Предисловие от автора.
«Конечно, я не пропустил мимо ушей предложение Андрея К. как-то отметить 140-летие Михаила Пришвина. Но сразу как-то не написалось. Должно было прозвучать критическое замечание Ольги А. на моем дне рождения, должен был какое-то время полежать на моей прикроватной тумбочке пресловутый 8-й том полного собрания сочинений писателя, должен был состояться, после долгого перерыва, мой с супругами М. визит в Дом-музей в Дунино… Да и много еще чего — чаша мыслей, чувств, впечатлений должна переполниться. А последней каплей здесь, как всегда, должен стать какой-то образ, какое-то слово или чувство, которое неким последним, удачным, звеном замкнет цепочку мыслей и переживаний, витающих вокруг того или иного предмета, явления, образа…»
Мы не одиноки…
Мои друзья знают, было время, я порядком увлекался Михаилом Пришвиным. Цитировал его, штудировал дневники писателя, возил всех в его дом-музей в Дунино… Всем, всем, всем рекомендовал достать и прочитать…
Кого в наше время интересуют рекомендации! Но вот одна моя знакомая, редкостная по нынешним временам литературофилка, взяла и прочла! И пару лет назад, на моем дне рождения, прилюдно, заявила, что разочарована прочитанным… Я разразился было тирадой, но толком поговорить не удалось: одно слово – день рождения, до литературных ли там бесед…
Но слова мои, как видно, запали ей в душу, и, будучи человеком въедливым и, похоже, доверяющим моему вкусу (спасибо, Оля!), она не поленилась и вновь прочла толстенный 8-й том «Дневников» М.Пришвина. И недавно при случае — опять мне: «Нет, не проняло. Более того, конъюнктурщик какой-то… И лицемер. На публику писал про птичек, а в стол… Да и диссидентом его в полном смысле слова тоже не назовешь. Половинчатый он какой-то…»
Здесь уж я не на шутку обеспокоился. А не подвели ли меня вкус и чутье? Не ошибся ли я в писателе и человеке? Все-таки одно дело, когда слышишь критику от человека, знакомого с Пришвиным лишь по его запискам натуралиста и по тому общему впечатлению, что он оставил о себе в литературе, а другое дело – когда от человека, дважды (sic!) прочитавшего его «избранные» дневники. Я и сам-то прочел их лишь наполовину – книга была библиотечная, и до бесконечности держать ее было невозможно. Скрепя сердце пришлось сдать. Думал было, позже взять еще раз, да как-то… Сами знаете, какая у нас жизнь – дважды ступить в одну и ту же реку крайне проблематично.
И вот такое заявление! К этому времени я и сам успел поостыть к Пришвину. Так, время от времени брал кое-что из него с полки, перелистывал… А тут еще довелось вычитать о чувствах, испытываемых им в момент спускания крючка на охоте… Ведь он страстный охотник был! Я же – наоборот…
Поостыл, значительно поостыл. Не было уже прежнего огня, и Ольгины слова даже не сыграли роль «масла»… Но все же в памяти засели. И вот, возможно, благодаря этому томик пришвинских «Дневников» вновь лежит на моей тумбочке рядом с кроватью. И вновь в минуту душевной тревоги или волнения я заглядываю в него – наугад раскрывая страницу. Как «Новый завет», что тоже лежит тут же на тумбочке.
Я просматриваю «Дневники» и не узнаЮ многого из того, что прежде наверняка читал. И не по причине плохой памяти. Что-то ушло прочь с общим потоком более значимых слов и более сильных впечатлений. Не задержалось в памяти. Что-то выветрилось со временем. Что-то – крайне неоднозначное и спорное, возможно, и для самого автора – ныне читается и воспринимается мною, обновленным, тоже по-новому… Это свойство большой литературы и высокого слова – способность каждый раз восприниматься по-новому. Как и чистой воды бриллианта – открываться новыми гранями и сверкать по-новому старыми в условиях иного освещения и под иным углом зрения. Даже настроение имеет здесь свое значение.
