Как классифицировать творчество Владимира Любарова: лубок, наив, примитивизм — меня, в данном случае, не столь волнует.
Я принимаю его без каких-либо интеллектуальных многословий для себя, по-казачковскому принципу — «мне нравится» и все.
С другой стороны, все легко объяснимо: сюжеты, композиции, образы, смыслы и многомыслия, неисчерпаимость народной иронии, любовь к окружающему миру, как таковому, живописная плодовитость — все и создает ту художественную гармонию, слагаемую во «мне нравится».
В данном обзоре хочу поделиться работами Любарова за последние два года, может, кто и не видел совсем свежих.
Это чудо что такое! Я очень люблю сюжетную живопись. Люблю рассматривать и придумывать. Особенно, если, как здесь, так много образов-идей, словно матрешку разбираешь. Мне бесконечна близка ирония и самоирония, мне нравится, что все продумано до мелочей и вместе с тем сохраняет ощущение игры. То бишь, есть все, что, в моем понимании, максимально соответствует чуду под названием жизнь.
Сережу Шпилько не имел честь знать, а вот дядя его, художник А. Петров, мне понравился. Очень трогательные его произведения. Рекомендую посмотреть его работы, следуя совету Андрея, всем товарищам по сайту.
Художница по-болгарски звучит, как художничка. Это я к вопросу о моем понимании изобразительного искусства, в целом.
Года два назад была на выставке Любарова в Манеже. Понравилось все без исключения. Рассматривать и допридумывать можно часами. Спасибо за пост. Некоторых картинок, действительно не видела раньше. Очень понравились «Качели».
А, вообще, из наиболее любимых «Случайная связь».
У моего друга детства Мити в 1970-е открылся талант художника. С его слов я запомнил фамилию настоящего художника, солидного, Остаев, а м.б. Осташев, с кем он был в дружеских отношениях. Осташев (Остаев) был известен в 1970-е годы. Может быть он как-то влиял на интерес моего друга к художественному творчеству.
Но это не главное, просто к слову пришлось. Авангард стал мне близок, но, подчеркиваю, без погружения и фанатизма, именно благодаря Мите. Было это году в 1976, может быть в 1975 — после «бульдозерной выставки». Однажды, придя к нему в гости, я застал его за странным занятием. Он, студент технического ВУЗа, натягивал большой холст на приличного размера раму. Холст был чист. Через некоторое время я снова пришел к нему и увидел на том же, видимо, холсте картину с интересным сюжетом. Воспроизвожу, значит: … ванная комната. Спиной к зрителю расположилась юная леди с короткой стрижкой и в очень коротком халатике… аппетитная… На стене ванной комнаты, справа от нее, болталось в виде листовки ее же, как я догадался, откровенное фото, черно-белое. Взгляд, повернутой влево головки девушки, был устремлен на саму ванну, где стояла зебра, склонив голову к полу, и щипала изумрудно-зеленую травку, которая росла вместо кафеля. Не знаю точно, чем меня так проняла эта картина, но я ее запомнил в деталях. Не знаю так же, чьему творчеству следовал или симпатизировал мой друг детства. Потом им писались, здесь могу судить по репродукциям картин Великого мастера, полотна в стиле Сальвадора Дали. Но воспроизвести сюжет даже одной из них здесь, дорогие, не могу, так как он, сюжет, был очень смел и по замыслу и по исполнению. При встрече — да. А так — нет.
Еще в перестроечные времена в «Доме молодежи» (ст.м. Фрунзенская) я был на выставке молодых художников. Там были выставлены и «примитивисты». Они мне тоже понравились. Чем? Думаю, что «примитивизм» и «пофигизм» для меня серьезного человека, который вел большую общественную работу в комсомоле, открылись как явления социальные, до того момента неведомые. На их картинах на «облачках» от страшных лиц персонажей были выведены фразы, типа: «в пятницу — в задницу, а в середу — спереду». Извините, но то, что было написано кистью, — топором не вырубишь. Может быть там даже были выставлены картины самого Любарова, но я об этом ничего сказать не могу. А сейчас мне Любаров понравился очень, в целом. Спасибо Левону и Андрею Кулагину за то, что просвещаете меня, темного.
