«Сегодня я представляю вам нашего нового автора, пожелавшего остаться под псевдонимом «Тим Аксель». Это первый случай на нашем блоге, но желание автора – закон. Обращаться к нему в комментариях можно по имени — Тимур. Со своей стороны, скажу только, что это молодой, по нашим понятиям, понятиям 50-летних, человек 27 лет, служащий.
Свою творческую деятельность начал со стихов, даже со «стишков», как он сам выразился. Брал никнэймы (nick name) и расшифровывал их таким образом, что каждая буква «ника» была началом новой строки. К примеру, «tinnad»:
(T) Тихий берег, заросший травой,
(i) изогнутый склон, здесь раньше ты не был,
(n) нам словно шепчет теплый прибой,
(n) нам облака видны синего неба.
(a) А над водою чайки парили,
(d) делая вид, что что-то забыли.
Пробовал писать и обычные стихи, но что-то в них его, похоже, не совсем устраивало. Зато первые же опыты в прозе вдохновили и даже окрылили. Совпали они с первой поездкой Тима Акселя в Париж, явившейся к тому же вообще первой его поездкой за границу. Еще бы не вдохновиться! Не вдохновишься — считай, пропал для литературы… Хотя что это я говорю? Из Парижа я в свое время ни строчки не привез. Правда, наверное, потому, что оказался там не один, а с молодой женой. Так что есть оправдание!
В целом же, Париж — это, конечно, хорошая проверка. На многое. В том числе и на жанр. Если в Париже душа заговорила не в стихах, тем более при наличии определенных навыков, а в прозе, значит вы — прозаик! А, может, — репортер? Во всяком случае «Парижские заметки» отчасти напоминают, а отчасти и являются своеобразным репортажем, где расписан не только каждый день, но едва ли не каждый час, не минута пребывания автора в Париже.
Однако… Надеюсь, у меня еще будет повод высказать свои впечатления от этих заметок, пока же слово — автору!»
Александр Бабков
Прибываю в аэропорт. Прохожу регистрацию и таможню. Прохожу в длинные коридоры, ищу свой выход. Располагаюсь и жду. Играет музыка 90-х. Может быть 80-х. Ритмичная. Вскоре подтягиваются другие пассажиры. Проходим очередную регистрацию и садимся в самолет. При входе можно взять бесплатные газеты.
И вот я в самолете. Давно не летал. Уже все забыл. Капитан приветствует нас. И мы отправляемся в путь. Помимо самого полета, классные моменты – это взлет и посадка. Взлетаем. И я чувствую себя хорошо. Мне это нравится. Раньше я часто летал. Потом был длительный период пользования наземным транспортом. И вот ностальгия. Лечу в самолете. Набираем высоту. Все объекты на земле стали крошечными. Но это не предел. Набираем еще высоту. Летим в облаках. Ничего не видно. Только ощущение радости полета. Теперь мы выше облаков. Как красиво! Белая гладь повсюду. Где-то есть узоры, даже рельеф, если можно так сказать. Пустыня? Нет, какая пустыня? В пустыне не так красиво, как здесь. Поднимаемся выше, и теперь там, где «была» земля, стали облака. Набрали полную высоту – 10100 м. Скорость 800 км/ч. За бортом -55С*.
Вспомнил Антарктиду. Хотя нет, она лишь пронеслась мимолетной мыслью в голове. Летим дальше, сквозь облака виднеется земля. Видно не очень отчетливо. С синеватым оттенком. И только сейчас я вспоминаю передачи BBC об Антарктиде. Тем временем приносят воду, газировку и сок. Стюардесса приветлива, улыбается. Думал, что буду спать в самолете. Но я разговорился с соседкой. Женщина пенсионного возраста, доброжелательная. Вскоре принесли завтрак или ланч. Мы с соседкой разговаривали весь полет. Время прошло незаметно. Приземлились. Весь коллектив пассажиров радостно захлопал. Я тоже. Хотя раньше такой «традиции» не было.
Аэропорт Шарль де Голь. Какой огромный! Больше Шереметьево раза в 2 наверно, или в 3. Здоровенные ангары, многочисленные полосы и терминалы. Проходим паспортный контроль. Подхожу к окошку. Точнее к кабинке. Девушка улыбается, здоровается, спрашивает документы. Естественно по-русски ни бум-бум. Впрочем, как и я по-французски. Еле-еле понимаю, что интересуется целью приезда. Если у меня «ломанный» английский, то у нее – собранный по частям. Понимаю первую часть вопроса – «сколько?» А сколько чего – не понимаю. Она опять: «сколько?» Я ей: «не понимаю». Она улыбается еще больше. Пытается мне объяснить. Я на всякий случай говорю, что мне 26 лет. Она не понимает. Дает мне лист бумаги. Я пишу по-английски, что мне 26 лет. Она читает и начинает смеяться. Показывает напарнику. Берет ручку и пишет 2 слова «$» и «Euro». И опять спрашивает сколько. Раньше надо было сказать. Её напарник следит за нашим разговором с не меньшим интересом. Он уже и забыл про другого туриста, который проходит у него контроль. Ощущение, как будто я зашел к знакомой поболтать. А сзади очередь стоит, человек 30 минимум… Тут я беру ручку и рисую цифры, которые она и хотела узнать. Девушка берет листок, смотрит, переглядывается с напарником, и начинает хихикать. You are welcome! Прохожу дальше, и тут меня поджидает попутчица. «Что Вас так долго проверяли? Алименты не платите?» Теперь смеемся мы.
Взял такси. Водитель африканец французского происхождения. Разговорились. Узнав, что я первый раз в Париже, первый раз в Европе, он с радостью начал объяснять мне все достоинства и всю красоту Парижа. Въезжаем в Париж. Вот он! Красиво. Тепло. Проезжаем мимо футбольного стадиона. Водитель даже немного обучает меня французскому. Ну ладно, совсем чуть-чуть. Особенно я запомнил два слова: «налево» и «направо». Знаете почему? Потому что стоял навигатор, и болтал без остановки. Так что всё, разбудите меня среди ночи, эти слова я знаю как «2х2=4». Интересно слушать, когда он (водитель) говорит по-английски, затем по-французски, затем все сливается, и начинаешь объясняться жестами.
Париж довольно холмистый. Мы едем то вверх, то вниз. Как много улиц и маленьких улочек, переулков. А перекрестки были сделаны с бурной фантазией. Как все лихо гоняют, и на машинах, и на мотоциклах. В 10 см друг от друга. Да, да. Водитель объясняет, одна ошибка и всё. У нас в России такие дороги строить нельзя.
Прибыл в отель. Выдали карту Парижа с обозначенными достопримечательностями. Заселился. Одноместный номер. Кровать, стол, стул, телевизор, душ с туалетом. Жить можно. К тому же номер нужен, чтобы переночевать, а не сидеть в нем.
