ИЗ «ДАНИЭЛА ШТАЙНА, ПЕРЕВОДЧИКА» Л.УЛИЦКОЙ
— Всегда есть ощущение, идешь ты поперек промысла или по призыву.
— Дорога для глаз почти невыносимая по красоте: Неаполитанский залив, Капри…
— Идеология, ставящая себя выше нравственности, неизбежно становится преступной
— Дух сопротивления пошлости мира: одних он делает коммунистами, других – приводит в церковь
— … с детства открылось существование духовного мира.
— … великие композиторы, как Бах и Гендель, лишь записывали звуки, пробивавшиеся к ним небес по Божьей милости.
— В нем есть вдохновение католика и добросовестность протестанта. … человек Книги.
— (после всех чудовищных преступлений ХХ века) … ненависти не стало меньше.
— … почитаем нашего Учителя, которые не говорил ничего такого, что было бы совершенно неизвестно миру до его прихода.
— Когда наша земля обветшает и будет свернута, как старый ковер, когда сухие кости восстанут – судить нас будут не по тому, на каком языке мы молились, а по тому, нашли ли мы в своих сердцах страдание и милость. Вот и вся цель. Другой у нас нет.
— Человек может знать только то, что способен вместить.
— Люди гораздо больше дорожат своими заблуждениями, чем правдой. … сама правда – сложное сооружение, и она существует в уменьшенном, упрощенном варианте для одних, и в очень сложном, гораздо более богатом виде для других.
— Притча о ребе Зусе, который на одной бумажке написал 25 способов, как раздобыть деньги для отдачи долга, а на другой; «Бог не нуждается в советах ребе Зуси».
— Мощная жизненная сила иудаизма, большой веры маленького народа, затерянного среди сотен других племен Ближнего Востока, иудаизма, породившего две величайшие мировые религии, зиждется на двух принципах, один принцип – ограничительный (Талмуд – всеобъемлющий закон хорошего, правильного поведения). Второй же, это принцип полной и ничем не ограниченной свободы мысли. Практически – отсутствие запретов на интеллектуальное исследование. Есть обсуждаемые вопросы, и нет догматов. То есть нет ограничения мысли, но есть ограничения в поведении.
— Каждый новый язык расширяет сознание человека и его мир. Это как будто еще один глаз и еще одно ухо.
— … мысль о хрупкости слова, его смертности, о его изменчивости.
— У евреев чтение молитвы «Кол нидре» — освобождение от обетов и клятв, которые давал человек. В этом реализуется милосердие Божие.
— «Духовная жизнь — это и есть поиск Господа в глубине своей души», говорит Ефим, на что Даниэль ему отвечает: «Я как раз очень боюсь духовной жизни. Эта самая духовная жизнь, по моему наблюдению, гораздо чаще увлекает человека сама по себе. Как упражнение. Сколько я встречал небольших людей с очень большой духовной жизнью, и почти всегда оказывалось, что духовная жизнь сводится к копанию в самом себе на весьма небольшой глубине… И все ищут себе духовников!»
— «Мне жизнь была подарена, и я свою обещался подарить», — говорит Даниэль.
— Духовные и материальные вещи в нашей жизни очень сильно переплетены, отдельно они не живут.
— Немец приходит вовремя, а еврей – когда надо.
— … что советские, что польские – все одинаковы коммунисты: очень строго смотрят, чтобы другим лишнего не дали.
— Мальчик Блаженному Августину: «А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?»
— Этой высокомудрой болтовней непостижимость Творца ставится под сомнение… Но меня это не интересует. Господь говорит: «Возьми свой крест и иди!» И человек отвечает «да!» — вот это я понимаю.
— Моисей учил исполнять долг человека перед Господом, а Иисус – исполнять не по долгу, а по любви.
— У иудеев, как и у христиан, человек стоит в центре, не Бог. Бога никто не видел. В человеке надо видеть Бога. Во Христе, человек, надо видеть Бога. А у греков в центре – Истина. Принцип Истины. И человека ради этого принципа можно уничтожить. Мне не нужна такая истина, которая уничтожает человека. Больше того, тот, кто уничтожает человека, уничтожает и Бога.
— …христианство строит отношения между человеком и Богом, и агрессивность современной цивилизации проявляется вне зависимости от конфессии, в то время как любой диалог человека и Бога приводит к сдерживанию агрессии и умиротворению
— Кому мудрости не дано, тот и не мудрствуй, читай в простоте, а кому дано разумение, тот пусть рассуждает о чтении. Библия – книга необъятной глубины, но каждый черпает по мере своих возможностей.
— Какое страшное это место Израиль – здесь война идет внутри каждого человека, у нее нет ни правил, ни границ, ни смысла, ни оправдания. Нет надежды, что она когда-нибудь закончится.
— Вообще это правильно, что с годами человек занимает меньше места.
— Это и есть христианский выбор – испытывать боль и радость одновременно.
— Когда человек делает один шаг навстречу Богу, Бог делает сразу два.
— Когда все евреи раскаются в своих грехах и обратятся к Богу, в это день родится Мессия.
— Человек должен сохранять себя от разрушения.
— Мы никогда не знаем, какие у нас впереди еще испытания, болезни и трудности, поэтому было бы хорошо, если бы мы научились радоваться вещам, не связанным с семьей и отношениями с людьми. Лучше смотреть на другие вещи: на деревья, на море, на всю красоту, что нас окружает, и тогда восстановятся порушенные связи, и мы сможем ходить в церковь и получать помощь из того источника, который всегда для нас приготовлен. Нужно меньше думать о своих чувствах, вообще о себе меньше думать… Молиться – представлять себе, что держишь на ладонях всех своих любимых людей и поднимаешь их к Господу.
— Но почему так много людей, озабоченных исключительно поиском Истины, идут в совершенно противоположных направлениях?
— Старославянский язык осуществляет и связь с преданием, которое реализуется на той глубине, куда современный русский язык не опускается.
— Даниэль: «Я с детства ощущал присутствие Божественной Силы, которая держит наш мир. И когда это чувство ослабевало, я получал свидетельства и подтверждения того, что человек не одинок в мире.
— В Израиле есть такие места, которые сами свидетельствуют о бытии Божием. Например, берега Кеннерета – Генисаретского озера. Сама земля здесь свидетельствует
— Новизна учения Христа заключалась в том, что Любовь он ставил выше Закона.
— На Западе церковь слита с культурой, а в России – с бескультурьем.
— Забавно: культурные итальянские атеисты, такие как Умберто Эко, современным католичеством брезгуют, прекрасно понимая при этом, что если католичество вычесть из этой изумительной культуры, ничего от нее не останется. В России церковь гораздо слабее сцеплена с культурой, она гораздо больше связана с примитивным язычеством. Поэтому если в России использовать тот же способ вычитания – интересно посмотреть, что останется в России от самого христианства, если вычесть из него язычество…