Пришвин таков. Во многом он, конечно, наивен, на наш сегодняшний взгляд, но главное, что он сам это понимает и этого не скрывает. Он крайне, он предельно искренен. Возможно, еще и потому, что не верил, что его дневники когда-нибудь дойдут до читателя. Не те были времена, чтобы верить в это. И даже при всей своей наивности Пришвин не мог этого не понимать. Поэтому писал он в первую очередь для себя, а точнее — оттого, что не мог не писать. Это свойство души, а не трезвого и расчетливого ума.
Слова, льющиеся прямиком из души, они дорогого стоят и просто не могут оказаться не воспринятыми другой душой. Открытой душой, не «замыленной» бесчисленными происками холодного и все и вся бесконечно оценивающего ума.
Отсутствие сюжета освобождает чувство и мысль писателя, не сковывает, не налагает на них никаких оков. Это свободная река, поток, а не заводь и даже не бухта и не залив, которые, возможно, тоже хороши, но как раз своей законченностью и определенностью очертаний и границ.
Сам жанр дневниковых записей, если только это не простая констатация фактов и событий житья-бытья маленького человека, дает возможность проследить за работой ума и души значимого человека, ощутить интенсивность биения его сердца и мысли, почувствовать бурный пульс его живого чувства… Это поразительно интересно, – а как иначе заглянуть в потемки человеческой души! – и это задает, не может не задать ритм собственному уму и сердцу. И вот уже ты сам чувствуешь, что мысль твоя становится интенсивней, а чувства глубже. В окружающей тебя действительности ты видишь новые знаки и находишь новые смыслы. Ты выходишь на новый уровень сознания. Ты приобщаешься к какому-то поистине мировому разуму. Нет, не разуму – душе! Разум вторичен, душа – первична! В отличие от разума она почти никогда не ошибается!
Пришвин писал душой, и этим интересен. Некоторые свои интуитивные откровения он пытался впоследствии поверить умом – проанализировать, постараться понять и объяснить… Такие попытки тоже небезынтересны, но этот интерес уже вторичен.
Мысли и чувства писателя и поэта текут во времени, освещая видимые всем события и факты каким-то особым, неземным светом и наполняя их новым и необычным содержанием.
Мы не можем, нам не дано до конца познать природу и суть ни этого света, ни этого содержания. Но какое-то шестое чувство подсказывает нам, что это свет и смысл Вечности…
Совершенно, казалось бы, некстати вспомнилась картина, виденная мною то ли в Юрмале, то ли в Паланге много-много лет назад. Еще в советские времена. На выставке местных, но, как известно, гораздо более прогрессивных, чем — привычные нам в те годы советские- художников. Прибалтика всегда была более либеральна и прогрессивна.
На картине — то ли вход, то ли небольшая площадка городского сада или парка. Кусочек ограды, деревья, мостовая… В центре картины – какое-то здание. Архитектурно довольно строгое, в стиле ампир, с колоннами. Не броское вместе с тем. Обычное. Напоминающее одновременно и усадьбу Шереметева в Останкино, и Дворец Строителей на улице Первомайская, где я родился и где прошло мое детство и отрочество. Казалось бы, городской пейзаж и городской пейзаж, мало ли таких? Тем более, вот и ассоциации даже какие-то возникают из собственной жизни – прошлой и настоящей. Почему же я вновь и вновь возвращался к этой картине? Почему Юле так долго не удавалось увести меня из зала? Почему, наконец, эта картина вдруг вновь всплыла в моей памяти столько лет спустя? После того, как сотни, тысячи других картин гораздо более именитых авторов прошло перед моим взором…
Все дело, по-видимому, в том, что там, в этом зале, стоя перед картиной, я впервые узрел тот небесный свет и ощутил тот неведомый, непознаваемый, но предчувствуемый смысл, о котором говорил выше. Картина была действительно порядком сюрреалистического свойства. И ракурсом, и подчеркнутостью деталей, и не вполне правильной перспективой. Но главное – необычайным колоритом, который был явно и, похоже, вполне осознанно, упрощен – практически лишен оттенков и нюансов. А также – особенностью освещения. Свет был не дневной, не естественный, но и не вечерний – не искусственный и даже не лунный – не ночной. И было непонятно, ни откуда он шел, ни где находился источник этого света…
Вопросы, вопросы, вопросы… Я устал искать на них ответы, я отчаялся и я понял, что никогда их уже не найду. Но мне так нравится эти вопросы ставить и задавать. Как, наверное, ни одному ребенку… Ведь он, ребенок, знает, что его вопросы всегда найдут ответ!
