Жизнь. С чем сравню ее? – В частности, с написанием картины. Говорю я, не написавший ни одного полотна. Технологию написания, однако, я себе более-менее представляю. В крайнем случае будет новое слово в живописи. Что само по себе тоже неплохо.
Так вот, жизнь – это чистый холст, а каждый из нас – живописец, призванный этот холст наполнить событиями и фактами жизни – красками. Полотно не маленькое (миниатюра – это уже высший пилотаж, тут нужна рука мастера!), нет, это настоящее панно, и красок можно не жалеть. Все краски мира – на нашей палитре. И мы их не жалеем. Была бы наша воля, мы бы не тюбиками и не баночками – мы бы ведрами лили! Но все же некоторые ограничения имеются и не только материального свойства. Вкус нам тоже кое-что подсказывает. Но кисть работает только так – влево-вправо, сверху-вниз и наискосяк… Да, в основном зиг-заг, зиг-заг…
Первые слои, они самые неответственные. Тут по-настоящему ошибиться трудно. Ведь мы наносим только фон и самые общие черты. Черты чего-то такого, что нам и самим пока еще не совсем ясно. Но в этом мы не признаемся: ни самим себе, ни тем более другим. Советы же опытных «мастеров» мы отвергаем, что называется, «от ворот». Вот еще! Ничего тут мудреного нет! Напротив, все просто и ясно, яснее не придумаешь! Ну, махнул не туда; ну, заехал за край; ну, смешал не те краски!.. Все поправимо, все в наших руках и в наших красках…
Мазня получается невообразимая. Опытные художники хватаются за голову, мастера – за сердце. Со временем мы и сами начинаем понимать, что получается что-то не то, и начинаем присматриваться к более опытным «живописцам», прислушиваться к их советам, что-то даже подчитывать по технике и приемам живописи… Мастер-класс на этом этапе просто незаменим. Мы уже стараемся больше копировать, чем полагаться на воображение и тем более на фантазию. Хватит экспрессионизма, хватит фовизма!
Кто-то из одной крайности даже впадает в другую. И вот уже множатся развешанные по стенам картины, подобные Ротко: монументализм форм и минимализм содержания и цвета – тусклые, неповоротливые камни будней, что их авторы изо дня в день мрачно перекатывают туда-сюда, туда-сюда… Но все они вновь и вновь, неизменно, оказываются в все в том же изначальном месте. Сизифов труд…
Другие, их уже меньше, берут за основу жизнь со всем ее разнообразием форм, цветов, сюжетов… Кто-то использует уже готовые трафареты – фактически живет не своей жизнью. Но его это устраивает – позволяет избежать множества ошибок и уже на что-то похоже. Ну, а то, что не очень оригинально, – так и что ж, не всем же быть Ван Гогами, Сезаннами, Моне… Да и судьба у оригиналов не очень завидная. Многим ли из нас слава и почести нужны после смерти?
И тянутся в итоге галереи и галереи полотен, по сути мало чем отличающихся друг от друга. Но зато со стандартными, строго выверенными временем параметрами. Иногда проскальзывает даже какая-никакая гармония.
Тем временем основные контуры прочерчены, основные сюжетные линии проведены, кое-где даже начинают прорисовываться детали. На этом этапе руки и глаз уже достаточно «набиты» — практически ни одного лишнего движения, краски расходуются экономно, предпочтение отдается лишь некоторым из них – прежнее буйство форм и цветов в прошлом. Выработан уже и сам стиль, но, право, иногда становится скучно…
Скучно от постоянных повторов, от монотонности идей и приемов, от предсказуемости результата. Количество не переходит в качество и от перемены мест слагаемых сумма не желает меняться. Но многим и так сойдет.
Есть, правда, и те немногие, кто все же не хочет мириться с академизмом и доведенным до блеска единством формы и содержания. В ком-то еще сохраняется жажда новизны и какая-никакая фантазия. Кому-то тесно в рамках мира – в иные пространства хотелось бы ему попасть. Они не видны, но – немного воображения – и они становятся прозреваемы. А, может, интуитивно угадываемы? Но это практически одно и то же.
