Открытое редакторское обращение к соблогерам Контрапункта.
(Вызвано высоким накалом дискуссий после последних работ Александра Бабкова «Бисер на Манхэттене» и «Просфора»).
Эпиграф.
«Какое счастье, что среди нас есть…» или «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Что больше всего радует редактора Контрапункта?
Количество и качество комментариев, рожденных соблогерами производно от творчесва, как самих соблогеров, так и от публикации привлеченных материалов профессиональных товарищей.
Кто более всего рождает споры, дискуссии, будоражит мысли и чувства, являясь генератором комментаторного процесса на нашем блоге? Правильно, наш самый плодовитый автор и один из отцов-основателей — Александр Бабков. За что ему отдельное редакторское почтение и спасибо.
И все бы хорошо, но сам Саша неоднократно высказывал неудовлетворение от качества комментариев в свой адрес, а также от неохотной и вынужденной необходимости отвечать своим оппонентам. Два январских сашиных материала, вызвавших бурное комментирование отчетливо легли в русло вышесказанного. Здесь и накал, и неудовлетворение автора.
Мне, как редактору не хотелось бы, чтобы при перевесе критической массы, наш главный автор под ее тяжестью решил бы прекратить сотрудничество с Контрапунктом (начал бы писать в стол, в другие блоги или сети, совсем перестал писать). Полагаю, что такого не хотел бы никто из соблогеров. Поэтому, показалось, пришло время еще раз поговорить о компромиссных решениях, лежащих между комфортностью главного автора и блоговой сутью — общением внутри сообщества.
Те технические или договорные вопросы, которые я попытаюсь сформулировать ниже носят на этом этапе дискуссионный характер и возможно уже озвучивались ранее, однако решений никаких вынесено не было. Может есть резон плотнее заняться этими вопросами. Поскольку Саша единственный, которого беспокоит комментаторный процесс (или его уровень, или его критическая направленность), то, в первую очередь, хотелось бы узнать мнение самого Саши на ниже предложенное.
1. Попытаться сформулировать понятие «переход на личность автора».
Конечно, есть сложности, но необходимость мирного сосуществования превыше всего.
а) Попытки вычленения в авторских персонажах просто Alter от Alter ego, задача поистине трудно решаемая, особенно, в силу давних связей соблогеров. Тем более, что сама целесообразность таких попыток не очевидна, когда большинство материалов (если речь идет о А. Бабкове) написано в жанре близком к дневниковому.
б) Разное ощущение личного неприкосновенного пространства. К примеру (в свете французских событий), для кого-то религиозные чувства (понятия, ощущения, действия) являются запретной территорией, для кого-то нет (как в силу веры, так и ее полного отсутствия или сомнений).
В качестве примера, затрагивает ли личность автора первый же комментарий к «Бисеру», наверно, да. В нем в тонко-язвительной форме идет прямой совет автору, который практически не предлагает других вариаций для восприятия, кроме обиды. Еще раз обращаю ваше внимание, что речь идет о, вероятно, большей ранимости и занимаемой территории личного неприкосновенного пространства у А. Бабкова, нежели у других авторов, которые бы сочли такой комментарий дружеской шуткой или намеком-советом на будущее. Еще раз поясню, рамки личного пространства, переход за которые воспринимаются болезненно, каждый устанавливает себе сам (к примеру, у Левона, похоже, вообще нет никаких рамок, иначе после некоторых комментариев того же Саши к некоторым из картинок Левона, он должен был бы сразу, как художник застрелиться…). Наверно, их надо чувствовать и стараться не пересекать, пытаясь дискутировать на нейтральных необъятных полях интеллектуальности.
Тем более одно пересечение неминуемо ведет к ответным действиям, к примеру, в ответе Саши той же Алле, явно все границы были нарушены, хотя, именно в этом разборе-комментарии Аллы, если переходы на личность и были, то носили условный характер.
2. Интеллигентное похваливание, бескомпромиссное честность высказываний или эмоциональные неконтролируемые реакции.
Я за разумный баланс между первым и вторым, с возможностью легкого дружеского язвительного подтрунивания (куда без него). Однако, для некоторых третье и второе переплетено неразрывно, что по-большому счету совсем не мешает нам дружить. Просто надо учитывать различные свойства характеров и не обижаться, если с тобой разговаривают не в той тональности в данный момент.
