К вопросам героизма

от

К вопросам ГЕРОИЗМА по следам поста Александра Бабкова на ФБ «Кто они — герои нашего времени?», особенно по части критериев понятия ГЕРОИЗМ.

Ни один, кроме одного, из найденных в общем доступе разнообразных определений понятия ГЕРОИЗМ не могли устроить меня в полной и точной мере.
Как уже было замечено, кроме одного, и это — самопожертвование.
Готов в случае интереса и свободной дискуссии попытаться опровергнуть другие определения или примеры.

К вопросам героизма

от | Фев 23, 2021 | Дискуссионный клуб

16 комментариев

  1. avatar

    Зачем что-то отвергать или опровергать, Левон, тем более в таком большом, красивом и благородном понятии, как «героизм». Чем шире это понятие, тем лучше. Не следует, как мне кажется, ничего ни сужать, ни умалять здесь. Тем более что героического в наши дни и так все меньше и меньше.

    Ответить
  2. avatar

    Странная постановка вопроса, Левон и странная, практика. Неужели ты сам не в состоянии дать опредение такому понятию и надо для этого лезть в словари?
    Все мои определения и примеры приведены в моей заметке. Ты её прочитал? Не знаю, какие ещё определения и примеры тебе нужны. Если хочешь, возрази! Но я бы не стал. У каждого свое представление о прекрасном и героическом.
    Было бы лучше, если бы ты привёл свои примеры тех, кого ты считаешь сегодня героем или героями!

    Ответить
    • avatar

      Да, я прочитал твой пост.
      И, в своем, пусть и менее многословном, как раз ответил, что не очень согласен не только с твоими определениями, критериями и примерами (разве что, кроме Сахарова), но и прочими словарными. А также привел свое.
      Меньше всего хотелось тебе возражать по этому вопросу, но при желании готов по каждому из примеров привести свои аргументы против твоей героизации персонажей, выступающих по признаку «вопреки общественному мнению».
      И, уж, тем более, никогда не относил, к примеру, себя к этому героическому пантеону по признаку «обычных предпринимателей».
      В качестве поясняющего примера ГЕРОИЗМА — банальное заступничество за незнакомого слабого, где на кон ставится собственная жизнь (реальные примеры при желании могу привести).
      И полагаю, что это очень далеко от политической тусни-возни, как правило, к тому же, неплохо оплачиваемой.

      Ответить
    • avatar

      Если же начинать с античности, то подвиги Геракла, которыми я, как и все, наверно, мои ровесники-мальчишки, зачитывался в детстве, никак не могу отнести к понятию ГЕРОИЗМ.
      Причина проста — это всего лишь вынужденная служба-рабство у Эврисфея по повелению Аполлона.
      Ну да, не без риска для здоровья, но работа, как оказалось, вполне по силам.
      Сам факт побед тоже вряд ли можно считать признаком героизма.

      Обыденная неминуемая смерть (поражение?), безымянного солдата, добровольно оставшегося задержать преследователей своих товарищей на некоторое время ценой своей жизни, по-моему, сильно перевешивает «героизм» Геракла.

