НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ  ПО ПОВОДУ АНОМАЛЬНО ЖАРКОГО ЛЕТА 2010 ГОДА

Не спрашивай «За что?» Лучше спроси «Зачем?»

А случаем никто там, наверху, не перепутал 2012 год с 2010?..

Мы молимся тогда, когда нам что-нибудь надо, А надо молиться о том, чтобы нам надо было как можно меньше.

Третий или четвертый день метеорологи предсказывают к вечеру все возможные виды катаклизмов, которые в нынешней ситуации представляются едва ли  не благом: ливневые дожди, ураганные ветры, град… Первое штормовое предупреждение, второе, третье… десятое…

Вчера нагнетать обстановку начали едва ли не с утра; я опасался ехать на машине загород… Ну да, к вечеру пара капель упала на машину, но и их я не видел: зашел в этот момент в магазин, а вышел – эти капли уже испарились с капота, остался лишь след…

Судя по всему, кому-то просто надо драматизировать обстановку. Кому-то хотелось бы, раз уж помирать, так с музыкой. Как это происходит в классических фильмах-катастрофах.

Но этого не будет. Будет все очень и очень прозаично. И буднично.

Будет день и будет ночь, но ночь не принесет ожидаемой отрады. Только что не будет палящих лучей солнца. Но будет так же жарко и так же душно. Точно так же будет не хватать воздуха, а вместо воздуха легкие будут заглатывать яд и смрад разлагающегося постиндустриального общества.

Изнуряющая жара, не  такая уж ужасная сама по себе, но именно что изнуряющая: изо дня в день? из ночи в ночь, — не прекращающаяся ни на минуту, постепенно выведет из строя всю технику, иссушит всю почву, выжжет всю зелень… Лишит человека сил; сначала ослабит его физически, а затем надломит и психологически. А сломленный психологически человек – уже ничто; он становится  легкой добычей вызревшего внутри него отчаяния.

Я лежал в полуподвале нашего загородного дома. Это было единственное место, где еще модно было лежать и чувствовать себя почти комфортно.

На остальных двух этажах это была либо баня, либо – там, где был кондиционер, — «Conserved Coolness», которая  не лучше «Conserved Heat» в музыке.

В Москве люди более-менее комфортно чувствовали себя в метро и, наверное, в том подземном варианте ГУМа, что Лужков выстроил на бывшей Площади 60-летия Октября». «Выстроил» — слово неверное, но для строительства, ведущегося не вверх, а вниз, по-моему, еще не придумали определенного термина. Но скоро, очевидно, придется.

Было время, и человек горделиво вознес свое жилье и свои офисы – этот символ прогресса – на невиданную по прежним временам высоту. Своими острыми и сверкающими на солнце шпилями они уходили высоко в небо, они буквально протыкали небо…

Первые башни рухнули в сентябре 2001. Последние из заложенных — и явно несвоевременно и запоздало – мы видим недостроенными на Красной Пресне. Суждено ли им вообще быть достроенными?

Судя по тому, что творится в этом июле – нет. Правильнее было направление прямо противоположное – зарываться в землю. «Правильное» решение, созвучное духу времени и нашим взаимоотношениям с Высшими Силами, — это подземка, это подземные переходы, это бункеры, которыми, как утверждают, кишит центр Москвы, это, наконец, новые торговые комплексы, зарываемые в землю…

Человек слишком долго гневил Бога, и Бог слишком долго терпел все вызовы и богохульства со стороны человека. Но теперь, судя по всему, настал предел и Его безмерному терпению. И человек бежит от лика Господа, зарывается в землю. Как крот, как жалкий земляной червь… Раньше это был удел мертвых, а теперь – и живых…

Сказано в Библии словами Господа: «Скройся от лица Моего…»

Но даже в этих условиях находятся многие, кто не верит. Кто верит, что это все аномалии климата, природы — сил внешних, но объективных. Пусть во многом своенравных и порой с трудом поддающихся объяснению, с точки зрения  науки, но в принципе – объяснимых.

Наука для этих людей, очень напоминающих Фому Неверящего, по-прежнему остается верхом всего сущего и несомненным решением всех проблем. Не причиной, а решением! Поистине нет предела наивности человека. Он и Апокалипсис, если кому удастся его пережить, постарается объяснить с точки зрения науки!

