Ой как красиво!!! Просто ювелирная работа, и со стороны моей мамы так тонко подобраны стихи к фотографиям, и со стороны Левона прекраснейшее оформление! Спасибо вам огромное! У нас как раз вчера выпал снег!
Спасибо! Косулю видели вместе, помнишь?
Левону же я благодарна не только за чудесное оформление, но еще и за то, что ему удалось облагородить мои очень разношерстные любительские снимки.
Аллочка! Как все красиво и какие гениальные подобраны стихи! У нас сегодня снегопад. Все замело. Я в офисе, смотрю время от времени в окно — настоящая зима. Снег везде. Это редкое в последние годы явление. Как кстати ваш Альбом. Еще вчера было солнечно, а сегодня — метель и вьюга. Завтра будет очень красиво в Москве, почти как когда-то в нашем детстве. Увы, мало времени на то, чтобы насладиться этим пушистым снегом, хотелось бы даже поваляться в нем, но как потом подняться…. Спасибо.
Юля, спасибо большое! У нас тоже метет с воскресенья. Красота неземная! Страшно только, что деревья не выдержат. Зато уже сегодня видела, что прокладывают лыжню. Значит, на выходные можно отправиться на лыжах
*Меня тоже каждый раз мучает вопрос, понимают ли финны своё счастье..)
Хорошо! Идея со стихами замечательная! Меня только печалит то, что данный виджет не позволяет просматривать фото в большом размере. Я, как избалованный пользователь Панорамио, привыкла рассматривать все мелкие детали :)
А в Москве сегодня и правда — сказка! Я бросила работать в пол-пятого, оделась и.. вышла в снег..)) Теперь вот фотоаппарат просушиваю :)
Надежда, в этом «виджете» есть возможность увеличения масштаба (см. рисунок). Фотографии в книжке, конечно, не такого разрешения, как в Панорамии, но приблизить можно.
Надя правильно говорит, здесь хочется детальки рассматривать. «Всего и надо, что вглядеться», а Левон не позволяет. Замечательно, что так вовремя опубликовано, когда и в Москве такое же богатство.
Алла и, я так понимаю, Левон, спасибо за доставленное удовольствие. Идея пусть и не нова, но превосходна. Исполнение тоже на высоком уровне. Да и сама идея, изложенная в предисловии, тоже значима и объединяет все в цельное и законченное произведение. Все как мне нравится, одним словом.
Не знаю, что тут первично, что вторично – яйцо или курица, стихи или образы, да это и не важно. Смотрится все органично и свежо. И вспоминается один феномен с Андреевского спуска в Киеве, который за жалкие гроши на любое называемое ему слово тут же отзывался стихами, где это слово являлось едва ли не смысловым. Можно, конечно, найти этому свое объяснение: мол, специальные приемы, мол, каждый стих состоит из множества слов, а значит, может послужить не один, а множество раз и т.д. и т.п. Можно, но почему-то не хочется. Всегда мечтал о способности хранить и сохранять в памяти и сердце как можно больше стихов, мыслей, образов… Но что не дано, то не дано…
И опять-таки, еще один повод, вслед за Надиными фотографиями, написать о своем отношении к Финляндии, но все же прошу немного подождать…
Саша, спасибо! Буду стараться и дальше доставлять тебе больше удовольствий и меньше огорчений. Честно говоря, я и сама не знаю, что первично, наверное, всё же мое отношение и настроение, а еще ощущение чуда.
Недурно, весьма и весьма, и даже очень!
К предыстории вопроса.
Когда Алла предложила к публикации материал своих фотографий со стихами, я отнеся к ее идее первоначально скептически, учитывая собственные многочисленные опыты по соединению двух жанров. Не знаю, что (или кого) подразумевал Саша, когда говорил о том, что идея не нова, но я впервые задумался о совмещении лирики и фотографий еще в конце 70-х. Тогда мне случайно попались гравюры Уильяма Блейка, в которых он и, по-моему, впервые для своего времени, соединил их с лирическим текстами.
Я тут же задумал проект, благо стихи и фотография были моими основными увлечениями в то время. В процессе реализации я столкнулся со сложностями стилистического и смыслового характера (по аналогии того же Саши — про «яйцо и курицу»). Пока я преодолевал эти сложности, а фотография в те времена — это не как сейчас, нажал-стер, подоспела выставка еще одного экспериментатора в этой области — Евтушенко (упоминаний об этом событии я правда нигде не нашел, но помню, что выставка проходила на Грузинах). Реалистичные стихи в сочетании с реалистичной фотографией привели меня в полное расстройство, плюс идея новизны и новаторства отпала сама собой. Так мой проект и затух. Впоследствии я не раз обращался к попыткам реанимации его, но так ничего путного и не вышло до сих пор. Так что скепсис в отношении аллиной затеи был не на пустом месте.
