«Количество пишущих неизменно растет. В том числе и на нашем блоге. Поэтому мне, как матерому уже автору, хотелось бы дать ряд небесполезных советов начинающим и тем самым уберечь их от возможных ошибок и указать им прямую дорогу на полноценную литературную ниву.
Тем более, что и повод есть — только-только в ЦДХ открылась 13-я Non Fiction. У посетивших ее будет хороший повод убедиться в том, что все мои рекомендации верны и обоснованны… обоснованны и верны… верны и… обоснованны…
Read more, как выражается Левон…»
Александр Бабков.
КАК ПИСАТЬ СЕГОДНЯ
Советы начинающим авторам
Писать так, как писали еще вчера, и тем более как позавчера, сегодня уже невозможно. То есть можно, конечно, но читать вряд ли кто не будет! Не из-за этого ли образовался столь большой зазор между публикой пишущей и публикой читающей!
Наше время – других скоростей и даже возможностей. Возможностей с точки зрения получения удовольствий. Человек вдохновлен этими возможностями, он ими ошарашен и раздавлен. Он напоминает мне героя интермедии Жванецкого времен развитого социализма, чудесным образом попавшего на VIP-склад… Какой Толстой, какой Достоевский? Уже один взгляд на эти увесистые тома пугает! «Это сколько же всего я не дополучу от жизни, если засяду за этот «кирпич»?!!» Других авторов мы уже просто не помним. Ну, а читать – читать, в принципе, надо, не то прослывешь несовременным, подпортишь свой имидж… Но, в лучшем случае – то, что на слуху, то, что модно, какого-нибудь Мерзоева, какую-нибудь Робски….. Как-то раз в «обществе» я попытался уточнить, кто такой Мерзоев… На меня все так посмотрели!.. На всю жизнь запомнил. Правда, читать все равно не стал.
Другие нынче, одним словом, времена, другие нравы. Поэтому и литературные принципы должны меняться сообразно времени. Что это означает? Для пишущего это означает, что…
Однако прежде оговоримся, что в качестве читающей публики мы имеем в виду ту же, что и во все остальные времена: 10-15 процентов образованных людей, а ни в коем случае не т.н. «читательскую массу», у которой другие вкусы и другие кумиры.
Равно как и под писателями мы имеем в виду не тех, кто пишет на потребу «улицы» и «бульвара», а тех, кто вообще пишет в первую очередь для себя.
Так вот для пишущего, который понимает, что своими «творениями» он не прокормит ни семью, ни даже одного себя, каким бы аскетом он ни был, это означает, что времени у него на литературный труд крайне мало. То есть отдаваться ему он может только урывками, в свободное от основных занятий время.
Это же, собственно говоря, относится и к читателю, которому тоже непросто. У него тоже лишь «щелочки» остаются между работой и потреблением на заработанные деньги современных социальных благ.
Поэтому никакой подготовительной работы, сбора материалов, анализа…
Вся предыдущая жизнь – вот подготовка. Все остальное, что нужно, найдешь по ходу дела в интернете.
Никакой систематизации. Этап работы наступит позднее, после того как будет накоплен определенный материал.
Никаких пространных замыслов и проектов. Нет впереди месяцев и тем более годов приятного досуга, который необходимо чем-то занять. Есть 1,5 часа сегодня и пара часов послезавтра. Все! В более отдаленном будущем если что появится, то лишь чуть больше!
Поэтому жанр – записки, заметки, мысли… Этюды, впечатления, зарисовки… Время Ивановых, по 20 лет писавших свои картины, время Джойсов и даже Хемингуэев безвозвратно прошло.
Литературный труд сегодня – это всполохи сознания на фоне, в общем-то, серых будней, да и праздников, даже несмотря на все возможности, тоже серых.
Пришло что-то в голову достойное фиксирования и возможно последующего осмысления (наивные надежды!) – сел и записал. В рабочем еженедельнике, в дочерней школьной тетрадке, на журнале, на салфетке… на чем придется. Отложил в сторону. Со временем все это сгребешь в кучу, а еще со временем, если не выбросит жена, отдашь в печать. Там половину потеряют, половину переврут… Еще через год-два, даст бог, начнешь понемногу редактировать. Найдешь это скучнейшим занятием, и труд твой растянется на несколько лет и к этому времени сохранит лишь частично свою актуальность. Отсюда еще совет. Не пиши о злободневном, пиши о вечном.
При этом поддерживай имидж пишущего. Время от времени распечатывай некоторые свои наиболее актуальные и по случаю записи и читай их на публике, пусть даже к ее явному неудовольствию. Пусть знают, что процесс идет. Тем с большим интересом в будущем, когда тебя уже не станет, отнесутся к твоему наследию. Новых писателей не любят, любят почивших. Их образ, их имя и их литературный подвиг тут же обрастают легендами, а над их виртуальным теперь уже челом появляется ореол. Поэтому все связанное с твоим именем будет вызывать интерес. Даже твои писания. Их, может быть, даже разберут и напечатают. Ограниченным тиражом. Кто-то, быть может, постарается на тебе сделать себе имя, но это бесполезно, если только твоя жизнь не содержала скандальных сторон.
В общем-то, в любом случае тебя скоро забудут. К этому времени жизнь станет еще быстролетней и легкомысленней. Люди будут похожи на бабочек-однодневок, даже если средняя продолжительность жизни достигнет, как предполагают, 100 лет.
Единственная надежда, что где-нибудь когда-нибудь каким-то чудом записки твои попадут в руки крайне несовременной, но родственной тебе душе. Как попали мне в руки «Дневники» М.Пришвина. И я воспринял их, как факел, переданный мне по эстафете. Подхватил и понес дальше.