Первый день в Париже, 15 марта 2011г.
Вооружившись картой, отправляюсь на прогулку. Иду на север. Поднимаюсь в гору. Прохожу мимо кабаре «Мулен руж». Спрашиваю у прохожих как пройти. Люди в Париже мирные и доброжелательные. Вежливо объясняют мне, как пройти. 90% из них в конце говорят: «You are welcome!» Кто-то говорит от души, улыбается, кто-то сдержано, кто-то на автомате, но говорят. Приятно общаться.
Подхожу к Сакро Кёр. Перед ним небольшая площадь, где выставлены многочисленные картины (позже я узнаю, что это улица художников). Много людей. Далее на асфальте крепкие африканские парни показывают мастерство капоэйра. Босиком. Напевают: «Паранавэй, паранавэй, пара-на». Играют на специальном инструменте. Прохожу дальше. Главный вход в Сакро-Кёр. Перед ним площадь, я бы сказал несколько площадей на разных уровнях. Это возвышенность, открывается хороший вид на Париж. Фотографирую. На ступеньках парень играет на гитаре. Микрофон, динамик. Поет песни на английском. У него хороший голос. Может он и не профессионал, но поет «от души», чувствуется. Живой звук, без «фанеры». Здесь много подростков, молодых людей. Слушают, аплодируют. Неужели никто не учится? Врят ли это все туристы…
Хорошо! Перекусив в маленьком парке-сквере, двигаюсь дальше. Внезапно подлетают два воробья, чуть ли не на колени садятся, и начинают чирикать во все горло, дай, понимаешь, хлеба. Дай, и всё. Ладно, держите. Прохожу по Монмартру, двигаюсь к Триумфальной арке. Спрашиваю у девушки как пройти. Объясняет мне, улыбаясь. Говорю, что первый раз в Париже, в Европе. Её улыбка становится еще больше, наверно до ушей. Глаза сияют радостью. «You are welcome!» А парижанки-то красивые J. Иду по направлению к Триумфальной арке. Спрашиваю у прохожего как пройти. Он с радостью объясняет мне и говорит, что он сейчас свободен от работы и может меня провести. Классно. Идем, разговариваем. Он наверно рад больше, чем я J. Он работает в небольшой фирме, штат около 10-12 человек. Занимаются транспортными доставками или перевозками в пределах города. Я рассказал ему про себя. Говорили о многом. Он женат (вроде бы), есть сын. Вдруг он достает рекламный буклет, а там написано: «Гастрономъ». Обалдеть! «Хочешь увидеть?» — спрашивает он. «Конечно». Ведет меня в гастроном, там русские продавщицы, говорят по-русски. Русские товары, точнее продукты питания. Напоминает столицу. Ладно, идем дальше. Подходим к Триумфальной арке. Но сначала он ведет меня посмотреть брейк-данс, хип-хоп и другие направления. Парни отплясывают будь здоров, делают трюки и финты. Класс! «О, я забыл тебе сказать, сейчас ты находишься на величайшей улице мира – Елисейские поля!» После, он показывает мне вход в Триумфальную арку. Покупаю билет 9,5 ?. Он вынужден вернуться на работу. Обменялись контактами. Поднимаюсь на крышу арки. 284 ступеньки. Встречаю других туристов, отдыхающих на полпути. Добираюсь до крыши, кто-то сидит, кто-то стоит, переводя дыхание. И вот он прекрасный вид! Считаю, двенадцать больших дорог соединяет арка. С одной стороны видно Эйфелеву башню, с другой – современный квартал Le Defance. Фотографирую, снимаю видео. После спускаюсь, вижу что-то вроде вечного огня, цветы. И как раз подходит караул. Человек 10 или 12. Камуфляж, оружие. Отправляюсь к отелю через Елисейские поля. Вроде где-то была сакура… Много людей, кафешек, магазинов. Замечаю одного парня, нормально одет. Даже шляпа есть, курит. И что-то знакомое во взгляде. Он замечает меня, подходит. «Французский?» «Нет». «Английский?» «Немного». «Откуда ты?» «Россия». И тут я обалдел, он говорит по-русски без акцента: «Брат, я люблю тебя! Я люблю Россию! Помоги чем можешь». И протягивает стакан с мелочью. Немая сцена… Занавес…
Одет он далеко не как бомж. Шляпа модная. И тут такое! Кое-как сказал, что прилетел эконом классом. Он понимающе кивнул. Похлопал меня по плечу и отправился дальше. Я вернулся в отель. По телевизору только французская речь. Лег спать.
День второй, 16 марта 2011г.
Прогуливаюсь в офис встречающей компании и оплачиваю дополнительные экскурсии. Оттуда пешком иду к музею армии. Рядом находится гробница Наполеона. Фотографирую старенький танк, еще какую-то машину. На выходе прошу меня сфотографировать. И вот наконец прямой курс к Эйфелевой башне. Подхожу к Марсовым полям.
Вот она, красавица! Вот она. От созерцания прекрасного вида останавливаюсь, и осознаю это, или пытаюсь осознать. Я так хотел увидеть Эйфелеву башню и побывать на ней. И вот время пришло. Подхожу все ближе к ней, фотографирую её, и фотографируюсь сам. Вот это красота, вот это мощь, вот это высота! Встаю в очередь за билетами. Не проходит 15 секунд, как за мной уже стоят еще человек 30. Я вовремя. Впереди меня парень с девушкой. Спрашиваю их как тут все устроено. Они подсказывают мне с явным положительным настроем. Поскольку времени пребывания в Париже не так много, как хотелось бы, беру билет на самый верх, 3-й этаж, крыша. Стоит билет 13,10 ?. Поднимаемся на лифте по наклонной мимо первого этажа сразу ко второму. Меняем лифт, и уже вертикально поднимаемся ввысь. Вот и третий этаж. Вот он, великолепный вид на Париж. Все как на ладони. Замечательный обзор. Я счастлив! Я мечтал побывать за границей, в Париже, на Эйфелевой башне. Эмоции переполняют меня. Первое время вниз страшновато смотреть. Кажется, что если упадешь, лететь долго. Постепенно привыкаю. Эх, красота! Класс! Вон вижу Сакро-Кёр, а здесь Триумфальную арку. Прохожу еще немного, любуюсь современным кварталом Дефанс – кварталом будущего. Не могу налюбоваться. Немного облачно. Смотрю вниз. Люди и машины такие маленькие, смотрю на дома. Вспоминаю игру SimСity (знающие поймут). Нарезаю круги по крыше. Здесь же есть маленький музей, нет, не музей — комната, за стеклом 3 восковые фигуры. Недалеко продают шампанское. Один бокальчик, похожий рожок, имеет бешеную цену. Можно сказать заоблачную. Какой вид! Может запрыгать от радости? Эх, не поймут. Делаю круговое видео. А вон внизу парни играют в футбол на поле, а вон Марсовы поля, река Сена, кораблики. Дует ветер, укутываюсь. Щелкаю кадры без остановки. Я в Париже на Эйфелевой башне! Ура! Сейчас бы open air, я бы танцевать начал. Находившись вдоволь, насмотревшись вокруг, возвращаюсь. Пора на землю. Тороплюсь, ведь меня ждет экскурсия в Лувр. О, да! Иду пешком от Эйфелевой башни. К Лувру. Перекусываю сникерс на ходу. Подхожу к пирамиде Лувра. Красиво. Нахожу свою группу. Встречаю… Как Вы думаете кого? Знакомых по работе, клиентов нашей организации. Сначала не узнали друг друга. Прошу их на английском сфотографировать меня, а они мне по-русски отвечают. Обалдеть. Бывает же такое. Подтягивается наш гид, раздает билеты. Вход в Лувр как раз в этой пирамиде. А я и не знал. Спускаемся под землю. Огромный комплекс. Нам выдают карту Лувра, но на нее взглянуть нет времени. Гид сообщает что за 2-2,5 часа мы охватим только наиболее известные и значимые картины и экспонаты. Начинаем наше шествие по этому здоровенному комплексу. Много интересного, красивого и впечатляющего. Слов не хватит это передать и описать. В общем, Вам самим надо побывать в Лувре. Скажу лишь, что сфотографировал Венеру Милосскую и Мону Лизу или Джоконду. Не хухры-мухры!