Конечно, свобода слова, искренность, взаимное обогащение — это те ценности, которые может и должно позволить себе любое творческое сообщество без определенных коммерческих целей. Но также надо учитывать пожелания любого из членов такого сообщества. Трудности демократии налицо.
3. Совместное обучение искусству дискуссии.
Полагаю, что все согласятся, что в равной мере мы все не идеальные дискуссанты. Возможно пришло время почитать, поинтересоваться теорией данного вопроса с целью выработки определенных правил, которые не ущемляли бы чьи-либо интересы.
4. Блоговые возможности.
а) Если автор категорически не хочет комментарии к своим материалам, есть простая возможность их запретить программно, уведомив об этом лишь редактора перед публикацией.
б) Можно подумать над предложением Саши «плохие» комментарии (непонятно кто их будет ранжировать) уводить в другое место. Как редактор, я против таких усложнений, но, если это принципиальный вопрос, я готов подумать над такой возможностью (можно реанимировать для этого Форум и всех несогласных с авторской позицией туда, в сад…).
в) Можно посоветовать печатать Саше свои материалы на своих персональных страницах (как это делалось раньше), но смысл «прятать» выстраданное от обсуждения, по-моему, неразумно.
г) Еще более плохой вариант уводить общение в персональные переписки. Во-первых, жалко разбазаривать драгоценный контент, во-вторых, практика подобных кулуарных отношений не оправдала себя, в-третьих, непонятно кого и чего мы должны бояться.
Заключение.
Для меня Контрапункт (и очевидно, не только для меня) это не только площадка для выкладывания своих творческих опытов, но и возможность из первых (и дружеских) рук узнать реакцию на них, какой бы она не была. Для меня это первостепенная ценность, совместно с возможностью открытых и честных дискуссий по разным темам с людьми, которым я доверяю. Давайте беречь наше сообщество, учитывая, что 5 лет опасный возраст для любой семьи…
Определение контрапункта уложится в строчку (одно из них — заглавие поста), но я все время вспоминаю толстенную книгу Танеева, когда мы были в его музее. До сих пор не могу взять в толк о чем же там так много и подробно описано. Но уважение безмерное.
Так еще о многом хочется поговорить, многое узнать, прояснить. Но иногда уровень общения, напоминающий игру двух плохих тениссистов (раз-два-все…) не позволяет дойти до сути, до глубины, до толщины.
P.S. Кстати, общее количество комментариев на блоге приближается к цифре — 3 000!
Кто забьет юбилейный гол?
P.S.S. Прошу прощения за некую корявость написанного, писалось за раз, без правок по горячим следам. Список предложений и советов, конечно можно продолжать. Прошу не отмалчиваться.
P.S.S.S. Когда уже хотел публиковать пришел последний комментарий Саши, где он пытается подробно объяснить авторскую позицию. Пробежал мельком, что-то стало понятней, о чем-то захотелось поговорить подробней. Все нормально.
Но последний абзац нехорош, а главное, как предчувствовал…
Очень надеюсь, что здравый смысл возобладает над эмоциями.
Дорогой Левон!
Меня в июле, тогда примкнувшего к сообществу, никто не инструктировал «о правах и обязанностях» его членов. Понятно было одно, то бишь подразумевалось, что все участники, как ты говоришь — соблоггеры, опираются на собственное чувство такта и, не знаю, как назвать…, внутреннюю культуру, видимо, и понимание необходимости самоцензурирования своих блогов, постов и комментариев, если позволите. Здесь и сейчас в последнем рассказе Саши эмоции зашкалили у самого автора текста и у тех, кто откликнулся на этот пост. У меня в том числе. Что тут сказать? Думаю… По-моему, это нормальный процесс, который происходит в живом организме, корпоративном сообществе, обществе или семье. Выплеснули друг на друга не яд же и не кислоту, хотя слово, порой, ранит пуще пули. Ты, Левон, сейчас внес на обсуждение некий «моральный кодекс блоггера Контрапункта», при этом отметив особый вклад отцов-основателей сайта в его создание и поддержание творческой и дружественной атмосферы среди пишущих туда. Я его внимательно изучаю. В целом, пока, ничего противоречащего тому, что я сказал выше, в нем нет: чувство такта — это раз, внутренняя культура и самоцензура — это два. Наш житейский опыт, культура бытия, а не сиюминутный, самый страшный, на мой взгляд, до конца непродуманный выпад-текст, позволяют большинству из нас чувствовать себя уверенно в творчестве. Подавляющее большинство публикаций на сайте за все пять лет его существования как раз и учат нас и призывают нас к этому.