Любаров — классный художник. У меня есть 12-томное собрание сочинений братьев Стругацких с иллюстрациями Любарова. Правда выполнены они совершенно в другом стиле, чем «Деревня Перемилово». А «бульдозерную выставку», 40-летие которой отмечалось на прошлой неделе, я видел из окна собственного дома. Увы, тогда я не знал, что это эпохальное событие, я видел только кучку собравшихся по непонятному поводу людей (вспоминается в этой связи «Падение Икара» Брейгеля). И бульдозеров никаких я не видел. Может эти бульдозеры — выдумка?
Андрей, 15 лет назад я написал маленькую заметку для журнала «Как». По ней видно, что прозорливостью я не отличался.
Вот она.
«Опустевшая кухня»
15 сентября 1999 года исполняется 25 лет «бульдозерной» выставке.
Сегодня удивителен тот огромный интерес который вызывала каждая выставка этих художников, так называемых нонконформистов. Многочасовые стояния в очереди, среди «своих». Зазубривание имён — «Вы видели последнего Худякова?» Приобретение фоторепродукций у снующих вокруг бойких парней. Таганка, Булгаков, джинсы, Дом Кино, Beatles, Малая Грузинская — предчувствие свободы.
Фига вынута из кармана, но смотреть на неё лучше всего в зеркало.
Мы через тернии пришли к общему месту, что стоит дороже то и гениальнее.
На «бульдозерной выставке», которой недавно исполнилось 40 лет, не был.
На Малые грузины ходил, как в дом родной, проходя каждый раз мимо консеваторского общежития, уже заряжался этой, льющейся из окон какофонией ученических гамм, на встречу с тем, что принималось без всяких вопросов.
У Худякова, с которым был шапочно знаком, однажды (77-78?) чуть не купил большое полотно, не помню, как называется (обнаженная девушка выходит (или входит) из озера в утренней дымке), Худяков хотел 500 рублей, сторговались на 400-а, договарились на следующий день, но деньги в полном объеме я собрать не сумел.
Много позже увидел эту картину в салоне на Малой Филевской, стояла она, по-моему, тысяч за 50-70 (долларов)…
В Петрове и Любарове, действительно, много общего. Но в последнем, помимо прочего, подкупает еще и игра со словом в названиях, что выдает в нем человека пишущего. Здесь широчайший простор для ассоциаций. Например, «Половодье» — весеннее, половодье чувств, страсти, утонуть в чувствах, в глазах, погрузиться в чувство… Затем половодье неизбежно схлынет, оставляя после себя беспорядок и неразбериху.
Или «Скользкая дорожка»!
Вот уж где разгуляться можно: по наклонной, легко упасть, «а мой удел — катиться дальше вниз», никто не застрахован от падения, легко ступить на скользкий путь,оступиться, скатиться, а затем неизбежно оказаться на дне…
Мне все это не только помогает от одной смысловой «матрешечки» к следующей переходить, но и предвидеть финал, что ли… Так открываются еще и временнЫе слои. И это очень интересно! Конечно, мой ассоциативный ряд будет именно моим, и придуманный финал не должен совпадать с тем, что увидит кто-то другой. Но ведь в этом и есть обворожительная сила искусства.
Сравнивая, что может и не надо.
Андрей (Кулагин) писал, что в Любарове ему что-то не хватает.
Лично мне все хватает, а вот в Петрове (не знал, что он дядя Шпилько) мне что-то мешает, хоть и нравится, может плакатная агрессивность, излишняя идеологизированность — не знаю.
Хочу в Любарове, помимо всего сказанного другими, отметить, на мой взгляд главное, что как раз и отличает его от Петрова — Любовь к своим персонажам. А где есть любовь, есть правда, ну, а дальше можно и до истины дойти — а это главное.
