Некоторые мысли о музыкальных приоритетах современников

Нынешнее общество обкрадено. И оно даже не понимает
насколько. Ему только предстоит это понять…

«Современников», наверное, громко сказано. Скорее можно и нужно говорить о «ровесниках», ровесниках нашего века. Молодежь слушает другую музыку.
Речь пойдет о только что завершившемся на Радио Rock FM проекте «От истоков до наших дней» — голосовании, в результате которого был составлен и озвучен Топ 100 лучших рок-альбомов «всех времен и народов».
Не без любопытства следил я за второй неделей «обратного отсчета» Евгения Штольца. В течение первой, к сожалению, был вне Москвы и вне зоны действия этого своего самого, наверное, любимого радио. Радовался успехам одних своих любимчиков, переживал неудачи других, недоумевал по поводу замалчивания третьих.
Все завершилось, вроде бы, не так плохо. Pink Floyd вышел абсолютным триумфатором. В Топ вошли практически все его мало-мальски значимые диски. Должное отдано Led Zeppelin, Deep Purple, Beatles, Queen, U2… Некоторым другим «сестрам» тоже досталось «по серьгам», но, правда, по совсем уж малюсеньким – тем, что зовутся «гвоздиками», по-моему… Речь о Dire Straits, Procol Harum, Creedence, Muse… Неужели они не были достойны большего? Хотя бы и за счет грандов…
Убило практически полное отсутствие таких моих музыкальных пристрастий прошлого и настоящего, как ELP, Verve, Keane, Cold Play… И благо бы само радио их игнорировало… Так ведь нет, время от времени снимает с пропылившихся полок, запускает в эфир…
Я, конечно, понимаю всю относительность таких конкурсов, всю их в конечном итоге недостаточную объективность. Но все же где-то и «обыдно, понымаешь…» Я и за перо-то взялся, чтобы хоть отчасти восстановить поруганную, на мой взгляд, справедливость.
Хотя причем здесь справедливость? И какая тут может быть объективность? Разве что в том, что результаты хит-парада отражают объективное положение дел среди слушателей и их вкусовых пристрастий. Здесь можно придти к интересным выводам.
Публика, судя по всему, в основном нашей возрастной категории. Ну, может быть, чуть-чуть помоложе. Современная молодежь вряд ли слушает это радио, да и эту музыку. Так, может быть, не выключает… Из уважения к родителям… У нового поколения уже другие песни и другие напевы. Это поколение развитого потребительского общества, в основе жизненной идеологии и философии которого лежат однозначно принципы гедонизма. Это мы плотно застряли между экзистенциализмом и тем же гедонизмом и легко переходим из одного в другой и обратно. Легко меняем эти, казалось бы, столь разные и даже несопоставимые маски и настроения. Но все же нам еще важен смысл и содержание, нам важна, нам просто необходима глубина или, как минимум, ощущение того, что она присутствует. Вне зависимости от того, хотим мы или нет погружаться в нее, будем или не будем… Это уже другой вопрос.
Лично я всегда искал в музыке глубины, за исключением, быть может, тех «золотых» лет и тех случаев, когда на сэйшенах и дискотеках мы искали лишь «настроения» или драйва, как сейчас это принято называть. Но в промежутке между этими особыми случаями я все равно искал у рок-музыкантов глубины и откровения. Сначала в музыке, а затем и в словах.
У меня нет ни малейших сомнений: рок-поэзия — это поэзия и это самая что ни на есть полноценная поэзия нашего века. Слова многих песен не уступают по глубине содержания, силе чувств и эмоций лучшим образцам прошлого. Относительная простота других, их недотягивание до «лучших образцов» компенсируется сполна прекрасной музыкой и голосами исполнителей. Комплексный эффект часто поднимает рок-поэзию на куда большую высоту, чем иную поэзию прошлых веков. По крайней мере, с точки зрения восприятия ее современным человеком. Ведь восприятие у человека с течением времени тоже претерпевает определенные изменения!.. Не знаю, насколько правомерно проводить подобные сравнения… Но вспомните для примера лучшие образцы лирики века 19-го, 20-го… И лучшие вещи тех же Пинк Флойд, Прокол Харум, Коулд Плэй, Мьюз… И сравните эффект. Думаю, двух мнений здесь не будет. Думаю, что и наши «пращуры» с этим бы согласились.
Будущие же, полагаю, именно в рок-музыке будут искать и находить смысл и оправдание нашему существованию. В культурном плане. Да и во многих других тоже…

Я пишу эти строки под звуки музыки группы “Muse”, чей единственный диск из шести занял 81-е место в чарте Rock FM. Уже сами названия вещей говорят о многом: “Intro”, “Sing of Absolution”, “Thoughts of a Dying Atheist”, “Interlude”, “Endlessly”…
Еще о большем говорят слова и музыка. В музыке «Мьюз», как в музыке ни одной другой современной группы, слышатся поиски утраченной в наш век духовности. Тоска по ней…
Прослушайте пару песен “Мьюз», одну за другой, и, думаю, вы со мной согласитесь.
[audio:130924-01.mp3] [audio:130924-02.mp3] Что хорошего в нашем поколении – так это то, что мы еще умеем слушать и, надеюсь, воспринимать. А также – очередная надежда! – вдохновляться услышанным (увиденным, прочитанным…) и воспринятым…