Сходили-таки с Л. на Пригова.
Если с картинками, скульптурами и инсталяциями все понятно (а если непонятно, то адекватно), то стихами был приятно поражен.
Л. Бабаян
ВЫСТАВКА.
«Нынешняя выставка в Третьяковской галерее на Крымском валу «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее» размыкает отнюдь не узкий контекст ХХ века и вписывает творчество Пригова в ту историю искусств, где вместо точки отсчета — начало «нового времени», Ренессанс. Если учесть, что речь идет об искусстве постмодерна, то такой выбор «начала» выглядит логично. Тем более, что среди языков, с которыми работал Дмитрий Александрович Пригов, найдется не только супрематизм и сюрреализм, поп-арт и языки массовой культуры с ее трогательной любовью к динозаврам, но и и лексикон средневекового бестиария. В последнем Вермеер, и Пикассо, и Жириновский, и Марлен Дитрих, и Свен Гундлах выступают в роли равно загадочных животных, в которых тем не менее, присмотревшись, можно обнаружить черты портретного сходства с оригиналом.»
Из интернета.
ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПРИГОВА.
О ПРИГОВЕ.
«В один из дней 1977 года мой приятель-художник предложил: «Пошли завтра в одну мастерскую. Там будет читать поэт Пригов».— Такого нет поэта, — уверенно ответил я.
— Отчего ж это нет?
— Во-первых, я всех поэтов уже знаю, а во-вторых, не бывает такой фамилии.
— Так давай сходим и проверим.
Пошли. Много народу, в том числе знакомого. Появился и тот, кто называл себя поэтом Приговым. Сел за столик, разложил маленькие машинописные книжечки. Гул затих. Поэт начал: «Здравствуйте, товарищи! («Товарищи» — это нормально, это соцарт, все понятно.) Сначала немного о себе. Я родился в Москве. Мне тридцать семь лет, возраст для поэта роковой…»
Ровно в этот самый момент (ей-богу, не вру!) со стены сорвалась огромная картина в массивной раме и с невероятным грохотом брякнулась прямо за спиной выступавшего. Общее оживление, кое-кто зааплодировал. Картину от греха подальше сослали в другую комнату.
Так мы познакомились, потом подружились. И дружили мы ровно тридцать лет.»
Лев Рубинштейн, поэт.
Фото Левона Бабаяна.
«У Пригова был такой перформанс. Он взял цитаты из Евангелия и напечатал их сам в виде объявлений: там, где обычно снизу гармошкой печатают телефоны, он указал, откуда они взяты — Евангелие от Матфея, такая-то страница. Чтобы человек, прочитав это, мог найти по этой памятке в Евангелии понравившийся кусочек. Он ходил и расклеивал их на остановках, среди объявлений о потерянных собаках, поисках работы и аренде квартир. Его тут же забрали деятельные органы. Через некоторое время выяснилось, что он известный художник, по его поводу могут быть проблемы с иностранными дипломатами и т.п. Они решили его отпустить, но перед этим сказали: «Мы вас отпускаем, но у нас к вам огромная просьба: на будущее объясните, как нам отличить художника от сумасшедшего или диссидента?» Пригов сказал очень важную вещь: «У вас нет никакого способа, потому как художник — это и сумасшедший, и диссидент. Единственное, что вам нужно, — знать имена художников». И по большому счету это относится не только к органам, но и к любому не включенному в художественный контекст человеку, который первый раз встречается с искусством.»
Марат Гельман, галерист.
ДИПТИХ ЛЕВОНА БАБАЯНА «РАЗМЫШЛЕНИЯ О КРАСОТЕ И ИСКУССТВЕ НА ВЫСТАВКЕ ПРИГОВА»
P.S.
После Пригова прошлись по обширной выставке Александра Головина, также проходящей сейчас в ГТГ.
Ни разу не остановились…
Пригов жил в Беляево, буквально в нескольких сотнях метров от моего дома. Называл себя Беляевским принцем. Мне нравится стих, который он написал о милиционере, стоящем на перекрестке Ленинского проспекта и Миклухо-Маклая (тоже совсем недалеко от меня)
Когда здесь на посту стоит Милицанер
Ему до Внуково простор весь открывается
На Запад и Восток глядит Милицанер
И пустота за ними открывается
И центр, где стоит Милицанер —
Взляд на него отвсюду открывается
Отвсюду виден Милиционер
С Востока виден Милиционер
И с Юга виден Милиционер
И с моря виден Милиционер
И с неба виден Милиционер
И с-под земли…
да он и не скрывается
НИЩЕТА ДУХА
Что тут можно сказать? Собственно говоря, то, что я уже самим названием своего комментария сказал. Нищета духа… Остается лишь понять, нищ ли духом сам Пригов (я с его творчеством знаком довольно поверхностно) или это он своим «творчеством» делал попытку выразить нищету духа своего времени и своего общества? То есть вольно или невольно у него так получилось? Хотя и это в принципе не очень интересно.