Подразумевал, что данный пост можно расширить другими «примитивистами», которым симпатизирую с молодости. Андрей должен помнить альбом, который у меня сохранился с тех пор, собственно, с которого и началась моя привязанность к этому направлению.
Следующим художником, творчество которого я хотел с вами обсудить в комментариях должен был стать Валентин Губарев, но решил посвятить ему отдельный пост (soon come).
Также было бы небезынтересно обсудить влияния и пересечения.
Конечно, ни тот (Любаров), ни другой (Петров), никак не примитивисты.
Если посмотреть внимательно, Любаров — иллюстратор. Его работы это чистая литература. Персонажи, сюжет, место действия… По большей части, анекдот. Поэтому мне, при общем положительном отношении, становится скучно на третьей-пятой работе.
Петров, если определить его в самом общем приближении — авангардист. И конечно он значительно ближе Кабакову с Пивоваровым чем Любарову. Когда я с ним общался, 30 лет назад, он показывал свою коллекцию открыток «Люби меня…». Если вы помните были такие популярные фотооткрытки с различными девизами и стишками. Вот истоки его творчества плюс донецкое (шахтёрское) происхождение. Но как Кабаков не про коммуналку, так и Петров не про шахтёров. Другие смыслы. Скорее Кафка чем анекдот.
Возвращаясь к братьям Стругацким. Было бы интересно, если бы Любаров проиллюстрировал их в своем фирменном стиле. К примеру «Понедельник начинается в субботу». Наина Киевна и профессор Выбегалло. Кстати Любаров дружил с Аркадием Стругацким. Может быть даже поэтому некоторые персонажи Стругацких похожи на персонажей Любарова.
Почему у Любарова так много «расчленёнки» на картинках? В чём здесь тайный смысл?
Например, на «Бадмингтонщиках» я ещё могу объяснить располовиненных людей. Мужик как бы влез в кадр и заглядывает в камеру (условную). Но зачем на «Снеговике» половинка уходящей кошки и какие-то ноги? И почему на «Трудном дне» обязательно надо было отрезать собачке попу, почему нельзя было посадить её в кадр целиком? Если бы это были фотографии (кстати, наш уважаемый Редактор просто сгнобил бы меня, например, за такие вещи :-) ), можно было бы объяснить это небрежностью/невнимательностью (вроде, как, фотограф не заметил, что кошка идёт), но ведь в данном случае художник это рисует намеренно. На «Всадниках» и подобных картинках, где есть идущие людишки, можно это сказать, что зарезанные фигуры создают ощущение движения: кто-то заходит в кадр, кто-то выходит из него. Движение перед статичной камерой. Или как-будто ты в окно смотришь. Но почему зарезаны люди на «Отдыхе» на свежем воздухе? И далее, далее…
Кстати, картинки Любарова (которые мне в общем и целом не нравятся) почему-то напомнили мне рассказы Зощенко… Захотелось перечитать его (ещё наверное в старших классах школы читала, и читала с удовольствием. Очень нравилось!). А теперь достала книжку, и вдруг не пошло совсем!…
В детстве рисовала детей, катающихся на горке (честно, больше ничего не помню!). Начинала с дигонали, это гора была, потом в центре диагонали санки с ребенком унисекс, потом рисовала на расстоянии детей от центра вниз и вверх, чтобы всем каталось веселей, расстояние было «чтобы не толкались», поэтому часто с вершины горы съезжали ноги, а под горой было уже туловище без ног. Думаю, здесь тоже что-то в этом роде…. Но мне это не мешало ни в детстве, ни сейчас. За кадром жизнь продолжается, да!
Помимо версии Лерика, как вариант, могу предложить еще парочку, обьясняющие обрезку персонажей на картинках Любарова.
1. Как прием, сближающий картинки с любительскими фотографиями, на которых подобного рода «кадрирования» — частое явление, тем самым создается искусственный эффект непрофессионализма, свойственный примитивизму.