Я, написавший так ничтожно мало, но постоянно думающий о том, как мое слово может отозваться на чувствах современного читателя, случайно зашедшего на сайт, на наших с вами, дорогие соблоггеры, чувствах, чье сознание, хотим мы этого или не хотим, находится под воздействием массы внутренних и внешних факторов, призываю: давайте не будем спешить всех поразить и удивить мелькнувшей мыслью, аллегорией, фразой, а будем в своем творчестве придерживаться канонов, которые, в существенной степени, созданы здесь же всеми без исключения участниками Контрапункта.
П.С. Зашел намедни в аптеку. Спросил аллопуринолу. «Нету. Давненько нету» — ответил провизор. Зашел в другую. Снова спрашиваю аллопуринолу. Дама-провизор кинула на меня удивленный взгляд чудных серых глаз из-под очков, вскинула тонкие брови и сказала: «Сейчас поищу» — и устремила свой взгляд на экран монитора. Ответ был ожидаем: «Нету. Давненько нету… Но я постараюсь Вам помочь». Дело было утром и она попросила меня зайти к ним вечером. Зашел. Провизор меня тотчас же узнала и пригласила к прилавку за лекарством. Выяснилось, что в ее аптечной сети это была единственная упаковка, считай, на всю Москву. По ее запросу в аптеку на Выставочном переулке эту упаковку в общем-то несложного в производстве препарата везли из другого района, к счастью, не города или области, расположенного недалеко (если бы знал, я сам туда мог дойти и выкупить лекарство). Каково же было мое удивление, когда я прочитал на ней название завода-изготовителя и его адрес. Вот, послушайте: ПАО НПЦ «Борщаговский ХФЗ»; адрес: Украина, г. Киев, пр. Мира, д.17.
О чудесных свойствах данного препарата мы довольно поговорили в «Пушкиниане». Так, давайте же не будем забывать об эмоциях и как они влияют на наше здоровье. Будем помнить о нашем здоровье, зная, как на него влияют эмоции. Будем чаще мониторить уровень мочевой кислоты в нашей крови!
П.П.С. А у Киева-то, как выяснилось, есть надежное оружие против сиюминутных и необдуманных решений политиков. Эх, его бы вовремя да в мирных целях применить…
Ося ты прав.
А аллопуринол ты можешь в Болгарии купить. Там продается точно такой же, венгерского производства и не дороже, чем украинский
Годы берут свое.
Обнимаю вас всех.
Ценю. Не буду больше заводиться, обещаю.
Эпиграф :
«На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью» (А. П. Чехов)
Добавлю от себя: на прекрасное -восторгом, на человеческую мудрость — благоговением.
Вот от этого и следует отталкиваться: наша эмоциональная реакция — всего лишь ответ на действие. Не чувствовать невозможно. Конечно, надо быть выверенным в выражении эмоций, но разве не надо быть выверенным в выражении мысли?
Есть разница между позицией автора и авторской оценкой, как есть разница между выражениями «это мне не нравится» и «это плохо». Чувствуете безаппеляционность последнего?
Особенно когда начинают оценивать религии, национальность и культурные особенности. Возможно, с точки зрения автора, это все было незначительной деталью. Но на фоне заявлений, что он разделяет «западные ценности», звучит несколько противоречиво (ВОПРОС К РЕДАКТОРУ: я сейчас перешла на личность или осталась в рамках текста?).
Проблема еще и в том, что грань в очерках между Сашей-личностью и Сашей-автором очень тонка. Любая оценка текста, даже положительная, может восприниматься как выпад против личности. Так, например, мой восторг по поводу удачных, на мой взгляд, вещей может быть воспринят тоже как совет-вторжение: вот, мол, в каком направлении автору надо двигаться, — как был воспринят первый комментарий, который всего лишь был констатацией идеи очерка и общего направления работ автора.
В общем, извечные российские вопросы: КТО ВИНОВАТ? И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Я со своей стороны могу обещать, что постараюсь свести до минимума «тонкую (и не очень) язвительность» и сосредоточусь на тексте и описании мыслей и чувств, с ним связанных.