Стёб и ёрничанье – естественная реакция и следствие общества потребления в его вульгарно-материалистическом выражении. Не Пригов и не Рубинштейн стояли у истоков этой реакции, она началась еще до их рождения, да и не с ними умрет.
Сегодня мы все пожинаем плоды отсутствия должного воспитания и просвещения общества со стороны в первую очередь его культурной и интеллектуальной элиты – интеллигенции. К которой наверняка причислял себя и Пригов. Пусть «попукивая и отбивая чечетку»… Стебаясь…
Теперь мы видим – сарай уже сгорел, а скоро и вся Европа, похоже, заполыхает… Сначала под радостные крики современных дикарей, а затем под их плач и скорбные стоны…
Ничего не остается, как для сравнения привести стихотворение Б.Пастернака – почти на ту же тему, что и у Пригова – о том, что «вокруг и есть». Но как пример другого, куда более ответственного отношения к себе, к своему творчеству, к своему призванию…
Давно ль под сенью орденских капитулов,
Служивших в полном облаченьи хвой,
Мирянин-март украдкою пропитывал
Тропинки парка терпкой синевой?
Его грехи на мне под старость скажутся,
Бродивших верб откупоривши штоф,
Он уходил с утра под прутья саженцев,
В пруды с угаром тонущих кустов.
В вечерний час переставала двигаться
Жемчужных луж и речек акварель,
И у дверей показывались выходцы
Из первых игр и первых букварей.
Пригов и приговы выродились ныне в «Комеди-Клаб», Пастернак же и иже с ним выродились практически вообще… Смотрят «Комеди-Клаб» и приговщину — все кому ни лень и день ото дня деградируют все больше. Последние события тому яркое свидетельство. Пастернака читают единицы, но «весь город и все место сие» сохраняется еще Господом только ради них – этих единиц, «50 праведников»…
«Пастернака не читал, но осуждаю…» (или вечная история, наоборот).
«ЛЯГУШКА В БОЛОТЕ
Что за оказия? Газеты пишут про какого-то Пастернака. Будто бы есть такой писатель. Ничего я о нем до сих пор не знал, никогда его книг не читал. А я люблю нашу литературу — и классическую, и советскую. Люблю Александра Фадеева, люблю Николая Островского. Их произведения делают нас сильными….
Много у нас хороших писателей. Это наши друзья и учителя. А кто такой Пастернак! Читателям его произведений видно, что Октябрьская революция ему не по душе. Так это же не писатель, а белогвардеец. Мы-то, советские люди, твердо знаем, что после Октябрьской революции воспрянул род людской….
Допустим, лягушка недовольна и еще квакает. А мне, строителю, слушать ее некогда. Мы делом заняты. Нет, я не читал Пастернака. Но знаю: в литературе без лягушек лучше.»
Филипп Васильцов, старший машинист экскаватора
«Литературная газета», 1 ноября 1958
Пригову в это время восемнадцать лет.
Так что скорее второе — «это он своим «творчеством» делал попытку выразить нищету духа своего времени и своего общества?»
И, конечно, я бы снял кавычки с творчества, хотя бы, чтобы не уподобляться машинисту эскаватора…
Извини, Левон, скажу прямо, грубо, откровенно… без обиняков… Время сейчас не то, чтобы миндальничать и обиняки разводить…
К сказанному тобой в мой адрес. — Избито, ходульно, банально… Вывернуто на изнанку, поставлено с ног на голову… Что, прочем, вполне соответствует духу времени и современным тенденциям… даже не ведения диалога, сейчас диалога уже нет, а навязывания своей грубой и сознательно искаженной воли…
Многое сейчас, если не все, представляется публике в как бы в зеркальном отражении. Исключительно удобный и действенный принцип, как выясняется, хотя и не новый – всеми антиутопистами со времен Хаксли, Оруэлла и Замятина давно изученный. И тем не менее продолжающий исправно работать.
