/К новой повести Ю.Цхведиани «Перепутанные страницы»/
«В ходе ночной дискуссии, о которой говорит Левон, я был на его стороне, но утро принесло другое понимание и другое прочтение… Пусть даже не самой повести, а того, что читалось между ее строк. По крайней мере, мною…»
А. Бабков.
Само существование, само присутствие женщины в нашей жизни является, на мой взгляд, лучшим доказательством существования Бога. Ибо кто еще был бы в состоянии создать нечто подобное?
Женщина является не только доказательством, но и формой проявления божественного начала на земле. И отчасти конкурентом этого начала. Отвратившись от изображения божественного, к кому и к чему обратились художники и скульпторы последующих эпох? — Да, к женщине и к женской красоте. Она надолго завладела их умом, сердцем и воображением.
Другое дело, что человек в состоянии все извратить и все опошлить: вслед за богоборчеством и богоотступничеством, художник отверг и женщину или извратил ее до полной неузнаваемости, что, возможно, еще хуже.
Но это только «иной» художник, пусть даже и занял он на долгие годы главенствующее положение в официальных реестрах и табелях о рангах, а также, — что особенно немаловажно в наше продажное время, — в прейскурантах торговых домов и аукционных продаж.
Это ровным счетом ничего не значит и ничего не доказывает, кроме того, что жалок век, отвергающий божественное и прекрасное. Отвержение святости и красоты не поднимает человека, как, возможно, кому-то казалось, не делает его выше, а, напротив, низвергает в экзистенциальные бездны. Тьма и холод царят там, и раздается лишь вой и скрежет зубовный…
20-й век вслед за Фрейдом рассмотрел в женщине лишь плоть. Подобно иному «смелому» и «удачливому» юнцу, он слишком рано дотронулся до женского тела и, не будучи к этому готов, спалил свои чувства и свою душу. В храм нужно не влетать сходу в карьер… К храму нужно восходить, если ее просто подползать на коленях, а затем уже медленно и торжественно входить, то и дело осеняя себя крестным знамением и раздавая поклоны налево и направо всем святым.
И тогда ничто уже не умалит твой пиетет перед женщиной и ничто не заставит тебя откреститься от того, что она являет собой в твоей жизни. Пусть даже весь мир превратится в бордель, ты будешь считать это лишь досадным недоразумением и случайным исключением. Лишь доказывающим общее правило.
Правило же это таково, что даже в отсутствие Бога мы продолжаем свято верить в Него и что даже в отсутствие Истины мы не перестаем неустанно искать ее. То же и с женщиной, правда, с точностью до наоборот – за плотью мы прозреваем райские сады и слышим трели небесных птиц. Плоть это не более чем дверь, ведущая в прекрасный чертог. Поэтому безумен и несчастен тот, кто бесконечно обивает порог. Он бьется и бьется об него лбом и искренне недоумевает: «И что это все говорят о чем-то высоком и возносят чему-то хвалу? Дерево оно дерево и есть, оно неизменно набивает лишь синяки да шишки!»
К сожалению — или к счастью, — безумцев абсолютное большинство, но это не делает небо менее голубым, а солнце менее ярким и животворящим. Да, Sol omnibus lucet – Солнце светит каждому, но восприятие этого света у каждого свое: кто-то смело подставляет ему свое лицо и плечи, а кто-то лицо свое упорно прячет от него, а взгляд устремляет в тень…
Героиня повести Юлии «Перепутанные страницы» — щедрый человек. И, судя по всему, богатый. Ей есть, что предложить человеку и обществу. Она осознает свою миссию и готова к ней. Это «человек» и общество оказываются не готовы. Как, собственно говоря, всегда. Со времен Христа и тех мессий и миссионеров, что были до Него, но о которых до нас не дошла благая весть.
Марина несет себя людям, но люди в очередной раз оказываются не на высоте. Кто-то уже безнадежно извращен и пресыщен – истина не нужна ему, он не верит в нее, он забыл о ней. Кто-то испытывает страх и неверие в собственные силы и в собственное счастье, в свою способность соответствовать ему – счастью, бороться за него. Кто-то превыше истинных ценностей поставил мнение света и боится злой молвы. Кто-то, наконец, ничтожен и не в состоянии выйти из образа из боязни – нет, не утратить свет, а утратить какие-то временные, чисто материальные блага…
В очередной, в сотый и тысячный раз пророк оказывается не у дел. Сердце остывает, взгляд тускнеет, язык умолкает… Пророк, не нашедший нужной страницы, палит всю книгу, пеплом от ее страниц посыпает голову и удаляется в пустыню…
Миссия невыполнима…
Саша, твоя попытка рецензии меня очень и очень смутила… Я ждала продолжения Юлиных «Перепутанных страниц», а теперь задумалась… Твоя защита образа Марины подсказывает, что рассказ закончен?