Но, думаю, Иосиф прав: должна быть самоцензура, выверенность мысли авторов, цельность повествования. Или готовность отстаивать свою позицию, а уж тем паче свои оценки.
С любовью к Контрапункту.
Алла.
Человек пишущий и человек непишущий – два разных типа человека. Им трудно понять друг друга.
Человек пишущий искренне радуется каждому новому человеку, вступившему на этот путь познания себя и мира, как радуется каждый человек встрече с соотечественником на чужбине.
Поэтому я всегда так радовался и так радуюсь приходу новых авторов – Тиму, Алле, Юле, Осе… Новые авторы – душа трепетная и сомневающаяся, вопрошающая и надеющаяся… Хочется их ободрить. Они идут новыми для себя путями, неизведанными — по почве тряской и предательски уходящей у тебя из-под ног…
В свое время я сам все это прошел и прекрасно представляю себе их ощущения и страхи. Но это как раз тот случай, когда нужно идти, не останавливаясь и не прерывая путь, и тогда идущий осилит дорогу. «Осилит» не в смысле дойдет до конца дороги, — у этой дороги нет конца, — но втянется в этот способ познания и в этот, подвижнический, образ жизни, и тогда каждый проведенный в пути день и каждый пройденный километр станет не в труд, а в радость.
Есть здесь, правда, и большая опасность — после первых же успехов и, тем более, похвал уверить себя в том, что писать это просто, что это не тяжкий и горький труд, а сплошной сад из лавра, дарящий прохладу и отдохновение. И что после первых же шагов по тропинкам этого сада ты уже получил в нем прописку и те же права, что и у других его обитателей. И что, исходя из этих, чисто формальных, признаков, ты уже можешь с полным на то основанием судить и оценивать других. Раз попробовал, два… вошел во вкус. Тебе это понравилось и даже больше, чем собственное сочинительство… Оно и понятно: выставляя свои работы, часто еще простенькие и ученические, ты рискуешь ущербом своему еще не устоявшемуся авторитету, своему самолюбию и зарождающемуся тщеславию. Нужно тебе это? В то время как, критикуя, ты растешь в своих собственных глазах и, как тебе кажется, в глазах других. Как же, ведь ты поднял голос на того кто обладает каким никаким авторитетом, ты усмотрел в его глазу соринку или то, что тебе таковой представляется, ты смело об этом заявил… Глядишь, и другие заметят твою смелость и принципиальность… Нет, это определенно приятнее и безопаснее своего собственного сочинительства. А и ну его, в конце концов, в болото… Буду критиком!
И вот с каждым днем все меньше авторов — все больше критиков, все меньше собственных работ и все больше материалов критического свойства, все шире и шире воронка пустых, ненужных и бесплодных споров, иссушающих мозг и опустошающих душу. Воронка, ведущая в никуда и затягивающая в себя тех немногочисленных авторов, что еще остались…
Маяковского я в школе не любил. Поэтому, когда пришла пора писать сочинение по теме, из трех, написанных на доске тем, я ни одной даже близко выбрать не смог. Тогда я вместо этого просто написал стихотворение, достаточно длинное по форме (и лесенкой) и про-маяковское по содержанию. Естественно, оно не сохранилось (или валяется в дачных завалах) и я не могу передать смысл, но одну строфу помню:
И те ошиблись кто говорили
Что ты умрешь с годами
Мы любим, читаем твои книги
Гордимся твоими томами
и т.д. в таком же духе (простите, но автору было 16-ть…).
Когда через некоторое время раздали тетрадки с оценками, то у меня стояло:
2/5 (cодержание сочинения/литературные наклонности), более того мой стих учительницей был зачитан в классе при всех…
Так вот.
По сашиному комментарию за литературные наклонности, конечно, пять.
И к отстраненному содержанию вопросов нет — все понятно и в авторском русле.
Жаль только, что по теме ни слова…
Собственно, ради этого все и затевалось.
P.S. Кстати, на своем заброшенном памятнике могу ли я теперь добавить еще и критика?
Пишут не для писателей, пишут для читателей.
