Давно хотел поговорить на эту тему, еще со времен жарких дискуссий во «Мнение имею», да всё никак не удавалось «вклиниться в разговор».
Случай представился после публикации комментария Андрея Казачкова в Беседке про посещение им с Сашей Бабковым оперы Моцарта “Волшебная флейта” в Мюнхенском оперном театре.
[spacer size=»20″]
«Поскольку на одной из веток зашел разговор про Сальери, мне вспомнилось наше посещение с Сашей Бабковым оперы Моцарта “Волшебная флейта” в Мюнхенском оперном театре 3 года назад. Известно, что существует легенда, что этим произведением Моцарт обидел вольных каменщиков, поскольку раскрыл в нем тайны масонских обрядов. Посему масоны решили принести Моцарта в жертву по случаю освящения своего нового храма, предварительно заказав ему “Реквием”.
Надо заметить, что мы слушали “Флейту” на немецком языке, при этом совершенно не поняли сюжет. Я, работая в немецкой компании, разобрал во время двухчасового представления только пару фраз типа “Доннер веттер”. Саша не разобрал вообще ничего.
После возвращения в Москву мы с Сашей прочитали либретто на русском языке и тоже ничего не поняли.»
Так вот, предлагаю всем заинтересованным высказать свое мнение по значению текстов в песенных жанрах в плане восприятия целостной картины произведения.
Левон Бабаян.
Еще со времен дискуссии “Мнение имею” давно хотел поговорить о значимости текстов в песенном творчестве (опера, рок, поп, про джаз и говорить нечего и т.д., разве что, за исключением романсов и бардовой песни).
Можно ли делить, к примеру, исполнение, музыку и текст в неком процентном соотношении значения или это некий неделимый образ.
Судя по описанному Андреем, слова в опере, вообще, значения не имеют. Да даже, если бы по-русски слушали, вряд ли слова разобрали.
А что, в семидесятые, когда мы слушали рок, разве слова имели решающее значение?
На вскидку, я бы поделил так:
музыка — 50%
исполнение — 40%
текст — 10%
(Хотя “Louie Louie” явно не подходит под эти процентовки…).
Левон, тут явная попытка гармонию алгеброй поверить. 50-40-10 или еще как. Мне кажется, что чем более внятный, глубокий или захватывающий текст (я говорю в данный момент только об опере, к примеру «Cевильский цирюльник», «Евгений Онегин» или «Призрак оперы’), то тем более органично воспринимается музыка
Левон,
10 процентов это сильно.
Вспомни свои восторги по поводу малолетних талантов.
И про “Любовный напиток” — как сравнивать исполнение, если один поёт текст, а другому просто нравится голосить.
Левон, выскажу своё мнение, опирающееся на многолетнее бесконечное прослушивание всех возможных музыкальных жанров.
Мнение интуитивное, не поддержанное никакими объективными данными.
1 Песня — это наговаривание текста под музыкальное сопровождение.
Первичен текст, а музыка служит дополнительным элементом, позволяющим полнее раскрыть смысл этого текста.
Это идеальная схема, на практике всё оказывается не так очевидно потому, что
2 когда появились профессиональные композиторы (сочиняют одну мелодию за другой, при этом растянуть её на какую-нибудь приличную музыкальную форму, типа симфонии, умения не хватает, то ли дело песня) им понадобились тексты к их мелодиям.
3 а с появлением шоу бизнеса, вся эта деятельность (и сочинение мелодий и текстов к ним, в любой последовательности), как-то всё больше смещается в сторону зарабатывания денег.
4 по сему. Вывод.
Твоя арифметическая схема (хотя на текст я всё равно добавил бы ещё процентов десять) работает только для коммерческого музыкального рынка.
Там где авторы ставят перед собой задачи, выходящие за рамки формулы товар-деньги (хотя как писал Пушкин » не продаётся вдохновение, но можно рукопись продать») наверное в этой формуле будут другие отношения.
5 О любви к иностранному року (не понимая смысла передаваемого сообщения).
Сообщение мы получали, но получали в усечённом виде (как энергетику заложенную в музыке и исполнении) и нам этого хватало (хотя были отдельные индивидуумы которые специально изучали язык, чтобы получить всё целиком).
6 Вспомним популярность отечественных рок групп нашей молодости (Машина времени, Скоморохи, Воскресение, чуть позднее Аквариум и пр.) во многом она была вызвана тем, что они пели на русском.
7 Что касается оперы (а также других симфонических форм) и джаза, то трудно назвать к примеру стихи Шиллера положенные на музыку Бетховеном вторичными.
Или Work Song — джазовая композиция Ната Аддерли на стихи Оскара Брауна мл.
Cовмещаю ответы на пост Левона о текстах в песенных жанрах и прозвучавшее немного ранее пожелание Андрея Кулагина вспомнить, как мы в юности слушали рок.
Мое первое воспоминание о роке — это голубая гибкая самиздатная пластинка Битлс, которая появилась у меня примерно году этак в 1969. Откуда появилась не помню, по моему привезла мама из командировки в Ташкент (!). На пластинке две песни, по одной с каждой стороны. С одной стороны Back in the U.S.S.R. С другой не помню, вроде как Obladi Oblada. Качество записи ужасающее, видимо самодельная аппаратура. Но я вслушивался в эти звуки как в проявление энергий иных, недостижимых миров. Слов было совершенно невозможно разобрать, кроме как Back in USSR, boy и Moscow girls. В общем было понятно, что это про секс. После этого я некоторое время был совершенно уверен, что все рок песни — это песни про секс. Следующим диском был Белый альбом. Его меня пригласил послушать мой сосед по подъезду, убежденный битломан (коим и сейчас является, я иногда слышу знакомые звуки с нижнего этажа). К этому времени я стал лучше разбирать слова (уже второй год учился в английской школе) и к своему удивлению обнаружил, что не все песни про секс (возможно был несколько разочарован). Ну а о серьезности рок текстов я впервые узнал, послушав все у того же соседа Dark side of the Moon