День третий, 17 марта 2011г.
С утра свободное время. Гуляю по Парижу. Захожу в магазин сети «Monoprix». Неплохой магазин, много что можно найти. Читал о нем в Интернете. Попадается на глаза туалетная бумага. Причем 1 шт нельзя купить, только упаковка по 4 или 6 штук. Однако. Побродив в Monoprix’е, отправляюсь на юг к галерее «Лафайет». Вот красуется здоровенная вывеска. Большущий магазин, этажей может 5 (с нулевым), может больше. Мне без разницы. Прошелся, поднялся на второй этаж. Ладно, магазин магазином, а я приехал Париж посмотреть. Иду дальше. Подхожу к Лувру, сворачиваю и захожу в магазин Beunlux duty-free. Смотрю парфюмерию. Коллеги попросили купить им парфюм, так что отовариваюсь. Иду от Лувра пешком к Эйфелевой башне. Там намечена прогулка на кораблике по Сене. Иду, встречаю монумент (как позже узнал это Обелиск согласия, площадь Конкорд). Фотографируюсь, точнее пытаюсь. Объясняю прохожим по-английски и так и эдак, и уже на пальцах – ни фига не понимают. Может давно не фотографировали? Из всех товарищей понял меня и сфотографировал правильно только один китаец, за что ему большое спасибо.
Иду по набережной. Вижу другого туриста. Он из Польши. Уже бывал в Париже. Разговорились. Он толи шепелявил, толи просто слова нечетко произносил. В общем усложнял дело. За разговором время пролетело быстро. Почти дошли. Поблагодарили друг друга, попрощались, после чего он свернул, а я направился дальше вдоль по набережной. Спрашиваю у прохожих, откуда отправление речных трамвайчиков. Они мне объясняют что-то про оранжевые флаги. Вскоре я их нахожу. Во время прохождения посадки, один товарищ вежливо и активно зазывает всех сфотографироваться. Я его благодарю за предложение и говорю, что мне надо на кораблик. И показываю рукой в сторону корабля. И что Вы думаете? Он понимает это как то, что я студент, вместе с группой студентов, которые проходят передо мной. Студенты понимают точно также. И после половина из них смотрит на меня вопросительными взглядами. Это надо было видеть. Теперь я французский студент, или парижский. Вспоминается песенка «Во французской стороне…». Заходим на речной кораблик. Вместительный, есть открытое и крытое помещение. Крытое помещение обогревается. Располагаюсь на открытом помещении, на палубе с левого борта, вооружаюсь фотоаппаратом. Стою на готове. Там еще один турист. Из Алжира. Дядька лет 45. Отдыхает с семьей. Они все греются внутри, а он также приготовился фотографировать. Речная прогулка началась. Фотографируем то друг друга, то все вокруг. Плывем, головой вертим на 360°. Вдруг мимо нас проносится патруль полиции на надувной моторной лодке. На приличной скорости. Все их фотографируют. Проплываем мимо Нотр-Дама, разворачиваемся и плывем обратно. С одной стороны набережной подростки приветствуют нас. Мы приветствуем их. Один из них даже раскланялся в духе «Ваше Величество». Потом проплываем под одним из мостов. Опять приветствие с обеих сторон. Студентки начинают визжать и пищать от радости. Гул мотора корабля здесь просто отдыхал. Так что доплыли весело. Вернулись к тому же месту, откуда отплыли, возле Эйфелевой башни.
Домой отправляюсь пешком, гуляю. Подхожу к Лувру, захожу в ресторанчик неподалеку. Меня приветствуют, предлагают присесть, приносят меню. В меню останавливаюсь на двух блюдах. В одном из них утка, в другой курица. Гарниры разные, прошу официанта объяснить разницу. Он понимает это как разница вообще между блюдами. И что Вы думаете? Официант, парень лет 25, доходчиво, не стесняясь начал крякать как утка и чуть ли не кукарекать. Я чуть не выпал в осадок… Потом он для большего эффекта вспомнил Дональда Дака. Нормально, на нас даже никто внимания не обратил. Как будто так и должно быть. Приколист. Я на минуту даже забыл, зачем пришел. В общем заказал утку с картошкой. Принесли ножку. Не сказать, чтобы маленькая. Мясо мягкое, ножом и вилкой отделилось легко. Вкусно. Насытился, даже картошку не доел.
Гуляю дальше. Вдруг возле меня останавливается белое такси. Оказалось не такси. Водитель итальянец. Если раньше французская речь сливалась с английской, то теперь английская с итальянской. Попробуй пойми. Ладно, попробую. Он предложил мне две куртки как презент за то, что я дам ему 115 евро на бензин. Я говорю, что с собой нет столько. Он все говорит без остановки. Он то ли госпредставитель какой, то ли посла возит. Сам из Рима. Вчера вечером пошел в казино и просадил 5000 евро. Ни фига себе! А теперь денег нет на бензин. Я ему объясняю, что экскурсия входит в базовый набор. За нее платить не нужно. Кое-как он понял. Поехал дальше. Такой вот, представительный мошенник. Как позже выяснилось, встречал и других товарищей из моей группы и пел такую же песню. Только они по-английски не говорили. Это был не его день.