2. Как минимум, для того, чтобы задавались вопросом…
Владимир Любаров — всегда мне нравился, как и Фернандо Ботеро.
Про Ботеро у меня был небольшой пост в Дыхании времени см. здесь
Это чудо что такое! Я очень люблю сюжетную живопись. Люблю рассматривать и придумывать. Особенно, если, как здесь, так много образов-идей, словно матрешку разбираешь. Мне бесконечна близка ирония и самоирония, мне нравится, что все продумано до мелочей и вместе с тем сохраняет ощущение игры. То бишь, есть все, что, в моем понимании, максимально соответствует чуду под названием жизнь.
Любаров художник хороший, но чего-то в его работах не хватает (для меня).
Хочу обратить ваше внимание на художника Петрова,
если кто помнит Серёжу Шпилько, это его дядя.
Сережу Шпилько не имел честь знать, а вот дядя его, художник А. Петров, мне понравился. Очень трогательные его произведения. Рекомендую посмотреть его работы, следуя совету Андрея, всем товарищам по сайту.
Художница по-болгарски звучит, как художничка. Это я к вопросу о моем понимании изобразительного искусства, в целом.
Года два назад была на выставке Любарова в Манеже. Понравилось все без исключения. Рассматривать и допридумывать можно часами. Спасибо за пост. Некоторых картинок, действительно не видела раньше. Очень понравились «Качели».
А, вообще, из наиболее любимых «Случайная связь».
У моего друга детства Мити в 1970-е открылся талант художника. С его слов я запомнил фамилию настоящего художника, солидного, Остаев, а м.б. Осташев, с кем он был в дружеских отношениях. Осташев (Остаев) был известен в 1970-е годы. Может быть он как-то влиял на интерес моего друга к художественному творчеству.
Но это не главное, просто к слову пришлось. Авангард стал мне близок, но, подчеркиваю, без погружения и фанатизма, именно благодаря Мите. Было это году в 1976, может быть в 1975 — после «бульдозерной выставки». Однажды, придя к нему в гости, я застал его за странным занятием. Он, студент технического ВУЗа, натягивал большой холст на приличного размера раму. Холст был чист. Через некоторое время я снова пришел к нему и увидел на том же, видимо, холсте картину с интересным сюжетом. Воспроизвожу, значит: … ванная комната. Спиной к зрителю расположилась юная леди с короткой стрижкой и в очень коротком халатике… аппетитная… На стене ванной комнаты, справа от нее, болталось в виде листовки ее же, как я догадался, откровенное фото, черно-белое. Взгляд, повернутой влево головки девушки, был устремлен на саму ванну, где стояла зебра, склонив голову к полу, и щипала изумрудно-зеленую травку, которая росла вместо кафеля. Не знаю точно, чем меня так проняла эта картина, но я ее запомнил в деталях. Не знаю так же, чьему творчеству следовал или симпатизировал мой друг детства. Потом им писались, здесь могу судить по репродукциям картин Великого мастера, полотна в стиле Сальвадора Дали. Но воспроизвести сюжет даже одной из них здесь, дорогие, не могу, так как он, сюжет, был очень смел и по замыслу и по исполнению. При встрече — да. А так — нет.
Еще в перестроечные времена в «Доме молодежи» (ст.м. Фрунзенская) я был на выставке молодых художников. Там были выставлены и «примитивисты». Они мне тоже понравились. Чем? Думаю, что «примитивизм» и «пофигизм» для меня серьезного человека, который вел большую общественную работу в комсомоле, открылись как явления социальные, до того момента неведомые. На их картинах на «облачках» от страшных лиц персонажей были выведены фразы, типа: «в пятницу — в задницу, а в середу — спереду». Извините, но то, что было написано кистью, — топором не вырубишь. Может быть там даже были выставлены картины самого Любарова, но я об этом ничего сказать не могу. А сейчас мне Любаров понравился очень, в целом. Спасибо Левону и Андрею Кулагину за то, что просвещаете меня, темного.
