«По случаю нового набора на философские курсы. Первая лекция в среду 15 октября по адресу: Метро «Сухаревская», Большой Сухаревский переулок, 16 — в 19:00. Приходите! Я тоже буду там!»
А.Бабков
Одна моя знакомая, знающая меня как не всегда и не во всем постоянного человека, недавно спросила меня: “И что ты там потерял, на этом Акрополе? Вот уже скоро год, как ты туда ходишь!»
Хороший вопрос, особенно по невольной антитезе «Акрополь – потерять». Как почти всегда со мной это происходит, сразу я не нашелся, что ответить, да и знакомая моя не сильно настаивала. Вопрос был задан скорее как риторический.
Зато позже ответ пришел сам собой, причем тогда, когда и сам этот эпизод почти совсем забылся. В каждом городе, в каждом доме, в каждом человеке имеется свой Акрополь. Это лучшее из всего того, что есть в городе, в доме, в душе человека. Но часто ли мы обращаемся к нему, к Акрополю? Часто ли даем себе труд подняться к нему? Ведь Акрополь это всегда гора, а значит определенный труд, в первую очередь по преодолению, а то и перековыванию себя. А кому хочется перековывать и пересиливать себя в эпоху, когда жизнь в общем-то не ставит перед тобою такой задачи. В основном все сводится к зарабатыванию денег. Зарабатывай, и деньги, этот всеобщий эквивалент, решит все твои проблемы!
В этой иллюзии многие рождаются, живут и умирают. И лишь немногие задаются вопросом «А так ли это?» и «Что еще нужно сытому и в принципе довольному жизнью человеку?» Наверное, я один из них. И, возможно, поэтому жизнь и судьба привели меня на Акро… нет, пока что еще – только в «Новый Акрополь», из которого просматривается дорога к настоящему Акрополю.
В «Новый Акрополь» люди идут не за знаниями, а за пониманием. Идут люди, задающие себе вопросы и ищущие на них ответы и в себе, и там, где, как им представляется, их можно найти. Атмосфера «Нового Акрополя» и то, как и о чем там говорится на лекциях и семинарских занятиях, оставляет надежду на то, что это именно то место, что ты искал, место, где собираются люди одной с тобой породы – люди, задающиеся вопросами, пусть даже без особой надежды найти на них ответы, люди, которым мало просто жить и мало просто житейского счастья.
Вопросы эти имеют любопытное свойство. Порой на них все же находятся ответы, но ответы эти – часто лежащие на поверхности, причем настолько, что ты и сам удивляешься себе: «Как это ты их сам не заметил?» – рождают новые вопросы, и ты вновь пускаешься в путь, пускаешься в размышления в поисках ответа.
Это какая-то бесконечная «игра в бисер», но нет чувства растерянности и подавленности, и, напротив, есть ощущение, что, несмотря на все эти лабиринты слов, значений и смыслов, ты все же перемещаешься со ступеньки на ступеньку и что лестница эта ведет не вниз, а вверх.
За прошедшие полгода благодаря усилиям великих мыслителей, усилиям преподавателей и нашим собственным мне удалось связать воедино обрывки мыслей и чувств, бесприютно бродивших в моем сознании, и создать подобия твердых основ, на которые уже можно как-то опереться. Не для того, чтобы устоять, а для того, чтобы оттолкнуться от них и устремиться выше.
Но главное, что в «Новом Акрополе» нет застоя мыслям и чувствам. И нет водоворотов и омутов. Из которых невозможно было бы выплыть. Благодаря усилиям своим или помощи со стороны людей более опытных и знающих. Или благодаря коллективным усилиям. Чувство локтя незримо присутствует здесь. Но не подавляет. Здесь хочется быть лучше и честнее, гуманнее и благороднее… Мудрее…
Разве уже одного этого не достаточно, чтобы, забыв обо всех делах, по работе и личных, устремляться сюда каждую среду? И покидать эти стены с чуть более проясненным умом и чуть более расширенным сознанием? Изменилось и окружение. Теперь это не полуподвал на Маросейке, а прекрасное помещение в Большом Сухаревском переулке, первоначально планировавшееся чуть ли не под детский театр. Мы, слушатели, еще не очень привыкли к этим хоромам и чувствуем себя здесь еще не совсем ловко. Как Пифагор, неожиданно обнаруживший себя не в привычной бочке, а на вилле богатого согражданина. Однако, привыкли к аскезе, привыкнем и к довольству…
Саша, я рада что в этом году философские курсы уже не вызывают у тебя сарказма, и к людям ты более снисходителен: в этом году они уже одной с тобой породы. Ты уже находишь радость в коллективном мышлении…
Но всё же не могла обойти вниманием некоторые сентенции.
«А кому хочется трудиться и прилагать усилия в эпоху, когда жизнь не ставит перед тобою особых задач. Зарабатывай, и деньги, этот всеобщий эквивалент, решат все твои проблемы!»
Несколько противоречиво, не находишь? Как-то я всегда полагала, что не жизнь , а сам человек ставит перед собой задачи, или — не ставит.
Мне кажется, подавляющему количеству людей приходится трудиться, чтобы зарабатывать «всеобщий эквивалент», кому физически, кому творчески, кому — занимаясь научной работой, а кому-то — предпринимательской, за исключением думских сидельцев и им подобных парламентариев. Вопрос в том, как ты к своему делу относишься: любишь, считаешь своим — трудишься, находишься в постоянном поиске, движимый интересом и, прости за банальность, любовью,нет — зарабатываешь, но при этом тихо ненавидишь и работу и себя (аналогий здесь искать не стоит).
«Здесь хочется быть лучше и честнее, гуманнее и благороднее…»
Хочется верить, что это желание не покидает тебя и в другие дни недели, не только по средам, а также в общении с остальными людьми, которых ты не относишь по каким-то причинам к людям «одной с тобой породы»
Саша, ты (вы) до Канта-то дошел (ли), а Мазо-то ходит?
Как-то ничего не слышно, никаких отчетов после стоиков.
Хотя бы программу опубликуй, что уже прошел.
Очень интересно, ты сам-то к какой школе тяготеешь или опять отовсюду по кусочку?
Что-то ты нас совсем не просвещаешь — не просветляешь, совсем рукой на нас махнул осиротевших (или безнадежно?).
Я бы с удовольствием вспомнил — над чем просиживал в библиотеках в конце 70-х.
Спорить и философствовать не буду, так для понимания.
Акрополь Акрополем, но про профессора Зубова тоже не забывай. 11 ноября лекция про Древний Египет