      Ответить
      • avatar

        Не совсем понял, при чем здесь Геракл? Тем более, что с самого начала я хотел ограничить время, пространство и область проявления героизма. Нашим веком, нашей страной и сферой политики. То есть тем, что нам известно, понятно и близко.
        Почему сферой политики? Да потому, что на нашем веку почти не случилось войн, а трудовой героизм был уже как-то не в чести к моменту нашего рождения.
        Политика же всегда глубоко трогала меня, поскольку с самых детских лет, со времени детских сказок, а затем — да, легенд и мифов, а чуть позже рыцарских и приключенческих романов, мир я воспринимал как арену борьбы между Добром и Злом, а в жизни и в её различных проявлениях видел эпизоды этой великой борьбы.
        В большинстве произведений зло всесильно и жестоко угнетает всех тех, кому случилось оказаться под его, зла, началом. Редкие попытки отдельных храбрецов заканчиваются для них плачевно. И кажется, что так оно теперь будет всегда.
        Но в момент едва ли не самого жестокого отчаяния случается чудо, и зло оказывается поверженным. Часто благодаря герою и тем остаткам добрых сил, что ещё сохранились с мире. Похоже, что ради этого момента, ради чуда я и читал эти книги, а позже — смотрел фильмы. Ради вожделенного момента торжества правды и справедливости.
        Не стоит и говорить, что с определенного момента, назовём его моментом прозрения, я ощутил себя живущим в обществе всеобщей лжи и тотального отсутствия свободы. Очень похожим по этим и другим признакам на те обители зла, о которых читал в книгах и которые видел в фильмах.
        Поэтому, естественно, что во мне стало просыпаться чувство возмущения и жажды восстановления справедливости. Так я пришел в политику, которая для меня стала средством борьбы с несправедливостью и восстановления справедливости.
        Логично спросить, что для меня является критерием справедливости и несправедливости? — Не «растекаясь особо мыслию по древу», скажу, что это в первую очередь свобода. Во всех её проявлениях: слова, самовыражения, перемещения и т. д. — ну и естественно, с соблюдением всех этических эстетических требований и норм, принятых в обществе. Я понимаю, что по отдельным моментам здесь можно спорить и что сами нормы и требования эти со временем меняются, но надо понимать, что в общем и целом на протяжении истории человечества они оставались одними и теми же.
        Еще Кант, а задолго до него Платон доказали, что нравственное чувство укоренено в нас, более того оно рождается с нами, и каждый из нас, даже самый законченный негодяй, знает, что такое хорошо и что такое плохо; и если все же поступает не по совести и не по зову этого своего нравственного чувства, то лишь потому, что находит хитроумные аргументы, чтобы заглушить его в себе.
        Ну да хватит об этом. Мы все же о героях. Так вот, коль скоро мы живём в такие времена — политические и политизированные, коль скоро политика значит в наше время так много и именно здесь, в сфере политики, проходит основной водораздел между Добром и Злом, то и героев я своих ищу и нахожу в первую очередь с этой сфере.
        При этом, как ты понимаешь, я отнюдь не считаю, что их, героев, может не быть в других областях и что становиться таковыми люди не могут совсем по другому поводу. Могут, конечно же, могут и становятся. Но мне ближе и сегодня хочется говорить о других героях — выступающих в неравный бой с бездушной государственной машиной, с тупым и всесильным Левиафаном.
        Ты же.. Зачем тебе соглашаться или не соглашаться со мной? Зачем тебе оговаривать моих героев и оспаривать их право на героизм? Ты имеешь полное право, коль скоро тема тебе эта близка и интересна, говорить о своих героях и воспевать их великие подвиги.
        Однако сдаётся мне, что у тебя их просто нет, своих героев, да и тема тебе эта не очень интересна, а хочется просто, как это обычно у тебя бывает, втянуть меня в абсолютно ненужный и бесполезный спор.
        Бесполезно, Левон. Я стараюсь не наступать дважды на одни и те же грабли и на второй и третий круг бессмысленных беличьих бегов мне тоже не хочется заходить. Но я признателен тебе, что ты дал мне возможность высказаться по этой важной для меня, а может, и ещё для кого-то темы.

      • avatar

        Очень длинный комментарий, постараюсь ответить, но пока о главном.
        Собственно, я об этом уже написал.
        Саша прошу тебя, если тебя интересует тема ГЕРОИЗМА, ограниченная только «сферой политики» ты вполне можешь развивать ее на своей странице ФБ.
        Давай, по старой традиции постараемся обойтись в Контрапункте без политики, даже не смотря на то, что она тебя так глубоко трогает. Хотя складывается впечатление, что без той или иной степени политизированности тебе уже трудно разговаривать на любые отвлеченные темы.
        Извини, что сразу не предупредил, о своем желании рассмотреть поднятый тобою вопрос несколько в другом аспекте. Полагал, и так понятно.

  3. avatar

    Мысль о неплохо проплачиваемом протесте, умело продвигаемая очень хорошо проплачиваемой пропагандой, настолько глубоко проникла в умы, что извлечь ее оттуда не представляется возможным.
    Познакомился летом заочно с депутатом Донского района Владимиром Залищаком. Человек очень любит свой район, проводит каждое воскресенье бесплатные экскурсии по достопримечательностям (Донское кладбище, Нескучный сад, дом-музей Петра Капицы). Договорились с ним провести экскурсию по Андреевскому монастырю. Владимир неоднократно помогал жителям района в борьбе за свои права. Вообще чувство справедливости у него в крови. Одна из экскурсий посвящена жертвам сталинских репрессий, похороненным на Донском кладбище. Участвовал в протестной акции в конце января. На следующий день был арестован и посажен в Сахарово на 15 суток. Может я не вполне нормальный но что-то мне подсказывает, что его деятельность никто не оплачивает. Можно ли считать такого человека героем? Думаю да

    Ответить
    • avatar

      «Мысль о неплохо проплачиваемом протесте» гораздо в большей степени относилась к организующей составляющей, нежели к другим протестным составляющим: (из приведенных примеров (Залищак, Бабков)) — бескорыстное убеждение;
      вечная борьба отцов и детей;
      все надоело;
      Маша идет и я пойду;
      и пр.

