Комментарий Левона Бабаяна на «Берлин. Машина времени» (“Мост куда”) Александра Бабкова:

«Саша, позволь вопрос, если, конечно, содержание отдельных предложений для тех, кто тебя читает должно иметь образовательное и понятийное значения, а не только глубинную основополагающую мысль, которую, ты пытаешься развивать в зависимости от новых экспрессионистских впечатлений.

Вопрос по поводу твоей фразы “…в то время как экспрессионисты все как один дилетанты и самоучки…”
А кого ты конкретно имел в виду: Блейля, Кирхнера, Нольде, Пехштейна?..

Ну и уж, как-то сам собой родился второй вопрос, — тогда, наверно, мы, похоже гораздо большие дилетанты и самоучки (литературных, архитектурных, искусствоведческих и пр. школ, в отличие от выше перечисленных товарищей, не кончали, — мой факультет эстетики в Университете марксизма-ленинизма, наверно, не в счет…) может не имеем права на столь категоричные искусствоведческие оценки?»

Ответ Александра Бабкова.

Игры света и тени.

И Хеккеля иже с ними…
Вопрос же твой — из серии «А ты кто такой?», и с еще большим на то основанием мог бы быть задан самым последним и захудалым художником-«академиком» конца 19-го века тому же Ван Гогу, Сезанну или даже Пикассо с Дали, которые чего-то там все же кончали…
Да, я утверждаю, что основным достоинством экспрессионистов — участников группы «Мост», равно как и группы «Синий всадник», а также постимпрессионистов и большинства представителей т.н. Парижской школы была новизна и оригинальничанье. Новизна и оригинальность, сводящиеся в конечном итоге к «Drang und Sturm» («буре и натиску»), с которыми они обрушились на официальное искусство. Все они, как правило, были дилетантами, в лучшем случае год-два подобно Кирхнеру, а то и вовсе несколько месяцев посещавшими какие-то мало кому ныне, да и тогда известные «школы живописи». Время тогда было переходное, сродни нашему нынешнему, и все мы знаем истинную цену и сегодняшнему образованию, и сегодняшнему диплому.
Более того, вызовусь предположить, что художественное образование всем этим Блейлям, Сутиным и Шмидт-Ротлуфам лишь повредило бы. Ибо имей они его, никогда бы им не сыграть ту роль и не выполнить то предназначение, что уготовила им судьба.
Люди мало-мальски образованные, чтущие традиции, не могут служить ни горючим материалом, ни тем более запалом в период революционных катаклизмов. Нет, для этого нужны новые варвары, молодые и не обремененные ни грузом знаний, ни опыта, не успевшие еще проникнуться чувством уважения и любви к истинному, высокому искусству.
Да что тут говорить, мы что, сами не были такими? Другими бывают времена и исторические условия, но не люди, которые всегда одни и те же. Особенно молодые, молодежи лишь дай повод и право. Мы помним Францию 1968 года и Китай времен «Культурной революции». Хунвейбин и анархист живет в душе каждого молодого человека. Меня самого в институте прозвали «анархистом»! Это не беда и не особая вина самого молодого человека. Это скорее «беда» и «вина» времени, эпохи а если уж говорить о беде и вине без кавычек, то тех, кто будучи обременен годами и знаниями, обосновывает революционную практику, становится ее идеологом и адвокатом.
В интересующую нас эпоху несомненным «адвокатом дьявола» был Ницше, который умудрился перевернуть с ног на голову все моральные и все нравственные устои современного ему общества. Были, конечно же, и другие, но фигура Ницше, конечно же, выделялась на общем фоне. Он был основным детонатором всех идеологических термоядов, что буквально потрясли основы цивилизации в 20-м веке.
При этом я не склонен переоценивать роль личности в истории. Человек, даже самый великий – не более чем игрушка в руках Истории и Провидения. Игрушка и орудие. Сами эти силы никогда не выходят на сцену. Но сценарий «от и до» всегда написан Ими и Они же проводят кастинг и дергают за веревочки. По ходу пьесы, в суматохе постоянно меняющихся сцен, мизансцен, явлений, бесконечного числа действующих лиц и крутых виражей сюжета – в гуще всего этого трудно разобраться и придти к правильным выводам. Тут даже опытные и дипломированные критики теряются. Не только слушатели, но и сами профессора разных там курсов эстетического воспитания имени Маркса и Энгельса…
Но рано или поздно наступает момент, когда вся картина минувшего века оказывается разом как на ладони. И не потому, что ты такой умный и прозорливый, а потому, что История в своем поступательном движении вывела тебя на возвышенность, с высоты которой видны не отдельные батальные сцены, а картина всего сражения в целом.
И тут уж чтобы не увидеть и не осознать суть и смысл произошедшего, нужно поистине обладать редкостной формой близорукости и редкостным консерватизмом ума…
Ничего личного, Левон. Это как раз тот случай, когда ты мне друг, но истина… Тем более что ты не одинок. Вся официальная искусствоведческая наука стоит на одних с тобой позициях и придерживается единых с тобой взглядов.
Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что в данном случае я выступаю с революционных позиций. Это так и одновременно не так. Ибо позиция моя как раз не революционная, а контрреволюционная и призвана восстановить историческую справедливость – дать по шапке лжецарям и лжепророкам и воздать должное царям и пророкам исинным.
Человеческая история во всех ее проявлениях – это партия, разыгрываемая между Господом и сатаной. Правила просты: каждый из них, как в шахматах, имеет право сделать поочередно свой ход. Ход Господа – это созидание, ход сатаны – разрушение…
В 20-м веке сатана сделал на редкость «удачный» ход. Теперь слово за Господом. Весь мир застыл в ожидании…