от редактора
«Еще со времен небезызвестной дискуссии о рок-музыке (см. «Мнение имею») Александр Бабков повел атаку на остальных участников блога под флагами «брит-» и «индипопа». Очевидно, не удовлетворившись результатами этой своей, в основном, словесной «атаки», Александр теперь решил перейти к более решительным действиям.»
От автора
«Читайте, вникайте, приникайтесь, если в вас еще есть тяга к новому и оригинальному. Предлагаю вашему вниманию первую, открывающую сборник песню группы «Placebo» — «Running Up That Hill».
[audio:2011/0420.mp3]
Из Википедии
Бритпоп — жанр альтернативного рока, возрождение доминировавшего гитарного стиля поп-музыки 60-х годов на музыкальной сцене Великобритании в 90-е. Характеризуется стиль бескомпромиссной «британистостью» мелодий и звучания, используя британские традиции как фольклорной так и рок-н-ролльной музыки 60-х — 70-х годов XX века.
В 60-е годы основателями бритпопа считаются The Kinks. После того, как из-за резкой социальной окраски их текстов группе был закрыт въезд в Америку, они меньше, чем другие группы британского вторжения, соприкасались с психоделией, и в 1966 году выпустили первый бритпоп-альбом «Face To Face». Эталонами жанра стали и следующие две работы музыкантов — «Something Else By The Kinks» и «The Kinks Are The Village Green Preservation Society». Мелодика бритпопа «The Kinks» была смесью английского бита от ранних The Beatles и музыкальных традиций мюзик-холла.
Современные истоки бритпопа лежат в пост-панке и инди-роке (в частности такие коллективы, как Stone Roses, Smiths, Charlatans). Принято считать, что термин «бритпоп» впервые употребил журналист и участник панк-группы Goldblade Джон Робб в 1987 году. Так он охарактеризовал музыку группы The Stone Roses. В 1997-м слово заслужило место в Оксфордском словаре английского языка.
Расцвет стиля пришелся на 1994 год, когда Oasis и Blur выпустили свои культовые пластинки Definitely Maybe и Parklife. Именно этот год является переломным в истории рок-музыки. После смерти лидера Nirvana Курта Кобейна основная масса поклонников рока раскололись на тех, кто остался верен американской концепции, и на тех, кто стал приветствовать британскую волну. Господство в мире рока опять перешло к Великобритании. Америка оставила за собой право развивать панк-рок и разные его ответвления: гранж, пост-гранж, нью-метал, калифорнийский панк и т. д. Уже в третьем тысячелетии бритпоп признали и там. Появились, например, The Killers и The Strokes — коллективы, на которые несомненно повлияла британская «гитарная» волна. Постепенно слово «бритпоп» стало использоваться все реже. В начале 2000-х в обиход более широко вошло понятие инди.
«BRIT» ЕСТЬ BRIT
(Заметки о музыке “Britpop”)
На днях я закончил работу над музыкальным сборником в стиле «Бритпоп». В этой связи хотелось бы, — а как же иначе? — поделиться рядом случившихся по ходу работы мыслей и соображений.
Во-первых, цели, которыми я задавался.
Ну, прежде всего – это очередная попытка, с моей стороны, расшатать ряд устоявшихся, в том числе и в наших рядах, стереотипов. Таких, например, как:
— «Все субъективно!»
— «В жизни нет времени, чтобы слушать посредственную музыку».
— «После 70-х рок-музыки уже не было!»
И, наконец:
— «Рок-музыка – это род промышленного дизайна!»
Во-вторых, желание поделиться той радостью, которую лично мне приносит эта музыка. Не вся, допустим. А что, с рок-музыкой было иначе? В основном, конечно, лучшие образцы. Но лучшее, не существует же оно в гордом одиночестве, в каком-то безвоздушном пространстве! Бриллианты должны оттеняться посредственностями, только тогда они поворачиваются к нам всеми своими сторонами, играют всеми своими гранями.
