будет восприниматься с большим (ударение на первый слог) пониманием. Так вот, фильм меня, еще мальчика, поразил тем, что «озарил» меня неожиданным пониманием того факта, что жизнь в России не изменилась по существу за несколько веков, включая и коммунистическую её историю. С тех пор я пытаюсь «примерить» этот тезис к другим местам, но не уверен можно ли это сделать с такой же определенностью, как для России. Прибавлю к этому, что это мое субъективное мнение не подтвержденное никакими научными историческими исследованиями. И даже не мнение а «чувствование» навеянное этим фильмом.