4-го числа в Липках состоялся Творческий вечер Левона Бабаяна. Разносторонни грани таланта нашего Главного редактора, в данном же случае он повернулся к нам своей поэтической гранью.
Автор этих срок не один вечер просидел над ребусами Левоновых виршей без особой надежды их разгадать. Надежда, впрочем, была. Как-то раз Левон обмолвился, что он готов разъяснить и объяснить каждую строчку своих стихов, каждое слово, каждую букву и даже запятую.
И вот этот счастливый момент настал. Причем только для избранных и только для особо приближенных – для семейства нижеподписавшегося.
Я, нижеподписавшийся, особо настаивал на проведении этого вечера. Мне давно уже было как-то не по себе. Про символистов писал, про акмеистов писал, про футуристов, слава Богу, писать не собираюсь… даже про Бродского писал, а вот про живого классика, которого можно потрогать и даже похлопать по плечу, еще ни слова! Нет, вру! Как-то раз уличил Брюсова в уворовывании у Левона формы и размера одного стиха. Валерий Яковлевич, конечно же, с этим не согласился и долго и нудно потом твердил мне что-то про некое пространство, в котором обитают и где встречаются души всех поэтов, и что там этого добра – форм, размеров, рифм и т.д. сколько угодно — не на одно поколение поэтов хватит и что все это, в общем-то, общее. Извинялся потом за тавтологию…
Год тем более у меня, как вы знаете, начался с Анненского, а значит поверье о том, что как год начнется, так он и… — начинало сбываться. Ну и что? Не самый, надо сказать, плохой вариант. Не какие-нибудь там почечные колики, как в прошлом году!
Поэтому 4-го числа в назначенное Левоном время я занял место в первых рядах, тем более что других и не было, и приготовился внимательно слушать…
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Творческий вечер прошел на редкость успешно. От моего игривого настроения, в духе которого написано вступление к этому очерку, практически сразу же не осталось и следа, после того как Левон в порядке своеобразного вводного слова сказал, что поэзия для него, в отличие от всего остального, это серьезно и что никаким шуткам и иронии здесь не место.
Дальнейшее обсуждение показало, что это действительно так, и публике не могло не передаться серьезное настроение автора.
Наверное, нет смысла пересказывать содержание всего вечера, затянувшегося на добрых два с половиной часа: с декламацией, разбором содержания и, отчасти, формы, с выходом даже за рамки оговоренной дискуссии…
Но, возможно, есть смысл повторить этот вечер в уже расширенном составе и при участии остальных частников блога, да и в целом – ввести в практику нашего небольшого сообщества проведение такого рода «вечеров». Несомненно, такая форма общения позволяет лучше высветить личность автора и его побудительные мотивы.
При чутком и доброжелательном настрое творчество автора становится понятнее и ближе читателю, особенно стоит ему убедиться в том, что в своем произведении или произведениях автор оставил частицу своей души.
Так уж случилось, что все мы с молодых ногтей насквозь пропитаны духом маловерия, скептицизма и даже цинизма. Отчасти это было естественной реакцией на подавление нашей личности в условиях общества, в котором мы родились. Это было формой отстаивания наших прав и нашего человеческого достоинства. Маска, со временем ставшая чуть ли не нашим лицом – расхожая тема писателей советского периода, да и не только советского и не только в России. Андерсен, Пиранделло, Шварц – кто только не любил порассуждать на эту тему!
Если в начале жизни и в условиях того общества, в котором мы родились, достоинством было маску скептика и циника надеть, то к концу жизни желательно бы было с нею расстаться и предстать пред Богом и перед людьми в том изначально чистом, открытом и естественном — пусть даже в несколько наивном – виде, в котором мы в этот мир пришли.
Не в этом ли смысле следует интерпретировать понятие «честности», о котором несколько раз в ходе вечера упомянул Левон?
Дорогой Левон!
Что-то ты зачастил! Не успел тебя поздравить с предыдущим …-летием, а тут уже и новое на подходе!
Ты, как всегда, открываешь Новый год, а вместе с ним и череду наших дней рождения. Первопроходец! И это человек, так любит лежать на диване!
Ну что ж, для тебя сочетание многих плохо-, а то и вовсе несочетаемых черт вполне характерно, за что, наверное, мы все тебя и любим. Начать новое дело, самому же его закрыть, но в то же время оставить лазейку для чего-то нового…
Так держать и в будущем году, но при этом быть все же чуточку осторожнее. И тогда наш корабль благополучно доплывет до 9 января 2014 года. Дальше, наверное, заглядывать не стоит, чтобы не смешить Бога.
Счастливого тебе плавания и всем нам вместе с тобой! Не могу удержаться, чтобы не произнести свое любимое: «Navigare necesse est — vivere non est necesse» — «Жить — не обязательно, вот плыть — это да!» Извини за несколько вольный перевод, но ведь я переводчик!