И вновь к Пришвину, который, наверное, уже порядком заскучал. Ему, конечно, куда ближе был бы разговор о живой природе…
Река дневниковых записей писателя свободно несет свои воды через все отлоги и пороги 20-го века. «Мертвые камни» и «мертвые мечты», по выражению самого автора, остаются позади, мысль же его и чувства, получив от них ускорение и причудливые завихрения, несутся прочь все дальше и дальше. В поисках своего читателя и ценителя – родственной души, о которой так мечтал и так молился в часы ночной бессонницы этот человек и мечтатель.
В лице моей приятельницы и в лице многих-многих других он эту родственную душу не нашел. Что ж, таков удел этих одиноких странников и мечтателей, живущих более небесным, чем земным. Зато нашел в лице моем, и мы вновь, как прежде, беседуем с Пришвиным в ночной тишине.
«Мы читаем, чтобы знать, что мы не одиноки», — сказал герой фильма «Страна теней» режиссера Ричарда Аттенборо. Но мы и пишем в надежде на то, что кто-то в состоянии будет разделить наше одиночество. Или что в компании с нами кому-то вдруг станет чуть менее одиноко во Вселенной…
Саша, ты не одинок, когда оцениваешь по достоинству мнения женщин. Только что наткнулся на следующую цитату в одном из рассказов Газданова, кторого продолжаю читать: «Женщины, интуитивное восприятие которых мне кажется совершенным по сравнению с грубоватым и тупым восприятием мужчин, …». И читая, мнение твоей знакомой Оли о Пришвине, с удивлением обнаружил, что не могу не согласться с этим мнением. Я не дочитатал пришвиновские дневники до конца, но никогда не смог сформулировать почему. Твоей знакомой Оле это удалось. Удивительно, что её мнение перекликается с мнением моей жены, которая отложила это чтение почти сразу.
Так, что, — мы не одиноки, — что вполне соответствует названию твоей статьи.
PS. Редактору: существует ли какой-нибудь поощрительный приз блога, когда один из авторов достигает отметки в 100 комментариев? Например: 1 контрапункт = 100 комментариев.
Леша, ну что такое 100 комментариев? У нас есть автор, который имеет больше 100 публикаций и то ничего не просит. Кстати если обратиться к статистике, которую мы с Алексеем любили с детства с футбольных, настольно-хоккейных и пугбольных матчей, то на контрапункте происходят интересные события. Впервые Левон Бабаян обошел (а точнее идет грудь в грудь) Сашу Бабкова по количеству комментариев (по 277). Беседка угрожающе приближается по количеству комментариев к Мнение имею, лидирующему с незапамятных времен. Alla близка уже к 200-му комментарию, а Андрей Казачков превысил планку 150.
Алексей, я тоже очень ценю статистику, но не поддерживаю стремлений Андрея к столь тщательной детализации и педалированию статистических данных участников блога.
«Служенье муз не терпит суеты».
Тем не менее искренне поздравляю с красивой цифрой.
Как говаривает мой мудрый папа: «Трудно первые сто раз».
P.S. Кстати, к статистике: Л. Бабаян + Редактор (с этим комментарием) = 300…
Вы не только «не одиноки», Леша, вас абсолютное большинство! Одиноки мы с Пришвиным, равно как и ты с Солженицыным и кто-то еще с кем-то… Это одиночество благодарное и благодатное, не нужно его бояться или стесняться…
Саша, этот ты хорошо подметил.
Саша!
Моё отношение к Пришвину (и к Солженицыну(!)) тебе хорошо знакомо.