Но вряд ли наиболее преданным апологетам научного прогресса удастся пережить Апокалипсис. По идее, они должны пасть первыми же его жертвами. Ибо они это те, кто во время жатвы, не клонит головы перед серпом Господа. Поэтому именно эти головы летят первыми. Вспомните хотя бы голову атеиста Берлиоза из «Мастера и Маргариты» М.Булгакова…

Ныне человек поставлен на грань своего существования, а ведь за свою многовековую историю он так ничему и не научился. «Chasing shadows», это название одной из песен «Deep Purple» на редкость точно передает суть человеческой жизни,  проходящей  в основном в «погоне за тенями» — за ложными ценностями. Это доказывается еще и тем – и наиболее явно доказывается, — что истинные ценности, лежащие в области искусства и культуры, да и те, что являет собой сама Природа, мало кем оказываются востребованы. А между тем это единственное, ради чего стоит жить. Проанализируй свою жизнь, и ты поймешь, что я прав.

Велико ли расстояние между Адом и Раем? В эти дни я в точности определил его: плюс-минус… в зависимости от «загруженности подмосковных дорог». Всего час езды из сущего ада в центре Москвы, и ты попадаешь в рай – в деревню Липки. И это хорошо, а как обратно придется ехать?..

Я ничего не имею против узбеков, киргизов, таджиков, в массовом теперь уже порядке переселившихся на наши широты. Я также ничего не имею против того, что постепенно они подтянули сюда жен своих и детей, скарб… Но климат, зачем нужно было и климат сюда тащить?..

Как же хорошо было зимой!

Сегодня Левон сказал, что через 500 миллионов лет Солнце  потухнет… Не верю!

Скажи мне кто в детстве, что Москва превратится в Ташкент, разве поверил бы я, лежа под волклыми, никогда не просыхающими простынями  под мерный стук никогда не прекращающегося дождя по металлической крыше сначала на детсадовской даче, а затем в пионерском лагере?.. Наверняка я бы поспорил, и теперь — проспорил булочку с джемом, которая была там всеобщим эквивалентом…

Сегодня, на 45-й день абсолютно беспрецедентной, буквально все испепеляющей жары, когда, казалось бы, должны быть оставлена последняя надежда, я понял. Что Господь Бог недооценил людей, что он выбрал не тот путь уничтожения рода человеческого, что жарой человека не пронять. А понял я это в супермаркете, куда заехал за глотком живительной влаги.

Представьте себе. 45-й день, как уже было сказано, почти 40-градусной жары  Для наших краев, где и 30-то случается не каждое лето. Подмосковье все в огне: горят леса, горят торфяники, горят деревни и предместья городов… Дым от пожаров накрыл Москву, теперь уже повсеместно. Различить что бы то ни было на расстоянии уже 50-60 метров практически невозможно. Дышать просто нечем, а покажи нам анализ воздуха, так мы и сами не захотим.

И вот на фоне всего этого я вижу мужчину и женщину, которые тащат из магазина стол: он столешницу, она – ножку…  Sic – так, кажется, древние римляне выражали на бумаге крайнюю степень удивления. Других слов как-то и не подберу. Нет, не справиться Господу Богу с такими людьми, не справиться!..

Нынешняя жара обнаружила целый ряд слабых мест в системе жизни современного человека. Но в данном случае меня интересует чисто психологический аспект. В частности, тот, что я назвал бы близорукостью. Современный человек видит вперед, в будущее, ровно настолько, насколько ему позволяет видеть привычка, привычка к удобствам, предоставляемым  современной жизнью. Именно комфорт стал основной ценностью современного человека, и ради него человек готов пожертвовать всем вплоть до собственного здоровья и жизни.

Комфорт развратил нас и сделал своими заложниками. В обычной жизни мы этого, быть может, не замечаем, хотя возьмись проанализировать свою или чужую жизнь, и ты увидишь, сколь многое определяется и обусловливается здесь стремлением к комфорту, а главное к тому, чтобы единожды достигнутый уровень комфорта не утратить. Я думаю, даже не многое, а просто – все!