Этой мыслью льстят себе читатели. Как «человек пишущий» не соглашусь. То есть есть, конечно же, писатели «пишущие для читателей», но это не настоящие писатели, а поденщики, зарабатывающие своим литературным трудом деньги. Они пишут чернилами, а не кровью. Настоящие же писатели пишут кровью и пишут для себя, а еще потому, что не писать не могут. Для них это способ существования. И способ познания мира и самого себя.
Время от времени, конечно, им хочется вынести результаты своих поисков на публику, поделиться ими в первую очередь с людьми, которых они считают близкими себе по духу и способными понять их душу и их мысль. Но не с какой-то там эксгибицинистической задней мыслью, как почему-то принято думать, не с целью себя заявить и себя продемонстрировать: мол, посмотрите, какой я и что я могу. Нет, просто человеку при всем его эгоизме иногда свойственно желание поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами с кем-то из своих ближних. Человек все же существо еще и социальное.Кроме того,хочется проверить правильность и действенность своих поисков и своих находок.
Но лучшие чувства писателя (поэта, художника, музыканта…), как правило, не находят у публики и даже у самых близких ему людей адекватной, ожидаемой им реакции. По причинам, о которых мы сейчас не будем здесь распространяться.
И, непонятый, писатель, вновь уходит в себя — в «подполье» — и продолжает писать для себя, для будущего читателя, для вечности. Есть разница между живым и мертвым писателем, к этому последнему, как правило, публика относится лучше. Тоже интересный феномен, над которым следовало бы подумать.
Критики… Критики это вообще отдельный разговор.
В общем есть над чем подумать и, может быть даже, посвятить отдельный пост…
Уууу! Ну здесь аллопуринолом не обойдешься:-))
Спорить здесь не о чем; автор прозрачно нам говорит : «Есть две точки зрения — моя и неправильная»
Ну, а тех, кто остался и пусть редко, но что-то стараются выдавать на гора, не считаешь нужным поддерживать своим авторитетным писательским словом?
Справка о «радости».
Комментарий к дебюту Иосифа начинался словами: «Что же вы травите себе душу, господа!»…, второй рассказ, вообще, остался без «ободрительного» внимания…
Ни одна публикация Тима в 2014-м, также не попала под «одобрение»
Последний рассказ Аллы — тоже…
Ну, и не в качестве обиды, а токмо лишь, как «писатель» писателю.
За 2014-ый год ни одного комментария (хоть критического, хоть не критического) на работы (в том числе и литературные) Левона Бабаяна от ведущего писателя не было.
Приходится, вероятно, бедолагам этим как-то по-другому ободряться, вот и валят кучей в критики.
А до того, как родился новый пост, а может, и в качестве эпиграфа к нему, почему-то пришло на ум стихотворение Мандельштама «Раковина». Мне приятно напомнить его и вам:
Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.
Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь;
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.
Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей;
И хрупкой раковины стены, —
Как нежилого сердца дом, —
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем…
Странное, если разобраться, стихотворение. Как и многие у Мандельштама. При желании, к каждой строчке, образу, да что там — к слову можно придраться и начать умничать, иронизировать, язвить… Можно даже в стиле А.Иванова пародию написать… Но не будешь этого делать, потому что, хоть до конца и не понимаешь, но предчувствуешь за нелепостью слов и образов какую-то большую и вечную правду и ее созвучие состоянию и мелодии твоей собственной души. Где тоже все так же смутно и неопределенно. А начинаешь осмысливать и докапываться до смысла, тут же уходит это чувство великой правды и истины. И понимаешь: поэзия это не содержимое, поэзия это форма, которую каждый наполняет своим содержимым, причем каждый раз иным в зависимости от настроения и состояния души… И у кого повернется язык сказать, что это это содержимое не то или не такое как дОлжно?.. Да и сами мы, я по крайней мере, в интуитивные прозрения верю больше, чем в умозрительные построения. И в этих интуитивных прозрениях крайне редко соглашаюсь что-то менять. Даже когда, с точки зрения рассудка, быть может, и стоило…
Для начала давайте не будем путать дар Божий с яичницей, высокую поэзию (и просто поэзию) с позицией, вечное — с сиюминутной политической конъюнктурой и настроениями, ею вызванными. Наверное, и к Мандельштаму можно придраться, и к Пушкину… при желании.., но — вот ведь в чем штука — не возникает желания, потому что это ведь я не о Мандельштаме читаю, — о себе: это я, выброшенная на берег раковина,
это мое сердце стало нежилым домом из-за утраченной любви,
это мою боль излечат шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем..,
и это мое страдание покроет риза вечности.