Вечером было представление в кабаре «Мулен руж» (переводится «красная мельница»). Как дополнительная экскурсия. Я не пошел. Как-то не хотелось, да и цели такой не было. Будет повод вернуться.
День четвертый, 18 марта 2011г.
С утра пешеходная экскурсия на Монмартр с посещением базилики Святого сердца – Сакро-Кёр. Петляем по улочкам, двигаемся на север. Гид попутно рассказывает о достопримечательностях, успевая отвечать на наши вопросы. Вот памятник Далиде (итальянской певице, родившейся в Египте), а вот памятник святому Дионисию. Проходим на самую крутую улицу Парижа. Наклон 22?. Здесь же расположен небольшой виноградник. После поднимаемся немного выше и подходим к площади (улице) художников. Чтобы рисовать здесь, нужно получить лицензию. Так просто нельзя – художники сами выгонят, без полиции. Вокруг много кафешек. Где-то в переулке спрятался музей Сальватора Дали.
Гид объясняет нам происхождение слова «бистро». Показывает на один ресторанчик, красного цвета. Рассказывает, что казаки на службе забегали именно в этот ресторанчик и просили «быстро» налить им, чтобы командир не заметил. Но французам сложно выговаривать звук «ы». Как ни пытались, не получалось. Так «ы» стало «и», а «быстро» превратилось в «бистро». Этих фактов не знал.
Двигаемся дальше и заходим в католическую церковь святого Петра. Темновато. После идем внутрь Сакро-Кёр. Фотографировать внутри нельзя. Красиво. Идет служба. Экскурсия заканчивается, аплодируем гиду, ищем кафешку. Находим с меню на русском языке. Обедаем и быстрей обратно. Еще запланирована экскурсия в замок Фонтебло (ударение на последний слог). Он находится в 65 км от Парижа. Отъезд от оперы. Через час прибываем на место. Сразу обращаем взгляд на витиеватую лестницу в центре. Экскурсия проходит в довольно быстром темпе, едва успеваем фотографироваться. Причем вспышка здесь запрещена. Впечатляет. Хоромы, покои, гостиные, специальные комнаты, комнаты охраны, спальни и комнаты для деловых встреч. Много где сохранилась подлинная мебель. Пусть она потрепанная, обшарпанная и облезлая, но настоящая мебель, еще с тех веков. Конечно много отреставрированной мебели. Выходим на улицу, заворачиваем под арку и подходим к пруду. Плавают утки. Не сразу замечаем здоровенных рыб, которые мирно плавают по соседству. Вскоре наша экскурсия подходит к концу, едем обратно. Спрашиваем гида обо всем подряд. Рассказывает про образование. Система похожа на нашу, немного. После школы идет колледж (вместо старших классов). Потом можно поступать в университет, или сначала пойти в специальную подготовительную школу, а потом поступать. Отбор строгий. Но право поступать есть у всех желающих до 50 лет! Неплохо, да? Парой слов обмолвился про Сорбонну. Как он нам пояснил, каждая сессия – это стресс для студентов. Не сдал сессию – отчислен. Всё строго. Спрашиваю гида про законодательство, бывают ли абсурдные ситуации, например мяч залетел на территорию, вид загородил и т.д. Такого абсурда нет, но изредка судятся фермеры: дерево с одной территории раскинуло ветви на другую. Второй фермер обрезал ветки. И началось. Вообще в законодательстве многое прописано до мелочей. Например, сколько работы, как работать, где. В выходные почти все магазины закрыты, за исключением мелких. Причем работать должен сам работодатель в выходной, если хочет. Если еще и выходят работники, то труд оплачивается в двойном размере, иногда в тройном. 35-часовая рабочая неделя. Поэтому в пятницу после обеда можно наблюдать много машин, выезжающих за город. Здесь легко можно подать в суд на работодателя. Но и на работу устроиться не так просто (в смысле на хорошую). Тяжелой, физически трудной работы — выбирай не хочу, а хорошей и оплачиваемой не так много. Здесь сильные профсоюзы. Работу за взятку получить нельзя (по крайней мере так сказал гид). Приветствуются рекомендации, смотрят на человека, кто он, что он, где учился, работал и т.д. Что касается работы в полиции, то это считается хорошее место, даже престижное. Они держатся за неё. Как рассказывает гид, если взять к примеру полицейского, который должен патрулировать улицу. Рабочий день 8 часов. Но фактически патрульный находится на улице 4 часа. Вначале он проходит инструктаж и получает обмундирование и оружие (около 2 часов времени). Потом они 4 часа патрулируют, а оставшиеся 2 часа сдают обмундирование и пишут рапорт о проделанной работе. Обалдеть! По словам гида, полиции много. К тому же возле Сакро-Кёр и Нотр-Дама можно увидеть патруль из военных в количестве 3 человек в камуфляжах с оружием (автомат «Фамас»). Поскольку считается, что есть вероятность теракта, то когда люди видят патруль из полицейских или военных, чувствуют себя защищенными, и всем гулять спокойнее.
День пятый, 19 марта 2011г.
Захожу в китайский ресторанчик. Обедаю под мягкую музыку. Без хлеба. Хлеб заменяют какие-то белые безвкусные чипсы. В общем, есть можно. Направляюсь на юг к Лувру, и потом на остров Ситэ (ударение на последний слог) к собору парижской Богоматери. На экскурсию.
Спрашиваю у девушки как лучше пройти. А она сама туристка. В итоге я ей рассказал про Лувр больше, чем она мне про Нотр-Дам. Однако. На одной из площадей играет живая музыка – скрипки и контрабасы. Всего человек семь. Жаль некогда послушать, спешу на экскурсию. Перехожу мост и оказываюсь на острове Ситэ. Прохожу мимо ряда полицейских фургонов, мимо оживленных торговых рядов. Где же Нотр-Дам? Прохожу еще немного, заворачиваю за угол. Вот он! Собор Парижской Богоматери. На площади людей столько, что яблоку негде упасть. Встреча у конной статуи. Гид начинает экскурсию. Обращает наше внимание на арки. Сначала кажется, что они одинаковые. Но присмотревшись, понимаем, что они разные по форме и величине. «И в этом их прелесть» – говорит гид. Самая большая в центре. Арка справа – вход, выходом является арка слева (на ней можно видеть «подведенный» контур прямыми линиями). В центральной арке изображено видение Страшного суда. В центре сверху изображен Иисус Христос. Ниже – ангел с весами – взвешивая добрые и злые дела человека, определяет его дальнейшую судьбу. Ворота под этой аркой закрыты. На них нанесен интересный узор. По преданию один человек обратился к нечистой силе с просьбой помочь ему сделать узор. В тот же момент он упал без сознания. Когда очнулся, на воротах уже был этот узор (из железа вроде бы). Как поясняет гид, до сих пор не известно, литье это или ковка. Буквально в десяти шагах от Нотр-Дама находится нулевой километр Парижа. Говорят, что если встать на него и потереться ногами, то обязательно вернешься в Париж. Что я и сделал.
