Штампованная красота

от

В продолжение моего комментария к «Старой открытке» Андрея Казачкова предлагаю ознакомиться с галереей дореволюционных открыток «фривольного» содержания, часть из которых входила в мою коллекцию, когда я весьма основательно занимался филокартией (Андрей Кулагин и Саша Бабков должны помнить).

Штампованная красота

от | 3 мая, 2015 | Воспоминания, Всяко-разно

16 комментариев

  1. avatar

    И еще хотел бы отметить прозорливую угодливость издателей по отношению к своим клиентам (покупателям открыток).
    По большому счету — изображения на открытках того времени выполняли ту же функцию, что и смайлики ныне, хоть и в более усложненном варианте.
    Отправителю любого послания не придавало, вероятно больших усилий выбрать необходимое изображение на открытке для придания своему послания дополнительного уточняющего или завуалированного смысла.

    И еще. Дореволюционные открытки ходили в употреблении еще весьма долгое время.

    Как в этом случае, хоть и не отправлена, но подписана 43-м годом.
    А Надсон, как в тему!

    Ответить
  2. avatar

    Совершенно роскошная коллекция! Последняя открыточка отбила охоту к легкомысленным и фривольным комментариям….

    Ответить
  3. avatar

    Да уж, Котарбинский явно не принадлежал к товарищам, воспевающим радости жизни. Однако, на мой взгляд, весьма органичен и последователен в своем творчестве.


    The Grave of a Suicide, c. 1900 National Museum, Warsaw


    Обнаженная в камышах.

    Ответить
    • avatar

      Мне имя Котарбинского до поста Левона не было известно, но оказалось, что с его творчеством я знаком. Котарбинский работал над фресками Владимирского собора в Киеве, и его «Суд Пилата» и «Тайную вечерю» я очень хорошо помню. Кстати пытался купить в Киеве и Москве какой-нибудь альбом про Владимирский собор, но, похоже, такого не существует.

      Ответить
    • avatar

      Котарбинский, конечно, «заслужил» и отдельного поста, но нашел хорошую публикацию про его творчество, с которой рекомендую ознакомиться (смотреть здесь).

      Что касается его участия в росписи Владимирского собора (смотреть здесь), наряду, кстати, с Васнецовым, Нестеровым, Врубелем, Сведомским, то его фреска Суд Пилата, немного не в его стиле, но композиционно, по обыкновению, совершена.

      А вот в Молениии о чаше, он более узнаваем.

      Ну, а Серафимы просто божественны.

      Ответить
  4. avatar

    Дополнительный комментарий в качестве развития темы и вопроса.
    Помимо открыток с живописными изображениями, также имели место открытки, напечатанные с фотографий, в том числе и, естественно, с изображениями обнаженной натуры.

    Что странно и к существу вопроса.
    На живописных изображениях лобковые волосы отсутствуют напрочь, на фотографиях же, как можно видеть, ровным счетом, наоборот.
    У меня только одно предположение. Оволосение на лобке являлось возбуждающим сигналом и дабы не отвлекать от эстетического, этот возбуждающий фактор убирали сознательно.
    Но тогда получается, что, к примеру приведенные фотоизображения, являлись чуть не порнографией. В чем проблема, теоретически ведь могли моделей и брить, чтобы двигаться в более эстетическом направлении?

    Ответить
    • avatar

      О, клубничка появилась не только на прилавках магазинов!

      Ответить
    • avatar

      Прошу прощения, если покоробил чьи-то диетические строгости, но «помыслы мои носили характер исключительно эстетической неопределенности».

      Саша, а если серьёзно, мне было бы гораздо интересней еще раз, на примере конкретной галереи живописных открыток озадачиться твоей удивительной способностью отделять красоту от красивости…

      Ответить
  5. avatar

    Ух-ты, сколько красоты тут! :) Дама с лебедем очень хороша, и те, которые на соседних открытках, на «русалочью» тему. Нравится! И если в основном по всем картиночкам видно, что они старые, то вот 50-ая (G. Brisgand) смотрится очень даже современно.

    «Могила самоубийцы» напомнила мне творчество двух финнов: Аксели Галлена-Каллелы и херра Вало.

    А вот что касается оволосенения лобковой части, то здесь у меня нет идей.. Не знаю, почему так.

    Ответить
    • avatar

      Я когда про Котарбинского публиковал тоже про твоего Валу подумал.
      Тут по мрачности-то не уступает…

      Ответить
  6. avatar

    Не получив ответа на свой первый вопрос про лобковые волосы (или читателям тема не интересна, или правда ни у кого нет версий), генерирую следующий вопрос по теме эротических фотографий XIX века.
    Странно, что модели явно не соответствуют русскому архетипу или, как минимум, нашим представлениям о русской красоте. По внешнему виду, скорее можно предположить, что модели с Кавказа, что, вероятно надо исключить сразу, или еврейского происхождения.

    Если же это наши славянские прапрабабушки, то, где же первозданная русская красота или, как минимум, русые волосы?

    Ответ на вопрос или в социальной сфере, или в традиционном академизме в изображении библейских персонажей?

    P.S. Хотя, вот нашел одну, но явно выпадающую из ряда:

    Ответить
    • avatar

      Левон, вопрос о национальности интересный, и по-видимому должен быть глубоко исследован. По моим предположениям основная часть этих открыток снималась в Санкт-Петербурге, где был очень пестрый состав населения и крестьянок было немного.

      «Кем были эти женщины? В России это в основном женщины из крестьянок (около 48%) и мещанок (около 36%). А вот в Петербурге состав «жриц любви» уже другой: домашняя прислуга (33%), работницы различных швейных мастерских (24%) и фабричные работницы (14%).»

      Так что, если бы открытки печатались в Моске или Нижнем, то русоволосых было бы побольше. Вот ссылка на статью.

      Ответить
    • avatar

      Андрей, статья показалась, хоть и любопытной, но несколько поверхностной и не по сути заданного вопроса. Тем более, задела притянутость за уши использование МОИХ открыток в качестве иллюстративного ряда (вот там, где групповой снимок — верю).

      Хочется верить, что в моем случае, все-таки это были специально обученные натурщицы.

      Хотя… все может быть…

      Ответить
      • avatar

        Левон, признаю свою ссылку неуместной. Разные конечно вещи.

  7. avatar

    Открытки

    в середине 80-х я собрал небольшое количество (100 -150) старых открыток (всех жанров), не коллекционировал, а так, просто было интересно. я работал на Метростроевской (Остоженке), и на обед мы ходили гулять на Арбат, где находился замечательный книжный магазин «Военная книга», с прекрасным букинистическим отделом. здесь я покупал всё, что мне понравилось, и это были: старые газеты (19 — начало 20 века), такие же журналы, гравюры, вырванные из книг иллюстрации и конечно открытки. будучи дизайнером (художником), думаю, это как-то мне помогало. всё это, так у меня и хранится, хотя сейчас практически невостребованно. переберу, выберу интересные про старую Москву и китч, отсканирую и поделюсь.

    Ответить
  8. avatar

    Представился прекрасный повод показать собранные мною в середине 80-х чудесные открытки. Они конечно несколько отличаются от коллекции Левона, которую, я хорошо помню, как он любовно собирал, практически в тех же немногочисленных местах.
    Но надо признаться, — формальная красота никогда не привлекала меня.
    Искренность.
    Я верю их «скромное обаяние» не оставит вас равнодушными.

    Галерея открыток помещена под табом «Из коллекции А. Кулагина», см. пост (редактор).

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *