К чудесной музыке сфер…

от

На смерть Кита Эмерсона

“Эмерсон лег и помер…» В то время, – а речь о 70-х, – было модно среди молодежи переиначивать английские названия рок-групп, имена их участников и песен на русский лад.
Вчера или позавчера это предсказание в отношении Кита Эмерсона, лидера группы «ЭЛП» – «Эмерсон, Лэйк энд Палмер» (ELP – Emerson, Lake and Palmer”) сбылось. За тем лишь исключением, что он не лег, а сам себя уложил выстрелом в голову…
Наверное, закономерный и честный конец – ведь Кит сказал миру все то, что он должен был ему сказать, еще 40 лет назад…
Группа «Эмерсон, Лэйк энд Палмер» была одной из самых любимых мною групп. Да и остается. У меня до сих пор хранятся практически все их диски, включая кое-что из того, что было до ELP – группа Nice, и того, что было после нее – сольные диски Эмерсона.
Странная была это группа. Для слуха малоискушенного студента первых курсов московского вуза — привыкшего к мелодике Битлз, Прокол Харум и Кристи. Ни Роллинги, ни тем более быстро надвигавшаяся волна хард-рока не трогали мою душу. Можно было бы сказать «нежную», но я скажу «малоопытную» и «малоискушенную». C детства мне не прививали любовь к музыке. Классическая музыка так и вовсе была в нашем доме не ко двору.
И тут вдруг ELP с их фактической какофонией и постоянным экспериментаторством на почве скрещивания «классики» с роком – редкостные «метаморфозы», не снившиеся и Овидию…
Но как ни странно, мое естество и мой вкус не отторгали появлявшихся в итоге химер. Мы ночи напролет играли в карты и выпивали, немного философствовали – и все это на фоне в основном этой музыки, музыки ELP. С дисков «Tarcus» и «Brain Salad Surgery». С появлением девушек мы переключались на что-то более мелодичное типа «Саймона и Гарфункеля», «Bee Gees», «Space» и т.д. Но в чисто мужской компании это был строго ELP, либо Рик Уэйкман, либо «Кинг Кримсон». Сквозь какофонию этой музыки сначала подсознательно, а затем уже и сознательно проклевывалась какая-то гармония, какой-то особый род гармонии.
Думаю, именно из этих начал и выросла впоследствии моя любовь к симфонической музыке. Я до сих пор плохо знаю и плохо запоминаю ее, но при этом могу слушать часами. И в эти часы мое сознание свободно перемещается между миром реального и миром ирреального. Как в том стихотворении одного итальянского поэта-герметика, что я недавно пытался перевести. Посмотрим, получится ли это у меня сейчас?
Сущностное ощущение пребывания
на грани реального и ирреального,
того, что пуще самой реальности…
… не возводи границ…
Эти два мира подобны двум частям одного целого…
то и дело перетекающим одна в другую…
… тончайшие переходы и нюансы…
… всего и во всем.
Да, это похоже, очень похоже на то чудо, что сотворила в моей душе музыка ELP, музыка Кита Эмерсона. Профанам музыка открывает мир и населяет его разными чудесами. Мастерам же со временем делает тот же мир узким и однообразным. Они в большей мере, чем мы, профаны, предчувствуют музыку куда более великую и волшебную – музыку небесных сфер. И они стремятся, всей душой своею и всем сердцем, стремятся к ней, заставляя разум умолкнуть и ускоряя порой, как в случае Кита, их переход в этот прекрасный и бесконечно светлый мир инобытия…
И, конечно, что-нибудь из ELP. Ну-у-у, скажем, хотя бы тот же Jerusalem. Хотя бы потому, что он первым пришел мне в голову. И, наверное, также еще и потому, что ныне Кит – на подходе к Нему – Небесному Иерусалиму…

К чудесной музыке сфер…

от | Мар 16, 2016 | Всяко-разно

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *