Вспоминая прошедшие события.
В конце июня, пока напуганные жарой москвичи ещё не разъехались кто
куда, на винзаводе прошла выставка.
Посетившие выставку (например Левон) могут поделиться впечатлениями.
Те, кто не увидел эти работы «живьём» могут составить некоторое
представление по фоторепортажу.
И также поделиться впечатлениями.
Авторам важна ваша реакция.
Надеюсь (обращаясь прежде всего к Саше) положительная.
08/08/2012 в
«28 июня студия Public Design представила на Винзаводе свой дебютный проект интерьерных инсталяций.
Геометрический минимализм в сочетании с авангардными решениями поп-арта. Арт-проект продолжает традиции супрематизма, параллельно пытаясь увидеть новизну в классических пластах модернизма.
Если классики минимализма в своих поисках нового пытались очистить художественную форму от «лишних затрагивающих душу смыслов», максимально нейтрализовать художественую поверхность, то авторы, напротив, стремятся заполнить простую форму смыслами. Создатель, вселенная, любовь, соединение, гармония, идея и многое другое — как страницы книги раскрываются зрителю в бесконечном количестве геометрических и цветовых композиций.»
Из московских хроник.
«…не подменяя собственной интерпретацией художественный замысел, предоставим слово авторам. «Полимеры («поли», греч. — много, «мерос» — часть) есть множественность частей. Полимеры — это то, что нас окружает, ежедневно и ежеминутно вступая с нами в диалог. Переосмысливая язык классического искусства, авторы создают целые комбинации геометрических композиций, позволяющих создавать бесчисленное количество тиражируемых инсталляций. Арт-проект продолжает традиции супрематизма и предлагает новую его трактовку, основанную на использовании современных полимерных материалов, а также новое видение геометрического минимализма в сочетании с авангардными цветовыми решениями поп-арта».»
Проект центра исследований русской культуры (Ц.И.Р.К.)
Поли-миры или полумеры?
Московская художественно-выставочная жизнь раздроблена и быстротечна, отражая реалии раздробленности и стремительности самого современного искусства. Непосвященные путаются в трендах и проектах, пытаясь на штырьки своих познаний насадить разноформатные кольца беспрерывного потока художественной информации. Бесполезно, ибо надо отдаться этим хаотичным потокам «множественных частей», проявляя политолерантность к кажущемуся отсутствию смыслов и знаков, осознавя при этом геометрическую невозможность стыковки штырьков с кольцами.
Необходимость выстраивания безграничности критических восприятий в логические формы не поспевает за искажением обстоятельств места и времени. Художники, тоньше других чувствуя материю, ищут и находят новые формы и материалы для отображения все тех же незыблемых пары десятков тем, эксплуатируемых со времен наскальных рисунков.
Необязательно каждому проекту претендовать на макси-цели, есть много градаций, нюансов, штрихов, требующих отдельного расмотрения и развития. Авторы Полимеров, на мой взгляд, и не ставили цели «войти и остаться навсегда», скорее они дотошно и скрупулёзно исследуют возможности отдельно взятого материала. Формотворчество? Да, и это хорошо, ибо навязывание или еще хуже тиражирование смыслов приводит к разобщенности и бесконечной человеческой вражде, как форме биологического существования.
Геометрическое плоскостное отображение — это выход или вход? Зависит от зрителя. Художник предлагает новый инструмент, которым можно воспользоваться, а можно взять более удобный и привычный.
Дизайн, промграфика, поп-арт, супрематизм — слов есть много, ярлыки навесить можно любые, смысл не в них, а в пространственном движении.
Наверно, то что нам представили, это не искусство, но это несомненно путь к нему. Это риски любого художника, не побоявшегося, кстати, строгого публичного суждения не очень доброй интеллектуально-художественной московской тусовки, кстати, весьма благожелательно, отнесшейся к этому проекту.
Отдельное спасибо Андрею Кулагину и Дмитрию Меркулову, а также всему Паблику (Саше, Севе, Денису), коих, по-прежнему люблю.
ОДНОМЕРНОЕ ИСКУССТВО
«О современном искусстве – только отрицательно или ничего».
Не хотел ничего писать, но коль скоро Андрей попросил…
То немногое, что супрематизм и минимализм хотели сказать, они сказали 100 лет назад. Возвращаться к сказанному 100 лет спустя, пусть даже используя с этой целью другие фактурные материалы, – не уверен, что в этом есть особый смысл.
Мы живем в 3-мерном мире и при этом не перестаем искать четвертое измерение. Это нормально для человека, без этого человек не был бы человеком.
Четвертым измерением может быть все что угодно – по большому счету это усложнение той действительности, что дарована нам свыше – жизнью, Богом, Мировым разумом…
В нашем мире один лишь человек не довольствуется тем, что получает от рождения, и это чувство неудовлетворенности, этот вечный духовный голод и поиск средств его удовлетворения и характеризует человека, выделяет его и ставит выше всего сущего в Природе.
Три основные сферы деятельности человека, в которых наиболее ярко находит свое выражение «вселенская тоска», это – наука, философия и искусство, из которых последнее наименее утилитарно, а посему приобретает для нас особую ценность и даже некий ореол. Благородства, чести, аристократизма духа… Искусство уводит человека от Земли – в какие-то иные, запредельные сферы.
Искусство есть молитва об иных сферах и иных мирах. Вплоть до конца ХIХ века это воспринималось как аксиома. Был мир чисто материальный – тварный, и был мир идеальный, соответственно – не тварный. И их пути особо не пересекались. Как двух прямых, одна из которых горизонтальная, а другая – вертикальная. И лишь одна общая точка у них, да и то не понятно – возможно, чисто визуального свойства.
Но пришел новый век, век вульгарного материализма, объявивший материальный достаток высшей ценностью и высшей целью существования человека на земле. Мечта об этом существовала испокон веку, отсутствовали лишь возможности ее реализации.
ХХ век их нам дал. Но потребовал взамен – какая же сделка без взаимности? – расстаться с идеалами. Подобно ветхозаветному Исаву человечество с радостью пошло на это – променяло первородство на чечевичную похлебку.
Нельзя сказать, что искусство исчезло: оно осталось, но в самом своем примитивном виде и в объеме, достаточном для обслуживания чисто материальных запросов. И зовется оно ныне – дизайн. Даже то, что формально дизайном не является и не зовется и, вроде, даже сохраняет формальные признаки искусства… Все равно на деле все это – дизайн. Ибо выхолощены в нем все формальные и все неформальные смыслы. Скрытые же смыслы отсутствуют полностью. О них остались лишь воспоминания, да и то лишь в среде избранных. Знаете, как это обычно говорят: «Помнят еще древние старики…» Но публика, публика видит в этом скорее маразм, чем откровение…
Искусство не нужно сытому человеку, как не нужна была память и уж тем более тоска по родине спутникам Одиссея на острове Цирцеи.
Но это лишь временное состояние. Человеческое (не то, что, по Ницше, «слишком человеческое») все равно рано или поздно проснется в человеке и возобновит свою разрушительную деятельность в отношении «власти Кесаря».
Новое искусство будет не развешено по стенам, но как некая ладанка – аккуратно завернута в платочек и спрятана на дне сундука или котомки; и в дни особенно тяжких годин…
Вот некоторые мысли, что посетили меня по случаю в некотором смысле отчетной выставки «Полимеры» на Винзаводе.
Чисто дизайнерский проект, если разобраться. Но как хотелось бы мне усмотреть в нем черты вновь возрождающегося искусства!..