Мне кажется, что что в своих «рассказах о природе», он тоньше, честнее и умнее, чем в попытках найти для себя «идеологические костыли», которые он предпринимает в дневниках.
Мне представляется, что это от неуверенности в своём творчестве, в своей жизни, в своих интеллектуальных способностях и пр.
Слишком много комплексов.
Хотя мы не жили в ту эпоху.
И возможно всё на что меня бы хватило, это залезть под кровать и молиться «Чур не меня».
Так, что судить не берусь, но читать…
Андрей, много раз слышал твои негативные оценки по Солженицыну, по-моему, в большей степени они касались личности писателя (жизненного пути), нежели его творчества, хотя ты сам неоднократно писал, что личности-то тебя, как раз интересуют менее всего (в отличие от меня).
Или у тебя всё-таки в этом случае неприятие творческого наследия в целом или по частям.
Возвращаясь к этому вопросу — почему?
Что не устраивает: неправда, слог, политическая конъюнктура?..
Да, этот же вопрос интересует и т. Алаева из США.
Сначала о Пришвине, всё-таки он первопричина этого обсуждения.
Пришвин публичный и потаённый принципиально ничем не отличаются. Тот же набор тем, те же морально-филосовские установки.
Только (как мне представляется) в произведениях для публикации задача была высказаться держа фигу в кармане и это требовало усилий, которые (как я считаю) шли на пользу конечному результату. А в дневниках … их проблематика находится на периферии моих интересов.
Как литератор, он тоже для меня скучноват. Увы.
Пара слов о его учителе (в прямом смысле), который испортил жизнь своему подопечному (выгнав его из гимназии). Если бы не он возможно мы имели бы совсем другого Пришвина (с другой проблематикой и отношением к жизни).
Я также хочу упомянуть его, так как будет понятнее и моё отношение к Солженицыну.
Розанов. Василий Васильевич.
Насколько можно судить, человек малоприятный. За антисемитизм исключённый в 1913 году из Религиозно-филосовского общества, да и вообще… (тот же случай с Пришвиным).
Не одобряю.
Но какой философ и какой писатель. Гений. Какой язык!
После «Уединённого» и «Опавших листьев», язык Пришвина, представляется какой-то провинциальной дремучестью.
Солженицын.
В истории России. Он навсегда останется (абсолютно справедливо), бычком который забодал Дуб.
Великий Человек. В том, что рухнул советский коммунизм, огромная его личная заслуга.
«Архипелаг Гулаг», вот произведение обязательное для школьной программы.
Но.
Мне он совершенно не интересен, как писатель. «Красное колесо», это что-то чудовищное.
После смерти Сахарова, он остался единственным в стране моральным авторитетом.
И как он этим распорядился. Мелкий, бессмысленный персонаж.
Ни на что кроме как написать «Двести лет вместе», ума не хватило.
Очень рад, что ты Андрей признаешь Солженицына великим человеком, поскольку по многим твоим замечаниям я стал ценить твое мнение. Ну а то, что тебе он не нравится как писатель — чтож — на вкус и цвет как говориться… Хотя «Архипелаг..», на мой взгляд, это не только публицистическая работа, но и очень талантливая литературная. «Двести лет вместе» — единственное его работа, которую я начал, но довольно быстро бросил — представляется больше для специалистов по этой теме, коим я не являюсь. Возможно, просто неудачное произведение, но у всех есть что-то лучше, а что-то хуже.
Не понимаю что «чудовищного» в «Красном колесе». Мне кажется эта книга не для всех, а только для тех, кто интересуется историей России именно этого времени. Я знаю людей, которые никогда не будут читать эту книгу, хотя они будут восторгаться теми отрывками из нее, которые я им прочитаю. Причина проста — их не интересует этот период и эта история.
Интересно будет узнать мнение Казачкова, когда он закончит «В круге первом».