В-третьих, сказать своим друзьям: «Смотрите, жизнь продолжается! Не отворачивайтесь от нее. Наслаждайтесь до поры до времени, пока это возможно!»
Ну и, в-четвертых, лишний раз самого себя убедить во всем этом!
«Ну, как тебе? А вот еще Мингус! Ты только послушай!» — радушно потчевал меня джазовым десертом приятель, любезно согласившийся помочь мне с записью музыкального сборника песен в стиле «бритпоп» и «индипоп». «Ты только послушай… Это же высшая математика! Одна тема. Другая… Третья… Вот они сталкиваются… переплетаются… А вот появляется еще одна, и все усложняется в разы!»
«А ты уверен, что родоначальники и короли джаза – негритянские музыканты – владели «высшей математикой»? – неуверенно вставил я, — Математика от ума, а музыка – от сердца… Более того – от души…»
Я и сейчас так думаю. Ум живет логикой, а душа – интуицией. Душа скована хитроумными веригами ума, но иногда изворачивается, вырывается и уносится в такие глубинные высоты (или заоблачные глубины?), куда никакому уму и никакой логике вовек не проникнуть.
Сложные музыкальные конструкции, равно как словесные и визуальные, способны ли они проникнуть в душу? Не теряются ли они в своих собственных тенетах? Не зацикливаются ли сами на себе? Не оказываются ли самоцелью?
Сложность ли является главным достоинством музыки?
Музыку бритпоп вряд ли можно отнести к категории сложной. Хотя и простой ее тоже не назовешь. При этом, чем дальше, тем больше тяготеет она к музыке симфонической, активно заимствует у нее основные принципы и даже целые пассажи не стесняется вставлять в свои композиции.
Что это, как не желание подняться еще выше? Это, однако, не означает, что сейчас она летает низко.
Она, несомненно, трогает душу, как любая другая истинно британская рок-музыка, богато напитанная кельтскими корнями. Эта музыка навевает сплин, который не в пример нашей русской хандре (что бы по этому поводу ни говорили великие) приводит в состояние меланхолической задумчивости и философской покорности – фатализму.
Эта музыка высвобождает душу из пут разума и позволяет ей свободно парить в творческом полете… Творчество это вообще не столько прорыв, сколько внезапная находка в результате сомнамбулического хождения – roving*/ – по бесконечным коридорам памяти, воображения, чувств. Еще минуту назад ты был в потемках, но вот уже откуда-то забрезжил, а затем и вырвался свет. И ты пошел на него. То и дело высвечиваются все новые детали, выступают все новые контуры… Тени же отступают. И вот уже вся «картинка» оказывается как на ладони.
Но… уже в следующее мгновенье свет гаснет, и только память и воображение в состоянии продлить очарование момента. Музыка «брит» несомненно затрагивает определенные струны души, которые выдают ответные мелодии и напевы. А что еще мы вправе требовать от музыки?
Является ли недостатком бритпопа то, что эта музыка по сложности и замысловатости не дотягивает до джаза или «классики»? Полагаю, что нет. В конце концов это в состоянии определить и почувствовать лишь профессионал. Для нас же, простых любителей, чем короче путь к свету, к ответным мелодиям души, тем лучше. И эта ответная мелодия отнюдь не примитивна. Она несет в себе задатки творчества, она пробуждает творческие начала, она побуждает к творчеству. А раз так, значит это по-настоящему искренняя и высокая музыка!
___________
*/ Вспомним Байрона: «Yet we’ll go no more a roving // By the light of the moon» — разве уже это не музыка?
По-настоящему глубокие и искренние произведения рождаются только в состоянии меланхолии – тихой «философской» грусти, которая одна лежит на самом дне человеческой души. Все остальное находится уже выше, радость – так и вовсе на поверхности: ее наносит и уносит с каждым первым встречным ветерком.