Однако, когда все сложилось в эту книжечку и прежде всего за счет очень удачной подборки лирической составляющей, мой скепсис улетучился, уступив место радости за товарища, которому отчасти удалось то, что долго не удавалось мне.
Алла, поздравляю, получилось очень удачно и есть потенциал для развития. Как минимум, можно начать снимать фотоаппаратом и делать это в режимное время.
Левон, спасибо, рада что преодолела хоть в какой-то мере твой скепсис. Это уже немало, учитывая твою придирчивость ко всему, что связано с фотографией. Мне очень приятно, что ты порадовался.
А еще (прости, но не могу удержаться) ты, несомненно, мастер создания образа. Имею в виду начало твоего комментария : «недурно.. весьма и весьма». Едва только прочла это, увидела тебя уставшим от популярности мэтром, в домашней куртке с непременным шейным платком, курящим что-нибудь этакое… Мэтр снисходительно-дружелюбно рассматривает работы юной длинноногой ученицы, сидящей перед ним в ожидании приговора. Время от времени мэтр, задерживает взгляд на рисунке, поглядывая на коленки юного дарования, и рокочущим баритоном мурлычет: «Недуууурррно… Недуууурррно …», имея в виду то ли работу, то ли коленки.
Надеюсь, это тебя не обидит, мне кажется, тебе это идет
Я не большой знаток искусства, точнее искусств. Честно говорю, меня никогда не интересовали ни рецензии, ни отклики с комментариями, ни «ерничания по случаю» и т.д., например, на картину К. Малевича «Черный квадрат». Даже сейчас, когда пишутся эти строки, я умышленно заставляю себя не смотреть в интернет, что бы уберечься от соблазна узнать о ней чье-то чужое мнение. И сегодня что-то повернулось в моей голове. Хочу поделиться с соблоггерами и читателями сайта.
Картину К. Малевича я видел один лишь раз в Третьяковской галерее очень давно, видимо в 90-е. Прошел мимо нее. Остановился. Вернулся. Посмотрел… и, вправду, — черный квадрат. Пожал плечами и пошел себе дальше. Перелистывая по многу раз «Альбом» Аллы, все время ловил себя на мысли, что не только замечательные стихи и природа под стать им не, суть, главные элементы этой работы. Меня вдруг осенило, что через сегодняшнее созерцание черно-белых фотографий я по-новому взглянул и на шедевр К. Малевича. Что же главное в нем? Это – оттенки черного! Оказывается, у черного цвета тоже есть оттенки. Не только известные нам «иссиня-черный» или «черно-голубой» (помните, название польской бит-группы 60-х-70-х «Небяска черни» — «Сине-черные»), а именно оттенки черного. Так, как это есть у серого: не читал и не смотрел, к сожалению, а только слышал название книги и фильма – «Сто оттенков серого». Но в чем я окончательно убедился, созерцая зимние пейзажи Финляндии в авторстве Аллы, что главный оттенок черного – это белое!!! Именно в «белое», светлое, в будущее была обращена картина мастера. Она была обращена к нам, сегодняшним, которые в одночасье – по историческим меркам — стали «гостями из будущего». Все мы люди в годах вернулись на 20-25, а то и 30 лет назад в страну, где родились. В этом-то и есть и парадокс, и реальность и трагедия происходящего: что бы устремиться в светлое, видимо, нужно снова пройти, как когда-то наши родители, бабушки и дедушки, через черное. Пройти, что бы наши дети и внуки не стали, как и мы, «гостями из будущего» в своей стране.
А сложная эстетика «черно-белого» в искусстве по-прежнему таит в себе массу интересного и трогательного. Помните, старые журналы «Советское фото» или «Советский экран», не говоря уже о домашних фотоальбомах? Сколько всего можно было придумать и додумать, рассматривая черно-белые фотографии!
В детстве, обсуждая с приятелями и подружками новый фильм, в первую очередь, спрашивали друг у друга: «…а кино-то цветное или черно-белое?» И разочарованно надували губки: «фи, а мы думали цветное». Позднее приходило понимание того, что лучшие фильмы Советского кино были все же черно-белые: «Цирк», «Чапаев», «Волга-Волга», «Сердце матери», «Семнадцать мгновений весны» и другие. Но в юные сердца наших ровесников и их старших братьев и сестер и, конечно, наших мам и пап, чьи души щемило несбывшееся, западали не они, а: «Еще раз про любовь», «Двое», «Старшая сестра», «Три тополя на Плющихе», «О тебе». Даже раскрашенные компьютерными технологиями, сегодня они все равно воспринимаются как черно-белые, обращенные к страдающим душам и устремленные в светлое будущее. — «Черный квадрат»!