Направил свою заметку о Пришвине сотруднице Дома-музея писателя в деревне Дунино, Яне Гришиной, с которой давно дружу. Попросил ее ознакомиться с вашими комментариями, друзья, на эту мою заметку. Со словами благодарности привожу ниже ответ Яны:
«Александр, я посмотрела Вашу статью, спасибо. Во-первых, не понимаю, почему все Ваши друзья должны любить Пришвина? Тем более, что и у Вас к нему много вопросов (что, по-моему, кстати, хорошо). Пришвин же странный писатель (иногда я говорю это в начале экскурсии, чтобы люди не обольщались): одни не могут его читать, а другие не могут не читать… Он сам понимал, что пишет для своего читателя — то же самое понимал, между прочим, и Мандельштам. У них есть дословные совпадения… к акмеизму Пришвин ближе, чем кажется… Ну, а мнение Вашей приятельницы… Она не виновата, я не понимаю, как можно сейчас судить о Пришвине по 8 тому (1985!!!), где у нас убрали одну-единственную фразу 30-х гг — «Люди исчезают один за другим»? Как можно обвинять писателя, который в течение 50 лет (и каких!) вел дневник, в котором бесстрашно писал о происходящем, думал обо всем абсолютно честно и пр. — в конъюнктуре… Если бы в чем-то другом, я бы еще подумала. Несправделиво также обвинение в том, что в «Дневниках» одно, а в опубликованном — другое. Достаточно посмотреть хотя бы «Кащееву цепь» — о которой мне один умнейший человек недавно сказал: «Яна, это наша Волшебная гора…. Увлечение и разочарование в марксизме…» Приезжайте с Ольгой — буду очень рада поговорить. Мне очень жаль, что в последний раз я не смогла Вашим друзьям показать дом и поговорить о Пришвине. Всегда рада видеть Вас и всех Ваших друзей и близких в Дунине. С уважением. Яна»
Казачков к сожалению еще не приступал к «В круге первом» из-за многочисленных командировок, а такой томище с собой не потащишь, да и не чтение это для самолета или гостиницы. Но могу сказать, что «Один день из жизни Ивана Денисовича» мне понравился именно как литература.
Алексей, готов бы с тобой согласиться, но…
Юношей мне казалось, что окружающая нас советская действительность это какое-то чудовищное искажение (вырождение) светлых революционных идеалов. И искал героев в русской истории (соответственного периода), поэтому являюсь несомненно дилетантом, но дилетантом интересующимся (и дотошным). И как таковой выскажу своё мнение.
Помимо тяжеловесного языка и конструктивного построения этой эпопеи (с чем я ещё мог бы смириться) наибольшее неприятие вызвало именно историческое толкование этого периода.
Но это исключительно моё личное мнение, априори не являющееся истиной.
И ещё одно соображение.
У художника могут быть более удачные и менее удачные творения, но идеологическая составляющая как правило просматривается на протяжении всего творчества.
И поэтому трудно представить себе автора который всё о светлом правильном и справедливом, а потом вдруг изменился, и возьми и напиши про двести лет.
По мне так эти двести лет торчат в каждой щели, в каждом его произведении.
А это увы неприятно.
Андрей, а мне как раз понравилось историческое толкование в Красном Колесе — показано насколько все случайно в историческом и социальном развитии и в какой-то степени фатально. В то же время, прослеживается жизненный оптимизм и любовь к России, что я знаю у некоторых людей вызывает раздражение. Язык, конечно несколько тяжеловесный, однако, произведение настолько большое, что успеваешь привыкнуть. Погружение в образы на высоком писательском уровне. А образов проходит наверное сотни, если не больше. И эпопея становиться романом, где писательское воображение вполне допустимо.
А что касается двухсот лет, то они как ты выразился «торчат» не у Солженицына, а просто торчат… О чем и Стругацкий написал в своей «бесполезной» статье.
Блестящая и нестареющая статья уважаемого Бориса Стругацкого
http://www.rusf.ru/abs/books/publ41.htm
Хотя Леша опять скажет, что не смешно и не по теме. Тогда — в Беседку
Нет, почему-же, это довольно смешно, хотя, конечно не к месту. Даже сам автор назвал свои заметки «бесполезными» а в конце статьи справедливо отметил: «Прекрасно понимаю, что все вышеизложенное открыто для ударов. И справа и слева. И спереди и сзади. И сверху и снизу.»
