Жизнь рано или поздно может превратиться в заезженную пластинку. Но ей, жизни, никогда не удастся заездить все пластинки… Этими днями я открыл для себя очередную. Не песню, не пару песен, а… всю пластинку целиком. Редкостная удача! Буквально по пальцам можно перечесть такие за всю историю рок-н-ролла. Ну “Abbey Road”, ну “Pendulum”, ну “Dark Side Of The Moon”, ну “Procol Harum” 1967 года — там, где “Whiter Shade Of Pale”, ну…
Да, если покопаться в истории рока, то кое-что еще можно найти, но вот чтобы в эти последние годы… Чтобы стать событием… Чтобы стать открытием… Возможно, «Verve” “Cold Play”, “Placebo” “Running Up That Hill”… “Keane” – очень неплох последний диск «Strangeland”… Неплохо, неплохо, все неплохо… Но до истинной шедевральности не дотягивают, событием в мире рок-н-ролла, а тем более в истории рок-н-ролла и истории музыки вряд ли станут. И тут – гром среди ясного неба – «The 2nd Law” группы “Muse”!
Вплоть до их предпоследнего диска у меня отношение к этой группе было очень неоднозначным. Я не влюбился в них с первого взгляда, то бишь аккорда, как влюбился, скажем, в «Cold Play”или “Keane”. У меня всегда были сомнения: тратить на их новый диск 300 рублей или взять на эти 300 рублей что-то другое. Вплоть до предпоследнего диска предпочитал взять что-то другое. Но за предпоследний заплатил бы уже втрое, а за последний – так и вдесятеро и даже больше.
Абсолютно, на мой взгляд, гениальное произведение, и теперь мне стало интересно проследить эволюцию этого коллектива. Вчера я купил из третий и четвертый студийные диски. Ничего пока не могу сказать, боюсь даже ставить… Чтобы не испытать чувства разочарования и не утратить послевкусия от их последнего шедевра.
Он включает в себя 13 песен, ни одна из которых не перепевает другую, но в целом все они , несомненно, представляют собой единое произведение, все части и составные части которого взаимодействуют между собой и взаимодополняют друг друга.
То же можно сказать и о текстах. Возможно, они и не исчерпывают всего богатства дня сегодняшнего, но, несомненно, затрагивают все наиболее важные стороны и вопросы нашего бытия: от томления души и сердца до проблем экологии и технотронных коллизий.
Симбиоз музыки и текстов удивительный, вплоть до нюансов. Хотя до нюансировки дело доходит уже потом, на четвертый-пятый раз прослушивания. Кстати, давно ли кто из вас прослушивал одну и ту же вещь хотя бы по два-три раза?
У muse-ыкантов, вне всякого сомнения, свой оригинальный стиль, который они выковывали, да в буквальном смысле слова выковывали на протяжении всех этих лет, с момента создания группы в конце 90-х. «Выковывали» еще и потому, что музыка, от песни к песне, от композиции к композиции, поднимается все выше и выше и наконец звучит истинным набатом, стуча в душу и сердце, которые долго потом не могут успокоиться…
Созвучно времени… Не есть ли это высшая степень похвалы произведению? Не есть ли это цель всякого произведения? Не есть ли это цель всякого художника?
Выше – только созвучность вечности, но такие произведения можно буквально по пальцам пересчитать, и потом это уже от Бога…
«Битлз» были созвучны своему времени. Они оказались прекрасным аккомпанементом к «человечества сну золотому», которым оказалась эпоха 60-70-х годов. Но, как всегда, человечество не осознало своего счастья, даже не проспало – проморгало его.
«Пинк Флойд» — это был уже по-настоящему глубокий сон. У медиков эта фаза сна называется «быстрого сна» или «БДГ-сна». Характеризуется она повышенной активностью головного мозга.
Данная фаза сна сродни «второй действительности» — настолько ярки и осязаемы образы, настолько сильны и эмоциональны впечатления. Но не от мира сего они, и мало что с миром их объединяет.
Девяностые – начало нулевых мало чем запомнились. Все было довольно невнятно и незапоминаемо. Или это мы были слишком заняты социальной активностью и нам было не до музыки?..
Мы проснулись к ней несколько лет назад под сладостные звуки «Cold Play” и “Keane”. Сладостные, но и чем-то настораживающие. Резким диссонансом к ним прорывались звуки “Placebo”. Они возвращали к действительности, как бы нам этого ни хотелось. Пробуждение хорошо лишь те дни, когда тебя ждет особо приятное событие. Но такие дни можно буквально по пальцам перечесть. В основном же просыпаешься к серым, а порой и суровым будням.
“Muse” же были теми «кошками», что на протяжении нескольких лет сквозь сон, приятный и сладостный сон, скребли на душе. Что-то я удавливал в них, но это «что-то» неизменно тонуло в волне некоего диссонансного начала, вызывающего неприятие и даже неприязнь. Как воспоминание о чем-то неприятном. Что тебе предстоит сегодня днем или вечером. В ходе просыпания на фоне обрывков приятных снов ты невольно гонишь эти неприятные мысли.
Но вот ты проснулся и готовишься к грядущему дню. Твои члены вновь наполняются энергией, это – кровь, разгоняемая сердечной мышцей. Мозг тоже возвращается в рабочее состояние – мысли проясняются и обретают былую адекватность к тому, что тебя окружает. Ночные призраки и фантазии подобно ночным теням уходят в закоулки сознания. Как бы ни была сурова действительность, ты готов к встрече с ней.
Первые ноты этого состояния: «правда жизни и готовность встретить ее лицом к лицу» – прозвучали в предпоследнем диске «Muse” “The Resistance”. Последний же диск “The 2nd Law” весь, от начала до конца, наполнен этими нотами и этими настроениями. Он, как никакой другой, созвучен моему сегодняшнему состоянию и настроению, а значит и – времени. Ибо время таково, каким мы его сознаем.
И поэтому оно такое разное. В восприятии разных людей. Кто-то еще досматривает золотые сны – «Golden Slumbers”, а кто-то туже ведет борьбу за существование и призывает к ней других. У Леонарда Коэна есть поразительное стихотворение на эту тему – «Исайя». Пророк, видящий смерть и разрушения на фоне цветущих садов и полных закромов Иудеи. Библия вообще-то вся об этом. Это Книга, не дающая расслабиться, это Книга – колокол, Книга – набат.
Вот и последний диск “Muse” из этой же категории. Возможно, поэтому и название у него уж больно сродни библейскому – “The 2nd Law”, т.е. «Второзаконие». Конечно же, «Второзаконие» на английском будет по-другому “Deuteronomy”, но почему-то мне именно так хочется это воспринимать.