«ДЕРЕВНЯ» АЛЛЫ ЛАППАЛА… С ЧЕМ СРАВНЮ ЕЕ?

С чем сравню – вы знаете, я люблю все сравнивать – Аллину «Деревню»? Не удивляйтесь, я действительно только вчера вечером прочитал ее последнюю, пятую часть. Сначала все ждал какого-то особого состояния души, затем… ждал, пока пройдет раздражение от последней, как всегда пустой и ненужной перепалки.
Так с чем же сравню? Но прежде о произведенном впечатлении. Впечатление – потрясающее! Алла от первой до последней, пятой, части повести не изменила себе ни в чем. И ничего не утратила. Напротив, лишь приобрела: достоинств стало только больше, а недостатков… их как не было, так и не появилось. Придраться, как правильно заметил Левон, совершенно не к чему. Все же первоначальные «цветы» и «цветочки» по мере развития сюжета не только не утратили своей свежести и прелести, как это часто, увы, бывает, а, наоборот, превратились в душистые и ароматные «ягоды». Одна «клубника, перетертая с сахаром и сметаной» чего стоит! Блюдо не совсем в моем вкусе, но впечатляет.
Выше я назвал «Деревню» повестью. Язык с трудом повернулся, но все же повернулся так назвать: не хотелось забегать вперед. Сейчас же скажу, что это не повесть. Повесть, в моем понимании, это случай довольно частный, в то время как «Деревня» — это широкая картина советской жизни. Описанного периода – само собой, но с экскурсом в прошлое – я, например, очень живо способен представить себе по отдельным намекам автора все те горести и несчастья, что свалились на Авдотьину голову в течение ее долгой жизни, — и с заглядыванием в будущее. Ведь кто такие Шура и Сима? — Это же наши дяди и тети — младшие братья и сестры наших родителей! А кто такая Галочка? — Это мы сами! А ведь ее будущее стало уже нашим прошлым!
Это, говоря об отдельных людях – героях и о нас с вами. Применительно же ко всему народу в целом это попытка заглянуть в самые корни народной души и увидеть истоки и направления ее, этой народной души, эволюции. Какая «повесть» может претендовать на это? Не всякий роман даже… При всей своей небольшой в общем-то форме, — хотя и растянулось у нас чтение на пару, а у меня так и на все пять месяцев, — эта вещь вместила в себя, ой, как много чего и обрела, на мой взгляд, несомненно — характер притчевый и даже философский. Прочтите «Деревню» еще раз, и вы найдете в ней новые и ранее не подмеченные вами смыслы. Прочтите в третий – и тоже не пожалеете…
Выбор самого названия «Деревня» не случаен. Мы знаем «Деревню» Ивана Бунина, и думаю, Алла вдохновлялась в том числе и ею. Само название уже претендует на некую эпохальность, и думаю, Алле удалось выйти на этот уровень. Название оказалось оправданным. Более того, напрашивается и постоянно вертится на языке: «Весь мир это одна большая деревня». Ну, если и не весь мир, то, по крайней мере, наш русский мир. И на эту тему тоже хотелось бы порассуждать, ибо сегодня наш «русский мир», уже в кавычках, думается, как никогда далеко ушел от мира Аллиной деревни. При нашем с вами и Галочкином попустительстве и вопреки тем высоким идеалам, на которых мы с Галочкой были воспитаны, а также той «бабичкиной», истинно народной мудрости, что в нас и в Галочку старались заложить наши бабушки и дедушки. Вопреки и Симиным и Александра Игоревича усилиям заронить в нас семена образования и просвещения. Тем самым подтверждается старая истина о культуре как о слишком тонкой и нежной материи, которая – да, копится веками, а слететь и известись может в одночасье…
Так, здесь мне, наверное, следует остановиться, ибо чувствую, занести меня может, ох, как далеко; здесь я вновь начинаю раскручивать маховик моего видения мира и проще в этом смысле сослаться на все предыдущие «сто постов» «моих партийных книжек». В этой связи, однако, поразительно другое. Это то, что то же самое, что я делаю из «тома» в «том» без особой надежды когда-нибудь закончить, Алла смогла сделать на каких-нибудь двадцати с небольшим страничках – уместила на них всю свою жизненную позицию и философию. Причем нашла для этого абсолютно идеальную форму. И, главное — поставила точку, в то время как у меня и через несколько лет будут одни сплошные многоточия…
Немного не в духе рецензии, но это как в том анекдоте про двух музыкантов на соревновании акынов — молодого талантливого и старого заслуженного и авторитетного. Бесконечные переливы и пассажи домбры молодого акына, находящие сдержанный прием у публики, и один-единственный звук, извлеченный из инструмента пожилым акыном и встреченный целой бурей аплодисментов. Потому что первый еще ищет, а второй уже нашел…
Неужели когда-нибудь и мне удастся сотворить нечто подобное: совершенное и законченное – свою «Деревню»?
Ну и самое интересное: с чем же все-таки сравню я это произведение малой формы, но столь бесконечно глубокого содержания? — Ни с чем другим не могу сравнить, как… Впрочем, сохраню интригу и позволю прежде вам самим погадать на эту тему, тем более что и сам автор признался, что любит игры и все это для него в известном смысле тоже игра. Так с чем же, как вы думаете, я хочу сравнить Аллино произведение?