Музыка «брит» — глубоко экзистенциальна именно в силу этого своего меланхолического характера, который зачастую может не находиться на поверхности, но который лежит в основе почти каждого произведения. В отличие, скажем, от джаза, предшествовавшего року, или даже от самого рока в первые годы его существования. Там, особенно в джазе, все замешано на эмоциях, на состоянии приподнятости, едва ли не ничем не прикрытой радости. И только блюзовая составляющая возвращает нас в суровые будни.
Это и не удивительно. 20-й век выдался не простым. Много в нем было горя, страданий. Литература, поэзия, живопись в полной мере отразили всю глубину драматизма этого века. И только музыка оставалась глотком свежего воздуха, только музыка сохраняла надежду.
Конец 20-го века, напротив, – пик благополучия. Он представляется заслуженной наградой за все муки, пережитые человечеством. Ни тебе серьезных войн, ни особых катаклизмов глобального масштаба. Где-то на периферии цивилизации, там — да, по-прежнему проливается кровь, текут слезы… Но кто думает об этом в самой цитадели? Здесь люди учатся предавать забвению то, что было, в том числе и с ними самим в недавнем прошлом. Учатся с равнодушием относиться к чужому горю и страданию. Учатся благополучию и достатку.
Как выясняется, это не так-то просто. Рано или поздно появляется чувство неудовлетворенности. Выясняется, что человек не может, вот так, просто жить, просто существовать! В чем же дело? – А дело в том, что это не соответствует назначению человека, предначертанной ему миссии. Благополучие – это всего лишь еще одна ложная цель.
На фоне достатка и довольства в глубине души человека зарождается и поднимается все выше, к горлу, комок необъяснимой тоски. Перехватывая все больше и больше дыхание. И вот кусок уже не лезет в горло. Вместо осанны, вместо едва ли не «гимнов» (а зачем, собственно, кавычки?) — едва ли не гимнов, то и дело вырывавшихся у тех или иных в т.ч. и рок-групп, появляется сначала глухой сип, хрип, а затем и вовсе вой и рык, сменяемые еще позже тихой грустью и меланхолией. Ярость сменяется размышлением о том, кто мы, зачем и куда. Это и есть музыка «брит» и «инди».
Нотка эта не переставала звучать ни в 60-е, ни в 70-е, ни в 80-е, но в 90-е она стала набирать новую силу, пока не зазвучала вполне отчетливо и весомо.
Музыка брит передает всю гамму чувств: от глухой тоски до мгновенной ярости и от разочарования до новой тихой радости и надежды. Если разобраться, то эта тоска непознанности и непознаваемости: ни себя в этом мире, ни самого этого мира – и было лучшим из того, что было в рок-музыке. Но в бритпопе это нашло свое наиболее яркое и концентрированное выражение.
Более того, через кристалл чистой воды бритпопа не мешает лишний раз взглянуть на предшествовавшую ему эпоху рок-н-ролла. Чтобы увидеть в нем истинное и наносное, настоящее и искусственное, исконное и заимствованное.
Без настоящего нельзя до конца понять прошлого, равно как без прошлого – настоящего. Без того и другого мы не сможем заглянуть в будущее.
Мы – связь времен. Это надо четко понимать. Наши отцы уже не живут настоящим, у детей пока нет прошлого. Мы – над одними и над другими. Это состояние продлится не долго. Нужно успеть осознать и выразить это состояние своего повышенного понимания сути и хода вещей.
Нынешний сборник, что бы ни говорили мои оппоненты, это еще один маленький шажок на этом пути!
Тексты Бритпоп достойны отдельного разговора.
Они герметичны, глубоко личностны и интроспективны. А еще они непоследовательны, противоречивы, путаны и нелогичны…
Это даже не поток, а некий сток сознания с элементами серьезного застоя, откуда
время от времени вырываются протуберанцы эмоций и мыслей, свидетельствующих о том, что внутри этого мутного болотца
идут какие-то процессы. И что, возможно, еще не все потеряно
и рано или поздно что-то здесь зафонтанирует.
Переводить тексты полностью не имеет особого смысла:
вряд ли они что-то кому-то смогут дать, но вот отдельные всполохи мысли и сознания – они достойны внимания…
Let it break the magic beauty of your fragile mind… | И вдребезги пусть разобьет волшебный круг твоих нестойких мыслей… |
It’s not a sign of weakness When you’re searching for the places where the memories flow. |
Не признак слабости попытка отыскать убежище своих воспоминаний. |
Everybody’s gotta feel the weight of death sometime. | И каждому однажды предстоит гнет смерти ощутить. |
I spun a web, it’s tangled up with me… | Я паутину сплел и сам в ней очутился… |
When you lose something you can’t replace When you love someone, but it goes to waste Could it be worse? |
Утратить то, что не восполнить А, полюбив, любви узреть смиренье, Что может быть страшней? |
When you’re too in love to let it go If you never try you’ll never know Just what you’re worth. |
Избыточность в любви — любви не утолит, Не испытав, вовек не осознаешь, На что ты годен. |
It doesn’t hurt me. Do you want to feel how it feels? |
Мне боль не в боль, А ты сама не хочешь, такое испытать? |
Unaware I’m tearing you asunder. Ooh, there is thunder in our hearts. |
Невольно с плотью отрываю от себя – тебя, В душе у нас грохочут громы… |
«C’mon, baby, c’mon darling, Let me steal this moment from you now. C’mon, angel, c’mon, c’mon, darling, Let’s exchange the experience, oh…» |
Позволь мне, милая, украсть еще мгновенье… Скрестим, мой ангел, опыта клинки… |
Lay me down, the lie will unfurl Lay me down to crawl. |
Оставь меня, и лжи веретено раскрутится. Оставь, ползти заставь… |
Amazing grace in here… | Чарующая здесь внутри бытует красота… |
And don’t forget to breathe… | И не забудь вздохнуть… |
Guess I thought you had the flavour… | Я верил в твой изысканный букет… |
Remember me, special dreams. | И вспоминай меня, в своих особых снах… |
Many the lives we lived in each day And buried altogether. |
Как много каждый день мы жизней проживали И все их схоронили в один час… |
She goes her own way… | Она проходит свой, особый путь… |
She says she has no time… / For you now… | Ссылается, что времени в обрез… / Не до тебя… |
If fashion is your trade then when you’re naked I guess you must be unemployed… | Раз с моды ты живешь, то нагота способна разрушить бизнес твой… |
I’ve got nothing to rely on… | И положиться не на что… |
But we know that whoever holds the reins Nothing will change Our cause has gone insane… |
Но кто бы вожжи ни держал, Ты перемен не жди, Ведь цель извращена… |
Semi-naked in somebody else’s room. I’d give my whole life to see it…
|
Полуобнажена в чужой квартире. Полжизни за такую красоту… |
And there was no danger / And no more strangers / As you are… | Ни страхов, ни забот, ни чужаков, таких как ты… |
So hard to say goodbye… | Так нелегко сказать «Прощай»… |
Our ancient heroes, they are turning to dust! | Все наши древние-предревние герои, все канут в пыль! |
Hello sunshine / Come into my life | Светило, здравствуй / В жизнь мою войди |
It’s been a while / Since we had reason left to smile… | По сути, как давно исчезли все поводы для смеха, для любви… |
And these wars they can’t be won | Все эти войны, в них не победить… |
Must we do as we’re told? | И следовать ли нам чужим указам? |
Is there so much hate for the ones we love? | Какое море злобы против тех, кто был любим! |
You think your days are uneventful | Ты думаешь, что дни твои пусты |
The sun in your eyes… | И солнца луч в твоих глазах… |
They spun a web for me | Мне сеть уж сплетена |
When you are too in love to let it go | Любить так сильно, чтоб сдержать порыв |
Light will bring you home | Свет к дому приведет |
And up we’ll go In white light … |
И вознесемся вверх Навстречу свету… |