«Когда исчезнет антисемитизм?» – задается вопросом Б.Стругацкий. Сдается мне, что он уж исчезает. По крайней мере, он уже сейчас далеко не актуален, а сохранится ли в дальнейшем – большой вопрос.
Во-первых, ему на смену, будь-то на Западе, будь-то у нас, идет вопрос мигрантов и гастарбайтеров – представителей иных не то что народов, а рас и вероисповеданий. С совершенно иными психо-физическими началами и жизненными, культурными и идеологическими устоями.
И вопрос этот, в отличие от еврейского, уже не надуман и не является предлогом для реализации тех или иных общественно-политических и экономических целей. Нет, это действительно серьезный вопрос, и как бы он сам не подыскал предлог, чтобы свести счеты со всеми нами, представителями т.н. коренных рас и народов.
Во-вторых, интернационализация, сменившаяся глобализацией, порядком поработала над размыванием государственных границ и над нивелированием национального сознания народов. Идентификация ныне удел лишь небольших народов, преследующих свои корыстные политические цели. Носящие сугубо временный характер. Посмотрите, к примеру, в Европе — нации самоопределяются лишь за тем, чтобы тут же влиться в «братскую семью» европейских народов.
Массовая культура, поп-культура совершает триумфальное шествие по всей планете. Не первый круг уже идет. Доставьте человека в аэропорт в любой точке цивилизованного мира, заткните ему уши, и он не сразу разберется ни на каком он континенте, ни в какой стране.
В-третьих, на повестку дня становятся куда более серьезные проблемы – экономического, демографического, ресурсного характера.
Общество всеобщего потребления и равных возможностей, оно же общество как никогда хищнического растранжирования невосполнимых природных ресурсов находит свой закономерный конец. Который отныне будет лишь наращивать свои обороты.
Мы проели и бездарно прокутили колоссальные природные богатства, приходящиеся не только на нашу долю, но и на долю наших детей и внуков. Не говоря уже о последующих поколениях. Они проклянут нас и будут плевать на наши могилы…
Но это все лирика. За оставшиеся ресурсы развернется жестокая борьба, в которой люди будут объединяться одни против других уже не столько по национальному или классовому принципу, сколько первоначально по принципу низов и верхов – демоса, вкусившего благ цивилизации и не желающего с ними расставаться, и олигархии – власти и капитала.
В дальнейшем на сцену, как это в последнее время часто бывает, выйдет третья сила – интеллектуальная и креативная, она будет биться и с теми, и с другими под лозунгом спасения рода человеческого как такового.
Не многим удастся выжить в этой войне всех против всех.
При таком сценарии, как вы понимаете, еврейский вопрос саморазрешится путем элементарной утраты на фоне куда более важных и глобальных вопросов, событий и процессов. Как и многие другие вопросы, которые на сегодня пока еще волнуют человечество.
Мы стоим на пороге радикальных перемен мирового масштаба и значения.
Мы – счастливчики, которым удалось тихо-мирно прожить свой век. Без особых революций, войн и прочих катаклизмов.
Кому я не завидую, так это тем, кто идет за нами следом.
«Время от времени возвращаюсь к Пришвину, к его поразительному умению слышать природу, ощущать ее частью самого себя, к его идее сотворения «новой религии», понимаемой им как способность каждого человека к творчеству, которую когда-то человечество будет целенаправленно культивировать».
То же самое мог написать и я, но почему-то не написал. А вот некий «публицист и прозаик» Игорь Гамаюнов, находящийся судя по всему на одной волне со мной сподобился. А дальше там у него и про еще одного моего «кумира» — Николая Бердяева: «Событием уже своей взрослой жизни считаю знакомство с текстами русского философа Бердяева: после катаклизмов, вызванных попыткой построить в России книжно-кабинетный социализм, — отрезвляющее чтение!» Точно на одной волне со мной! Так может быть, нам создать еще одну рубрику, в которой цитировать авторов, солидарных с нами и печатать тексты, которые могли бы принадлежать и нашему перу?