Слушай, только сейчас подумал. А ведь на диване-то, пожалуй, можно гораздо дальше уплыть, чем на любой бригантине! Горизонты воображения куда шире, чем обычные, земные. Нужно будет развить эту мысль. Или подарить ее тебе? Еще раз с Днем рождения и всего тебе самого наилучшего!
Про диван.
Саша, дорогой, ты меня пугаешь, потому что, во-первых, уже не первый раз, во-вторых, как же ты мне предлагаешь подарить мне мою же мысль, даже не мысль, а целую концепцию существования, о которой я только и твержу все последние годы.
Или ты, действительно воспринимаешь меня (к примеру), как самоё себя (ну, допустим, темную ея часть) и подсознательно не разделяешь авторства на индивидуальные.
Может отсюда и идет твоя некая эмоциональная «нетерпимость» и отсутствие толерантности (классическоймосковскойинтеллигентной) к сотоварищам, вследствие внутренней борьбы в самом себе с мыслями не своими, но ставшими (вследствие этой самой борьбы) неразрывной частью самого тебя…
(Постарайся не втягиваться в этот разговор, мысль моя мимолётна и, возможно, не имеет под собой основания…)
«Втягиваться» особо не намерен — не тот случай и не тот момент, будут еще и момент, и случай. Но вот процитировать Анненского при этих твоих словах, наверное, не удержусь. Несколько раз за эти дни думал и… передумывал. «Дай, — думаю, — ан нет, не стоит». «Дай все-таки, — думаю, — и все же не стоит»… Но коль скоро ты повернул дело таким образом, теперь уж точно не удержусь. Итак:
Иннокентий Анненский
Двойник
Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я, и не то же:
Так были мы где-то похожи,
Что наши смешались черты.
В сомненьи кипит еще спор,
Но, слиты незримой четою,
Одной мы живем и мечтою,
Мечтою разлуки с тех пор.
Горячешный сон волновал
Обманом вторых очертаний,
Но чем я глядел неустанней,
Тем ярче себя ж узнавал.
Лишь полога ночи немой
Порой отразит колыханье
Мое и другое дыханье,
Бой сердца и мой и не мой…
И в мутном круженьи годин
Всё чаще вопрос меня мучит:
Когда наконец нас разлучат,
Каким же я буду один?
Есть принципиальная разница, Левон, между твоей «концепцией» и моим предложением.
Во-первых, ты, как правило, в подобного рода разговорах и спорах находишься в положении обороняющегося, я же предлагаю тебе занять более агрессивную позицию.
Во-вторых, ты, как правило, пытаешься доказать, что диван и современные мультимедийные средства способны дать тебе не меньше, чем непосредственное присутствие и участие. Я же говорю: «Нет, больше, гораздо больше!»
И, в-третьих, ты говоришь о медийных средствах, я же — о воображении…
Как видишь, все далеко не одно и то же. Но пока ты спорил, день рождения прошел и все подарки кончились. Теперь ты эту мысль можешь у меня только купить!
В Днепропетровске сегодняшним вечером будет торжественно почата и, надеюсь, распита «Медова з перцем» в честь талантливого и естественного во всех своих творческих проявлениях, уважаемого не только в столицах, но и в заграницах, дорогого Именинника!!! Левон! С Днем Рожденья!!! Здоровья и хорошего настроения!!! Вдохновения в интеллектуальных изысках! Преданных друзей!!! Всегда твой — Селик.
Женя, дорогой, спасибо!
Была бы возможность, я бы праздновал бы день рождения хоть каждый месяц, хотя бы только ради того, чтобы ты чаше у нас появлялся (на блоге), а также, чтобы в Днепропетровске (и не только) побольше было почато и, соответственно, распито разнообразных напитков…
Не пропадай.
Присоединяюсь к поздравлениям! Хочу пожелать не просто счастливого плавания, а большого счастливого плавания! Чтобы творческого энтузиазма было как бескрайности в океане!
Жаль не оказалось под рукой бутылки тутового арцаха, чтобы выпить за здоровье дорогого Левона. Ну ничего, попробуем купленную позавчера в Риге Хванчкару. Здоровья тебе Левон и твоческого долголетия!
Спасибо за поздравления, но раз уж они совпали с отчетом о моём творческом вечере (озаглавленным для меня, кстати, не очень понятно), сначала несколько слов о нем, — как бы взгляд с другой стороны.