В экстремальной же ситуации все обнажается до предельной черты. Казалось бы, опасность налицо. Мы читаем черным по белому, что содержание всех мыслимых и немыслимых вредностей в воздухе «превышает ПДК в 6-8 раз!» Допустим, не все «умеют» или хотят читать. Не всем на глаза попалась эта цифра. Не все знают, что такое ПДК… Но ведь дым от пожаров уже застит глаза, в горле уже першит, пепел и сажа уже покрывают все и вся… Да, мы сетуем по поводу белых чехлов на диванах и белых рубашек, но только не по поводу своих бронхов и легких…

Я допускаю, что есть люди, которые ровным счетом ничего не могут сделать по причине полной материальной несостоятельности – попросту бедности, Не о них сейчас речь. Я говорю о других, о тех, кто в большей или меньшей степени все же мог улучшить свою ситуацию. Кто-то выехать на дачу, кто-то в пансионат, кто-то уехать к родственникам в Северодвинск или Одессу. Кто-то на озеро Гарда или на Мальдивы.

Мне скажут: «А как же работа – источник всего нашего благополучия?»

Во-первых, лето, отпускной период: возьми отпуск не в августе-сентябре, а в июле. А, путевки на сентябрь оплачены – ну, тогда извини, это опять к вопросу об удобствах. Во-вторых, толку сейчас от людей на работе настолько мало, что больше было бы, если бы они, — по крайней мере некоторые категории работников, — работали дома или на даче. В-третьих, в-четвертых… Можно было бы продолжить, в жизни всегда есть место компромиссу. Но я назову «в-последних»: «Ну, проявишь ты чудеса «героизма», подорвешь в результате малоэффективного, если не просто бесполезного хождения на работу  в течение этих 2-3 недель здоровье, получишь инвалидность на всю оставшуюся жизнь, и кому ты тогда к черту будешь нужен?..»

Не видят, на полшага дальше своей тяги к привычной жизни не видят, не хотят видеть…

Зато, как всегда, задним умом будем исключительно крепки!

Вчера мы уже поняли, почему на Юге местные жители не ходят загорать. Сегодня мы понимаем, почему  там же, на Юге, предпочитают пить кофе, а не чай. Завтра мы, наверное, поймем, почему в тех же жарких странах люди ходят в т емном, если не совсем в черном, а не в светлом…

Чем хороши Египет, Малага?.. – Тем, что это – неделя, ну максимум – две…

Мне снилось. Я шел по дороге, что ведет от дачи к пансионату. Я прошел последний дом на окраине деревни. Небольшой пролесок. Вот я уже на подходе к одному из самых малоприятных мест – источнику наших постоянных негативных эмоций. Это т.н. «контейнерная площадка» для сбора бытового мусора, которая со временем превратилась в самую настоящую свалку. Самое ужасное это то, что здесь то и дело, а в последнее время все чаще происходит возгорание, и чад от горящей резины, целлофана, пластика накрывает деревню. Кто и с какими целями это делает, не важно, главное – мне никак не удавалось застать злоумышленника на месте преступления. Уж я бы ему задал! У меня даже палка была в кустах припасена на случай его явного физического надо мной превосходства или численного преобладания.

И вот в сумерках наступающего вечера я наконец вижу того, кто так долго уходил от моего праведного гнева. Причем сомнений быть не может. Вот он, злодей, в самом начале своего грязного дела. Склонился над грудой бумаги и щепок. Вот уже и дымок тонкой струйкой вьется из-под его согбенной и повернутой ко мне спиной фигуры.

В один момент я оказываюсь у него за спиной, хватаю за плечо и разворачиваю к себе лицом… И, о ужас: у него нет лица! Вместо лица – темный провал в капюшоне, а в глубине тлеющие угли… Жар обжигает мне лицо и руки… В нос ударяет резкий запах горящих волос и бороды…

Это еще что… Сегодня один знакомый рассказал свой сон. «Не помню, — говорит, — с чего все началось. Только помню, в конце посмотрел в небо, а оно все алое, все охвачено огнем. Не знаю, всем ли будет лихо или только мне…»

*          *          *

Давайте честно признаемся самим себе: мы заслужили это!

Только один маленький штришок.  Чудная аллея в лесу, неподалеку от нашего загородного дома. Она хороша и зимой, и летом. Весной и осенью она вообще прекрасна! Она восхитительна в любую погоду.

А что же люди? Наверное, над Христом так не измывались, как над этой несчастной аллеей, призванной нести радость людям. То, что лесничество не убирает бурелом – это как бы само собой разумеется. Мол, природа сама виновата, сама пусть и разбирается. Но вот уже который год не понятно зачем срезают кустарник, и так и не вывозят его. Наверное, считают, что природе своего бурелома мало.