Становимся в очередь, чтобы войти в Нотр-Дам. Очередь большая, как в советские времена за «ножками буша», но двигается быстро. Движение внутри строго против часовой стрелки. Если пойдете обратно, Вас остановят и укажут верное направление. Внутри много скульптур и исповедален, а также картин. Гид обращает наше внимание на стеклянную розетку. Преобладает сиреневый цвет. Подлинная работа. Вскоре мы подходим ко второй розетке. Это уже отреставрированная копия. Причем преобладает фиолетовый цвет, т.к. не удалось достичь нужной концентрации цвета как в первой стеклянной розетке. Находим макет Нотр-Дама. Вскоре гид подводит нас к месту, где во всей католической церкви (соборе) висит православная икона девы Марии. Интересно. Подхожу к автомату, опускаю 2 ? и получаю жетон с изображением Нотр-Дама. Первая часть экскурсии заканчивается, пересекаем мост, направляемся в Латинский квартал. Заходим в скверик, где стоит самое древнее дерево Парижа. После гид показывает самую узкую улицу Парижа и самый узкий и маленький отель. Гид проводит аналогию с хрущевками. Вскоре приближаемся к аббатству. На краю крыши можно видеть скульптуры горгулий с разными размерами и формами шеи и с разными выражениями лица! Легенда гласит, что эти существа пытались влететь внутрь аббатства, но не могли. Бились около крыши, окон, но какая-то сила удерживала их. Они остались снаружи и стали защищать аббатство от другой нечистой силы, сами являясь нечистой силой. Тем временем направляемся в Люксембургский сад. Там заканчивается экскурсия. Есть возможность погулять самим. Но нужно вернуться в отель, т.к. сегодня просто необходимо дойти до Эйфелевой башни и посмотреть на ее сияние в определенные часы. Часть группы, включая меня, возвращается. По дороге делимся впечатлениями.
Вечер. Выхожу из отеля. Иду пешком к Эйфелевой башне, прогуливаюсь. Прохожу чуть менее половины пути. Спрашиваю, как пройти дальше. Вскоре навстречу выходит женщина с дочкой. Спрашиваю их. Они говорят по-русски. Хорошо. И тут она говорит, что меня направили совсем в другую сторону. Я рискую не успеть на сияние. Предлагает мне билет в метро, т.к. в это время (21:30) билет уже не купишь. Благодарю ее за билет и отправляюсь пешком. Как потом оказалось – бегом. Теперь уже бегу, теперь уже в верном направлении. Мимо площади Конкорда, мимо Елисейских полей, к набережной. Эту дорогу я уже знаю. Бегу вечерний кросс. А-ля спортсмен. Вижу светящуюся Эйфелеву башню. Фотографирую, но это еще не то. Время 21:45. Вообще Эйфелева башня сияет каждый час вечером (в 21:00, 22:00, может даже в 20:00) несколько минут. Бегу дальше. Осталось десять минут до начала, я уже близко. Перебегаю мост. Остается пять минут. Бегу, перехожу на шаг, опять бегу, не хватает дыхания, язык вываливается, но бегу. Из последних сил. 300 метров до башни, 200 метров, 100… Подбегаю уже близко, чтобы видеть ее всю от основания, останавливаюсь, поднимаю голову вверх и … В эту самую секунду она засияла! Я успел! Красотища! Впопыхах достаю фотоаппарат, снимаю фото и видео. Сказали, сияет 5 минут, я насчитал всего 4. Ну, да ладно. А сколько вокруг туристов, многие на автобусах, все любуются, ликуют. Основные огни неизменны, желтого цвета. Дополнительные огни белого цвета, мерцают в вечернем небе. Получается классное сияние. О, да! Это стоило того, чтобы пробежать пол-Парижа.
Возвращаюсь в отель. Фотографируюсь на фоне ночной Эйфелевой башни. Слышу, где-то играет клубная музыка. И она быстро приближается. Наверно, в машине. Оборачиваюсь и вижу: едет целый автобус! Музыка орет так, что кажется, что гром ударил. Внутри все в синем свете. Видно, как одни фигуры перемещаются, другие танцуют в дверях. Отрываются не по-детски. Мы с прохожими малость обалдели. Совсем чуть-чуть. Иду дальше, фотографирую ночной Париж, набережную, мосты. Замечаю на одном мосту фотографов, гоняющихся за удачным кадром. На самой вершине Эйфелевой башни можно наблюдать крутящийся фонарь. «Ловлю» одного из фотографов, прошу его сделать фото, чтоб в кадре был свет этого фонаря. Что он успешно и делает.
День шестой, 20 марта 2011г.
Сегодня воскресенье, полностью свободное время. Но программа насыщенная. Выпиваю чашку какао, карту в руки и вперед. Добираюсь до Лувра, спускаюсь в метро. Уж сегодня-то в метро я накатался. Расстояния между остановками небольшие, направление определяется по конечной станции. Станции все примерно одинаковые. Это Вам не московское метро. Причем, чтобы уехать в другом направлении, нужно пройти по переходу на другую сторону, т.к. рельсы прямого и обратного путей лежат рядом. На некоторых станциях стоят специальные турникеты. Или просто автоматические двери, т.е. попасть в поезд нельзя, пока он не подъедет, соответственно и упасть на рельсы тоже нельзя. Но это не везде. Сами поезда тоже различаются. Есть старые поезда, где нужно повернуть ручку или нажать на кнопку, чтобы двери открылись. Есть и полностью автоматические, с объявлением станций. В таком (современном) поезде один большой вагон, местами соединенный маневренными блоками, как у нас длинный автобус. Только получается очень длинный вагон – весь поезд. Интересно. Что касается переходов, то не везде встречались указатели маршрутов на видном месте. Иногда, чтобы посмотреть направление и станции, нужно войти в переход, и только в нем слева или справа на стене будут указатели. Однако.