Есть одна современная, черно-белая и подчеркну практически полностью немая работа французских кинематографистов — фильм «Артист». Это современный взгляд на эстетику кинематографа 20-х – 30-х годов и сложный период «ломки» и утери «уходящего» немого кино и его героев и идущей ему на смену «бешеной, как электричка» эры звукового кинематографа. Герои, вплоть до заключительных сцен фильма изъясняются жестами, глазами, что-то говорят, страдают, погибают, выживают. И, видимо, можно многое узнать, читая по их губам. В общем, актеры играют немое кино про любовь, личную трагедию талантливого актера и режиссера немого кино, от которого уходит в мир звукового кино любимая женщина-актриса. Говорить, петь и танцевать они начинают только в самом конце фильма, вместе разучивая сцену нового звукового фильма. Они обрели новые качества, пройдя через испытания и поняв важность происходившего для крепости их чувств.
Черное и белое – философия бытия.
Мои самые искренние благодарности Алле за ее замечательный эго-центрический опыт!
Ося, я даже растрогался, прочитав твой последний комментарий, который скорее тянет на целый пост. Здесь, я думаю, Левон должен был бы регулировать процесс и форму подачи материала. Ну, какой же это комментарий, если идея выходит далеко за рамки темы комментируемого материала? Если идея эта глубока, самостоятельна и оригинальна? Если она отражает новый взгляд автора на то или иное явление? В данном случае — на Малевича и на его «Черный квадрат», ставший ни много ни мало символом нового искусства авангарда, а по сути искусства всего 20-го века!
И главное, это определенный прорыв в сознании или, как я это иногда называю, «просвет бытия» для отдельного человека, а, может, и для кого-то еще. Когда на давно известные тебе вещи и явления удается посмотреть «незамыленным» взглядом и, главное, увидеть их по-новому – это ли не свидетельство и результат внутренней работы сознания, которая идет внутри тебя, практически без осознания этого процесса, а затем вдруг выплескивается наружу? Подобно некоему протуберанцу, вырывающемуся из глубин термоядерных и, черт его знает, каких там еще процессов, идущих на Солнце…
Многие мои работы являются результатом вот таких же внутренних процессов. Отрадно поэтому видеть, что у кого-то еще происходит нечто подобное и что метаморфозы, понимаемые как определенное перерождение сознания, случаются не только у меня…
Иосиф, честно говоря, я и предположить не могла, что моя небольшая публикация так сдетонирует. Это и воодушевило меня, и порадовало, и заставило задуматься. Сначала я было кинулась благодарить, уже и гордость стала зарождаться… Но вот какая мысль меня пронзила: а в чем же тут моя заслуга? Не я создала эти чудные картины природы, не я написала эти волшебные строки… А что, если не поэзия (искусство) и природа, источники наших размышлений и вдохновений? Единственное, что могла бы поставить себе в заслугу, что альбом мой смог выразить хотя бы малую толику безграничной моей любви к природе, поэзии, жизни. Вот и еще один источник — любовь наша. А она взрастала в эпоху черно-белых фильмов, черно-белых фотографий, в ту пору нашего юношеского максимализма нам многое казалось черно — белым, а потому простым и ясным. Наверное, по этой простоте и ясности тоскуем мы теперь, живя в таком многоцветном мире.
Как мне было тепло и уютно читать Ваш комментарий! Общие фильмы, общее время, общие взгляды и чувства, общая любовь к жизни. Но какой бы сложной и странной она ни казалась, она намного проще наших представлений о ней, черно-белая в сущности. Просто даже у черного, как Вы точно подметили, много оттенков, как и у белого впрочем. Только вот чтобы понять такую простую, на первый взгляд, вещь, нам понадобилась вся наша жизнь…
У меня, кажется, есть ответ на некоторые Ваши сомнения о личном вкладе в замечательную, не побоюсь этого слова, резонансную работу «Альбом»: «не я создала…, не я написала…».
В науке, например, нынче все новейшие достижения происходят в области междисциплинарных исследований. В культуре и искусстве успех приходит так же при использовании неких синтетических подходов. Причем, все больше и больше событий такого рода имеют место в результате серьезных теоретических разработок. Т.е. и фундамент успеха закладывается в связи с объединением идей и подходов из разных направлений и источников. Такое вот философское начало теперь в искусстве и науке. Ранее, даже мысли об этом считались крамолой и грозили отлучением, а то и бедой для их носителей. Теперь же это становится нормой. И, действительно, что бы придти к этому и понять и применить во благо (в основном, во благо, надеюсь) потребовалась не одна только наша жизнь, а жизни и опыт целых поколений.