      Но приведенные «плохой» пропагандой случаи обещанных вознаграждений за массовку (с публикацией фото в сетях) наверняка могли иметь место, как и обещанные тысячи от ЕСВЧ.

      Ответить
    • avatar

      Читать же по поводу «глубоко проникших мыслей в умы» от «плохой» пропаганды, право, как-то неловко, как минимум по двум причинам:
      1. Не верится, что мои столь уважаемые, образованные, интеллигентные друзья полагают, что их «идеологический» оппонент (про других умалчиваю) зомбирован «плохой» пропагандой до такой степени, что к самостоятельным размышлениям и выводам просто не способен.
      2. Стоит, наверно, учитывать тот факт, что «хорошей» пропаганды, учитывая интеллектуальный опыт, ресурсы и пр. в разы больше и по количеству, и по эффективности. У нас же только одной армянке больной (ногами) со всем миром приходится бороться в одиночку.
      Так что, любое предположение в зомбированности оппонентов, можно сразу применять и к себе.

      Ответить
      • avatar

        После фразы об армянке за мой (в том числе) счет сражающейся в одиночку (!!!) аж со всем миром (!!!) можно смело заканчивать дискуссию

      • avatar

        Политическую ее часть, однозначно.

    • avatar

      Не хочу сравнивать, к примеру себя, с безусловно положительной по описанию личностью депутата Залищака, но я тоже «очень люблю» историю 60-х и рок-музыку и тоже «бесплатно» (даже доплачивая) трачу практически все свое свободное время на популяризацию своих увлечений (пусть и через интернет), хотя, когда был помоложе делал это и оффлайн.
      Сочувствую товарищу по поводу 15-ти суток, но меня тоже задерживали еще в советское время, к примеру, на Воробьевых горах на «несанкционированном» митинге по поводу гибели Джона Леннона или на совсем «несанкционированном» каком-то сборном рок-концерте где-то в области (вот там было жестко…).
      Думаю случаи в чем-то похожие, но к ГЕРОИЗМУ имеют очень отдаленное отношение.

      Ответить
    • avatar

      Еще по поводу моего личного опыта общения с правозащитной деятельностью.
      Как-то в бытность моего проживания на Красных воротах, ко мне обратилась одна бывшая подруга-сослуживец с просьбой арендовать одну из комнат для одного из медведковских правозащитников, у которого она подрабатывала секретарем.
      Видел я его у себя раз пять (иногда с просителями), один раз пообщались чуть плотнее. Никак не собираюсь его характеризовать, но через месяц-полтора я попросил их съехать. По тому, что я видел, слышал сам и из рассказов секретарши — коммерция в чистом виде или, скажем так, помощь в правозащитных и прочих вопросах, но не совсем бескорыстная.
      Наверняка есть и товарищи, демонстрирующие обратные примеры, но не совсем тогда понятно, на что они живут.

      Ответить
  4. avatar

    Добавлб еще, что Владимиру в его деяткльеости неоднократно угрожали и продолжают угрожать

    Ответить
  5. avatar

    Как только возникает мысль о том, что кто-то кому-то что-то там проплачивает за участие в протестном движении, мне тут же хочется прервать разговор! Потому что в первую очередь это ни на чем не основанное оскорбление людей, рискующих своей свободой, здоровьем и благополучием. Спрашивается, за какие деньги все это можно купить? И кто в здравом уме и крепкой памяти захочет вступить в такую сделку? А вслед за этим — почему тот, кто это с такой уверенностью утверждает и сам не дурак подзаработать, не пытается этого сделать?
    Будучи неизменным участником протестных акций, я даже представить себе не могу ничего подобного. В первую очередь потому, что если бы даже кто и осмелился предложить мне или кому-то из участников деньги, то тут же получил бы в рог.
    То, чего не могут представить себе критиканты. То, что совестью и идеалами не торгуют. Но, что хуже, они не могут представить себе и другого: что могут вообще существовать такие понятия, как совесть и идеалы!

    Ответить
  6. avatar

    Полагал, что мои сообразительные оппоненты поймут смысл публикации ветки про ГЕРОИЗМ в Контрапункте, не только, как желание дистанцироваться от политизированной составляющей, но и желанием более углубленного разбора критериев самого понятия в смысле более философском, или более обыденном, или более этимологическом.
    Комментарии же опубликованные здесь, лучше было переадресовать к автору статьи на ФБ (и по смыслу, и по содержанию).
    В дальнейшем лучше так и делать.

    Тем не менее, на то, что уже появилось, считаю своим долгом ответить.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *