intro

На этой страничке публикуется с большим опозданием мнение-отчет Александра Бабкова о совместном посещении им вместе с Левоном Бабаяном и Андреем Кулагиным, выставки «Эпоха винила: художники и музыканты», что проходила в «Гараже» с 09-го октября прошлого года до 10-го января нынешнего. Этот отчет взят из статьи Александра Бабкова «Культура и культура», в которой он является одной из составных частей.

Также вашему вниманию предложено ознакомиться с мнением-анонсом некого Б. Барабанова об этой же выставке.
А. Бабков
На днях я с друзьями был на «элитарной» выставке в «Гараже». Посвященной художникам и музыкантам «Эпохи винила». Лишь один из нас, собственно, тот, который и пригласил, имел, пусть тоже довольно поверхностное, но представление об этом жанре изобразительного искусства, точнее все-таки, наверное, дизайна. Я просто бродил «за компанию», из зала в зал, в поисках «знакомых букв» и примерял все увиденное и услышанное к своей концепции «изгнания Бога из жизни и искусства». Присутствие Бога я здесь точно не усмотрел. Мои друзья не любят упоминание о дьяволе применительно к искусству – я и не буду. Но черт и дьяволята уж точно выглядывали едва ли не из каждого угла и уголка этой выставки.

Третий из нас порядком недоумевал и только временами оживлялся, сталкиваясь с экспонатами периода 1963 и 1976 годов. Этот человек давно «сознательно» зажал себя в прокрустово ложе этих двух лет и упорно игнорировал все то, что выходило за рамки этого периода. Сначала это касалось только музыки. Со временем распространилось на другие области искусства и культуры. В последнее время – охватило и все другие стороны жизни: спорт – политику – быт…

Три столь разных человека, мы добросовестно обошли и осмотрели все экспонаты этой странной выставки, время от времени обмениваясь не столько мнениями или впечатлениями, сколько отдельными репликами, в основном шутливого содержания, да и что иного тут можно было сказать… наши души и сердца остались незатронутыми. Лишь ум порой отмечал те или иные остроумные приемы или находки авторов, прочно и навсегда засевших в «underground»е. Хорошее, правильное слово «underground» — прибежище крайне немногочисленной группы маргиналов, живущих и «творящих» ниже уровня земли. Нормальному человеку неуютно и некомфортно под землей, лишь крайняя нужда или смерть могут заставить его туда спуститься. Нормальный человек, он, наверное, в состоянии прожить без неба, без горных высот, но не нужно ему и подземелья. Ему хорошо на земле.

Вот такой экскурс в «элитарное» искусство у нас на днях получился. Ни уму, ни сердцу даже в случае людей, которые все же в большей, чем многие другие, мере подготовлены к встрече с различными проявлениями искусства и культуры.

Б. Барабанов
В Центре современной культуры «Гараж» открывается выставка «Эпоха винила: пластинки и обложки». В экспозиции — более 700 виниловых дисков, кассет, CD, журналов, каталогов и рисунков. В основе экспозиции — собрание британского коллекционера, издателя и куратора Гая Шранена.

Коллекция господина Шранена выстроена в хронологическом порядке, но хронология привязана не к развитию популярной музыки, с которой теснее всего связано искусство оформления релизов, а к истории современного искусства. Автора экспозиции интересует, что художники XX века смогли сотворить в поле квадрата 30 x 30 см.

Начало рассказа — авангард 1920-х, дадаисты и футуристы. Дальше быстрый переход к следующей арт-революции — к 1960-м. Здесь — хорошо знакомые обложки The Rolling Stones, The Beatles, Kraftwerk и Sonic Youth. Для своего времени они тоже были самым что ни на есть авангардом в изобразительном искусстве, достаточно вспомнить банан Энди Уорхола на обложке The Velvet Underground, обложку Питера Блейка к битловскому «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» и работы Рэймонда Петтибона и Ричарда Принса, использованные Sonic Youth.

Когда весной выставку показывали в парижском La Maison Rouge, в сопроводительном тексте кураторов подчеркивался именно момент параллельного развития музыкального и визуального искусств. Гая Шранена интересует ситуация встречи, столкновения звука и изображения. Он не забывает напомнить о том, что известные музыканты нередко были и художниками, как, например, Йоко Оно, а известные музыкальные записи порой рождались как саундтреки к художественным акциям.

Гаю Шранену не слишком интересны обложки, где просто изображены музыканты группы, хотя, скажем, для биографов такие фото важнее шедевров поп-арта. Он также не большой поклонник лозунгов на обложках, но многие альбомы, оформленные «на злобу дня», стали классикой, и в коллекции Гая Шранена они тоже есть — к примеру, «There’s No Place Like America Today» Кертиса Мейфилда, «America Eats Its Young» Funkadelic и «The Battle of Los Angeles» Rage Against The Machine. Не обойдены вниманием и обложки, не только символизировавшие революцию, но и откровенно шокировавшие, выходившие за рамки принятых в массовом искусстве норм. Так, здесь есть альбом группы Blind Faith 1969 года с фото девочки-подростка топлес, держащей в руках модель самолета с отчетливыми фаллическими очертаниями (автор обложки — Боб Сейдеманн). Есть в коллекции и первые диски с обложками-трансформерами. Например, альбом группы Small Faces «Ogdens’ Nut Gone Flake» (1968) продавался в подобии большой железной табакерки.

На выставке не только смотрят, но и слушают. В «звуковом кабинете» можно прослушать около 600 записей из коллекции Гая Шранена. Причем «аудио» для него — это не только музыка. Здесь есть записи голосов Йозефа Бойса, Уильяма Берроуза, Аллена Гинзберга и других литераторов и мыслителей, развивавших свои идеи в унисон с рок-революцией.

И все же ключевое слово в разговоре об этой выставке — не «звук» и не «образ», а «винил». В эпоху mp3, мобильного контента и «интернет-закачек» винил стал предметом моды и символом верности вечным ценностям. Рост продаж виниловых лонгплеев за последние несколько лет составил 1000%. В России винил — тема не только для коллекционеров, но и для тех, кто сам может себе позволить печатать диски. Филофонисты спорят, остались ли у нас мастера, способные правильно «нарезать» пластинку, и верить ли «Мелодии», сообщающей о планах возрождения винилового производства, пока на Апрелевском заводе грампластинок делают китайскую лапшу. Музыканты-адепты «теплого» звука заказывают виниловые тиражи альбомов за рубежом, преимущественно в Чехии. Есть состоятельные энтузиасты, которые готовы вкладываться в такие заказы для любимых отечественных музыкантов. В Санкт-Петербурге в сентябре-октябре проходят концерты «Винилового фестиваля» — неожиданные подарки в виде виниловых тиражей получили Федор Чистяков, Billy’s Band, «Аукцыон» и «Ундервуд». Выставка в «Гараже», похоже, тоже соберет в первую очередь не поклонников современного искусства, а тех, кто не прочь поностальгировать по временам толкучки на «Горбушке» и похвастаться свежеприобретенными «пластами» и «вертаками». А ведь найдутся и такие, кто до сих пор не в силах расстаться с коллекцией компакт-кассет!