Даже удивительно, как легко черное превращается в белое и наоборот, правое в неправое, а подлое и гнусное в честное и благородное… Слегка нарушена, правда, система-причинно-следственных связей, как это водится у нас (см. мой материал «Диагноз: нарушение причинно-следственных связей» и «Страна Наоборот»), но работает и еще как работает! В отношении как минимум 85 процентов населения работает!
А мы тем временем продолжаем умиляться приговыми и куликами, подхихикивать под их стеб и восхищаться тем, как ловко они умеют показывать фигу в кармане… То, что в иные, менее подлые, времена могло быть малозазорно, а то и вовсе сойти за оригинальничанье и за те же скрытые фиги, в такие времена, как наши, оборачивается безответственностью, отсутствием воли и трусостью.
Но вернемся из выстроенного тобой, Левон, зазеркалья к действительности. В отличие от экскаваторщика Васи или Коли я никогда не буду говорить о том, чего не читал или не видел. Пригова я и читал, и видел достаточно, чтобы составить о нем представление, и если говорю, что мол «недостаточно хорошо знаю», то в моем случае это означает, что специально не изучал. Но что значит «изучать Пригова» и тем более «специально изучать»? Изучать можно Толстого, Достоевского, Пушкина… Гончарова, Лермонтова, Тютчева… Соловьева, Мандельштама, Ахматову… Даже Сашу Черного и Крученых, при желании, можно изучать… Но уж никак не приговых и не рубинштейнов. /Хотя Рубинштейна уважаю за его четкую и ясную гражданскую позицию/С ними можно познакомиться, пробежаться бегло по ним, в лучшем случае подивиться как своеобразному курьезу и… отложить в сторону. До лучших, менее подлых времен. А в подлые имена они так и вовсе вредны – ими, как букой какой, пугают народ.
Сложному не резон зацикливаться на простом, а тем более давать ему завышенную оценку и тем самым вносить свою лепту в и без того вымороченную и замороченную властями действительность. Мы и без этого живем в поставленном с ног на голову мире и вот-вот начнем пожинать горькие плоды этого.
Пригов и иже с ним хороши в определенном месте и в определенное время, да и то до известной степени «хороши». В иные же времена, подобные тем, что переживаем ныне мы, они, приговы, однозначно вредны. Ибо вольно или невольно служат делу несправедливости и лжи.
85 процентам населения, возможно, этого и не понять, но мы-то должны в этом разобраться и как минимум не участвовать в искажении действительности! По крайне мере сейчас. При этом я уж не говорю о максимуме – отделении правды от лжи и попытке разъяснить и просветить…
Время, как время.
Что, когда в милые нашему сердцу 60-70-е «цивилизованные и демократичные» американцы напалмом сжигали вьетнамцев, время было другое?
Или вьетнамцев менее жалко, нежели украинцев?
Подминать же хрестоматийные понятия и определения под свое сиюминутное понимание времени похоже на коньюктуризм и излишние опасения по поводу судеб мира (хотя, лично нам, вероятней и будет хуже). Но мы-то говорим про искусство…
Собственно, не удивлюсь, если скоро идеологический отдел «ЕР» признает вредность подобного рода выставок, исходя из текущего момента.
Нам будет от этого лучше? В начале 90-х, казалось, что мы к этому никогда не вернемся…
Когда людей делят на проценты, мне становится страшно (вчера по телевизору видел, как один про-украинский журналист посчитал, что до сорока процентов жителей Донбасса — лишние…, что с этими процентами делают, мы видим ежедневно).
А когда становится страшно, для некоторых, пассивное участие в искаженной (или другой) действительности (искусство — одна из форм) и есть единственная форма существования (не путать с идеологическим искажением, а то, у тебя Саша, Пригов чуть не на мельницу Путина воду льет…)
Оттого, что началась война, художник не станет солдатом (по существу), как и в мирное время солдат необязательно станет художником.
Все зависит от гражданской позиции художника и от творческих способностей солдата. Как ты знаешь, многие молодые художники и поэты во Франции и в других странах с началом Первой мировой ушли на фронт и погибли или вернулись инвалидами. В то время как некоторые из воевавших, в том числе и солдатами, стали впоследствии писателями…
Лично я считаю, что художник может сделать куда больше, сидя за своим письменным столом или стоя за своим мольбертом, чем в окопе. Но иногда — Noblesse oblige — «положение обязывает», и художник не может не рискнуть благополучием и даже жизнью ради принципов. Главное, чтобы принципы были, а то у многих сейчас принцип один — беспринципность и полное приятие всего под предлогом толерантности и тепримости! Удобно, конечно…»
Про «творческие способности солдата» я, пожалуй умолчу (я все-таки, наверно, не зря в скобочках вставил — «по существу»).