Любаров — классный художник. У меня есть 12-томное собрание сочинений братьев Стругацких с иллюстрациями Любарова. Правда выполнены они совершенно в другом стиле, чем «Деревня Перемилово». А «бульдозерную выставку», 40-летие которой отмечалось на прошлой неделе, я видел из окна собственного дома. Увы, тогда я не знал, что это эпохальное событие, я видел только кучку собравшихся по непонятному поводу людей (вспоминается в этой связи «Падение Икара» Брейгеля). И бульдозеров никаких я не видел. Может эти бульдозеры — выдумка?
Андрей, 15 лет назад я написал маленькую заметку для журнала «Как». По ней видно, что прозорливостью я не отличался.
Вот она.
«Опустевшая кухня»
15 сентября 1999 года исполняется 25 лет «бульдозерной» выставке.
Сегодня удивителен тот огромный интерес который вызывала каждая выставка этих художников, так называемых нонконформистов. Многочасовые стояния в очереди, среди «своих». Зазубривание имён — «Вы видели последнего Худякова?» Приобретение фоторепродукций у снующих вокруг бойких парней. Таганка, Булгаков, джинсы, Дом Кино, Beatles, Малая Грузинская — предчувствие свободы.
Фига вынута из кармана, но смотреть на неё лучше всего в зеркало.
Мы через тернии пришли к общему месту, что стоит дороже то и гениальнее.
Борьба закончилась.
Спасибо Оскару Рабину.
На «бульдозерной выставке», которой недавно исполнилось 40 лет, не был.
На Малые грузины ходил, как в дом родной, проходя каждый раз мимо консеваторского общежития, уже заряжался этой, льющейся из окон какофонией ученических гамм, на встречу с тем, что принималось без всяких вопросов.
У Худякова, с которым был шапочно знаком, однажды (77-78?) чуть не купил большое полотно, не помню, как называется (обнаженная девушка выходит (или входит) из озера в утренней дымке), Худяков хотел 500 рублей, сторговались на 400-а, договарились на следующий день, но деньги в полном объеме я собрать не сумел.
Много позже увидел эту картину в салоне на Малой Филевской, стояла она, по-моему, тысяч за 50-70 (долларов)…
В Петрове и Любарове, действительно, много общего. Но в последнем, помимо прочего, подкупает еще и игра со словом в названиях, что выдает в нем человека пишущего. Здесь широчайший простор для ассоциаций. Например, «Половодье» — весеннее, половодье чувств, страсти, утонуть в чувствах, в глазах, погрузиться в чувство… Затем половодье неизбежно схлынет, оставляя после себя беспорядок и неразбериху.
Или «Скользкая дорожка»!
Вот уж где разгуляться можно: по наклонной, легко упасть, «а мой удел — катиться дальше вниз», никто не застрахован от падения, легко ступить на скользкий путь,оступиться, скатиться, а затем неизбежно оказаться на дне…
Мне все это не только помогает от одной смысловой «матрешечки» к следующей переходить, но и предвидеть финал, что ли… Так открываются еще и временнЫе слои. И это очень интересно! Конечно, мой ассоциативный ряд будет именно моим, и придуманный финал не должен совпадать с тем, что увидит кто-то другой. Но ведь в этом и есть обворожительная сила искусства.
Сравнивая, что может и не надо.
Андрей (Кулагин) писал, что в Любарове ему что-то не хватает.
Лично мне все хватает, а вот в Петрове (не знал, что он дядя Шпилько) мне что-то мешает, хоть и нравится, может плакатная агрессивность, излишняя идеологизированность — не знаю.
Хочу в Любарове, помимо всего сказанного другими, отметить, на мой взгляд главное, что как раз и отличает его от Петрова — Любовь к своим персонажам. А где есть любовь, есть правда, ну, а дальше можно и до истины дойти — а это главное.
Подразумевал, что данный пост можно расширить другими «примитивистами», которым симпатизирую с молодости. Андрей должен помнить альбом, который у меня сохранился с тех пор, собственно, с которого и началась моя привязанность к этому направлению.