Эти картины уже не пишутся маслом. Они угадываются в нюансах, они читаются между строк и они приходят во снах. Как ни странно, у самых молодых и ранних авторов тоже находятся они. Но сами эти начинающие авторы их не видят, и только очень опытному и компетентному глазу открываются они. Тут уж не нужны ни холст, ни кисть, ни краски. Картины эти бродят в головах мастеров, иногда проскальзывают в их жестах, читаются в их глазах. Отражаются в глазах, но сами образы редко находятся вовне, в основном они идут от сердца, от души.
И лишь в редкие минуты откровения и душевной ностальгии мастер берет в руки колонок и тушь и наносит на маленьком листочке папиросной бумаги какие-то таинственные, но полные сокровенного смысла то ли символы, то ли знаки…
Жизнь подобна езде на велосипеде: чтобы не упасть, надо держать скорость.
Эйнштейн.
С чем бы я сравнила жизнь?
Пожалуй, с длиииинной поездкой на велосипеде (как жаль, что в русском нет лаконичного biking или cyckling).
Да, это не столь весомо, не столь романтично, как живопись: ибо что остается после велопробега, кроме усталости и восторга, зыбких образов, ускользающих впечатлений? Но много ли остается самой жизни после нас? От многих ли из нас остается что-то, кроме чьих -то ненадежных воспоминаний: дааа, помню-помню, кто-то здесь проезжал и, кажется, не раз….
Езда на велосипеде, как и жизнь,- некое усилие, которое надо сделать, чтобы получить желаемое.
Маршрут каждый выбирает сам: кому поровнее, поспокойнее, кому с пригорками и спусками, а кому и вовсе горные склоны не страшны. И первый вариант оказывается не менее трудоемким, чем третий: жмешь на педали постоянно, однообразие дороги не оставляет надежды на небольшую передышку в виде спуска. Зато без риска … Но где же мы найдем такие идеально ровные дорожки, без взлетов и падений? Благоустроенность дорожки этого не предполагает…
Все, все как в жизни! Сколько раз, бывало, ругаешь себя за то, что не срезал, не поехал в объезд этого ненавистного, выматывающего силы подъема — пот застилает глаза, сердце клокочет в горле-, и сколько раз, добравшись наконец до вершины его, уже летя по длинному склону — скорость свистит в ушах, ветер сушит футболку-, думаешь: ан нет! Молодец, однако! Стоило, стоило попыхтеть, чтобы испытать восторг полета!
Да, все как в жизни! Стоит загордиться (совсем немножко!) скоростью ли, выносливостью ли на долгом подъеме -глядь, тебя уж обогнали те, кто побыстрей и повыносливей!
Как и саму жизнь, езду на велосипеде нельзя превращать в спорт. Больно смотреть, как толпа, лицо которой- сплошное усилие, боль и чуть ли не ненависть, мчится к заветному результату, ты зажат со всех сторон соперниками-конкурентами, тебе не увернуться, ты падаешь вместе со всеми, переступаешь через головы товарищей, выволакиваешь из-под них, менее удачливых в падении, свой велосипед и снова с безумием в глазах, ничего не видя вокруг к основной цели -быть первым!!!
Думаю, жизнь, ой, т.е., велосипед, больше предназначен для неспешных прогулок, когда видишь все, что окружает тебя, чувствуешь себя, свои усилия и радости, когда есть возможность выбрать дорогу — самому, скорость — самому, когда можешь сойти с велосипеда только за тем, чтобы лечь в траву на берегу реки и падать-падать-падать в простершуюся над тобой синеву…
Да, конечно, велосипедист ничего не оставит после себя жизни… Ну разве что сумеет передать свою любовь кому-то, и это уже немало…
Но и здесь все как в жизни! Много ли их, творивших ее именем? И кто знает, что лучше оставить после себя: пачкотню или — с последним вздохом — «благодарю, что было»…
Не могу удержаться, чтобы в качестве своеобразного музыкального комментария к заключительным словам Аллы не привести песню Леонарда Коэна «Алилуйя» в абсолютно гениальном исполнении до сих пор неизвестного мне Джеффа Бакли. Он заставил меня совершенно по-новому воспринять, почувствовать и даже осмыслить эту давно знакомую мне и любимую мною песню. Более чем уверен – Алле песня понравится до глубины души: она крайне созвучна ее мироощущению и мировосприятию. Что же до остальных, хотелось бы думать, что тоже… Ну, если и не до глубины души, то по крайней мере как-то робко постучится туда… Наслаждайтесь!
