Женщины «русские», советские и российские
(Фельетон по мотивам комментариев к “Игре в ассоциации»)
Кумачу я не хочу,
Китайки не надо.
(Песня)
Нет, дорогая Алла, все это говорит как раз об обратном! Не из животного чувства, не из чувства простой похоти, какова была твоя первоначальная версия и, полагаю, версия Левона, а из чувства любви, как минимум, т.н. любви с первого взгляда, вышла Катерина в поле по зову парня.
И чувство корысти, как сам парень полагал, здесь тоже не причем. Парень хоть и не скупился, но все же дешево хотел отделаться – парчой, ситцем так каким-то, лентами, да поясками… Вот именно, что Некрасов солидарен со мной и наряду со мною говорит: «Нет, русская девушка, Катя там или Меланья какая, она не такая! Ее за тряпки да за побрякушки всякие не купишь! У нее другая, куда более высокая цель на уме!»
Причем Некрасов при всем своем пиетете к русским женщинам все же более приземлен, чем я, в оценке мотивации их поступка — «выхода в рожь высокую». Он ясно говорит, что движет ими мечта о семейном счастье, о том, как бы тупо выйти замуж. При этом у Некрасова присутствует элемент задней мысли, расчета, лукавства и даже шантажа. Отказываясь от даров, Катерина в расчете на торгашескую психологию коробейника, как бы говорит ему: «Да, факт сделки состоялся. Но сделка эта несправедливая и неравноценная: моя девическая, богом дарованная мне честь, против твоего какого-то дешевого и даже не золотого перстенька. Ты, парень, в неоплатном долгу предо мною. Пусть моральном, но в долгу…»
В моей версии, я считаю, куда больше романтизма и идеализма. Метафизики даже. И меньше узкой корысти и грубого расчета. Мечта в ней остается мечтой, а девушка не привязывает к себе молодого человека, не налагает на него ни моральных, ни прочих каких обязательств. «Моя Катя», она, может, что и взяла из предложенного офеней, сарафан так какой красный или платок, но с какой целью? Во-первых, чтобы снять с парня груз ответственности за содеянное, а во-вторых, не для того чтобы носить – нет, а сложить в сундук и время от времени доставать оттуда по ассоциации, как я с кофеваркой, дабы возродить в памяти событие этой ночи, а в еще большей степени – свои мечты о той, другой, большой жизни, из которой пришел и в которую вновь ушел ее парень. Пусть это и не «Алые паруса», как у Грина, а всего лишь алый сарафан, но аналогия и ассоциация те же. А если таких сарафанов накопится несколько, так и вообще – жизнь удалась и прошла недаром…
Я не буду развивать дальше эту свою мысль и выходить на уровень того широкого полотна, что создал Некрасов – «Русские женщины». Хотя, может быть, и стоило. Оснований для этого в 20-м веке было куда больше, чем в 19-м. Советские историки с удовольствием описывали подвиг 11 жен декабристов (из которых, к слову сказать, две были француженками), но как воды в рот набирали, когда речь заходила о десятках, а то и сотнях тысяч аналогичных примеров в 30-е, 40-е да и в 50-е еще годы.
Я не историк, да и вообще обобщения мои мало кому нравятся. Но я не могу не привести один маленький эпизод, который ясно даст вам понять, насколько в наше время вырос уровень сознательности русских девушек и женщин, которых Алла презрительно окрестила «девками» и в отношении которых Левон затаил какую-то заднюю мысль, в которой даже признаться не решился. Но, думаю, все догадались, о чем он подумал…
Так вот, эпизод этот конца 80-х годов прошлого века – когда международная обстановка в очередной раз накалилась: Афганистан, бойкот Московской Олимпиады… Ну, прямо дежавю какое-то… Только наоборот…
Но перейдем к самому эпизоду. После ночи, проведенной в гостинице «Интурист» с одной «местной красавицей» (так у меня), заезжий иностранец, полагая, что имеет дело с «безыдейной девкой» (так у Аллы) предлагает ей мзду – рубли. Та гордо отворачивается. Тогда – доллары. Та же реакция. Много долларов – нулевой эффект. Предлагает спуститься в «Березку» и что-то ей купить – очередной отказ. В отчаянии бедолага восклицает: «Чего ж тебе надо, красна девица?» На что та ему, скромно так потупив очи: «Пожалуйста, не размещайте ваши крылатые ракеты в Европе!»
Сегодня этот анекдот мог бы обрести вторую жизнь: достаточно «крылатые ракеты» заменить на «ПРО»…
Если для того, чтобы плавно проскочить обсуждаемые два предложения во время чтения,
необходимо было хорошее знание творчества Некрасова, то мне придется констатировать факт своей интеллектуальной неподготовленности. И, как следствие, выбывание из дальнейшей дискуссии, ибо попытка перечесть Некрасова, вновь не удалась.
