Штампованная красота
В продолжение моего комментария к «Старой открытке» Андрея Казачкова предлагаю ознакомиться с галереей дореволюционных открыток «фривольного» содержания, часть из которых входила в мою коллекцию, когда я весьма основательно занимался филокартией (Андрей Кулагин и Саша Бабков должны помнить).
И еще хотел бы отметить прозорливую угодливость издателей по отношению к своим клиентам (покупателям открыток).
По большому счету — изображения на открытках того времени выполняли ту же функцию, что и смайлики ныне, хоть и в более усложненном варианте.
Отправителю любого послания не придавало, вероятно больших усилий выбрать необходимое изображение на открытке для придания своему послания дополнительного уточняющего или завуалированного смысла.
И еще. Дореволюционные открытки ходили в употреблении еще весьма долгое время.
Как в этом случае, хоть и не отправлена, но подписана 43-м годом.
А Надсон, как в тему!
Совершенно роскошная коллекция! Последняя открыточка отбила охоту к легкомысленным и фривольным комментариям….
Да уж, Котарбинский явно не принадлежал к товарищам, воспевающим радости жизни. Однако, на мой взгляд, весьма органичен и последователен в своем творчестве.
The Grave of a Suicide, c. 1900 National Museum, Warsaw
Обнаженная в камышах.
Мне имя Котарбинского до поста Левона не было известно, но оказалось, что с его творчеством я знаком. Котарбинский работал над фресками Владимирского собора в Киеве, и его «Суд Пилата» и «Тайную вечерю» я очень хорошо помню. Кстати пытался купить в Киеве и Москве какой-нибудь альбом про Владимирский собор, но, похоже, такого не существует.
Котарбинский, конечно, «заслужил» и отдельного поста, но нашел хорошую публикацию про его творчество, с которой рекомендую ознакомиться (смотреть здесь).
Что касается его участия в росписи Владимирского собора (смотреть здесь), наряду, кстати, с Васнецовым, Нестеровым, Врубелем, Сведомским, то его фреска Суд Пилата, немного не в его стиле, но композиционно, по обыкновению, совершена.
А вот в Молениии о чаше, он более узнаваем.
Ну, а Серафимы просто божественны.
Дополнительный комментарий в качестве развития темы и вопроса.
Помимо открыток с живописными изображениями, также имели место открытки, напечатанные с фотографий, в том числе и, естественно, с изображениями обнаженной натуры.
Что странно и к существу вопроса.
На живописных изображениях лобковые волосы отсутствуют напрочь, на фотографиях же, как можно видеть, ровным счетом, наоборот.
У меня только одно предположение. Оволосение на лобке являлось возбуждающим сигналом и дабы не отвлекать от эстетического, этот возбуждающий фактор убирали сознательно.
Но тогда получается, что, к примеру приведенные фотоизображения, являлись чуть не порнографией. В чем проблема, теоретически ведь могли моделей и брить, чтобы двигаться в более эстетическом направлении?
О, клубничка появилась не только на прилавках магазинов!
Прошу прощения, если покоробил чьи-то диетические строгости, но «помыслы мои носили характер исключительно эстетической неопределенности».
Саша, а если серьёзно, мне было бы гораздо интересней еще раз, на примере конкретной галереи живописных открыток озадачиться твоей удивительной способностью отделять красоту от красивости…
Ух-ты, сколько красоты тут! :) Дама с лебедем очень хороша, и те, которые на соседних открытках, на «русалочью» тему. Нравится! И если в основном по всем картиночкам видно, что они старые, то вот 50-ая (G. Brisgand) смотрится очень даже современно.
«Могила самоубийцы» напомнила мне творчество двух финнов: Аксели Галлена-Каллелы и херра Вало.
А вот что касается оволосенения лобковой части, то здесь у меня нет идей.. Не знаю, почему так.
Я когда про Котарбинского публиковал тоже про твоего Валу подумал.
Тут по мрачности-то не уступает…
Не получив ответа на свой первый вопрос про лобковые волосы (или читателям тема не интересна, или правда ни у кого нет версий), генерирую следующий вопрос по теме эротических фотографий XIX века.
Странно, что модели явно не соответствуют русскому архетипу или, как минимум, нашим представлениям о русской красоте. По внешнему виду, скорее можно предположить, что модели с Кавказа, что, вероятно надо исключить сразу, или еврейского происхождения.
Если же это наши славянские прапрабабушки, то, где же первозданная русская красота или, как минимум, русые волосы?
Ответ на вопрос или в социальной сфере, или в традиционном академизме в изображении библейских персонажей?
P.S. Хотя, вот нашел одну, но явно выпадающую из ряда:
Левон, вопрос о национальности интересный, и по-видимому должен быть глубоко исследован. По моим предположениям основная часть этих открыток снималась в Санкт-Петербурге, где был очень пестрый состав населения и крестьянок было немного.
«Кем были эти женщины? В России это в основном женщины из крестьянок (около 48%) и мещанок (около 36%). А вот в Петербурге состав «жриц любви» уже другой: домашняя прислуга (33%), работницы различных швейных мастерских (24%) и фабричные работницы (14%).»
Так что, если бы открытки печатались в Моске или Нижнем, то русоволосых было бы побольше. Вот ссылка на статью.
Андрей, статья показалась, хоть и любопытной, но несколько поверхностной и не по сути заданного вопроса. Тем более, задела притянутость за уши использование МОИХ открыток в качестве иллюстративного ряда (вот там, где групповой снимок — верю).
Хочется верить, что в моем случае, все-таки это были специально обученные натурщицы.
Хотя… все может быть…
Левон, признаю свою ссылку неуместной. Разные конечно вещи.
Открытки
в середине 80-х я собрал небольшое количество (100 -150) старых открыток (всех жанров), не коллекционировал, а так, просто было интересно. я работал на Метростроевской (Остоженке), и на обед мы ходили гулять на Арбат, где находился замечательный книжный магазин «Военная книга», с прекрасным букинистическим отделом. здесь я покупал всё, что мне понравилось, и это были: старые газеты (19 — начало 20 века), такие же журналы, гравюры, вырванные из книг иллюстрации и конечно открытки. будучи дизайнером (художником), думаю, это как-то мне помогало. всё это, так у меня и хранится, хотя сейчас практически невостребованно. переберу, выберу интересные про старую Москву и китч, отсканирую и поделюсь.
Представился прекрасный повод показать собранные мною в середине 80-х чудесные открытки. Они конечно несколько отличаются от коллекции Левона, которую, я хорошо помню, как он любовно собирал, практически в тех же немногочисленных местах.
Но надо признаться, — формальная красота никогда не привлекала меня.
Искренность.
Я верю их «скромное обаяние» не оставит вас равнодушными.
Галерея открыток помещена под табом «Из коллекции А. Кулагина», см. пост (редактор).