http://video.yandex.ru/#search?text=jeff%20buckley%20hallelujah&where=all&id=18147680-08-12
Песня гениальная во всех отношениях, жаль, что вышла поздно (в 1984-м), а то бы непременно включил бы в Аудиотеку.
У Jeff Buckley, кстати, по удивительному совпадению менеджером был Herb Cohen (однофамилец Leonard Cohen), которого знаю, поскольку он же был менеджером папы Jeff-а — Tim Buckley.
Еще один любопытный момент: Jeff ушел из жизни в 1997-м году в возрасте 31-года, а его папа в 75-м в возрасте 28-ми лет (пресловутый клуб 28-ми).
Не удержусь предложить послушать одну, достаточно известную его песню 67-го года (Jeff-у — один год)
http://www.youtube.com/watch?v=CJjR74-uiu0
Позволю себе небольшую цитату на ту же тему:
«И сам себе ты кажешься порой картиной, и жизнь твоя — полотном, на которое Некто изо дня в день наносит все новые и новые краски.
Краски эти — события жизни, и не все они по вкусу тебе. Ты робко пытаешься роптать, ты возмущен, ты не понимаешь, почему так происходит, чем ты это заслужил…
Но кисть неуклонно выполняет свою работу, делает свое дело — не слишком ли много черного и серого накладывает она?.. Да, ты бы поступил иначе. Но ты не автор, и со временем ты убедишься в том, что автор не лишен мастерства, а когда-нибудь — что он просто настоящий мастер. Все, что не нравилось тебе, все, что вызывало в тебе ропот и недовольство, все, что расстраивало и угнетало тебя — все это каким-то чудесным и неведомым тебе образом пришло в гармоничное сочетание с радостными и светлыми красками твоей жизни, а все вместе взятое — превратилось в совершенно фантастическое полотно… Достойное занять место в лучших галереях мира…»
Как вы полагаете, из кого это?
В студенческие годы я приобрел «Частотный словарь русского языка», в котором по определенным авторам-классикам определялись слова, наиболее часто ими употребляемые. Любопытно, что в этих своеобразных топах были весьма значительные авторские различия.
«Черное, светлое, недовольство, неведомое, гармоничное, радостное, жизнь…» — слова, которые, по-моему, наш самый плодовитый автор блога употребляет чаще других. Хотя бы по этому признаку угадать несложно. Если ошибся — слава богу…
Хочу тоже поделиться некиим «образом».
Честно говоря никогда не задумывался на эту тему.
Но вот Сашина изящная вещичка подвигла.
И так.
Жизнь это чулан.
Сначала он пустой и ты носишь, носишь туда чего попало.
Расставляешь по полочкам, систематизируешь, думаешь что когда-нибудь всё это пригодится.
Затем ты начинаешь терять смысл приоритетов, забывать, где что лежит.
Задыхаться в тесноте, тебе всё время что-то падает на голову, врезается в бок.
А вещички всё прибавляются и прибавляются, а как отказаться.
Тащишь и тащишь, это естественный процесс.
И вот …
Лучше, например, сравнить жизнь с футбольным матчем (Спартак — чемпион).
Но это к Левону.
Я очень люблю весну, пробуждение природы…
Каждый год, на даче я долго хожу вокруг своих деревьев, кустарников и цветов, наблюдаю как они расцветают, благоухают,..