Не знаю в какой задней мысли подозревает меня Саша, собственно никакой задней и не было. Была только «передняя»…
Выразил свое мнение, которое хотел сравнить с другими читателями по поводу пары предложений, которые не просто «не втиснулось» в мою голову, а испортили общее благожелательное впечатление от неплохой зарисовки.
С чем, собственно, и решил поделиться с другими в игровой манере.
P.S. Анекдот вспомнил, но, мне кажется, он немного был про другое: в том смысле, что все девушки подобного занятия в то время, как правило были при погонах.
…Хотя, если у Саши была такая ассоциация?
Саша, дорогой, ну ладно меня переврал, но Некрасова-то каково перевернул!
1. Я нигде про похоть и про животную страсть не говорила: я говорила «по велению сердца». Не знаю, как у тебя, но у меня этот орган не отвечает за похоть.
2. Слово «девка», так же, как и слово «баба», не имело в те времена, о которых мы говорили, никакого презрительного оттенка, да и из контекста этого не следует.
3. Чтобы комментировать художественное произведение, надо его всё же прочитать, лучше от начала до конца. Поэма заканчивается трагически, поэтому ни «лукавства, ни шантажа, ни задней мысли» у автора нет и быть не может.
4. 2 француженки не могут отменить существование 9 русских.
5. Не поняла, при чём здесь советские историки? Жены следовали за своими мужьями, независимо от того, писали об этом историки или нет. Тем, кто «и в горе и в радости», в высочайшей степени безразлично, попадут ли они в анналы. Они для себя это делают.
6. Лично я не догадалась, о чем подумал Левон. Сомневаюсь, что он думал о чем-то другом, кроме того, что так подробно и довольно нудно изложил.
Теперь несколько вопросов:
— Как можно увязать в одном предложении «мечту о семейном счастье» с «тупо выйти замуж». Так она о счастье мечтала или «тупо» замуж хотела за первшего лепшего? Ты уж определись как-то с девкой …
— Почему отношения девки и парня для тебя обязательно сделка (неважно, матримониальная, экономическая или идеологическая, но сделка)?
— Почему именно «выход в рожь» произвел на тебя такое сильное и такое негативное впечатление? Что тебя так напугало в том, что девка пришла к парню на свидание, ничего не взяла, кроме перстенька на память, что в этом такого страшного и возмутительного?
Некоторые соображения.
Разница между выражением «не были девки такими уж идейными» и Сашиной версией «безыдейные девки» очевидна: это передергивание. А еще на таких приемах строится подача фактов в новостях в период пропаганды.
Возвращаясь к игре, с которой мы начали… Очевиден настораживающий ассоциативный ряд:
— Кофеварка гейзерного типа — мечта о другой, яркой жизни — девки в поле — страх….
Мммммм…… Фрейду было бы где разгуляться :-))
Комментарий сей и вопросы к автору имели бы смысл, будучи обращенными к любому другому жанру, но только не к жанру фельетона. См. характеристику этого жанра в Интернете или в любом учебнике по литературоведению.
Смотри Википедию- не смотри, а суть комментариев остается прежней.
«Фельетон» твой вызван моими комментариями и комментариями Левона, держится на поэме Некрасова. Такой фельетон в современном литературоведении называют «адресным». А требования, предъявляемые к точности факта и к обоснованности критической оценки в этом виде фельетона весьма и весьма высоки ( то есть, передергивать нельзя, как ни крути).
В любом произведении авторская позиция имеет место быть, а у меня, как у вдумчивого читателя, есть право озадачиться вопросами. Уверенный в своей незыблемой правоте автор, если он опирается на реальные факты жизни (такой, как Щедрин, например), не погнушался бы на эти вопросы ответить и опровергнуть обвинение в передергивании.
Что же касается настораживающего ассоциативного ряда, который не может не выстроиться при чтении твоего «фельетона» ( а по мне, так пасквиля — см. определение в интернете), то это результат осознанных авторских усилий или…. элементарного недосмотра .
«Буду краток» — как начинает многие свои фельетоны автор из «Независимой газеты». Наверное, он-то меня и попутал. Так вот, буду краток. Алла, как скоро у тебя начинается новый учебный год?
Мне одной видится в этом комментарии что-то другое нежели то, что написано?
Видимо настала пора писать «Наш двор-2″…
Вряд ли один и тот же прием дважды работает. Там, похоже, Левон что-то другое придумал. Сейчас посмотрю.