В связи со сказанным вспоминается увиденный мной спектакль «Сны Подколесина» по пьесе Гоголя «Женитьба» в постановке Омского театра «Галерка» — «мистический водевиль с увертюрой и стрельбой». Трудно себе представить, но здесь коллектив театра сумел объединить в себе темы чеховского «Дяди Вани», разумеется, произведения самого Николая Васильевича Гоголя, перенеся действие, в том числе, на испанскую землю, показав универсальность идеи автора для различных стран и континентов. А в завершение постановки режиссер перенес и инфантильного, убоявшегося потери свободы, героя «Женитьбы» прямо, считай, из-под венца, в наше время, в … среду футбольных фанатов, которые бегали вместе с ним по маленькому залу «Театра Сатиры на Васильевском» (все происходило во время гастролей омичей в Санкт-Петербурге) с огромными баннерами любимой команды, наслаждаясь тем, что им доставляет главную радость в жизни.
Все это в сочетании с превосходным вокалом молодых актеров, которые пели страстные песни о любви на живом испанском, произвело на меня очень сильное впечатление. Да и замысел автора — Великого, нашего, Н.В. Гоголя — стал для меня еще более ясен именно в таком прочтении его произведения. Говорю об этом честно и искренне. И, если доведется побывать в Омске или где-то увидеть афиши «Галерки», пойду смотреть их творения не задумываясь.
Точно также, жду с нетерпением Ваших новых синтетических «эго-центрических» опытов, которые рождают такие интересные образы и сравнения.
Всем советую посмотреть. В 20-е годы в Союзе гремела слава изобретателя Льва Термена, чей музыкальный инструмент «терменвокс» завораживал массы людей. Его концерт слушала однажды моя бабушка и мне в детстве рассказывала об этом эксперименте, как о чуде. Теперь возможности другие и эффект воздействия тоже.
Из Википедии: «Л. С. Термен счел необходимым показать, что «электричество — это не только механическая бездушная сила, автоматически выполняющая физический труд, но что, помимо этого, она является и средством наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами музыкальных созвучий.».
Iosif
06.02.2015 в 2:13
Спасибо тебе, Саша! Мне приятно это слышать и осознавать. Допускаю, что я «открыл Америку», разглядев нечто необычное для самого себя, вспомнив картину Великого мастера, и что кто-то где-то уже подобное высказал. Но этот отклик действительно родился у меня сам-собой под воздействием очень удачной работы Аллы, осуществленной ей в содружестве с Левоном.
По-видимому, внутри меня идет не простой процесс проникновения в суть основной идеи Контрапункта. Процесс этот идет в связи, порой космической, с тобой и всеми нашими «дворянами», и, несомненно, под твоим и их влиянием в самом светлом смысле этого слова.
Пост, не столь, может быть, философский, а, скорее житейский, в духе «Дыхания времени», не в развитие — ни Боже ни -, а в створе содержания «Альбома» Аллы, надеюсь, скоро представить на суд общественности.
Суть внутренней идеи «Контрапункта» в моем понимании – это открытие в себе, в своей душе и сердце, скрытых там творческих потенций и высвобождение их. Процесс непростой и неоднозначный. И по сути бесконечный, в том смысле, что он не имеет явно выраженной конечной цели и может быть прерван только судьбой. Путь, не имеющий конечного пункта назначения, а лишь промежуточные станции – результаты творческих поисков. По которым я не стал бы судить человека в целом… да и в частности тоже бы не стал. Хотя бы для того, чтобы не нарушать ход идущих в нем творческих процессов.
В конце концов, все мы, участники блога, люди достаточно разумные, а значит, самокритичные и в состоянии сами дать оценку своим временным успехам и неудачам. При необходимости же внести в этот процесс соответствующие коррективы.
Главное же не эти промежуточные результаты, а сам процесс внутреннего горения, и дай Бог, чтобы он шел и, по возможности, подогревал, а то и распалял тот же огонь в душе другого человека. Как мы видим, иногда это получается, и когда это происходит, лично у меня это вызывает огромную радость. Чужим успехам я радуюсь не меньше, чем своим.
Iosif
07.02.2015 в 18:12
И еще о «Черном квдрате» Казимира Малевича.
Из А. Кулагина на «Бесполезную литературу»
«Левон, если обратиться к истории, то появление «Контрапункта» было вызвано нашими разговорами о чёрном квадрате, для которого этот год юбилейный. Сто лет. ….. Но обсуждение продолжается, у каждого есть мнение, и обсуждаем мы не художественные достоинства или недостатки.»
Совершенно нечего добавить.
А. Кулагин
08.02.2015 в 15:51
Алла, присоединяюсь ко всем восторженным словам.
Несколько раз бывал снежной зимой в командировках (Мурманск и Нефтеюганск). Зимний лес…
Вокруг Липок лес не хуже, но настроение другое.
Там величие и бесконечность, здесь уют и счастливое возвращение домой.
Ой как красиво!!! Просто ювелирная работа, и со стороны моей мамы так тонко подобраны стихи к фотографиям, и со стороны Левона прекраснейшее оформление! Спасибо вам огромное! У нас как раз вчера выпал снег!