Здесь слово «раковина» многозначная метафора (тело, сердце, жизнь, поэзия)
В поэзии и музыке не думаешь об авторе, думаешь о себе, о жизни, о душе, восхищаясь, как точно автор м е н я почувствовал, и каждый находит с в о е. Поэзия — это таинство образов и ассоциаций.
В некоторых же «писательских» экзерсисах ничего, кроме позиции, а еще чаще — кроме сиюминутного настроения, вызванного просмотром новостных передач. И вот из таких «раковин», из таких «скорлупок» ничего и «не выколупишь», да и не надо: завтра будет другой день и другие новости:-)) В таких упражнениях никто не заботится об образе ( попка Статуи Свободы — образ пропагандой затасканный, банальный, из разряда политических символов).
Лирического героя, в котором каждый может почувствовать себя, здесь нет, найти отзвук своей боли и своих мыслей невозможно. Есть автор, с его личной позицией, с его личным отношением к людям, а еще больше — с его отношениями к самому себе. Если все это и есть фонтан вдохновения, то я вспоминаю Пруткова.
Всем.
Прежде всего хотелось бы сказать, что мнение редактора не всегда совпадает с мнением Левона Бабаяна. Полагаю, что у Левона Бабаяна гораздо более либерально-демократическая, анархически-радикальная позиция, нежели у редактора, вследствие обязанностей последнего по выполнению необходимых управленческих функций. Вот такое вот раздвоение личности.
Попробую теперь прояснить смысл обращения редактора на основе первого круга комментариев, от лица Левона Бабаяна.
Поводу комментариев.
Придется воспользоваться формулировкой А. Бабкова «Все так, да не так» (начинаю понимать…).
Иосифу.
Тебя не инструктировали «о правах и обязанностях», поскольку таковых, собственно, не существовало. Действительно, все твои правильные слова о «чувстве такте», «внутренней культуре», «самоцензурировании», «поддержании творческой и дружественной атмосферы» — именно и являлись негласными «правами и обязанностями», заложенными в основу жизнеспособности блога. Случались ли разногласия по разным трактовкам этих основополагающих параметров. Конечно, и ура, что случались, потому что, и я полностью согласен с тобой, это «нормальный процесс, который происходит в (любом — Л.Б.) живом организме, корпоративном сообществе, обществе или семье». Дальше должны вступать в силу здравый смысл, демократические силы и организационные формы, которые ради самосохранения или ликвидируют разногласия или находят компромиссы.
Собственно, мы и подошли к главному желанию редактора, который проинформировал о необходимости подключения данных смыслов, сил и форм. И, конечно, это не попытка создания какого-либо «морального кодекса», надеюсь в этом никогда необходимости не будет, тем более, мы, рожденные в ссср, знаем к чему все это приводит.
Редактор лишь выставил на обсуждение ряд теоретических (1-3) и технических (4) вопросов, которые в случае обсуждения и выработки консенсуса, могли бы способствовать более комфортному существованию основного автора нашего блога.
Андрею Казачкову.
Конечно, Ося прав, кто бы сомневался. Но полагаю, смысл редакторского обращения был направлен ко всем, с целью прояснения их позиций попунктно. В данном случае хотелось выйти за рамки минимализма ответов.
Алле.
Ну, хоть ты попыталась высказать свое мнение по первому пункту.
Алла, по поводу твоего вопроса. Мнение редактора столь же равнозначно и беспомощно, как и всех прочих участников блога. Мое поверхностное мнение, если идет любое обсуждение дневниковых записей, то в любом случае личность автора идентифицирована с личностью героя и переход на личность гарантирован. Но автор должен быть к этому готов. Опять же имеет место и вопрос чистоты жанров.
На мой взгляд, любой художник-любитель, освобожденный от необходимости зарабатывания денег, хочет через свои произведения рассказать о себе, о своей точке зрения, еще грубее — выставить себя определенным образом. Кто для чего, у всех свои резоны. Спросите меня и я отвечу за себя (подумав чуть-чуть). Может одной из проблем, вызвавших обращение, является то, что, несмотря на многочисленные разъяснения ведущего автора, большинство читателей никак не докопаются до этих его резонов? Или они слишком противоречивы?