Следующим художником, творчество которого я хотел с вами обсудить в комментариях должен был стать Валентин Губарев, но решил посвятить ему отдельный пост (soon come).
Также было бы небезынтересно обсудить влияния и пересечения.
Конечно, ни тот (Любаров), ни другой (Петров), никак не примитивисты.
Если посмотреть внимательно, Любаров — иллюстратор. Его работы это чистая литература. Персонажи, сюжет, место действия… По большей части, анекдот. Поэтому мне, при общем положительном отношении, становится скучно на третьей-пятой работе.
Петров, если определить его в самом общем приближении — авангардист. И конечно он значительно ближе Кабакову с Пивоваровым чем Любарову. Когда я с ним общался, 30 лет назад, он показывал свою коллекцию открыток «Люби меня…». Если вы помните были такие популярные фотооткрытки с различными девизами и стишками. Вот истоки его творчества плюс донецкое (шахтёрское) происхождение. Но как Кабаков не про коммуналку, так и Петров не про шахтёров. Другие смыслы. Скорее Кафка чем анекдот.
Возвращаясь к братьям Стругацким. Было бы интересно, если бы Любаров проиллюстрировал их в своем фирменном стиле. К примеру «Понедельник начинается в субботу». Наина Киевна и профессор Выбегалло. Кстати Любаров дружил с Аркадием Стругацким. Может быть даже поэтому некоторые персонажи Стругацких похожи на персонажей Любарова.
Почему у Любарова так много «расчленёнки» на картинках? В чём здесь тайный смысл?
Например, на «Бадмингтонщиках» я ещё могу объяснить располовиненных людей. Мужик как бы влез в кадр и заглядывает в камеру (условную). Но зачем на «Снеговике» половинка уходящей кошки и какие-то ноги? И почему на «Трудном дне» обязательно надо было отрезать собачке попу, почему нельзя было посадить её в кадр целиком? Если бы это были фотографии (кстати, наш уважаемый Редактор просто сгнобил бы меня, например, за такие вещи :-) ), можно было бы объяснить это небрежностью/невнимательностью (вроде, как, фотограф не заметил, что кошка идёт), но ведь в данном случае художник это рисует намеренно. На «Всадниках» и подобных картинках, где есть идущие людишки, можно это сказать, что зарезанные фигуры создают ощущение движения: кто-то заходит в кадр, кто-то выходит из него. Движение перед статичной камерой. Или как-будто ты в окно смотришь. Но почему зарезаны люди на «Отдыхе» на свежем воздухе? И далее, далее…
Кстати, картинки Любарова (которые мне в общем и целом не нравятся) почему-то напомнили мне рассказы Зощенко… Захотелось перечитать его (ещё наверное в старших классах школы читала, и читала с удовольствием. Очень нравилось!). А теперь достала книжку, и вдруг не пошло совсем!…
Надя, может художник этим приемом показывает, что весь сюжет не ограничен пределами картинки, предлагая нам его домысливание?
В детстве рисовала детей, катающихся на горке (честно, больше ничего не помню!). Начинала с дигонали, это гора была, потом в центре диагонали санки с ребенком унисекс, потом рисовала на расстоянии детей от центра вниз и вверх, чтобы всем каталось веселей, расстояние было «чтобы не толкались», поэтому часто с вершины горы съезжали ноги, а под горой было уже туловище без ног. Думаю, здесь тоже что-то в этом роде…. Но мне это не мешало ни в детстве, ни сейчас. За кадром жизнь продолжается, да!
Помимо версии Лерика, как вариант, могу предложить еще парочку, обьясняющие обрезку персонажей на картинках Любарова.
1. Как прием, сближающий картинки с любительскими фотографиями, на которых подобного рода «кадрирования» — частое явление, тем самым создается искусственный эффект непрофессионализма, свойственный примитивизму.
2. Как минимум, для того, чтобы задавались вопросом…