Спасибо! Косулю видели вместе, помнишь?
Левону же я благодарна не только за чудесное оформление, но еще и за то, что ему удалось облагородить мои очень разношерстные любительские снимки.
Аллочка! Как все красиво и какие гениальные подобраны стихи! У нас сегодня снегопад. Все замело. Я в офисе, смотрю время от времени в окно — настоящая зима. Снег везде. Это редкое в последние годы явление. Как кстати ваш Альбом. Еще вчера было солнечно, а сегодня — метель и вьюга. Завтра будет очень красиво в Москве, почти как когда-то в нашем детстве. Увы, мало времени на то, чтобы насладиться этим пушистым снегом, хотелось бы даже поваляться в нем, но как потом подняться…. Спасибо.
Юля, спасибо большое! У нас тоже метет с воскресенья. Красота неземная! Страшно только, что деревья не выдержат. Зато уже сегодня видела, что прокладывают лыжню. Значит, на выходные можно отправиться на лыжах
*Меня тоже каждый раз мучает вопрос, понимают ли финны своё счастье..)
Хорошо! Идея со стихами замечательная! Меня только печалит то, что данный виджет не позволяет просматривать фото в большом размере. Я, как избалованный пользователь Панорамио, привыкла рассматривать все мелкие детали :)
А в Москве сегодня и правда — сказка! Я бросила работать в пол-пятого, оделась и.. вышла в снег..)) Теперь вот фотоаппарат просушиваю :)
Надежда, в этом «виджете» есть возможность увеличения масштаба (см. рисунок). Фотографии в книжке, конечно, не такого разрешения, как в Панорамии, но приблизить можно.
Вы правда думаете, что я не видела этих кнопок? И они лишь растягивают изображение, ухудшая его качество..(
Надя правильно говорит, здесь хочется детальки рассматривать. «Всего и надо, что вглядеться», а Левон не позволяет. Замечательно, что так вовремя опубликовано, когда и в Москве такое же богатство.
Андрей, я очень рада, что захотелось «вглядеться» и рассмотреть «детальки».
Алла и, я так понимаю, Левон, спасибо за доставленное удовольствие. Идея пусть и не нова, но превосходна. Исполнение тоже на высоком уровне. Да и сама идея, изложенная в предисловии, тоже значима и объединяет все в цельное и законченное произведение. Все как мне нравится, одним словом.
Не знаю, что тут первично, что вторично – яйцо или курица, стихи или образы, да это и не важно. Смотрится все органично и свежо. И вспоминается один феномен с Андреевского спуска в Киеве, который за жалкие гроши на любое называемое ему слово тут же отзывался стихами, где это слово являлось едва ли не смысловым. Можно, конечно, найти этому свое объяснение: мол, специальные приемы, мол, каждый стих состоит из множества слов, а значит, может послужить не один, а множество раз и т.д. и т.п. Можно, но почему-то не хочется. Всегда мечтал о способности хранить и сохранять в памяти и сердце как можно больше стихов, мыслей, образов… Но что не дано, то не дано…
И опять-таки, еще один повод, вслед за Надиными фотографиями, написать о своем отношении к Финляндии, но все же прошу немного подождать…
Саша, спасибо! Буду стараться и дальше доставлять тебе больше удовольствий и меньше огорчений. Честно говоря, я и сама не знаю, что первично, наверное, всё же мое отношение и настроение, а еще ощущение чуда.
Недурно, весьма и весьма, и даже очень!
К предыстории вопроса.
Когда Алла предложила к публикации материал своих фотографий со стихами, я отнеся к ее идее первоначально скептически, учитывая собственные многочисленные опыты по соединению двух жанров. Не знаю, что (или кого) подразумевал Саша, когда говорил о том, что идея не нова, но я впервые задумался о совмещении лирики и фотографий еще в конце 70-х. Тогда мне случайно попались гравюры Уильяма Блейка, в которых он и, по-моему, впервые для своего времени, соединил их с лирическим текстами.
Я тут же задумал проект, благо стихи и фотография были моими основными увлечениями в то время. В процессе реализации я столкнулся со сложностями стилистического и смыслового характера (по аналогии того же Саши — про «яйцо и курицу»). Пока я преодолевал эти сложности, а фотография в те времена — это не как сейчас, нажал-стер, подоспела выставка еще одного экспериментатора в этой области — Евтушенко (упоминаний об этом событии я правда нигде не нашел, но помню, что выставка проходила на Грузинах). Реалистичные стихи в сочетании с реалистичной фотографией привели меня в полное расстройство, плюс идея новизны и новаторства отпала сама собой. Так мой проект и затух. Впоследствии я не раз обращался к попыткам реанимации его, но так ничего путного и не вышло до сих пор. Так что скепсис в отношении аллиной затеи был не на пустом месте.