«Только-только прилег на теплые камешки-гладышки, потянулся в сладкой истоме в предвкушении хоть недолгого покоя, как тут же, пронзенный болью от острого растопыра во все стороны, затесавшегося среди кругляков, был возвращен в знакомые эмпиреи.»
…
Так начинался мой многословный ответ, писанный всё утро, на сашин пост-комментарий.
Однако, скинув пар и обессилев, решил не публиковать в праздничный для Саши и других верущих день, эти свои дискуссионные вирши критического толка. Решил проявить смирение.
«Спросят — отвечу,
нет — промолчу,»
Будет изъявлено желание, к вашим услугам, пока не стираю.
Разве что, цветаевское стихотворение выдернутое из контекста, но цепляющее длинными крючками-смыслами и сашины размышления о выполнимости миссий и саму юлину повесть.
Легкомыслие! — Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.
Научив не хранить кольца,-
с кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.
Быть как стебель и быть как сталь
в жизни, где мы так мало можем…
— Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!
…
Открытка тоже с далеким смыслом…
«Только-только прилег на теплые камешки-гладышки, потянулся в сладкой истоме в предвкушении хоть недолгого покоя, как тут же, пронзенный болью от острого растопыра во все стороны, затесавшегося среди кругляков, был возвращен в знакомые эмпиреи.»
Полностью согласен с данным выпадом Левона на Сашин комментарий. Он, комментарий, на «Перепутанные страницы», также как и Юлина повесть, несет излишнюю долю морализма. «Мужики, не обижайте невинных созданий, а то в старости вам уготована незавидная доля спившихся асоциальных элементов в инвалидных колясках». Эдакое наказание свыше за прелюбодеяния, пьянство, бесчестие и т.д. Высшей миссии, которую, по мысли Саши, несет героиня повести Марина, мне как-то увидеть не удалось. Скорее в концовке повести звучит ее личная обида за несостоявшееся «Я» и, отчасти, удовлетворение за суд праведный над грешником (-ами), получившим (-и) свое. В общем, нормальная житейская история. Опыт жизни героини повести, пусть в чем-то и трагический, но вполне человеческий, почерпнутый автором из миллионов подобных историй и, как мне кажется, личного общения с прототипами героев повести (все они, можно сказать, «филигранно» описаны).
Меня самого, точнее моего полемического запала, философского знания, для ответа на Сашин комментарий больше не хватает. Решил обратиться к Интернету за помощью в разборе смысла библейской фразы: «Время разбрасывать камни и время собирать камни»
http://maxsov.ru/okruzhayushhij-mir/vremya-sobirat-kamni-znachenie-frazy.html
«Советы от Макса»:
«Время разбрасывать камни и время собирать камни». Цитата эта взята из Ветхого Завета (Екклесиаст, глава 3). У некоторых древних народов существовал жестокий обычай: осужденного на смерть преступника жестоко казнили, побивая камнями. Много человек собиралось на казне, и бросали в осужденного пленника камни, право же первых ударов предоставлялось свидетелям преступления.
Вот как раз эти камни и время собирать и разбрасывать. Вспомним Евангелие от Иоанна «Христос и грешница». Там сказано, что когда Иисус пошел на Елеонскую гору, фарисеи и книжники привели ему женщину, которая была поймана на прелюбодеянии. По законам Моисея ее нужно было бы побить камнями. Однако Иисус сказал тогда, что у кого из них нет греха, пускай первый бросит в женщину (я читаю и «в мужчину») камень. Получается, Иисус обличил их совесть, и они один за другим стали уходить. В итоге осталась женщина с Иисусом. Он сказал ей, что не осуждает ее, пусть идет и впредь не грешит.
Можно сделать вывод, что безгрешных людей не существует и когда мы что-то делаем в жизни, должны помнить, что, возможно, придётся держать ответ. Теперь время собирать камни значение фразы нам понятно. Учитесь на ошибках прошлого и не совершайте в будущем.