Вот, появились первые бабочки…
Все еще впереди, целое лето…
А потом — бурное цветение, буйство красок…
Ой, как быстро половина лета прошла, суетно, в планах и заботах…
Есть небольшой перерыв, можно остановиться и полюбоваться летней красотой, но все некогда, заботы и заботы…
Еще немного времени, и начинает желтеть листва в саду…
Все очень красиво, но немного печально…Еще две недели, и заморосил дождь…
Холодно на дворе, нет уже зелени, цветов, опали все листья… Банально,… но это та картина, с которой я могу сравнить жизнь. Разница лишь в том, что весна придет опять, а жизнь…
Есть правда места, где лето не кончается никогда, говорят, что эти места райские…
Художники ищут образы в сиюминутности и иногда попадают в вечность.
Философы пытаются охватить все время, но иногда могут объяснить сиюминутность.
Жизнь — это прожитый день.
Именно, ощущение прожитого дня формирует наши определения о всей жизни, гораздо более, чем память.
Дни — это кольца пружины, в которой начало соединено с концом (бесмысленность конструкции?).
Поэтому, если это холст и краски, то конец опять белый холст (Белый квадрат),
если езда на велосипеде, то по кругу (что на стадионе, что по МКАД, что по меридиану),
если вещи в кладовке — они станут ненужными (сгорят, украдутся, затопятся…),
если смена времен года, само за себя говорит…
По поводу футбола.
Вижу существенную разницу между «Жизнь — это футбол» и «Футбол — это жизнь».
Выбираю второе.
Левон, так красиво начал, а кончил… каким-то футболом!
Я понимаю, еще жил бы где-нибудь в Бразилии или Испании… А то — в России, где само это слово, «футбол», давно пора было объявить нецензурным, ругательным… А саму игру запретить как оскорбляющую национальное достоинство «великороссов». А также — как уводящую добрую часть трудоспособного населения в мир несбыточных снов и иллюзий, а, следовательно, отвлекающую от того, что единственно могло бы сделать жизнь народа счастливой и осмысленной — от труда, учебы, творчества…
Вот уж где истинный опиум для народа!..
Боюсь, однако, что ты прав. Жизнь в России действительно можно сравнить с футболом: несбыточные надежды — обнадеживающие моменты — первые тревожные звоночки — короткий миг счастья или, наоборот, сокрушительный провал — депрессия — робкие несбыточные надежды — первые обнадеживающие моменты… Вот уж где действительно хождение по замкнутому кругу. Сколько себя помню…
Жизнь — это игрушки, разбросанные в комнате моей внучки. В начале жизни их так много, что не знаешь, какую и схватить. Может эту, а может ту. А может построить домик или целый город, а потом все сломать. А можно полистать книжки или посвистеть на дудочке. И только значительно позже весь хлам оказывается в стороне, а остается одна любимая игрушка. Далеко не всегда самая красивая, возможно даже наоборот самая старая и потрепанная, но от нее идет такой теплый уютный аромат, что все забывается и хочется остаться с ней наедине как можно дольше…
Жизнь – это работа в саду…. Кропотливая работа… Иногда приходится быть жесткой и беспощадной: ненужный побег отрезать, дичок выкорчевать. Помните у Экзюпери: поначалу все ростки похожи друг на друга… Поэтому надо вовремя распознать “баобаб” и вовремя отделить зерна от плевел… Без любви эта работа немыслима, как немыслима она и без ответственности (хотя разве возможна любовь без ответственности?): полить, подкормить,- иногда даже и на себя приходится наступить (не при благородной публике будет сказано, но сколько куриных какашек- специальное орг. удобрение- нанюхаешься, прежде чем благоухание розы осчастливит ваше обоняние!
Зато когда наконец появится бутон, как ждешь, бегая по нескольку раз на день посмотреть: не распустился ли?! К слову сказать, результат порой бывает далек от желаемого: сажаешь фрезию, глядь- вылез гладиолус-малыш! Но ведь и его любишь!
Зато какое блаженство с сознанием исполненного долга любоваться плодами творений своих! Пусть эта красота так же бренна, на сезон, но в нескончаемых усилиях для меня-дыхание Вечности.