Однако, когда все сложилось в эту книжечку и прежде всего за счет очень удачной подборки лирической составляющей, мой скепсис улетучился, уступив место радости за товарища, которому отчасти удалось то, что долго не удавалось мне.
Алла, поздравляю, получилось очень удачно и есть потенциал для развития. Как минимум, можно начать снимать фотоаппаратом и делать это в режимное время.
Левон, спасибо, рада что преодолела хоть в какой-то мере твой скепсис. Это уже немало, учитывая твою придирчивость ко всему, что связано с фотографией. Мне очень приятно, что ты порадовался.
А еще (прости, но не могу удержаться) ты, несомненно, мастер создания образа. Имею в виду начало твоего комментария : «недурно.. весьма и весьма». Едва только прочла это, увидела тебя уставшим от популярности мэтром, в домашней куртке с непременным шейным платком, курящим что-нибудь этакое… Мэтр снисходительно-дружелюбно рассматривает работы юной длинноногой ученицы, сидящей перед ним в ожидании приговора. Время от времени мэтр, задерживает взгляд на рисунке, поглядывая на коленки юного дарования, и рокочущим баритоном мурлычет: «Недуууурррно… Недуууурррно …», имея в виду то ли работу, то ли коленки.
Надеюсь, это тебя не обидит, мне кажется, тебе это идет
Дворяне, однако.
Но срисовано похоже, даже не буду отпираться.
Я не большой знаток искусства, точнее искусств. Честно говорю, меня никогда не интересовали ни рецензии, ни отклики с комментариями, ни «ерничания по случаю» и т.д., например, на картину К. Малевича «Черный квадрат». Даже сейчас, когда пишутся эти строки, я умышленно заставляю себя не смотреть в интернет, что бы уберечься от соблазна узнать о ней чье-то чужое мнение. И сегодня что-то повернулось в моей голове. Хочу поделиться с соблоггерами и читателями сайта.
Картину К. Малевича я видел один лишь раз в Третьяковской галерее очень давно, видимо в 90-е. Прошел мимо нее. Остановился. Вернулся. Посмотрел… и, вправду, — черный квадрат. Пожал плечами и пошел себе дальше. Перелистывая по многу раз «Альбом» Аллы, все время ловил себя на мысли, что не только замечательные стихи и природа под стать им не, суть, главные элементы этой работы. Меня вдруг осенило, что через сегодняшнее созерцание черно-белых фотографий я по-новому взглянул и на шедевр К. Малевича. Что же главное в нем? Это – оттенки черного! Оказывается, у черного цвета тоже есть оттенки. Не только известные нам «иссиня-черный» или «черно-голубой» (помните, название польской бит-группы 60-х-70-х «Небяска черни» — «Сине-черные»), а именно оттенки черного. Так, как это есть у серого: не читал и не смотрел, к сожалению, а только слышал название книги и фильма – «Сто оттенков серого». Но в чем я окончательно убедился, созерцая зимние пейзажи Финляндии в авторстве Аллы, что главный оттенок черного – это белое!!! Именно в «белое», светлое, в будущее была обращена картина мастера. Она была обращена к нам, сегодняшним, которые в одночасье – по историческим меркам — стали «гостями из будущего». Все мы люди в годах вернулись на 20-25, а то и 30 лет назад в страну, где родились. В этом-то и есть и парадокс, и реальность и трагедия происходящего: что бы устремиться в светлое, видимо, нужно снова пройти, как когда-то наши родители, бабушки и дедушки, через черное. Пройти, что бы наши дети и внуки не стали, как и мы, «гостями из будущего» в своей стране.
А сложная эстетика «черно-белого» в искусстве по-прежнему таит в себе массу интересного и трогательного. Помните, старые журналы «Советское фото» или «Советский экран», не говоря уже о домашних фотоальбомах? Сколько всего можно было придумать и додумать, рассматривая черно-белые фотографии!
В детстве, обсуждая с приятелями и подружками новый фильм, в первую очередь, спрашивали друг у друга: «…а кино-то цветное или черно-белое?» И разочарованно надували губки: «фи, а мы думали цветное». Позднее приходило понимание того, что лучшие фильмы Советского кино были все же черно-белые: «Цирк», «Чапаев», «Волга-Волга», «Сердце матери», «Семнадцать мгновений весны» и другие. Но в юные сердца наших ровесников и их старших братьев и сестер и, конечно, наших мам и пап, чьи души щемило несбывшееся, западали не они, а: «Еще раз про любовь», «Двое», «Старшая сестра», «Три тополя на Плющихе», «О тебе». Даже раскрашенные компьютерными технологиями, сегодня они все равно воспринимаются как черно-белые, обращенные к страдающим душам и устремленные в светлое будущее. — «Черный квадрат»!