Мой вопрос о том: «как это осуществить?» — адресован, очевидно, всем нам…
Саша, в отличие от Левона, меня не рассердило, не возмутило, а очень позабавило твое заступничество…
Особенно сильное впечатление произвел отрывок про «храм, к которому надо подползать на коленях, осеняя себя крестным знамением и раздавая поклоны налево»…. В данном контексте двойственность восприятия была неизбежна. Картинка получилась весьма и весьма эротичной :-)
Напомню тебе, Саша, что жена Блока, Любовь Менделеева, была крайне не согласна с подобным обожествлением и очень, бедняжка, страдала от столь трепетного к ней отношения…
Теперь о Марине. Где ты нашел, что она «несет» себя людям? Речь в повести шла исключительно о мужчинах (я далеко не мужененавистница, и считаю, что мужчина — тоже человек). Но, согласись, смысл фразы «она несла себя людям» имеет более высокое значение. Марина — дама в поиске, но самое любопытное, что ищет она не чувства, а возможность возложить на кого-то ответственность за свое неудавшееся счастье. Конечно, можно сослаться на то, что «все мужики — сволочи», — а именно эту мысль ты столь изощренно и пафосно выразил, — но не стоит забывать о степени личной ответственности за свою жизнь и свой выбор, который лежит на каждом человеке.
И еще: не надо ни к кому подползать, это я как женщина тебе говорю, смирение и унижение не одно и то же.
Левон, праздники позади. Мне лично была бы интересна твоя позиция, с которой Саша поначалу был согласен. Публикуй!
Алла, ну конечно, попытаюсь сформулировать свое мнение о повести, тем более, знаю, что Юля всегда ждет этого и не только от меня.
Однако, во-первых, намедни, меня сбил с толку и настроя сашин комментарный пост, который, я надеялся мне кое-что разъяснит по деталям, а в итоге увел меня в совершенно другие дискуссии и размышления, к повести не имеющие никакого отношения…
Во-вторых, честно признаться я мало помню кто с кем был согласен…
Помню, что мне было как-то по-особенному хорошо в кругу близких людей, благодаря, естественно, в первую очередь стараниям Юли, все так красиво по-рождественски оформившей, накормившей, напоившей, развлекшей чтением, спать уложившей.
Еще помню, что был в силу этих, ну и прочих обстоятельств весьма расслаблен, что и привело вероятно к неконтролируемости излагаемого материала… И еще помню, что на меня все кричали, Саша, кстати, действительно меньше других.
Ну, и хотелось бы еще перечитать разок, а то, к примеру, последнего мужа что-то я не припоминаю, что он был во время чтения. Может еще что пропустил.
Дорогие друзья!
Спасибо вам всем большое за внимание, уделяемое моим работам, за ваши комментарии и за ваши дополнения.
Поверьте, я с трепетом и интересом отношусь к любой вашей реакции, вне зависимости от того, согласен с нею или нет, а раз так, то эта ваша реакция так или иначе обязательно найдет отклик в моих последующих работах.
Единственно, мне не хотелось бы вдаваться в дискуссии по каждому поводу, поскольку это вольно или невольно собьет меня с того пути, которым я иду, а мне хотелось бы пройти этим путем как можно дальше и сделать на нем как можно больше. Хотелось бы думать, что это так же и в интересах всех вас, людей, искренне меня любящих и желающих мне добра.
Не сочтите это за проявление снобизма или, не дай бог, высокомерия. Я просто должен многое успеть. И в конечном итоге, я уверен, вы поймете меня и согласитесь. Согласитесь с тем, что я был прав, не отвлекаясь и упорно идя своей дорогой. Отнеситесь к этому – как-то я уже проводил такую параллель, — как к работе художника: отдельные штрихи – да, могут казаться стороннему наблюдателю непонятными и неправильными, более того, они и на самом деле могут быть таковыми… Но скажите, с может ли художник серьезно продвинуться в написании картины, каждой штрих которой подвергается строгой критике и разбору или становится предметом полемики между автором и его зрителями? Не говоря уже о том, чтобы довести эту свою работу до конца…
Всех люблю, всех уважаю, мнением каждого дорожу и мнение каждого учитываю – иначе мы не были бы в одной лодке, то бишь на одном блоге.
По-прежнему с трепетом и интересом жду ваших откликов и комментариев. Сам тоже не буду оставаться равнодушным к вашим творческим поискам и потугам.
Искренне ваш
Саша