А что касается «гражданской позиции художника», мне ближе мнение Андрея Кулагина, что художник никому ничего не обязан (разве что, если не вынужден работать под заказ).
Гражданская позиция художника — это воспевание и анализ фундаментальных ценностей, прежде всего права на жизнь, свободу и любовь.
Все остальное — войнушки и войны маленьких и побольше паханов за переделы собственности и ресурсов, безусовно не может пройти мимо внимания вовлеченных в процесы художников, но во все времена будут Налбандяны и Пикассо (я про Малую землю и Гернику, к примеру)…
Наверно, по твоей версии Саша — я беспринципен, если не брать во внимание, сказанное мною выше.
Но уж во всяком случае я бы своего сына на сегодняшнюю войну не благословил бы.
Этот диалог Саши и Левона как-то очень напомнил пушкинские строки из «Поэта и толпы», помните?
Чернь.
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
[……]
Поэт.
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас?
[…..]
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Стихи Пригова меня не поразили, но пробудили воспоминания ….
В бесконечных, каких-то изощренно-бесчеловечных очередях ( стоять приходилось за каждым продуктом отдельно да еще и дважды, вернее,трижды: к прилавку, чтобы взвесить, в кассу, чтобы заплатить за взвешенное, снова к прилавку, чтобы выстраданное получить) я тоже думала о Пушкине, Лермонтове, Блоке, хотя происходящее в них (очередях), больше напоминало Зощенко.
Философский стих о воде и мытье посуды чем-то перекликается с мантрой, призванной отвлечь человека от мыслей о прошлом и будущем и заставить его уловить сиюминутную радость бытия течение вечности, связь с чем-то там, что и есть,как известно, шаг на пути к духовности…. Так что от ярлычка «нищ духом» я бы все же воздержалась…. Да и вообще от ярлыков. Наверное, Пригов пишет «неправильные» картины и такие же «неправильные» стихи…. Но в нем нет того агрессивного напора многих «правильных» авторов, который вызывает у меня оторопь, настороженность, недоверие и, как следствие, неприятие. Толстой как-то писал в письме к Некрасову: «У нас не только в критике, но в литературе, даже просто в обществе, утвердилось мнение, что быть возмущенным, желчным, злым очень мило. А я нахожу, что очень скверно […] потому что человек желчный, злой, не в нормальном положении. Человек любящий — напротив, и только в нормальном положении можно сделать добро и ясно видеть вещи.»
А как часто мы считаем человека беспринципным только за то, что он не придерживается наших принципов, а его позиция нас не устраивает?
Я был две недели назад на выставке Пригова.
Выставка прекрасная.
Я естественно давно и как мне казалась хорошо знал его творчество,
но данная экспозиция открыла для меня в нём много нового.
Я считал его хорошим художником, но после выставки понял, что это большой художник.
Вот уж чего в Пригове нет так это стёба.
Сарказм есть, трагедия есть.
Там (на выставке) есть ссылки на художников оказавших на него влияние.
Среди них Альфред Кубин.
Посмотрите.
Какой уж тут стёб.
Мне кажется этот художник поможет понять Пригова.
Саша изучать перечисленных тобой авторов хорошо при свете керосиновой лампы.
Лучше летом на веранде. И чтобы новости рассказывал заезжий почтальон.
И это было бы прекрасно, но куда деть квантовую механику, марксизм и психоанализ.
А также Rolling Stones и Чаплина с Тарантино.
Цитату про попукивание читайте в посте про Джоконду (для разнообразия).
Одно удовольствие читать Вас всех, даже когда Вы интеллектуально «ссоритесь»…
Раиса, вот, уж воистину, — обещанного три года ждут!
Я про твои обещания присоединиться к нашей контрапунктной компании.
Очень рад, даже такому небольшому комментарию, как я понимаю — тестовоиу.
Надеюсь, теперь-то, когда первый (самый трудный) шаг сделан, тебя будет не остановить.
Большинству участников Контрапункта Раису представлять не надо, остальным же по заведенной традиции представляю нашего друга и товарища — подмосковную затворницу, талантливую художницу и мастерицу по изготовлению оригинальной мебели, кстати, участника недавнего проекта Беременная Россия и просто человека со своим взглядом на искусство.
По секрету скажу, что со многим из опубликованного Раиса знакома, но на комментирование никак не решалась.
Будем считать, что лед тронулся.