Есть одна современная, черно-белая и подчеркну практически полностью немая работа французских кинематографистов — фильм «Артист». Это современный взгляд на эстетику кинематографа 20-х – 30-х годов и сложный период «ломки» и утери «уходящего» немого кино и его героев и идущей ему на смену «бешеной, как электричка» эры звукового кинематографа. Герои, вплоть до заключительных сцен фильма изъясняются жестами, глазами, что-то говорят, страдают, погибают, выживают. И, видимо, можно многое узнать, читая по их губам. В общем, актеры играют немое кино про любовь, личную трагедию талантливого актера и режиссера немого кино, от которого уходит в мир звукового кино любимая женщина-актриса. Говорить, петь и танцевать они начинают только в самом конце фильма, вместе разучивая сцену нового звукового фильма. Они обрели новые качества, пройдя через испытания и поняв важность происходившего для крепости их чувств.
Черное и белое – философия бытия.
Мои самые искренние благодарности Алле за ее замечательный эго-центрический опыт!
Ося, я даже растрогался, прочитав твой последний комментарий, который скорее тянет на целый пост. Здесь, я думаю, Левон должен был бы регулировать процесс и форму подачи материала. Ну, какой же это комментарий, если идея выходит далеко за рамки темы комментируемого материала? Если идея эта глубока, самостоятельна и оригинальна? Если она отражает новый взгляд автора на то или иное явление? В данном случае — на Малевича и на его «Черный квадрат», ставший ни много ни мало символом нового искусства авангарда, а по сути искусства всего 20-го века!
И главное, это определенный прорыв в сознании или, как я это иногда называю, «просвет бытия» для отдельного человека, а, может, и для кого-то еще. Когда на давно известные тебе вещи и явления удается посмотреть «незамыленным» взглядом и, главное, увидеть их по-новому – это ли не свидетельство и результат внутренней работы сознания, которая идет внутри тебя, практически без осознания этого процесса, а затем вдруг выплескивается наружу? Подобно некоему протуберанцу, вырывающемуся из глубин термоядерных и, черт его знает, каких там еще процессов, идущих на Солнце…
Многие мои работы являются результатом вот таких же внутренних процессов. Отрадно поэтому видеть, что у кого-то еще происходит нечто подобное и что метаморфозы, понимаемые как определенное перерождение сознания, случаются не только у меня…
Иосиф, честно говоря, я и предположить не могла, что моя небольшая публикация так сдетонирует. Это и воодушевило меня, и порадовало, и заставило задуматься. Сначала я было кинулась благодарить, уже и гордость стала зарождаться… Но вот какая мысль меня пронзила: а в чем же тут моя заслуга? Не я создала эти чудные картины природы, не я написала эти волшебные строки… А что, если не поэзия (искусство) и природа, источники наших размышлений и вдохновений? Единственное, что могла бы поставить себе в заслугу, что альбом мой смог выразить хотя бы малую толику безграничной моей любви к природе, поэзии, жизни. Вот и еще один источник — любовь наша. А она взрастала в эпоху черно-белых фильмов, черно-белых фотографий, в ту пору нашего юношеского максимализма нам многое казалось черно — белым, а потому простым и ясным. Наверное, по этой простоте и ясности тоскуем мы теперь, живя в таком многоцветном мире.
Как мне было тепло и уютно читать Ваш комментарий! Общие фильмы, общее время, общие взгляды и чувства, общая любовь к жизни. Но какой бы сложной и странной она ни казалась, она намного проще наших представлений о ней, черно-белая в сущности. Просто даже у черного, как Вы точно подметили, много оттенков, как и у белого впрочем. Только вот чтобы понять такую простую, на первый взгляд, вещь, нам понадобилась вся наша жизнь…
Алла!
У меня, кажется, есть ответ на некоторые Ваши сомнения о личном вкладе в замечательную, не побоюсь этого слова, резонансную работу «Альбом»: «не я создала…, не я написала…».
В науке, например, нынче все новейшие достижения происходят в области междисциплинарных исследований. В культуре и искусстве успех приходит так же при использовании неких синтетических подходов. Причем, все больше и больше событий такого рода имеют место в результате серьезных теоретических разработок. Т.е. и фундамент успеха закладывается в связи с объединением идей и подходов из разных направлений и источников. Такое вот философское начало теперь в искусстве и науке. Ранее, даже мысли об этом считались крамолой и грозили отлучением, а то и бедой для их носителей. Теперь же это становится нормой. И, действительно, что бы придти к этому и понять и применить во благо (в основном, во благо, надеюсь) потребовалась не одна только наша жизнь, а жизни и опыт целых поколений.