Вдоль обочин чего только не набросано! Ну, бумажки там разные, пачки от сигарет, бутылки – это, как говорится, сам бог велел. Но по тому, что валяется там, можно буквально изучать историю современной «цивилизации». Здесь можно найти практически все: от старой обуви и тряпья до видеокассет и CD-дисков, от старых шин до автомобильных сидений… Время от времени то там, то здесь высыплют строительный мусор, да и дорожным – старым  асфальтом, например, тоже не брезгуют. В одном месте слили какую-то гадость: шестой год идет, а зловоние так и стоит и ничто не растет на этом месте.

Картина в общем-то знакомая всем, и многие к ней приложили и продолжают прикладывать руку. И это только одна сторона нашей мерзопакостной деятельности. Она -не медаль: у нее сторон очень много. Но там зачастую мы уже как бы между собой, и это, как говорится, дело семейное. Но Природу, мать твою, зачем трогали! И не только трогали, а поставить себе на службу хотели! Тоже мне баре нашлись! Да мы и мизинца ее не стоим, и если сами этого не поняли, то очень скоро нам будет объяснено. Уже объясняется…

*          *          *

Погода, похоже, окончательно свихнулась. Логика окончательно оставила наши широты. 28-30 градусов в течение двух недель подряд. Метеорологи, судя по всему, не столько по науке, сколько по логике предрекают «ослабление жары» и дожди с градом. Вместо этого градус возрастает до 34, а небо яснее, чем в Греции. Ни единого облачка.

Метеорологи не сдаются и к середине июля обещают резкое снижение температуры. Ничуть ни бывало, жара только нарастает. 36, 37, 38…Метеорологи увлечены сравнительным анализом по годам, по датам. В припадке спортивного азарта вводят в обиход спортивную терминологию. Слово «рекорд» просто не сходит с их уст. Это значит, что и у них «сносит крышу» от небывалости происходящего. Заштатный телевизионный метеобозреватель – Беляев, кажется, — в состоянии крайнего возбуждения  разглагольствует о том «великом времени», в которое «нам довелось жить». Большего идиотизма трудно себе представить. Температура же с упорством маньяка продолжает свой рост. 39,5!!! Она что, забыла, в каких широтах мы живем?

Метеорологи, окончательно сбитые с толку, каждый божий день чего только не прогнозируют: ливневые дожди, ураганы, шквальные ветры, землетрясения… нет, вот только землетрясений, по-моему, и потопов не прогнозировали… Хоть бы что сбылось! «Второй» «фронт» холодного воздуха, шедший к нам на помощь с Запада, просто-напросто растаял в массах теплого – какого там к черту «теплого» — просто раскаленного воздуха, что охватил нас со всех сторон. Почище чем в Африке будет! Вот тебе и среднерусская полоса!

Все в природе, буквально все перевернулось с ног на голову, все пошло «по Чуковскому» — шиворот-навыворот…

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

*          *          *

 

Логика перестала существовать вместе с водой на глубине залегания выше 25-30 метров и вместе с кондиционерами и вентиляторами в магазинах.

Вот такая глобальная природная психиатрическая клиника: вырвавшаяся из-под контроля буйная жара, окончательно свихнувшееся солнце, впавшая в тяжелейшую депрессию прохлада, беспорядочно бегающие по небу облака, собирающиеся в насупленные тучи, которые не только не проливаются дождем, а, кажется, вытягивают последнюю влагу с земли…

Клиника… Сплошной сумасшедший дом! Хуже всего, что и люди вовсю подыгрывают окончательно съехавшей с катушек природе. Вместо того чтобы бросать все к чертовой матери и спасаться за городом, а нет – так и в других областях, странах, континентах (они же сами всегда утверждали, что «жизнь, она у нас одна»!), они сомнамбулически бредут на работу, тупо просиживают там «рабочие» часы  и, обессиленные, полузадохшие,  волокут едва-едва свои ноги обратно — в свои докрасна раскаленные каменные джунгли.

Люди, не видящие дальше своего носа ни в прямом, ни в переносном смысле. И это «человек разумный»? Человек мыслящий? Возникают очень сильные сомнения в этом его качестве. Но постепенно начинаешь понимать, что природа человека всегда была такой – недалекой и недальновидной. Просто процессы раньше шли дольше – годами, а теперь они ускорились и пошли неделями. Разве раньше человек не делал все вопреки нормальной логике, во вред своей природе, загоняя всеми правдами и неправдами себя в могилу? Конечно же, делал. Так что, напротив, все логично, все идет к своему логическому концу. «Но почему быстрее, чем это предполагалось?» — возопиет человеческий род.