Так вот, дошел до Лувра, спустился в метро и по прямой ветке еду до конечной станции – еду в современный квартал, квартал небоскребов Ля Дефанс. Выхожу из подземелья на свет и вижу здоровенные, высоченные небоскребы вокруг. Красота. А сзади притаилась огромная квадратная арка. Это ее я видел с крыши Триумфальной арки, а сейчас вижу и саму Триумфальную. Прямое направление, на одной линии. Сказали, что на арку можно поднятья на лифте. Но не наблюдается никакого движения. Да и ладно. Захожу под арку, прошу проходящую мимо девушку меня сфотографировать. Говорю, что я турист. Из Москвы. Интересуюсь, она из Парижа? Нет, родилась в другом городе, но живет в Париже. Она меня фотографирует. Неизвестно, кто из нас больше рад. Неподалеку спряталась кафешка «Бистро». Справа и сзади нее вход в торговый комплекс. Несколько этажей под землей. Смотрю на небоскребы, наслаждаюсь видом. Где-то совсем рядом пролетает самолет. Смотрю на туманную фигуру Триумфальной арки. Немного справа видна Эйфелева башня. Мимо пробегают любители физкультуры. То два человека, то один, но все время кто-то пробегает. С обратной стороны квадратной арки разместились студенты, а может школьники. Что они делали, не совсем понятно, но весело проводили время. В 10:30, или даже в 11:00 становится оживленно. А мне пора двигаться дальше.
Доезжаю на метро до Эйфелевой башни. Это уже третье посещение. Нахожу чудиков (как их называют наши туристы), с ног до головы обвешенных сувенирными башнями. Покупаю пару брелков. Возвращаюсь в отель, пакую вещи, ведь вечером времени не будет.
К 16:30 прихожу в Нотр-Дам. По воскресеньям в Нотр-Даме играет орган, вход бесплатный. Встречаю уже знакомых туристов. Заходим, усаживаемся на скамейку. Ждем. «Папа» проповедует о правильной жизни. Несмотря на французский язык, все слушают внимательно. Вскоре его сменяют. Позже журналисты у них берут интервью. Спрашиваю одного работника, когда будет играть орган. Он отводит меня к другой сотруднице. Она объясняет, что сегодня концерта не будет. Еще будет час проповеди, а потом орган будет играть мессу. Вот и послушали орган, ладно, расходимся. Возвращаемся в отели, обсуждаем, кто что посетил. Фотографируемся у фонтанов.
После я отправляюсь к Сакро-Кёр и к площади художников. Это также третье посещение. Иду уже по другим улицам, петляю. Подхожу к Сакро-Кёр, здесь по прежнему оживленно. И не только из-за туристов. В любой день, в любое время. Сегодня на гитаре играют уже в двух местах. Удачно я зашел. Один парень играет на гитаре и поет на ступеньках в центре, его окружает толпа молодых людей, сидящих на этих же ступеньках. Это их излюбленное место. Немного вверх и влево, сбоку от Сакро-Кёр, разместились два африканских парня. Один играет, другой поет. Берет достаточно высокие ноты, и у него получается! Хороший голос. Прохожу на площадь художников. Здесь также оживленно. Самое время подкрепиться. Выбираю ресторанчик. Захожу, располагаюсь. Заказываю. Довольно энергичная официантка бодро двигается от столика к столику. Замечаю, что иногда она что-то напевает. Интересно. Приносят мое блюдо. Пробую мясо. Как вкусно! И в это самое время начинает играть «Yes boss». Была бы тут одна моя коллега, уж она бы заценила этот момент.
Тем временем вечереет. Часть художников уходит, часть остается. Им и вечер не помеха – у них на мольберте имеется подсветка. Включили лампочки, и рисуют дальше. Заканчиваю трапезу, оплачиваю счет. Официантка напевает. Оставляю чаевые. Даже если бы не пела, все равно бы оставил. Она приветлива, энергична, у нее хорошее настроение. И это чувствуется.
Вечер. Людей меньше не стало. Иду к Сакро-Кёр. Фотографируюсь на фоне Эйфелевой башни. После возвращаюсь в отель. Иду по длинной лестнице. Рядом проносятся фуникулеры, доставляют всех желающих то вниз, к многочисленным улицам, то вверх, прямо к Сакро-Кёр. Прохожу мимо очередного кафе. Мужчина играет на скрипке, развлекает клиентов за столиками на улице. Неподалеку группа парней, один из которых напевает. И хорошо напевает. Как мне показалось, в Париже много кто поет. Или просто совпадение.
Прихожу в отель. Эмоции хлещут через край. Я очень рад, я побывал в Париже, в самом сердце Франции, посмотрел этот город, пешком прошел пол-Парижа, был на Эйфелевой башне, в Лувре, на Триумфальной арке, в квартале небоскребов Дефанс, гулял по Елисейским полям, был на Монмартре и катался на кораблике по Сене. Как быстро пролетела неделя. А я только-только познакомился с Парижем, и пора уезжать. Зато какие это были дни!
Фотографии автора
«Еще 4 фотографии в качестве анонса одной нашей знакомой, недавно вернувшейся «из Парижу» — Елены Крупской.
В ближайшее время мы планируем опубликовать цикл фотографий Елены, в котором отразился ее оригинальный взгляд на этот город» (ред).
Лет за десять до рождения нашего нового автора (так уж вышло), находясь в активных поисках новых поэтических форм, пришла мне в голову мысль посвятить очередной девушке стихи, используя ее имя и фамиию, как заглавные буквы строчек.
Успех был ожидаем, потом я еще несколько раз использовал этот прием…
И лишь несколько лет спустя (интернета в те времена еще не было) узнал, что этот способ весьма распространен и имеет даже свое название — акростих.
Каждый раз, узнавая, что то, что ты придумал до тебя уже делали сотни раз, не знаешь, радоваться ли, огорчаться…
Кстати, не совсем понятно откуда из русского стиха, приведенного во Вступительном Слове русские буквы «ТИННАД» каким то образом превратились в английские «TINNAD».
Хороший вопрос, радоваться или огорчаться… Во всяком случае положительных моментов больше, ведь Вы придумали это сами, без посторонних идей и подсказок. Значит есть вероятность, что придумаете еще что-то, или модернизируете существующее. К тому же, на мой взгляд, написание акростиха более сложный процесс, так как заданы первые буквы строк.
Я всегда полагал, что в акростихе, где каждая строчка начинается с определенной буквы, должен быть раскрыт смысл самого слова или словосочетания. В подавляющем большинстве моих стихов такого нет. Так называемый nickname и содержимое рифмы свободны друг от друга. Не знаю, можно ли это назвать акростихом.
Акростих — это несомненно интересный стиль. Но лично мне нравится когда заглавные буквы строк раскрывают смысл этого творения. Он часто используется в детской литературе и возможно был придуман как шарж когда-то или разработка секретных служб )))
Было бы интересным подходом использовать один и тот же nickname для написания нескольких произведений. Хорошая гимнастика для ума! Как-нибудь можно поэкспериментировать… Всем удачи!
Уважаемые, Финобио и Fenix!
Уважительно отношусь к вашему, вызванным, видимо, современными тенденциями желанию общаться с помощью ников. Однако, вы попали на территорию людей знающих друг друга, как минимум, поимённо. Будем очень рады, если вам будет здесь интересно и вы будете в состоянии соблюдать устоявшиеся несложные традиции. В связи с этим, если вы не желаете. по той или иной причине раскрыться для всех, можете это сделать хотя бы для меня, как редактора проекта.