В связи со сказанным вспоминается увиденный мной спектакль «Сны Подколесина» по пьесе Гоголя «Женитьба» в постановке Омского театра «Галерка» — «мистический водевиль с увертюрой и стрельбой». Трудно себе представить, но здесь коллектив театра сумел объединить в себе темы чеховского «Дяди Вани», разумеется, произведения самого Николая Васильевича Гоголя, перенеся действие, в том числе, на испанскую землю, показав универсальность идеи автора для различных стран и континентов. А в завершение постановки режиссер перенес и инфантильного, убоявшегося потери свободы, героя «Женитьбы» прямо, считай, из-под венца, в наше время, в … среду футбольных фанатов, которые бегали вместе с ним по маленькому залу «Театра Сатиры на Васильевском» (все происходило во время гастролей омичей в Санкт-Петербурге) с огромными баннерами любимой команды, наслаждаясь тем, что им доставляет главную радость в жизни.
Все это в сочетании с превосходным вокалом молодых актеров, которые пели страстные песни о любви на живом испанском, произвело на меня очень сильное впечатление. Да и замысел автора — Великого, нашего, Н.В. Гоголя — стал для меня еще более ясен именно в таком прочтении его произведения. Говорю об этом честно и искренне. И, если доведется побывать в Омске или где-то увидеть афиши «Галерки», пойду смотреть их творения не задумываясь.
Точно также, жду с нетерпением Ваших новых синтетических «эго-центрических» опытов, которые рождают такие интересные образы и сравнения.
Вот тоже интересный пример подобного синтеза:
http://snappytrends.com/this-guy-manipulate-fire-water-and-electricity-with-the-power-of-sound/
Я под большим впечатлением от увиденного, Алла!
Всем советую посмотреть. В 20-е годы в Союзе гремела слава изобретателя Льва Термена, чей музыкальный инструмент «терменвокс» завораживал массы людей. Его концерт слушала однажды моя бабушка и мне в детстве рассказывала об этом эксперименте, как о чуде. Теперь возможности другие и эффект воздействия тоже.
Из Википедии: «Л. С. Термен счел необходимым показать, что «электричество — это не только механическая бездушная сила, автоматически выполняющая физический труд, но что, помимо этого, она является и средством наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами музыкальных созвучий.».
Спасибо тебе, Саша! Мне приятно это слышать и осознавать. Допускаю, что я «открыл Америку», разглядев нечто необычное для самого себя, вспомнив картину Великого мастера, и что кто-то где-то уже подобное высказал. Но этот отклик действительно родился у меня сам-собой под воздействием очень удачной работы Аллы, осуществленной ей в содружестве с Левоном.
По-видимому, внутри меня идет не простой процесс проникновения в суть основной идеи Контрапункта. Процесс этот идет в связи, порой космической, с тобой и всеми нашими «дворянами», и, несомненно, под твоим и их влиянием в самом светлом смысле этого слова.
Пост, не столь, может быть, философский, а, скорее житейский, в духе «Дыхания времени», не в развитие — ни Боже ни -, а в створе содержания «Альбома» Аллы, надеюсь, скоро представить на суд общественности.
Суть внутренней идеи «Контрапункта» в моем понимании – это открытие в себе, в своей душе и сердце, скрытых там творческих потенций и высвобождение их. Процесс непростой и неоднозначный. И по сути бесконечный, в том смысле, что он не имеет явно выраженной конечной цели и может быть прерван только судьбой. Путь, не имеющий конечного пункта назначения, а лишь промежуточные станции – результаты творческих поисков. По которым я не стал бы судить человека в целом… да и в частности тоже бы не стал. Хотя бы для того, чтобы не нарушать ход идущих в нем творческих процессов.
В конце концов, все мы, участники блога, люди достаточно разумные, а значит, самокритичные и в состоянии сами дать оценку своим временным успехам и неудачам. При необходимости же внести в этот процесс соответствующие коррективы.
Главное же не эти промежуточные результаты, а сам процесс внутреннего горения, и дай Бог, чтобы он шел и, по возможности, подогревал, а то и распалял тот же огонь в душе другого человека. Как мы видим, иногда это получается, и когда это происходит, лично у меня это вызывает огромную радость. Чужим успехам я радуюсь не меньше, чем своим.
И еще о «Черном квдрате» Казимира Малевича.
Из А. Кулагина на «Бесполезную литературу»
Совершенно нечего добавить.
Алла, присоединяюсь ко всем восторженным словам.
Несколько раз бывал снежной зимой в командировках (Мурманск и Нефтеюганск). Зимний лес…
Вокруг Липок лес не хуже, но настроение другое.
Там величие и бесконечность, здесь уют и счастливое возвращение домой.
В «альбоме» есть и то и другое.
Спасибо всем от всего сердца! Я счастлива, если мне удалось передать свое впечатление и если зрители хотя бы не надолго прониклись моими чувствами.