«Поэтому 4-го числа в назначенное Левоном время» — все-таки хотел подчеркнуть, не отрицаемую инициативу проведения мероприятия автором «Начала конца маскарада» (может речь шла о конце маскарада — Нового года?), а не самим Левоном, приехавшим в Липки традиционно отдохнуть и расслабиться на новогодние каникулы, ни сном ни духом не подозревающим, что его ждет неожиданное испытание…
Насчет «серьезности»: возможно, я чуть переборщил во «вступительном слове» с этой самой «серьезностью», отчасти предупреждая неясность намерений устроителя, накануне, показавшимся излишне шутливым и агрессивным, отчасти, настраивая самого себя на трудный непредсказуемый вечер…
Во всех случаях (и это важно) речь шла не о серьезности к самому себе и, тем более, к своему лирическому творчеству, а к сравнительной форме по отношению к другим видам своего творчества, к которым я в большей степени отношусь любительски, особенно, в смысле конечных продуктов.
Такое право, мне казалось давало, во-первых, некоторое авторское ощущение абсолютной законченности (ни слова — ни вставить, ни выкинуть), во-вторых, понимание, что стихосложением я занимался всю сознательную жизнь, хотя и с перерывами (ещё Андрей Кулагин в конце семидесятых, если помнит, иллюстрировал мой один из первых сборников, увы утраченных), и в третьих, ощущение того тяжкого мучительного труда, потраченного на создания опубликованного материала и ещё более тяжкого на тот, который пока не увидел свет…
Тем не менее, подтверждаю миролюбивый характер прошедшего мероприятия, что весьма нехарактерно для наших последних встреч, отсутствие каких-либо камней (тем более — памятников) преткновения и некоторую перспективность данной формы творческого общения.
Так что устроителю респект и спасибо.
Всем, поздравившим меня на страницах Контрапункта и другими способами, большое спасибо!
Для интересующейся «малышни» (как первопроходец), скажу словами своего старого друга Игоря Манько (увы, ушедшего от нас в прошлом году в Америке), сразу после выхода из недолгой комы: «Левон, поверь мне, нет там никакого света…»
Сравнение не адекватное, конечно, да и не по случаю, но ощущения похожие…
Наверно, не надо было про это…
Так что, ура, за мной, победа будет за нами!
Левон, дорогой, прими и мои запоздалые поздравления! Зато я присовокупляю к своему поздравлению и наилучшим пожеланиям еще и небольшой подарок из легкомысленного Амстердама. Оттуда шлют тебе все, что ты любишь (сужу исключительно по твоему творчеству).
Обозначение подарка безусловно компенсирует запоздалость поздравлений. Пока не увидел картинки онного, волновался безмерно, предугадать, конечно не смог (да и не смог бы, хоть с 10-ти попыток).
Спасибо большое!
У меня дома есть вот такая:
Купил как-то, ориентируясь только на название, еще не читал…, но при поверхностном просмотре тётка показалась серьезной…
Теперь прочту обязательно, а твоя на голландском что-ли?
Это, вообще, она и есть? Или другая (там, по-моему, несколько серий)?
Ещё раз благодарю, спасибо, что вы у меня есть.
Ну конечно, она же! Я не совсем уверена, переводилось ли у нее еще что-то на русский, кроме «Контрапункта». Но как я люблю такие совпадения! После них кажется , что если и не свет, то какая-нибудь мистическая чертовщинка точно есть!
Сегодня утром, в машине, вновь услышал эту и без того давно и хорошо знакомую мне песню группы “Dire Straits” – “BrothersInArms”. И она как-то, вольно-невольно, проассоциировалась у меня с тобой, Левон, с Андреем, со всем нашим «братством» — по перу, правда, а не по оружию. Правда и то, что перо в нашей стране, тоже больше, чем перо, и уже были, вы знаете, попытки приравнять его «к штыку» и не только.
Решил позже повнимательнее посмотреть слова. А после заданного тобой тона с цитированием ушедшего «собрата по оружию» — и действительно их посмотрел…
Предчувствие мне не изменило. Я нашел здесь целый букет ассоциативных моментов, впрямую и косвенно перекликающихся с нашими «бурями», иной раз «в стакане воды».
В частности:
There’s so many different worlds
So many different suns
And we have just one world
But we live in different ones.
А эти слова наверняка бы понравились Алле:
But it’s written in the starlight
And every line on your palm
We’re fools to make war
On our brothers in arms.
За «it’swritteninthestarlight” я бы и сам душу не душу, но многое чего отдал. А еще больше — за гитарное вступление к ”BrothersInArms” и за душу щемящие проигрыши между отдельными куплетами.
Наложив же музыку на текст, так и вовсе впору разрыдаться и пасть на грудь друг к другу… по оружию ли или не по оружию… Невольно вспомнился Окуджава…
Вы скажете: «День рождения, а ты весь в слезах!» — «Это ничего, это можно. Эти слезы очистительно свойства, они очищают душу. Это катарсис, чистой воды катарсис!»
Мне бы и самому лучшего подарка на День рождения и не нужно было! Пока же дарю тебе, Левон, эту песню. Как себе дарю!
[audio:130109.mp3]