Можете писать мне на почту levon@grafisland.ru
По поводу же самих Парижских заметок, каюсь, ещё не прочитал, пугает объем, обязательно прокомментирую позже, если есть желание.
Fenix. Бывало у меня иногда один и тот же nickname на разные темы. Но редко. Можно поэкспериментировать
Левон. Конечно есть желание услышать комментарий.
Непосредственность восприятия, искренность, беспритязательность, бесхитростность выражения очень подкупают. Отчасти они напомнили мне мое первое впечатление от Парижа : ажиотажная торопливость ( у нас с мужем была всего неделя) , восторг по поводу и без, обостренное ,ненасытное зрение ( не дай Бог что упустить!), и конечно же бесконечное щелканье камерами, телефонами, что первым под руку попадет!
И еще нечто в ощущениях роднит меня с автором: ожидание чуда и благодарность ему (чуду) за то что свершилось, не обманув ожиданий. Так что спасибо большое за навеянные дорогие воспоминания!
Думается мне, что форма Ваших заметок: торопливые, иногда словно оборванные фразы, даже нарочитая скудость выразительных средств -оказались (планировали Вы это или нет) как нельзя более хороши для Вашего замысла: да что тут много говорить- вот он , Париж, смотри и задыхайся от восторга!
Алла, это не честно — ты «украла» у меня «мой» коментарий! Даже удивительно — один в один хотел написать. Ну, может быть, чуть другими словами. И то не уверен. Но все же приоритет у меня: это я выбрал из всего присланного нам новым автором эти «заметки». Основывая свой выбор как раз на всех тех ощущениях и впечталениях, о которых ты пишешь.
Может быть, еще кое-что напишу, но пока подписываюсь под каждым аллиным словом.
Алла, может, еще что-нибудь за меня прокомментируешь?
Саша, спасибо! Что ж, с удовольствием что-нибудь прокомментирую…. Пока же подбираюсь прокомментировать твою Страну Наоборот, но это требует сосредоточенности и углубленности, чего никогда не могу достичь ,находясь в этой самой Стране Наоборот, где мной овладевают два основных чувства: недоверие и обреченное ожидание подвоха. Кроме того, мое восприятие наоборотной действительности и мои реакции на нее могут быть далеки от адекватных, а это пагубно для объективной оценки чего бы то ни было.
А приоритет, несомненно, у тебя! Выбор хорош , на мой взгляд. Подозреваю, что автор не так уж наивен и неискушен: его точное понимание акростиха говорят о том, что, по крайней мере, некоторые основы теории литературы ему знакомы.
Алла, читаю Ваш комментарий и удивляюсь, как точно Вы описали ощущения и форму. В первом предложении столько всего, я и сам хотел это выразить, но не знал какие слова подобрать. Было у меня и ненасытное зрение. Даже вспомнилась реклама: «Почему у Вас голова квадратная — Телевизор люблю смотреть — Всё подряд? — А вдруг что интересное пропустишь». В какой-то мере также было и у меня, только я головой вертел на 360 градусов. Я рад, что Вам и Александру понравились заметки. Также Вы точно подметили, что заметки получились «торопливые». Это только начинал я их писать за столом, а потом где приходилось, на ходу, на бегу, на коленках, прям как студент. Надо же сразу всё записать, ведь потом были новые экскурсии. И чтобы ничего не пропустить, писал быстро в режиме non-stop. 85% заметок были написаны в Париже. И всего 15% я дописывал уже дома, пересматривая раз за разом сделанные фотографии. Была у меня мысль сделать небольшое дополнение к заметкам, что-то вроде post scriptum, описав пару событий, которые не вошли в первоначальный рассказ. Может и сделаю когда нибудь. Тем временем скоро март месяц, уже можно наблюдать солнечные лучи, и я снова вспоминаю Париж!
Для тех, кто любит Париж рекомендую последний фильм Вуди Аллена (Woody Allen) «Полночть в Париже» (Midnight in Paris), который мы с женой посмотрели в эту пятницу. Вот ссылка где его можно посмотреть с русским синхронным переводом:
http://my-hit.ru/film/12849/online
Может можно найти сайт с лучшим качеством, чтобы помимо очень интересного, с моей точки зрения, сюжета, также насладиться очень хорошей операторской работой с замечательными видами Парижа. Кстати, один мимолетный эпизод фильма снят на фоне ортодоксального собора Александра Невского, в котором я был в 2007 году и сфотографировал его практически с той же точки, что и в фильме. Сейчас посмотрел на интернете и нашел практически такой же снимок (самая первая фотография на этом сайте):
http://www.tourparis.de/index.php?option=com_content&view=article&id=291&Itemid=280
Не буду рассказывать содержание этого фильма, чтобы не смазывать впечатления от просмотра. Только скажу, что мне кажется, фильм дает довольно интересный подход к оценке различных эпох и в этом смысле перекликается с недавними обсуждениями в Контрапункте в разделе «Возвращенный символизм».
Два замечания:
— не могу сказать, что являюсь большим поклонником Вуди Аллена и актера, играющего главную роль в фильме. Тем не менее рекомендую этот фильм.
— очень рад за автора этих заметок, что он не побывал в Moulin Rouge, от которого у меня лично осталось удручающее впечатление.
Алексей, английские буквы tinnad превратились в русские тиннад, потому что человек под этим ником просил расшифровать в стихах на русском языке. Да к тому же на английском я стихи писать не умею. Хотя может попробую… в будущем.
Я смотрел фильм «Полночь в Париже». Рекомендовали родственники, т.к. в начале фильма около 3 минут показывают Париж. После просмотра была ностальгия. Вы верно подметили, виды Парижа показали хорошо.
Хотелось бы узнать, почему у Вас осталось удручающее впечатление от Moulin Rouge? Вроде бы все хвалили это кабаре. А Вы были в Lido? Если не ошибаюсь, это их главные конкуренты.
Долго не мог ответить на вопрос, почему Moulin Rouge произвел удручающее впечатление. Коротко сказать — все это довольно пошлая подделка под что-то давно исчезнувшее и тоже довольно пошлое изначально. Но более развернутый ответ, мне кажется, дала некая Татьяна Менакер в этой статье:
«Моя франкофобия, или Диснейленд на еврейском кладбище»
Не могу полностью согласиться со всем, что она пишет, но многие вещи очень созвучны моим впечатлениям.