Иосифу и Алле.
Мне кажется излишним давать какие-либо обещания, во-первых эмоции необходимы, первые реакции бесценны, во-вторых, все равно нарушите…
Свобода самовыражения самое ценное, что у нас есть (недолго осталось — по Казачкову).
Человеку пишущему.
Всю «воронку» можно было бы заткнуть, если бы ты Саша спокойно, без дополнительных образов и противопоставлений ответил по пунктам, хотя бы техническим. Согласовали бы, приняли к сведению и все — корабль плывет дальше.
Вопросы-то простые, что именно тебя задевает и как это, если не прекратить, то хотя бы ограничить понятными для всех договорными обязательствами. Не хочешь заниматься разговорами «опустошающими душу» о переходах на личность автора (редактору казалось здесь корень проблемы) или «иссушающими мозг» дискуссиями по искусству дискуссии, нет проблем. Ответил бы по техничесеским вопросам, ты сам предлагал уводить с твоих постов обсуждения в другие места. Никто же не говорит нет, — давай обсудим варианты, не разрушающие блоговой сути.
И последнее, когда разговор лежит в плоскости организационной, технической, может лучше изъясняться формально-спокойным языком, нежели надрывно-поэтическим.
Ключевое понятие здесь «благожелательность». Любая критика допустима, и глупо было бы с моей стороны ее отрицать или не допускать – все знают, я человек задиристый и азартный, легко ввязываюсь в спор. Мне спор в радость, но лишь с тем, кто благожелательно и по-доброму относится ко мне и к тому, что я делаю. И с тем, кому я и мои мысли интересны. И с тем, кого у меня есть надежда хоть в чем-то убедить.
Когда же этого нет, и целью оппонента является лишь постоянное подтрунивание меня: мол, вижу-вижу тебя насквозь, всю твою такую-то такую сущность, меня не проведешь, выведу тебя на чистую воду и другим глаза на тебя открою – вот с этим-то я согласиться, естественно, никак не могу и принять тоже не могу. Ибо это не критика… Это по-другому называется.
И еще есть один род критики, с которым я согласиться не могу. Это когда критикуют не по сути того, что является предметом той или иной работы, а по каким-то отдельным и малосущественным моментам ее… И получается как с той кошкой у Маршака, что, побывав в гостях у королевы, только что и видела, что «мышку на ковре»…
Помимо всего прочего, потому что на поверхности.
А почему, к примеру не так «И с тем, от кого у меня есть надежда, в чем-то переубедиться.»
Во-первых, потому что это не правильно — ни грамматически, ни стилистически. Ну а, во-вторых, потому что я вообще не об этом. Не следует все валить в одну кучу. С этой целью, как видишь, вопреки искушению я многие моменты оставил за рамками своего экскурса. С тем чтобы лучше довести до всех свою основную мысль — о благожелательности как базовом понятии в том круге вопросов, что ты поднял. Ты же, игнорируя эту ключевую мысль, которая дает ответ на все твои вопросы и объясняет, что должно делать. а чего не должно делать, чтобы мир был и благодать на блоге, переключаешь внимание на вещи второстепенные. Очередная мышка при дворе…
А что было не по сути?
Определение главной идеи? Она, как оказалось, была сформулирована верно: была одна надежда на страну чудес, и та приказала долго жить.
Отношение к людям получилось, какое получилось? Но здесь уж не к читателям претензии… Что выросло, то выросло…
В авторских комментариях еще больше путаницы и противоречий да и просто абсурда: ну не ходят в чужой монастырь со своим уставом, даже если устав чудодейственный и подан на блюдечке, ну нет универсальных рецептов счастья от А. Бабкова — это мы еще со времен фильма «Доживем до понедельника» помним: «Счастье — это когда тебя не учат, что такое счастье». Для Чехова непременными составляющими счастья были «близость к природе и праздность» — и что? Сейчас оспаривать кинемся, пристыдим писателя: «Ай -яй-яй! Какая пассивная жизненная позиция! А где же Ваша гражданственность, Антон Павлович?!»
Я не пытаюсь переубедить автора: со времен темы авторского «избранничества» я поняла, что это пустое. Но, когда при мне высказывают позицию, идущую вразрез с моими этическими принципами, один из которых — уважение к людям независимо от их национальных, конфессиональных и культурных особенностей, другой — не навязывать кому бы то ни было мой образ жизни как единственно правильный, — в этом случае,думаю, я имею право выразить свое несогласие с этой позицией и объяснить, что именно меня насторожило и почему. Что я и попыталась сделать в меру своих сил, способностей и воспитанности (над последним буду работать до последнего своего вздоха, чего и автору желаю :-))
А вот еще вспомнилось:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Наверное, и пророков тоже — каждый выбирает для себя…
Не знаю, входило ли это в Аллины планы, но факт остается фактом: читая ее последние отповеди, я, кажется, лучше начал понимать, в чем суть ее претензий ко мне. Но не потому, что она нашла более убедительные аргументы, а потому, что эти ее отповеди и отлучения, а то и просто анафемы насквозь пронизаны тем, в чем она обвиняет меня. Такое впечатление, что мои болячки перешли с моей больной на ее здоровую голову, но переносит она их в куда более тяжелой форме.
Действительно, если разобраться… Мои «проповеди» и моя критика, они, как правило, безадресны, а если к кому конкретно и обращены, то к целым социальным группам или прослойкам. Причем зачастую я и себя самого к этим группам и прослойкам отношу, что безусловно говорит об определенной самокритике. Вот и в последнем моем «скандальном» рассказе «Бисер» критики странным образом «не обратили внимания» на то, что себя и свою жену я тоже отношу к «тварям по паре» и к «оставшимся за бортом цивилизации», а наличие с нами еще и сына дает повод предположить, что выражение «выводок» относится и к нашей семье тоже…
При этом своим «проповедям» я все же стараюсь придавать вид вполне литературный и как-то разнообразить жанр. Чтобы, по крайней мере, не скучно было, и на скуку, вроде, пока что никто не жаловался. Здесь же из раза все те же нотации в самом прямом и неприкрытом виде. И все одно и то же, одно и то же… Так и хочется процитировать старый анекдот: «Ну, товарищ эсэсовец, что ж вы опять: «Газовая камера, газовая камера… И вчора, и позавчора, и третьего дни… Голова ж болыть!..»
Настроение и характер моих вещей, как правильно заметила Алла, тоже меняется под влиянием внешних факторов, но так и хорошо, и слава Богу, что мысль и душа так живо и непосредственно реагируют на внешние раздражители. Куда хуже, когда раздражитель всего лишь один, да и реакция на него из раза в раз одна и та же…
Ну и, наконец, вопрос меры. Я пишу много, но стараюсь не частить с публикациями. И из соображений самоцензуры: знаю, что не все пойдет в этой компании, — и из желания не надоесть. Да и в спорах стараюсь не зацикливаться и побыстрее сменить тему и пластинку. Вот и сейчас два дня в комментариях уже пишу совсем о другом. И тут на тебе – снова-здорово – очередная порция оплеух!По поводу станции, которую проехали два дня как… Так кто же ходит кругами?
В целом же, Алла, я тебе признателен. Читаю я тебя и вижу, что и как делать не надо. Пример, он все-таки всегда показательнее, чем просто слова… Одно беспокоит, не я ли тебя все-таки заразил? Но что-то мне подсказывает, что не я, что это врожденное…
Отличный ход! А главное — классический! :)
Мои дорогие друзья!
Я просто счастлива, что у нас всех есть уникальная возможность — НАША площадка для публикаций своих рассказов, очерков, впечатлений, рисунков, фотографий, музыкальных новинок и прочее. Есть НАШ редактор, который курирует эту площадку. Это прекрасно! Как я жду ваших отзывов после очередной публикации своего рассказа! Как мне важно услышать ваше личное мнение!!! Мне так хочется сберечь наши дружеские отношения, я лично обязуюсь все для этого делать. Не обижайтесь друг на друга. Ближе нас самих никого нет, кроме наших родных, конечно… Трудно быть единомышленниками во всем, да и не возможно… Как хорошо, что мы все разные, иначе нам не было бы интересно. Но с другой стороны, у нас и очень много общего… Иногда не хватает времени на ответы всем моим читателям, не обижайтесь… Я сейчас пишу новый рассказ, уверена, что он вызовет бурные споры… Вперед!!! Всех призываю делиться своими новыми впечатлениями!
Юля, ты права. Левон, извини за минимализм. Развернутый комментарий позже.