Мне кажется, искать французскую самобытность в Париже так же нелепо, как «русский дух» в Москве. Я, тем не менее, люблю Париж, поэтому считаю статью весьма и весьма необъективной, написанной под влиянием обиды, а что еще хуже, по крайней мере для меня, очень политически ориентированной, и очень противоречивой: автор утверждает, что ничего истинно французского не осталось и при этом начинает перечислять так раздражающие ее (автора) черты истинно самобытные: большая часть времени проводится в кафе, французская кухня (кстати, теперь это объект списка ЮНЕСКО), манера есть, жадность как национальная черта — и все это со знаком минус.
Но я из тех, кто любит французскую кухню, кому нравится, как ведут себя французы в кафе, как заразительно «вкусно» они едят, кто считает, что есть медленно и с удовольствием да еще в кругу приятелей за хорошей беседой гораздо полезнее, чем глотать на бегу не пережеванный толком биг мак.
Но основное здесь все же -попытка определить отношение к Мулен Руж. Для того чтобы понять возникновение и популярность таких мест, надо понимать отношение французов к сексу. Недавно, в связи со скандалом, появилась очень симпатичная статья , она не о Мулен Руж, но, на мой взгляд, помогает понять французов, а значит, как минимум, избежать франкофобии.
http://m.bbc.co.uk/russian/society/2014/01/140119_french_attitude_sex
Дорогой Алексей! Я рада, что ты снова с нами. С интересом прочитала статью Татьяны Менакер
“Моя франкофобия, или Диснейленд на еврейском кладбище”. На мой взгляд в ней много спорного. Я очень люблю Париж. За последние два года мне трижды довелось там быть. Какие великолепные музеи и выставки мы посетили! Мы с подругой передвигались по Парижу на катере, наслаждаясь чудесными видами набережных и Сены. Гуляли в парках и садах, где одновременно цвели деревья (каштаны), кусты (сирень, глицинии, жасмин) и сами цветы (тюльпаны, нарциссы и множество других). Красота необыкновенная! Были на концерте органной музыки в самом старинном соборе. Гуляли по бульварам, какая великолепная и величественная архитектура! А французская кухня, лучшая в мире, доставила нам особое удовольствие. Мы не встречали ни грубости, ни равнодушного отношения. Уютный отель в центре Парижа, вкусные завтраки, кофе, добрейшая негритянка-прислуга, обходительные французские девочки за стойкой бара. В хороших известных ресторанах нас встречали и угощали как родных. Конечно, все это стоило больших денег. Но, иначе ты что-то не так увидишь и не так поймешь. Много лет назад, когда у нас не было достаточно средств, мы блуждали с мужем по Парижу, умирая к вечеру от усталости, мы были в музеях, на всех экскурсиях, в кабаре, нам было здорово, но мы не могли себе позволить просто посидеть и отдохнуть в кафе, выпить лишний раз чашечку кофе с вкусной булочкой на центральных улицах, не говоря уже про посещение хороших ресторанов. Ели что-то в каких-то кафе. К вечеру француженки казались нам не очень привлекательными, мужчины не очень вежливыми. Метро — не очень удобным. Огромное количество выходцев из Алжира и других африканских стран раздражало… Мы видели несколько другой Париж. И все равно он казался нам прекрасным!
Что касается фашистов, националистов и прочих нелюдей — нельзя им прощать их жуткие преступления перед всем человечеством, в том числе. и перед еврейским населением. Преступники!!! Но переносить историю на сегодняшний день, видеть только все негативное в Париже — это, на мой взгляд, большая ошибка! С плохим настроением и предвзятостью лучше сидеть дома. А Париж — будет всегда для всех одним из самых романтичных и красивейших городов мира! Наслаждайтесь в Париже, если вы, конечно, умеете и, если у вас есть возможности наслаждаться !
Во время странствий по Парижу, после первых дней, когда мозг пришел в себя от эйфории и восторга, первой мыслью было написать стихотворение. Я размышлял, как лучше начать, описать мое прибытие и путешествие, или сделать акцент именно на восприятие увиденного. Но обилие информации, увиденной и услышанной, программы экскурсии, да и простые прогулки прямо намекали на то, что в одном стихотворении всего не передать. Времени не хватить. Надо постараться хотя бы запечатлеть свое пребывание, и не упустить какую-нибудь деталь. Таким образом, идея стиха плавно перешла в идею рассказа.
Кто бы мог подумать, что спустя какое-то время, ко мне попадет сборник стихов ставропольского поэта Сергея Рыбалко «Под небом Парижа». У него тоже была мечта посетить Париж. В августе 2002г. он побывал в Париже. Мне о поэте С. Рыбалко ничего не известно, кроме краткой биографии о нем из его сборника стихов. Живет и работает на Ставрополье в г. Ессентуки. Филолог, преподаватель русского языка и литературы.
О Париж – город страсти, любви,
Город песен, цветов и канкана!
Как люблю я бульвары твои,
Золотые дворцы и фонтаны!
Может, скоро, томясь суетой,
Я звездой, догорев, отмерцаю,
Но Париж, словно сон золотой,
Буду в сердце хранить до конца я.
Прочитал это стихотворение и понял, что и я это всё хотел передать. Но в форме стихов не знал как это сделать. Как вдруг прочитал стихи С. Рыбалко. Очень красивое стихотворение. Я бы так не написал.
Брожу по улочкам Монмартра.
А день улыбчивый такой,
Как будто День 8 марта
Играет солнцем, синевой.
Художник кистью за мольбертом
Рождает чудо на холсте.
И голубь беленьким конвертом
Слетает вниз, прошелестев.
И я там был… и по улочкам бродил… Восторгаясь пьянящей красотой Парижа, автор, не забывает и про Родину. В его стихах также наблюдаются нотки грусти, тоски по России. Он даже приводит строки В. Маяковского:
«Я бы жить и умереть хотел в Париже,
Если б не было земли такой — Москва».
Сборник стихов С. Рыбалко приятно удивил меня тем, что в нем еще есть и фотографии Парижа, и фото самого автора, сделанные на фоне достопримечательностей. Более того, к фотографиям известных и посещаемых мест даны небольшие исторические справки.
Блистательный Лувр,
Королевский Версаль
В фонтанах
И парках роскошных,
Не скрою,
Мне вас покидать очень жаль,
Как добрых
Знакомцев вельможных.
Пускай облетают,
Как листья, года,
Пускай время
К вьюгам всё ближе,
Но будет, как сон,
Сниться сердцу всегда
Чудесная
Сказка Парижа.
Интересно получается, я ведь не искал стихов о Париже. Свои переживания вылились в рассказ. Но совершенно случайно, ко мне попал это сборник. В этих стихах автора есть те строки, которые отражают и мои впечатления, только немного в другой форме.
«…Но будет, как сон, сниться сердцу всегда чудесная сказка Парижа». О, да! Нахлынули воспоминания, и захотелось мне в Париж. Как Вы помните из моего рассказа, я не был в Версальском дворце, и не был ни в одном кабаре. Есть повод вернуться :)